shkolakz.ru 1 2


УДК 332.146:330.322:346.543.1(574.54) На правах рукописи


КРАВЧЕНКО ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ


Совершенствования управления инвестиционно – инновационной деятельностью (на материалах промышленности Кызылординской области)


Реферат


Магистерской диссертации на соискание академической степени

магистра экономики и бизнеса по специальности 6М050600-Экономика


Кызылорда, 2012


Работа выполнена в Кызылординском государственном университете

им. Коркыт Ата


Научный руководитель Доктор экономических наук,

Махницкая Е.И.


Официальный оппонент: Доктор экономических наук,

Егембердиева С.М.


Защита состоится « » июня 2012 года в _____часов на заседании государственной аттестационной комиссии в КГУ им. Коркыт Ата по адресу: г. Кызылорда, ул. Айтеке би 29А.


С диссертацией можно ознакомиться в научно – технической библиотеке КГУ им. Коркыт Ата по адресу: 120014, г.Кызылорда, ул. Байсеитова 100


Введение


В современных условиях только инновационная экономика, основанная на заимствовании, адаптации к местным условиям и разработке новейших технологий, способна поднять конкурентоспособность страны, а значит, и уровень жизни населения этой страны на достаточно высокий уровень.

Таким образом, успешная реализация Стратегии инновационного развития должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики Казахстана, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

Для реализации системного подхода к формированию инновационной системы разработаны и приняты концептуальные документы: Стратегия форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 - 2015 годы, Послание Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана.


Между тем, методологические аспекты активизации инвестиционно-инновационной деятельности на уровне регионов, подходы к разработке и реализации программ инвестирования, способных преодолеть кризис, до сих пор системно и комплексно не рассматривались. Для новых условий хозяйствования, где приоритетом выступает переход экономики к индустриально-инновационному развитию, отсутствуют общие теоретические подходы к формированию системно ориентированной стратегии активизации инвестиционно-инновационных процессов с учетом дифференциации территориального развития.

Объективная потребность пересмотра существующих подходов к использованию региональных ресурсов и становлению экономики на путь индустриально-инновационного развития подчеркивают, прежде всего, актуальность и востребованность проведенных исследований. Острая нехватка инвестиционных ресурсов и их эффективное распределение поставила актуальную задачу внедрения новых методов технико-экономических расчетов эффективности производственных и инновационных инвестиций, соответствующих условиям хозяйственного законодательства и современным принципам рыночной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Теоретическая проработка проблем инвестиционной деятельности присутствует во всех научных школах и направлениях, поскольку в основе экономического роста лежит процесс накопления капитала.

Большой интерес представляют труды иностранных ученых по проблемам функционирования инвестиционной сферы Альстона Е., Беренса В., Брю С., К.Макконнела, П.Хавранека, У.Ф. Шарпа, Ж.Колли, С.Хейнмана. Существенный вклад в развитие экономической науки и рыночного направления инвестиционной деятельности, оптимизации инвестиций на корпоративном уровне внесли Г.Бирман, С.Шмидт, Р.Брейли, Т.Милбурн, П.Массе, К.Эклунд, Дж.Фридман. В работах этих ученых вопросы инвестиционного проектирования и его оценки рассматриваются в первую очередь относительно корпоративной формы владения собственностью и применительно к условиям в рыночной системе.


В последнее десятилетие в трудах ученых-экономистов разрабатываются новые направления исследований: проблемы повышения экономической эффективности инвестиций, формирование механизма инвестирования, формы и методы регулирования инвестиционных процессов, структурная перестройка народного хозяйства, проблемы инновационного развития экономики. Эти направления разрабатываются в трудах ведущих ученых Казахстана и стран содружества: Абдыгаппаровой С.Б., Алшанова Р.А., Алимбаева А.А., Бердалиева К.Б., Гусевой К., Доничева О.А., Днишева Ф.М.,Есентугелова А.Е., Жоламана Р.К., Исабекова Б.Н., Исахметова Т.И., Караваева В.П., Кенжегузина М.Б., Олейникова Е.А., Раимбекова Ж.С., Рекитара Я.А., Сабден О.С., Сатубалдина С.С., Сейтказиевой А., Селиверстова В.Е., Татаркина А.И., Умирзакова С.Ы., Утарова А.К., Цыгичко А., Шнипера Р.И. и других ученых.

