shkolakz.ru 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД



УМКД 042-18-18.1.74 /01-2013



УМКД

Рабочая учебная программа дисциплины

«Инновационные технологии в научно-исследовательской практике» для преподавателя


Редакция №1

от 18.09. 2013 г



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Инновационные технологии в научно-исследовательской практике »

для специальности 6М020300 – «История»




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Семей 2013




Предисловие


1 РАЗРАБОТАНО

Составитель _______________«_03__»____09______2013 г.


Ахметова Р.Д., к.и.н., и.о.доцента кафедры Истории Казахстана


2 ОБСУЖДЕНО

2.1 На заседании кафедры Истории Казахстана

Протокол № _1_ от «__03__» ____09______ 2013 года


Заведующий кафедрой _____________ Н. Мухаметжанова


2.2 На заседании учебно-методического бюро Гуманитарно-юридического факультета


Протокол № _1_ от «_05__» ____09______ 2013 года


Председатель ______________ Ш. Кенесбаева


3 УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета

Протокол № _1_ от «_18_» ____09_____ 2013 года

Председатель УМС _____________ Г. Искакова



4. ВВЕДЕНО ВЗАМЕН редакции №4 от 13.09.2012


Содержание





1

Область применения

4

2

Нормативные ссылки

4

3

Общие положения

4-5

4

Содержание рабочей учебной программы дисциплины для преподавателя

5-8

5

Перечень тем для самостоятельной работы магистрантов

8-9

6

Литература

9-10


1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «Личности и мировая история» предназначена для студентов специальности 6М020300 «История». Он знакомит магистрантов с содержанием курса, его актуальностью и необходимостью, политикой курса, с теми навыками и умениями, которые магистранты приобретут в процессе обучения.


2 Нормативные ссылки

Настоящая программа дисциплины для преподавателя устанавливает порядок организации учебного процесса по дисциплине «Личности и мировая история» в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:

- ГОСО специальности 6М020300 «История» (разработан на основе ГОСО РК 5.4.033-2008);

- Типовой учебный план специальности 6М020300 «История»


- СТУ 042–ГУ-4-2013 Стандарт университета «Общие требования к разработке и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин»;

- ДП 042-1.01-2013 Документированная процедура «Структура и содержание учебно-методических комплексов дисциплин».


3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


  • Ахметова Р.Д. – к.и.н., и.о.доцента кафедры Истории Казахстана

  • Контактная информация – учебный корпус №1, кабинет № 1006

  • Место проведения занятий – аудитория №____ (по расписанию)

  • Название дисциплины – «Личности и мировая история»

  • Количество кредитов – 2

  • Выписка из рабочего учебного плана (Табл. 1)




    1. Краткое описание содержания дисциплины.

Разработка и введение учебного курса «Личности и мировая история» продиктовано потребностями совершенствования университетской системы исторического образования в направлении гуманизации, междисциплинароной интеграции, углубленного изучения разнообразия мировоззренческих подходов к оценке деятельности личности в общеисторическом контексте.


3.2 Цель данного курса – рассмотреть влияние личности на ход исторического процесса.


3.3 Основные задачи дисциплины:

  • Определить основное содержание различных подходов к изучению истории;

  • Осветить этапы исторического процесса развития общества и роль личности в нем;

  • Раскрыть значение той или иной личности в развитии общества и государства.


3.4 В результате изучения дисциплины магистрант должен:

  • знать взаимосвязь сфер общественной жизни и показать влияние личности на развитие;

  • владеть методами исторического исследования;

  • усвоить категориальный аппарат дисциплины;
  • уметь анализировать историко-культурное прошлое, применять принцип историзма, разбираться в главных отличиях цивилизационного подхода к истории от формационного подхода и др.;


  • иметь навыки, связанные с составлением докладов и правильным изложением устного материала, умение самостоятельно подходить к имеющейся научной литературе при подготовке к семинарам и др.


