shkolakz.ru 1
Досмагамбетова Г.И.


к.полит.н., доцент Академии государственного управления при Президенте Республики, Астана


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КАЗАХСТАНСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формулируются, отстаиваются и защищаются. Исходя из этого утверждения, региональной политикой можно считать лишь такую сумму намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. При этом, реализация этих процессов должна осуществляется методами и способами, учитывающих природу современных региональных процессов, и преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей. В то же время, региональная политика как инструмент политического управления реализуется в масштабах государства в целом и на различных уровнях власти.

Безусловно, единство центральной и региональной политик - главное условие территориальной целостности любого государства. Основная задача государственной стратегии и региональной политики Казахстана заключается в сохранении страны как единого унитарного государства. Специфика текущего момента требует эффективного управления и регулирования всеми элементами сложного по своей внутренней структуре казахстанского общества, находящегося в стадии системного видоизменения. Это диктует необходимость поиска новых путей в управлении регионами и территориями, подверженными в значительной мере разнообразным динамическим переменам, в том числе и связанными с новыми процессами регионализации.

В настоящее время значение региональных вопросов резко возросло в связи с необходимостью усилить территориальный подход к регулированию развития народного хозяйства, управлению им в новых рыночных условиях для обеспечения рациональных экономических связей между регионами, научно обоснованной хозяйственной специализации и комплексности. Современный этап экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем.


Как известно, в современной науке существует несколько подходов к определению целей и приоритетов региональной политики государства1. Региональная политика Республики Казахстан является составной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны.

В связи с этим, залогом успешного развития нашей страны является реализация эффективной региональной политики.

Бесспорно, что в период трансформации экономической и социальной систем в 90-х годах прошлого столетия значительно ослабла регулирующая роль государства в развитии территорий. Это выразилось, прежде всего, в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, что отрицательно сказалось на экономике отдельных регионов Казахстана. Так, возросли различия между регионами по уровню жизни, доступности социальных услуг, развитию производственной и транспортной инфраструктур. Развитые в прошлом регионы республики с высококвалифицированными кадрами, высокой плотностью населения переживали глубокий спад производства и демографический кризис.2

В силу того, что в нашей стране процессы реформирования региональной экономики и ее адаптации к рыночной системе хозяйствования протекали неоднозначно, углубилась дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, увеличился разрыв по уровню и качеству жизни населения, обнажились проблемы малых городов и отдаленных сельскохозяйственных районов республики.

Вместе с тем, достижение «пространственной справедливости», предполагает такую пространственную организацию экономической деятельности, которая призвана обеспечить равные возможности во всех регионах, сократить чрезмерно глубокие различия в уровне социально-экономического развития регионов. Данная цель ориентирована на то, чтобы свести к минимуму неравенство между регионами, элиминировать действие фактора возникновения социальных конфликтов 3.


Необходимо отметить, что в процессе проведения рыночных реформ в Казахстане под региональной политикой понимались все преобразования, которые предпринимались для развития регионов, вне зависимости от того, какой уровень власти их проводил. Соответственно все изменения в регионах, а также межрегиональные экономические отношения относились к результатам региональной политики государства. Таковым являлось понимание региональной политики согласно Концепция региональной политики Республики Казахстан, целью которой было создание относительно равных возможностей для жизнедеятельности населения и эффективное использование ресурсно-производственного потенциала каждого региона на основе рационального территориального разделения труда и формирования принципов развития территориального самоуправления 1.

Необходимость сокращения существующих между регионами различий в уровнях социально-экономического развития потребовала принятия в декабре 2001 года новой Концепция региональной политики РК на 2002-2006 годы.

Принятая Концепция определила основные принципы государственной региональной политики - системность, приоритет территории, оптимальное сочетание интересов государства и его регионов. Говоря другими словами, регионам была предоставлена самостоятельность в определении стратегии их развития, учитывалось стремление к расселению населения в экономически перспективных и благоприятных для жизнедеятельности районах, необходимость сокращения территориальной дифференциации, государственного решения важнейших региональных проблем, имеющих республиканское значение.

Решение этих важных как для государства, так и для регионов задач достигалось путем осуществления приоритетных инвестиционных проектов, которые способствовали укреплению инфраструктуры, хозяйственной деятельности и улучшению уровня жизни населения в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных регионов 2.