При этом в большинстве работ основной акцент при изучении инвестиционных процессов делается на специфику их протекания на макроуровне. Территориальный аспект тематики исследован недостаточно. Вместе с тем имеется объективная необходимость глубокой методологической проработки этого научного направления

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы управления инвестиционно-инновационными процессами в регионе определили выбор темы исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Целью магистерской работы является проведение исследования по развитию инвестиционно-инновационной деятельности и разработка на этой основе практических рекомендаций по ее активизации в Кызылординской области.

Для достижения указанной цели автором поставлены задачи:

- всесторонне исследовать и обобщить методологические основы инвестиций и инноваций, определить понятия «инвестиции», «инновации» «инвестиционный процесс», «инвестиционно-инновационный процесс»;

- определить модель управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе;

- дать всесторонний анализ инвестиционного регулирования инновационной сферы в зарубежных странах и Казахстане;


- обосновать систему экономического мониторинга регионального развития, позволяющего анализировать текущую экономическую ситуацию и прогнозировать ее развитие;

- проанализировать направления инвестиционно-инновационной деятельности в Кызылординской области;

- разработать и обосновать подходы к оценке инновационного потенциала и резервов инновационного развития региона;

- разработать организационно-экономические основы действия гарантийно-залогового механизма на базе социально-предпринимательских корпораций, позволяющего увеличить возможности привлечения инвестиций в инновационную сферу.

Объектом исследования является инвестиционный и инновационный потенциал Кызылординской области.

Предметом исследования выступают в совокупности организационно-экономические отношения, связанные с формированием и развитием инвестиционно-инновационной деятельности в Кызылординской области.

Методология и методы проведенного исследования. В процессе исследования применялись теоретические и методологические положения теории инвестиций и инноваций, методологические подходы к анализу и оценке социально-экономической эффективности инвестиционно-инновационной деятельности.

Для достижения поставленной в диссертации цели применялись следующие методы исследования: системно-функциональный, экспертный, экономико-статистический, региональный сравнительный и системно-структурный, сравнительно-исторический, графический, абстрактно-теоретический и конкретно-экономический, экономико-математическое моделирование.

Информационной базой диссертационного исследования послужили отечественные и зарубежные методические и справочные материалы. Официальная фактическая информация Агентства Республики Казахстан по статистике и зарубежных статистических органов, данные Министерства экономики и бюджетного планирования, Министерства индустрии и торговли, а также аналитические материалы, опубликованные в научных изданиях и специализированной периодике.


Научная новизна исследования заключается в решении проблемы прогнозирования, планирования и управления инвестиционно-инновационной деятельностью в Кызылординской области, и выработке на этой основе практических шагов по оптимизации инвестиционно-инновационной политики мерами государственного регулирования экономических процессов.

Наиболее существенные новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, заключаются в следующем:

- разработана модель управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе;

- предложена методика экономического мониторинга, важной составляющей которой выступает инструментарий оценки инвестиционно-инновационной деятельности;

- предложена методика оценки инновационного потенциала и инновационной активности территории, позволяющая количественно измерить инновационный потенциал и рассчитать резервы роста инновационной активности;

- разработан механизм активизации инвестиционно-инновационной деятельности в южных регионах путем создания гарантийно-залогового фонда в рамках социально-предпринимательской корпорации, учитывающий интересы участников инвестиционно-инновационного процесса.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов Исследование обобщает теоретические подходы к оценке экономической эффективности инвестиционно-инновационной деятельности, совершенствует и развивает методологию планирования инвестиций в инновационную сферу с учетом взаимосвязи социального и экономического эффекта. Практическая ценность работы определяется направленностью исследований автора на решение вопросов управления инвестиционно-инновационной деятельностью в Кызылординской области.