3.5 Пререквизиты курса:

- Новые подходы к фундаментальным проблемам Всемирной истории

Таблица 1- Выписка из учебного плана

Курс


Семестр

Кредиты

ЛК (час)

СПЗ (час)

СРМП (час)

СРМ (час)

Всего (час)

Форма итогового контроля

2


III

2

15

15




120

150

экзамен


4 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Таблица 2 – Содержание дисциплины. Распределение часов по видам занятий







Наименование темы

Содержание

ЛК

СПЗ

ЛБ


СРСП

СРС

Литература

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Вводная лекция

  1. Понятие общества. Общество как система.

  2. Основные подходы к исследованию общества.

3. Роль личности в истории.

1

1




1,5

1,5

6.1.2

6.1.4.

6.2.7


2

Исторические личности древнего мира

  1. Александр Македонский

  2. Аристотель

  3. Архимед

  4. Гай Юлий Цезарь

Геродот, Демокрит, Евклид, Гомер

1

1




1,5

1,5

6.1.2

6.1.4.

6.2.7


3

Исторические личности средних веков

  1. Вильгельм Завоеватель

  2. Галилео Галилей

  3. Жанна Дарк

  4. Ибн Сина

  5. Иоган Гуттенберг

  6. Карл Великий

  7. Королева Елизавета 1
  8. Леонардо да Винчи


9. Мартин Лютер Кинг

1

1




1,5

1,5

6.1.2

6.1.4.

6.2.7


4

Личности Нового времени

  1. Джордж Вашингтон

  2. Христофор Колумб

  3. Наполеон 1

4. Оливер Кромвель

2

2




3

3

6.1.1.

6.1.3.

6.2.4.


5

Личности новейшего времени

    1. Джон Кеннеди

  1. Мао Цзэдун

  2. Альберт Эйнштейн

  3. Генри Форд

  4. Дэн Сяопин

5. Зигмунд Фрейд

2

2




3

3

8.1.1.

8.1.3.


6

Мыслители и жырау средневекового Казахстана

1. Абу Насыр аль-Фараби

2. Юсуф Баласугун
3. Махмуд Кашгари
4. Ходжа Ахмет Яссауи

2

2




3

3

6.1.1.

6.1.3.

6.2.2

6.2.3


6.2.7


7-8

Казахские правители ХV-ХVII вв: личности, традиции и преемственность власти.

1. Институт «старшего хана».

2. Общественно-

политическая деятельность наиболее выдающихся казахских правителей. (Первые казахские ханы Джанибек-хан и Гирей (Керей)-хан, Касым-хан и др.)

2

2




3

3

6.1.1.

6.1.3.

6.2.2

6.2.3

6.2.7


9-10

Казахские правители ХVIII вв: личности, традиции и преемственность власти.

1. Тауке-хан (Азиз Тауке)

1680-1715) – человек умный и у киргизцев в великом почтении» (А.Тевкелев)

2. Абулхаир-хан (1710-1748) – знатный и главный хан», который «всей орде кочевать место распространял, на все семь сторон ответ собою давал, всему народу немало благодетельствовал»

3. Аблай (Абильмансур, Абылай) (1771-1781) – «превосходя всех

современных владельцев киргизских летами, хитростию и опытностию, известный умом, сильный числом подвластного ему

народа и славный в ордах сношениями своими с императрицею российской и китайским богдоханом..» (А.Левшин)

2

2




3

3

6.1.1.

6.1.3.

6.2.2

6.2.3

6.2.7


11

Казахские жырау и бии

      1. Жиембет-жырау


      2. Маргаска-жырау

      3. Толе би

      4. Казыбек би

      5. Айтеке би

      6. Бухар-жырау

      7. Актамберды-жырау

2

2




3

3

6.1.1.

6.1.3.

6.2.2

6.2.3

6.2.7


12

Лекция Казахская интеллигенция н.ХХв.


1. А.Букейханов.

    1. Великий реформатор ХХ в. А.Байтурсынов.

3.У.Джандосов: судьба, преданная революцией.

4. М.Шокай: новые интерпретации деятельности лидера национально-освободительного движения.
















6.1.1.

6.1.3.

6.2.2

6.2.3

6.2.7


13

Политические деятели и руководители нового типа.

1. Т.Рыскулов

2. М.Тынышпаев.
















6.1.1.

6.1.3.

