shkolakz.ru 1 2 ... 18 19


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Армавирская государственная педагогическая академия»

Институт прикладной информатики, математики и физики

Факультет прикладной информатики и информационных технологий

Кафедра информатики и информационных технологий обучения


Учебно-методический комплекс
по дисциплине «Б3.Б4» «Программирование»


Направление подготовки 230100.62 "Информатика и вычислительная техника"


Профиль подготовки "Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем"

Квалификация выпускника - Бакалавр техники и технологии

(очная форма обучения)


Составитель: Козырева Г.Ф.


Армавир, 2012

Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору «Программирование» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Информатика и вычислительная техника».

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения от «_____» ___________ 20__ г., протокол № __.


Автор: Козырева Г.Ф.


Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден

на заседании Учебно-методической комиссии кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Заведующий кафедрой
_________________/ Бельченко В.Е./

(подпись) Ф.И.О.


СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка ..

II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины …………

III. Список рекомендуемой литературы ……………………………………….

IV. Рабочая программа дисциплины «Программирование» (очная форма обучения) ……….

V. Рабочая учебная программа дисциплины «__» (заочная форма обучения).

VI. Материалы по используемым инновационным методам обучения …..

VII. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий ……………………………………………………..

VIII. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе …..................................................................................

IX. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов …...............................................................................................................

X. Практикум

XI. Глоссарий

XII. Тестовые задания

XIII Дидактические материалы

XIV. Дополнительные материалы


I. Пояснительная записка

Краткая характеристика предмета изучения. В настоящее время постоянно растёт потребность страны в специалистах – профессионалах в области информационно- коммуникационных технологий, а не только в грамотных пользователях. Программирование является одним из фундаментальных инструментальных методов современной информатики. Поэтому учебный курс «Программирование» занимает одно из центральных мест в системе подготовки бакалавра техники и технологии и имеет как мировоззренческое, так и прикладное значение. В нем объединено фундаментальное теоретическое знание в области информатики, в частности, умение проектировать, строить алгоритмы, со знанием технологии их реализации в современных системах программирования.


Цель дисциплины. Главная цель - формирование системы понятий, знаний, умений и навыков в области современного программирования, включающего в себя методы проектирования, анализа и создания программных продуктов, основанные на использовании структурного подхода к программированию.

Дисциплина “Программирование” призвана обеспечить высокую профессиональную подготовку в области изучения теоретических основ языков программирования высокого уровня, дать студентам представление о возможностях языка программирования Паскаль; показать спектр задач, решаемых с помощью Паскаля.

Задачи дисциплины:


  • формирование четкого представления об алгоритмизации как базовой составляющей технологического процесса создания программного продукта;

  • развитие представлений о видах программирования и области его применения;

  • знакомство с типовыми алгоритмами, с принципами и методами построения программ;

  • приобретение навыков программирования стандартных алгоритмов.

Дисциплина “Программирование” входит в базовую часть профессионального цикла в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника".

Учебный материал дисциплины «Программирование» базируется на развитии содержательной линии алгоритмизации и программирования школьного курса информатики, основой которого является освоение учащимися начальных знаний, умений и навыков в области структурного подхода к конструированию алгоритмов и способов их реализации, как правило, в рамках методов и средств процедурного программирования. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Структуры и алгоритмы обработки данных», «Базы данных», «Инженерная и компьютерная графика», дисциплин по выбору студента и подготовке к итоговой государственной аттестации.

В результате изучения дисциплины «Программирование» студент должен:


знать / понимать


  • классификацию и возможности современных инструментальных средств разработки программного обеспечения;

  • этапы решения задачи на компьютере;

  • основные алгоритмические конструкции: ветвление, цикл, вспомогательный алгоритм;

  • принципы структурного и модульного программирования;

  • базовые конструкции, основные типы и структуры данных языка программирования Паскаль;

  • способы постановки и спецификации задач для решения на ПЭВМ;

  • способы записи и документирования алгоритмов и программ;

  • способы испытания и отладки программ.

уметь

  • грамотно формулировать задачи, возникающие в практической деятельности для их решения с помощью ЭВМ;

  • формализовано описывать поставленные задачи;

  • разрабатывать оптимальные алгоритмы для решения поставленных задач;

  • реализовывать стандартные алгоритмы, поддерживающие работу с простыми данными и табличными данными в среде Turbo Pascal;

  • осуществлять постановку и спецификацию задачи для решения на ПЭВМ;

  • анализировать полученные результаты.

владеть

  • основными современными методами и средствами разработки корректных структурированных алгоритмов и программ;

  • технологией работы на персональной ЭВМ (ПЭВМ), правилами и приемами диалоговой работы на ПЭВМ при программировании типовых задач;

  • методами отладки и тестирования программ на ЭВМ в различных режимах.

Данный курс предусмотрен в блоке профессиональных дисциплин. В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в 1 и 2 семестрах.