Результаты исследования могут быть применены при разработке и реализации направлений реструктуризации и индустриализации экономики региона.

В дальнейшем они могут также найти применение:

- при подготовке программ социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу в части формирования ориентиров макроэкономической и инвестиционно-инновационной политики,


-при подготовке технико-экономических обоснований инвестиционных разделов региональных целевых программ развития инновационной сферы.

Основные положения исследования, выносимые на защиту

На защиту выносится решение проблемы развития и управления инвестиционно-инновационной деятельностью в Кызылординской области, в рамках которой:

- модель управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе охватывает не только процессы определения приоритетов в формировании инвестиционно-инновационной программы, но и механизмы привлечения и формирования необходимых ресурсов для ее реализации;

- методика экономического мониторинга, в основе которой положены критерии оценки эффективности инвестиционно-инновационной политики региона, отличительная особенность которых заключается во введении дополнительной составляющей государственных затрат на стимулирование и развитие инвестиционно-инновационной деятельности. Данная система оценок представляет собой набор параметров, адаптированных специально для оценки инвестиционно-инновационных процессов на уровне региона, и позволяет проводить эффективный и оперативный мониторинг региональной инвестиционно-инновационной деятельности;

- методика оценки инновационного потенциала с использованием интегрального показателя позволяет оценить величину потенциала, проанализировать сложившуюся ситуацию, выявить основные тенденции и определить приоритетные направления его использования. Возможность определить значение инновационного резерва для каждого региона в виде оптимальной величины позволит оперативно реагировать на инновационные изменения макросреды и инфраструктуры региона;

- гарантийно-залоговый механизм в рамках функционирования социально-предпринимательских корпораций учитывает особенности институциональных преобразований, определяет новые возможности региональных властей по финансовому обеспечению инвестиционного процесса в регионах. Данная схема позволяет получить дополнительный финансовый инструмент за счет имеющихся в регионе ресурсов, и существенно расширить возможности управляющих структур по финансовому обеспечению инвестиционно-инновационного процесса в регионе.


Личный вклад соискателя. Все результаты, выносимые на защиту, получены автором самостоятельно. Соавторы публикаций рассматривали вопросы, не связанные с результатами диссертационного исследования.

Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертационного исследования докладывались в рамках тезисов и докладов на научных и практических конференциях, международных симпозиумах и семинарах, проводимых ведущими высшими учебными заведениями Республики Казахстан в период 2011-2012гг.

В хозяйственной практике исследуемых регионов были внедрены следующие результаты настоящего диссертационного исследования:

- рассмотренные механизмы в работе внедрены в практику управления деятельностью Акционерного общества «социально-предпринимательская корпорация «Кызылорда» и используются для оценки финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности и определения лимитов кредитных обязательств.

Публикации результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликовано 2 научные работы общим объемом 0,5 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, включающего 97 наименований источников, содержит 23 таблицы, 16 рисунков. Диссертация изложена на 125 страницах машинописного текста.


Основная часть


Научно-теоретические основы управления инвестиционно-инновационной деятельностью

О сложности и многоаспектности сущности понятия «инвестиции» свидетельствует то, что инвестиции рассматриваются как с точки зрения макроэкономики, в том числе в системе национальных счетов, так и с позиций отдельной корпорации и индивидуального инвестора; при­водятся как стоимостные, так и материально-вещественные характеристики данной категории; исследуется в узком и широком смыслах слова, на тео­ретическом и эмпирическом уровнях. Наличие различных научных школ, так или иначе трактующих понятие «инвестиции», говорит о необходимости комплексного системного подхода при исследовании этого понятия.