6.2.2

6.2.3

6.2.7


14-15

Выдающиеся деятели советского Казахстана


1. Д.А.Кунаев о времени и о себе.

2. К.Сатпаев- первый президент АН РК.

3. М.К.Козыбаев – историк, генератор идей, мыслитель, общественный деятель.
















6.1.1.

6.1.3.

6.2.2

6.2.3

6.2.7



5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ СРСП

5.1 Мухаммед (571-632) - пророк ислама

5.2 Иисус Христос (4 год до н.э.) – пророк христианства.

5.3 Будда (563 год до н.э.- 483 год до н.э.) – основатель буддизма

5.4 Конфуций (551 год до н.э.-479 год до н.э.)- основатель конфуцианства

5.5 . Лао Цзы (5 век до н.э.)- основоположник даосизма

5.6 Моисей (13 век до н.э.)- основоположник иудаизма

5.7 Чингисхан- основатель и первый великий хан Монгольской империи

5.8 Альфред Бернхард Нобель

5.9 Вольфганг Амадей Моцарт

5.10 Чарльз Дарвин

5.11 Альберт Эйнштейн

5.12. Кенесары Касымов.

5.13 Махамбет Утемисов.

5.14 Сакен Сейфуллин.

5.15 Жамбыл Жабаев.


5.2 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ СРС





Тема

Вид контроля




Личность в истории и науке.

Устный опрос

Состояние казахского ханства к. ХVIII века. Хан Нуралы и батыр Сырым.

Устный опрос


Боевые подвиги, воинское искусство и мудрость Аблай-хана

Устный опрос

Казахское общество к.ХIХ- н.ХХ в.

Устный опрос

Первая российская революция и Казахстан

Устный опрос

Казахская культура 18-19 веков

1. Поэты эпохи «Зар-Заман»

2. Исследования русских ученых по изучению казахской культуры и быта

Устный опрос




Просветители, казахские ученые второй половины 19 века - начала 20 века.

1. Чокан Валиханов - крупнейший исследователь восточной культуры

2. Ибрай Алтынсарин — просветитель, ученый, реформатор.

3. Абай Кунанбаев - основоположник казахской письменной литературы

Национальная интеллигенция начала 20 века: Букейханов А, Байтурсынов А, Дулатов М. и др.

Устный опрос




Время и люди: политические деятели и руководители нового типа.

Устный опрос




Жизнь и творческая деятельность М.О.Ауэзова.

Устный опрос




Д.А.Кунаев о времени и о себе.

Устный опрос




М.К.Козыбаев- крупнейший историк современности

Устный опрос





Историческое место казахских биев и батыров, их роль и значение в судьбе казахской нации

Устный опрос




Представители различных диаспор в Казахстане и их роль в развитии образования, науки и культуры

Устный опрос


6 ЛИТЕРАТУРА

6.1 Основная литература:

6.1.1 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. тт. 1-4. Алматы, 1996-2006.

6.1.2 Казахи. Справочник. В 9-ти выпусках. А., 1999-2000.

6.1.3 Иллюстрированная история Казахстана в 4 т. - Алматы: Казак энциклопедиясы, 2006.

      1. 6.3.4 Культура Казахстана. – Алматы, 2001.

      2. 6.1.5 Казахи. Историко-этнографические исследования. А., 1995.

      3. 6.1.6 Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. и др. История Казахстана: народы и культуры. - Алматы: Дайк-пресс. – 2001


6.2 Дополнительная литература:

6.2.1 Мустафина Р.М. Представления, культ, обряды у казахов. А.,1993.

6.2.2 Кадырбаев А. Ш. История Казахстана: первобытный мир и древность. А., 1998.

6.2.3 Касымжанов А. Х. Портреты (штрихи к истории Степи). Вып. 1. А., 1995.

6.2.4 Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. А., 1990.

6.2.5 Кенжеахметулы С. Традиции и обряды казахского народа. - Алматы: ОАО «Алматы К1тап», 2004 - 284.

6.2.6 Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки) - Алматы:«Казахстан», 1998 - 176 с.

6.2.7 Маргулан А.X. Казахское народное прикладное искусство. - А-А. 1990.