shkolakz.ru 1 2 ... 5 6

М.К. Ивлиев



РАЗРАБОТКА


ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ


ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ


Учебно-методическое пособие





Москва

Институт международного права и экономики имени А.С.Грибоедова


2001


У т в е р ж д е н о

кафедрой прикладной информатики


Р е ц е н з е н т –

канд. физ.-мат. наук,

доц. кафедры прикладной информатики

Борисов Н.А.


Ивлиев М.К.

И 17 Разработка тестовых заданий для компьютерного тестирования: Учебно-методическое пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. – 69 с.


Изложена методика разработки тестовых заданий с учетом требований компьютерного тестирования. Рассмотрены различные формы, типичные формулировки тестовых заданий, даны рекомендации по их составлению. Приведено более 100 примеров заданий с ответами и комментариями по экономическим и другим дисциплинам. Выделены задания на ранжирование, подстановку, с вычисляемым ответом, контрольно-обучающие, показаны варианты переработки некорректных заданий. Дана структура, характеристика сценария теста, отражены возможности систем компьютерного тестирования.

Предназначено для преподавателей, аспирантов и студентов. Пособие может быть полезно разработчикам квалификационных тестов, руководителям и специалистам центров тестирования, дистанционного обучения.


© М.К. Ивлиев, 2001




ВВЕДЕНИЕ



Мировой и отечественный опыт свидетельствует об эффективности применения педагогических тестов для подготовки и аттестации специалистов в различных областях знаний и сферах деятельности. Тесты используются для самообучения и самоконтроля, позволяют получить достаточно объективную оценку уровня знаний, умений, выявить пробелы в обучении.


В вузах и других учебных заведениях педагогические тесты используются для вступительных испытаний, текущего контроля знаний, приема семестровых зачетов и экзаменов (входной, промежуточной, итоговой аттестации). При дистанционном обучении широко применяются компьютерные технологии тестирования.

Несколько лет Центром тестирования выпускников общеобразовательных учреждений при Московском педагогическом государственном университете проводится централизованное тестирование выпускников школ. Многие российские вузы принимают результаты тестирования (сертификаты) в качестве оценок вступительных испытаний. В порядке эксперимента в четырех регионах России в 2001г. проведен единый государственый экзамен школьников.

По тестам проводится экзамен на получение квалификационного аттестата, дающего право совершения операций на рынке ценных бумаг. Тесты применяются при аттестации аудиторов, профессиональных бухгалтеров и других специалистов.

В вузах западных стран и США существует жесткая система промежуточного и итогового контроля знаний студентов. В университетах США по каждой дисциплине в семестре студенты-экономисты сдают три экзамена (два промежуточных и один итоговый), которые проводятся по тестам, содержащим вопросы с вариантами ответов. Число вопросов для каждого студента – до 40 на промежуточных и до 60 на итоговом экзамене. При тестовой системе контроля знаний значительно увеличивается надежность выставляемой оценки. До 80-95% повышается вероятность того, что оценка соответствует реальным знаниям студентов. При существующей системе устного итогового экзамена она составляет 15-18% (6).

В учебных заведениях широко используется компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование обеспечивает индивидуальный контроль знаний, регулярность его проведения, полную, объективную проверку знания учебного материала, единство требований, соответствие международным, государственным, вузовским стандартам. Экзамен в форме компьютерного тестирования позволяет проверить знания по большинству вопросов дисциплины, обеспечивает достаточно высокую надежность оценки знаний, освобождает преподавателей от трудоемкой проверки письменных работ. Экзаменационные компьютерные тесты по гуманитарным, социально-экономическим, общепрофессиональным, специальным и другим дисциплинам могут и должны использоваться в вузе и его филиалах для обеспечения единства требований, объективной оценки знаний студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами.


Следует подчеркнуть, что объективность, надежность оценки знаний, другие преимущества компьютерного тестирования могут быть реализованы лишь при соответствующем содержании тестовых заданий, качестве тестов. Перефразируя высказывание Норберта Винера можно отметить, что ЭВМ полезна ровно настолько, насколько важны и полезны идеи ее пользователей.

По оценкам специалистов, большинство применяемых в учебных заведениях дисциплинарных, междисциплинарных, а также квалификационных тестов таковыми не являются. Не выполняется обязательная проверка качества теста, в т.ч. надежности на основе статистики, не проводится независимая экспертиза. В лучшем случае рецензируется и обсуждается без эмпирической проверки состав и содержание вопросов, не производится определение их трудности. Многие вопросы не соответствуют требованиям, предъявляемым к заданиям в тестовой форме.

Качество тестов является одной из основных проблем их использования для оценки знаний. Приказом Минобразования РФ №1122 от 17.04.2000 г. утверждены «Временное положение о сертификации качества педагогических тестовых материалов, используемых для оценки знаний обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» и «Методические указания по подготовке педагогических тестовых материалов к сертификации». Учитывая важную роль тестирования для повышения качества обучения Минобразования РФ образованы Координационный совет по развитию тестирования в России, Научно-методический совет по проблемам тестирования и Координационный совет по сертификации качества педагогических тестовых материалов.

Разработка тестов является одним из направлений научно-методической работы преподавателей, в которой принимают участие и студенты. Как показывает опыт, привлечение студентов к составлению тестовых заданий на основе глубокого изучения учебного материала дает хорошие результаты, является примером действительно самостоятельной, творческой научно-методической работы.

В отличие от традиционных вопросов и задач для теста разрабатываются специальные задания в тестовой форме. Они включаются в тест на основе эмпирической проверки и называются тестовыми заданиями. В данном пособии понятия "задания", "задания в тестовой форме", "тестовые задания" используются как синонимы.


Работа посвящена методике разработки тестовых заданий с учетом требований компьютерного тестирования. Рассмотрены различные формы тестовых заданий, в т.ч. с выбором ответов (закрытые), на дополнение (открытые), на установление соответствия между элементами двух множеств, на установление правильной последовательности в ряду предлагаемых элементов, изложены требования к заданиям, даны рекомендации по составлению. Представлены типичные формулировки вопросительных и утвердительных заданий. Приведено более 100 примеров заданий с ответами и комментариями по бухгалтерскому учету, анализу, финансам, налогообложению, ценным бумагам и другим дисциплинам. Выделены задания контрольно-обучающие, на ранжирование, подстановку, с вычисляемым ответом. Даны признаки и примеры некорректных заданий, показаны их переработанные варианты. Отражены структура, характеристика сценария теста и возможности систем компьютерного тестирования.

Рассмотренные в пособии формы тестовых заданий могут быть использованы для подготовки тестов по различным дисциплинам и проведения автоматизированной оценки знаний. "Вечные" тестовые задания по экономическим дисциплинам составить трудно. Некоторые примеры заданий и ответы возможно потребуют уточнений, поправок в связи с изменением законов, инструкций и других нормативных документов.



следующая страница >>