С уверенностью можно заключить, что более комплексным является подход к определению инвестиций, который отражает две наиболее существенные составляющие:

во-первых, долгосрочный характер инвестиций,

во-вторых, достижение не только коммерческого, но и социального эффекта.

Этого достаточно для того, чтобы разделять все расходы на текущие и инвестиционные. Добавление же перечислений объектов, направлений и инструментов инвестиций является лишь дополнением к определению, отражающим различные аспекты рассмотрения проблемы инвестиций и не меняет определение по существу.

На основании анализа и обобщения результатов теоретических исследований, методологических подходов зарубежных и отечественных ученых, отмеченных направлений развития этих исследований, можно сделать вывод, что экономическую сущность инвестиций можно выразить в следующем определении.

Инвестиции – это совокупность всех затрат, выраженных в денежной форме и составляющих часть вновь созданного продукта экономической системы, идущего, минуя текущее потребление, на воспроизводство всего общественного и индивидуального капитала, конечной целью которых является получение экономического и социального результатов. При этом под «экономическими и социальными результатами» понимаются качественные и количественные характеристики, определяющие эффективность инвестиций.

Анализ различных определений инноваций позволяет сделать вывод, что инновации можно и необходимо рассматривать с различных точек зрения в соответствие с рисунком 1:

1) как процесс создания и вывода на рынок нового (усовершенствованного) изделия и (или) технологии, что позволяет говорить о стадиях инновации, признавая, таким образом, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии;


Инновация




Процесс создания и вывода на рынок нового изделия, технологии

Процесс превращения знаний в материальные объекты


Новое изделие или технология, способные приносить дополнительный доход

Средство получения конкурентных преимуществ


Процесс взаимодействия новаторов, инвесторов, товаропроизводителей, потребителей

Изменения в естественной и искусственной среде обитания человека



Рисунок 1. - Подходы к пониманию инноваций

Примечание – Cоставлено автором


2) как результат процесса создания нового изделия (технологии);

3) как процесс взаимодействия различных субъектов инновационной деятельности;

4) как процесс превращения информации (знаний) в материальные объекты и, в конечном счете, в дополнительный доход;

5) как средство получения конкурентных преимуществ, что позволяет говорить о научной (технологической) новизне и коммерческой реализуемости.

В настоящее время очевидным недостатком подходов к пониманию инноваций является их явная ориентация на «технологичность», на изобретения в области техники и производственных технологий. Однако сегодня все большее значение начинают приобретать инновации: в сфере нематериальных услуг; в менеджменте; в бизнес-процессах.

Таким образом, можно утверждать, что инновации - это процесс превращения знаний и информации в материальные объекты и технологии, приносящие дополнительный доход, равно как и сами новые материальные объекты и технологии.

Для Казахстана при выработке и реализации инвестиционно-инновационной политики на всех уровнях управления (государство, регион, отрасль, корпора­ция, предприятие), естественно, следует учитывать общемировые тенденции и опыт передовых в промышленном развитии государств, отдельных компаний, фирм. Но практика показывает, что простое заимствование зарубежной методо­логии, методов и конкретных решений для условий Казахстана, его регионов и пред­приятий в подавляющем числе случаев дает негативные результаты, поскольку не учитывается большое своеобразие условий социально-экономического раз­вития Республики в настоящее время и в ближайшей перспективе, национальные, культурные, ресурсные, геополитические и другие особенности. Поэтому необходим учет всей совокупности внеш­них и внутренних факторов, влияющих на инновационный климат, на выбор це­лей и средств реализации поставленных задач.


В настоящее время существует экономическая необходимость самим регионам:

-определять направления использования своих экономических, инновационных и интеллектуальных ресурсов;

-изыскивать источники финансового обеспечения своих программ социально-экономического и индустриально-инновационного развития;

-создавать условия для эффективного привлечения инвестиционных ресурсов в регион;

-развивать инновационную инфраструктуру.