В своей новой региональной политике Казахстан перешел от реализации стратегии выравнивания к стратегии «точек роста». Первым программным документом страны, где было обозначено приоритетное направление политики «точек экономического роста», то есть выделение из числа регионов потенциальных «локомотивов» для развития всех остальных территорий страны, стала принятая в 2006 году Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года 3.


Придерживаясь данного курса, региональная политика Казахстана и сегодня призвана обеспечить формирование центров экономического роста, оптимальное расселение населения, инфраструктурное обеспечение территорий, и служить платформой для формирования инвестиционной, промышленной, социальной и бюджетной политики государства.

Особого внимания заслуживает положение, которому при осуществлении государственной региональной политики придавалось большое значение: на всей территории страны население должно получать государственные услуги одинакового качества и объема.

Новые подходы и приоритеты региональной политики Казахстана определены в Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 21 июля 2011 года в рамках реализации новой Системы государственного планирования в Республике Казахстан. Целью Прогнозной схемы было создание условий, обеспечивающих рост благосостояния населения на основе развития и эффективного использования социально-экономического потенциала каждого региона и отрасли страны 1.

Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны явилась важным инструментом развития, определила подходы государства по ключевым направлениям отраслевого и регионального развития. Она обеспечила увязку текущих и долгосрочных, макроэкономических, отраслевых и региональных аспектов развития, позволила скоординировать действия бизнеса, отраслевых и территориальных государственных органов и других организаций. Долгосрочная направленность и комплексный характер Прогнозной схемы позволили использовать ее для выявления имеющихся резервов и возможностей, формирования на этой базе перспективных направлений развития экономики, дополняющих или развивающих уже реализуемые направления развития.

Прогнозная схема направлена на комплексное и системное решение задач территориального характера на перспективу с учетом имеющегося потенциала регионов и, по сути, является концепцией или доктриной новой региональной политики.


Для реализации поставленных задач по реформированию региональной политики страны определены основные подходы: создание эффективной территориально-пространственной организации путем территориальной концентрации производства и населения, что включает в себя:

- поддержку процессов роста городов и агломераций как центров экономического роста;

- снятие инфраструктурных ограничений в развитии регионов.

Решающую роль в будущем территориально-пространственном развитии страны должны играть агломерации. Очень важно, что в мировой практике развитие агломераций как полюсов роста позволяет сконцентрировать экономический и трудовой потенциал страны, достичь эффекта масштаба, инфраструктурного эффекта.

В долгосрочной перспективе республике необходима продуманная политика пространственного развития, во-первых, с акцентом на создание условий для развития процессов урбанизации и агломерирования, то есть стягивания экономического потенциала в города, которые являются долгосрочными полюсами роста.

Во-вторых, активизация экономического потенциала регионов. Для развития экономик регионов, повышения их конкурентоспособности, перед Правительством стоит задача совершенствования хозяйственной специализации регионов на базе их конкурентных преимуществ.

Данный подход направлен на вовлечение в оборот выбывших экономических активов, а также на поиск и использование новых резервов для развития региона.

Возможностям по реанимации функционировавших ранее отраслей экономики регионов способствуют, в основном, сохранившаяся ресурсная база отраслей (полезные ископаемые, земельные ресурсы), а также производственная и инженерная инфраструктура (требующая модернизации).

Правильное понимание проблем регионального развития позволит концентрировать ресурсы государства на действительно необходимых и перспективных проектах. Этому должна также способствовать работа по инвентаризации населенных пунктов страны на предмет наличия в них потенциала развития.


В социальной сфере признано, что строительство социальных объектов необходимо осуществлять в тех населенных пунктах, которые имеют оптимистичные демографические прогнозы и перспективы развития.

В индустриальной политике требуется рационально размещать предприятия в соответствии с наличием всех необходимых факторов (ресурсы, кадры, инфраструктура и др.).

В бюджетной политике – концентрировать ресурсы на развитии перспективных, быстрорастущих регионов с одновременным сокращением неэффективных затрат.

В этой связи, основные задачи в экономической и индустриальной политике заключаются в эффективном применении новых гибких инструментов экономического стимулирования отстающих регионов (государственные субсидии, региональные налоговые льготы, специальные экономические зоны). Эти механизмы широко распространены в мировой практике.