Совокупность перечисленных выше действий представляет собой практическое воплощение управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе.

Экономическое развитие и особенности инвестиционно-инновационной деятельности в Кызылординской области

Проведение в целях диагностики анализа массива накопленной в ходе мониторинга информации в соответствии с системой избранных показателей позволит составить оценку современного уровня и выявить определяющие тенденции развития региональной экономики, что является реальной основой для задания ей необходимых параметров и положительных тенденций.

Концептуальные положения экономического мониторинга регионального развития следует дополнить инструментальным аппаратом для оценки механизма инвестиционно-инновационной деятельности. Составляющими аппарата являются:

-инструментарий оценки инвестиционного климата региона;

-инструментарий оценки инвестиционного потенциала региона, как сводного показателя инвестиционных возможностей региона: ресурсы, инфраструктура, институциональная основа;

-инструментарий оценки инвестиционных ресурсов региона – внутренних и из внешних источников;

-инструментарий оценки инвестиционной активности в регионе.

Каждый оценочный блок призван измерить и описать определенную часть инвестиционно-инновационной деятельности.

Расчеты мониторинга показали, что результаты проводимой в Кызылординской области инвестиционно-инновационной политики во многом обусловлены складывающейся экономической конъюнктурой. В неблагоприятный период 2007-2008гг спад инвестиций из внебюджетных источников наблюдался по всем рассмотренным отраслям. Вместе с тем, в таких направлениях государственного стимулирования, как малый бизнес, туризм и сельское хозяйство инвесторы не видят больших перспектив для вложения средств даже в относительно благополучные 2009-2011 годы.


В ходе исследования установлено, что в структуре валового производства на долю Кызылординской области приходится 4,5% от общего ВВП страны. Ежегодный прирост валового регионального продукта не стоит рассматривать как абсолютный рост в социально-экономическом развитии регионов. Так, в расчете ВРП на душу населения цифры свидетельствуют о высокой социальной напряженности: в общереспубликанском рейтинге (14 регионов, г.Астана, г.Алматы) Кызылординская область на 9-м месте (1 117,9 тыс.тенге на душу населения) по итогам 2010г.

Исследование макроэкономических показателей, характеризующих динамику и тенденции развития экономических и инвестиционных процессов Кызылординской области, позволяет сделать выводы:

1) наблюдается устойчивый рост валового регионального продукта Кызылординской области. К концу 2008г прирост ВРП существенно снизился по причине нарастания оборотов мирового финансового кризиса, повлекшего за собой падение цен на все товарно-сырьевые виды экспорта Республики. Положительным моментом в такой сложной ситуации явилось признание, что экономика, построенная на экспорте сырья, является наиболее уязвимой для воздействия внешних сил.

2) инвестиции в основной капитал области росли на протяжении последних пяти лет. Отраслевая структура инвестиций свидетельствует о росте инвестиций в строительство, разведку и добычу полезных ископаемых и углеводородного сырья.

3) сохраняется высокая степень износа основных средств. Коэффициент ликвидации основных средств крайне низок, что обусловливает наличие изношенного и морально устаревшего основного капитала.

4) производительность труда низкая, как в целом по стране, так и соответственно, в регионах, что во многом обусловлено использованием в производстве устаревшего морально и физически основного капитала.

5) как следствие из вышеизложенных выводов - высокая доля убыточных предприятий, рост задолженности во взаиморасчетах между субъектами хозяйственной деятельности.


Современное состояние отечественной экономики требует не только увеличения инвестиций, но и придания им инновационной направ­ленности. Это условие означает изменение подхода к воспроизводству экономики, в развитии которой научно-технический прогресс, новая техника и прогрессив­ные технологии должны занимать особое место.

Исследование показало, что несмотря на активное государственное финансирование научной сферы, Кызылординская область остается в стороне от общегосударственных инновационных тенденций развития. Крайне неразвитая научно-техническая база и отсутствие внутренних импульсов для развития в регионе инновационной деятельности и инновационного предпринимательства не позволяют задействовать такой мощный источник финансирования, как государственные инвестиции и гранты.

Также следует отметить, что вопреки распространенному мнению об особой предрасположенности малых предприятий ко всякого рода научно-техническим нововведениям фактическая ситуация совершенно иная. Для реализации даже самых мелких инновационных проектов, не говоря уже о радикальных нововведениях, малые предприятия в целом не имеют ни соответствующих финансовых ресурсов, ни необходимого научного потенциала и квалифицированных кадров, ни просто резерва времени, требуемого для освоения новых технологических процессов и окупаемости затрат. Как свидетельствует сегодняшняя практика, даже на самые скромные инновации способны лишь предприятия, получающие всестороннюю поддержку либо от государства, либо от крупных предприятий, от которых они в свое время отделились, либо от внешних инвесторов.

Основной движущей силой инвестиционно-инновационного развития Кызылординской области на протяжении последних 15 лет остаются компании-недропользователи, которые располагают достаточными финансовыми ресурсами для внедрения новых технологий и техники. Однако, в силу специфики производства данные технологии не имеют синергетического или мультипликативного эффекта.

Таким образом, для вовлечения Кызылординской области в общегосударственную программу индустриально-инновационного развития, следует задействовать в полной мере внутренние резервы инвестиционного и инновационного потенциала.


Направления эффективного управления инвестиционно-инновационной деятельностью в Кызылординской области

Основная суть при формировании понятия «инновационный потенциал» региона состоит в определении и взаимоувязке его основных ресурсных составляющих, а также показателей, характеризующих его уровень. В связи с этим понятие «инновационный потенциал региона» может рассматриваться как совокупность научного, кадрового, технического, финансово-экономического потенциалов и информационно-коммуникационной составляющей, обеспечивающая инновационную деятельность и определяющая конкурентоспособность экономики региона.

Показателями оценки инновационной активности являются:

-доля инновационных товаров (работ и услуг) в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг);

-отношение числа созданных передовых производственных технологий к численности занятых в экономике;

-отношение количества выданных патентов и свидетельств к численности занятых в экономике;

-доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций.

Разница значений инновационного потенциала и инновационной активности представляет собой резерв инновационного развития. Высокий инновационный резерв свидетельствует о малоэффективном использовании инновационного потенциала. Низкий инновационный резерв указывает на возможные сложности, которые могут возникнуть в регионе в результате в окружающей инновационной среде.

Сравнительный анализ наличия инновационного потенциала и состояния инновационной активности позволяет сделать следующие выводы:

1) более восприимчивы к инновационным преобразованиям регионы с депрессивным состоянием экономики;

2) регионы, обладающие наибольшим инновационным потенциалом имеют меньшую инновационную активность по сравнению с регионами, инновационный потенциал которых незначителен.

Государственная поддержка инвестиционно-инновационной деятельности в условиях рыночной экономики выражается в большей степени не в прямом финансировании из государственного бюджета, а в создании условий для переориентации частного капитала в приоритетные направления развития (система налоговых льгот, государственного заказа, государственных гарантий). Очевидно, что умелая реализация государственной инвестиционной и инновационной политики должна создавать инвестиционные ресурсы не только для финансирования бюджетной части социально-экономической программы, но и дополнительные финансовые средства для наполнения бюджета. Таким образом, появляется необходимость в разработке специальной стратегии привлечения инвестиционных ресурсов в регион для финансирования инновационных проектов.

Среди формальных методов одно из главных мест по значимости занимают методы, основанные на гарантийных схемах.

В качестве обеспечения гарантии инвесторам может выступать залоговый фонд социально-предпринимательских корпораций, которые располагают значительным имуществом государственной и частной собственности.



следующая страница >>