Без анализа перспективности населенных пунктов государство будет продолжать неэффективно и по инерции тратить бюджетные средства на поддержание жизнедеятельности бесперспективных поселений.

Поэтому одной из важнейших задач новой региональной политики является повышение эффективности государственных инвестиций в инфраструктуру и социальную сферу.

В этой связи третьим приоритетом реформирования региональной политики будет совершенствование системы межбюджетных отношений.

Существующие механизмы бюджетного финансирования не направлены на усиление мотивации регионов по самоорганизации и мобилизации внутренних ресурсов.

Система перераспределения средств путем общих трансфертов из бюджета республики от регионов «доноров» к регионам «реципиентам» дестимулирует регионы к росту местного бюджета, а соответственно – и к повышению экономической активности.

Необходимо создать систему стимулов у местных исполнительных органов власти для повышения конкурентоспособности своих регионов.

С целью решения системных социально-экономических проблем регионов Казахстана с 2012 года реализуется Государственная программа «Развитие регионов», где обоснована новая региональная политика по выработке эффективного механизма действий местных исполнительных органов. Суть программы – создание рациональной территориальной организации экономического потенциала страны и благоприятных условий для населения, а также финансовая поддержка регионов с учетом повышения их конкурентоспособности и рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения.


Программа принята во исполнение Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе». Программа является важнейшим инструментом реализации Прогнозной схемы. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в октябре 2012 года в программу «Развитие регионов», в Казахстане предполагается создание и развитие 5 агломераций и развитие городских агломераций.

На основании выбранных критериев проведен анализ агломерационного потенциала городов Казахстана, по результатам которого предлагается определить:

- агломерации 1-го уровня – Астана, Алматы и Шымкент,
агломерации 2-го уровня – Актобе и Актау.

Предлагается осуществлять их развитие по направлениям:

Первое. Экономическое позиционирование агломераций на республиканском и региональном рынке.

Второе. Скоординированное развитие инфраструктуры агломераций и зон их притяжения.

Третье. Совершенствование градостроительной и институциональной политики развития агломераций.

Одним из важных аспектов региональной политики Республики Казахстан является обеспечение равного доступа граждан страны к гарантированным государством социальным услугам.

В условиях неравномерности развития регионов, увеличения спроса на гарантированные государством социальные услуги на одних территориях и сокращения его на других, необходим комплекс мер, направленный на обеспечение базовых социальных услуг населению независимо от экономического положения и возможностей региона.

Эти меры будут реализовываться путем разработки центральными исполнительными органами перечня гарантированных для каждого гражданина страны государственных и социальных услуг, установления единых стандартов по ним, строительства необходимой социальной инфраструктуры.

Таким образом, новые подходы и приоритеты региональной политики позволят обеспечить рациональное освоение и обустройство всего территориального пространства Казахстана, диверсифицировать экономику регионов через форсированную индустриализацию, повысить их конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, снять инфраструктурные ограничения в их развитии.


Политика в отношении регионов представлена соответствующими целями и задачами по управлению их политическим, экономическим и социальным развитием, сформулированные центральными государственными органами. Собственная политика каждого региона включает цели и задачи по управлению региональным хозяйством в рамках экономического, финансового, социального, инвестиционного, внешнеэкономического и прочих направлений деятельности местных органов государственной власти. Они в совокупности определяют государственную региональную политику, направленную на осуществление стратегии Казахстана по развитию ее территории, предполагающей гибкое сочетание экономических и социальных целей.


1 Шапошников В. Цели и задачи региональной политики государства по отношению к удаленным и труднодоступным территориям // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. – М., 2008. - № 5. – С. 58-62.

2 Раимбеков С.Г. Модернизация системы регионального и местного самоуправления // Казахстанская правда. 2006. - 8 января.

3 Малин А. С. Региональное управление: учеб. пособие. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 267 с.

1 Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 1996 г. N 1097 «О Концепции региональной политики Республики Казахстан» // Казахстанская правда. 1996. – 9 сентября.

2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2001 года N 1598 «О Концепции региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы» // Казахстанская правда. 2001. – 8 декабря.

3 Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167 «Об утверждении Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года» // Казахстанская правда. 2006. – 29 августа.


1 Указ Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 118 «О Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года» // Казахстанская правда. 2011. – 21 июля.