Итоговый контроль проводится в 1 семестре в виде зачета, во 2-й – в форме экзамена.

Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ, тестирования и выполнения контрольных работ.


Содержание курса определено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника".

II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины


Таблица 1. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Форма обучения

Семестр

Объем часов

Часы аудиторных занятий:

Часы самост. работы

Форма

текущего контроля

Формы

рубежного и промежу­точного контроля

Всего

Из них:

лекций

Практич. занятий

Лабораторн занятий

Очная

1, 2

324

162

60



102

117

тестирова­ние, контроль­ная работа, типовой расчет

Зачет,

экзамен

В т.ч. в интерактивной форме








102











В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате освоения дисциплин обучающийся должен овладеть комплексом компетенций. Выполнение этого требования проверяется при аттестации образовательной программы, в том числе путём контроля остаточных знаний обучающихся.

ОК-1-4,6,10,11,12 ПК 3,5,8.


имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12)


разрабатывать интерфейсы "человек -электронно-вычислительная машина" (ПК-3);


Таблица 2. Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины

Коды компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля качества компетенции

ОК - Общекультурные компетенции профиля




ОК-1

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

индивидуальное задание


ОК-2

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь


индивидуальное задание


ОК-3

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе


индивидуальное задание

ОК-4


способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность


индивидуальное задание, тестирование


ОК-6

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

индивидуальное задание, тестирование


ОК-10

использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной

деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

индивидуальное задание, тестирование


ОК-11

осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации


индивидуальное задание, тестирование

подготовка реферата

ОК-12

имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

индивидуальное задание, тестирование


ПК - Профессиональные компетенции




ПК-3

разрабатывать интерфейсы "человек - электронно-вычислительная машина"

индивидуальное задание, выполнение творческого проекта

ПК-5

разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать


современные инструментальные средства и технологии программирования


индивидуальное задание

ПК-8

готовить конспекты и проводить занятия по обучению сотрудников применению

программно-методических комплексов, используемых на предприятии


индивидуальное задание



III. Список рекомендуемой литературы


Основная литература

  1. Бабенко Т.А., Бельченко В.Е., Козырева Г.Ф. Практикум решения задач на языке программирования Паскаль. Ч1 Учебно-методическое пособие. Армавир, 2005г.

  2. Бабенко Т.А., Бельченко В.Е., Козырева Г.Ф. Практикум по курсу «Основы программирования». Ч2 Учебно-методическое пособие. Армавир, 2008г.

  3. Бельченко В.Е., Давиденко А.Н. Сборник тестов по языкам программирования PASCAL и DELPHI . Учебно-методическое пособие. Армавир, 2005г.

  4. БабенкоТ.А., Козырева Г.Ф. Практикум решения задач на ЭВМ. Ч.1. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «информатика».- Армавир, 2004

  5. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. - М., 1989 г.

  6. Информатика: Базовый курс/Под. ред. С.В. Симонович. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.

  7. Программирование на языке Паскаль: задачник/ под ред. Усковой О.Ф. –СПб.: Питер, 2003.

  8. Немнюгин С.А. Turbo Pascal. Практикум. СПб. Питер, 2001

  9. Фаронов В.В. Турбо Паскаль. В 3-х кн. М.: МВТУ, 1992.

  10. Фаронов В.В.. Турбо Паскаль. Начальный курс. М., “Нолидж”, 1999.


Дополнительная литература


  1. Острейковский В.А. Информатика: Учеб. Для вузов. -М.: Высш. шк., 1999.
  2. Савельев А.Я. Основы информатики: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001.


  3. Абрамов В.Г., Трифонов Н.П., Трифонова Г.Н. Введение в язык Паскаль. М., Наука.1988.

  4. Алкок Д. Язык Паскаль в иллюстрациях. Изд-во Мир,1991.

  5. Вальвачев А.Н., Крисевич В.С.. Программирование на языке Паскаль для персональных ЭВМ ЕС. Минск, Вышайшая школа, 1989.Стефен Моррис.

  6. Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения - М., 1998 г.

  7. Гусева А.И. Учимся программировать:Pascal 7.0. - м., 1999 г.

  8. Йенсен К., Вирт Н. Паскаль: Руководство для пользователя. – М.: Компьютер, 1993.

  9. Лэнгсам Й., Огенстайн М. Структуры данных для персональных ЭВМ. М..: Мир, 1989

  10. Перминов О.Н.. Программирование на языке Паскаль. М. Радио, 1988.

  11. Пульщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М. Наука, 1989.


Периодические издания

  1. Журнал "КомпьютерПресс"

  2. Журнал "Мир ПК"

  3. Газета «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября»)


Интернет-ресурсы

  1. http://pas1.ru/pascaltextbook

  2. http://www.pascal7.ru/

  3. http://alfa47.narod.ru/pascale.htm

  4. http://www.intuit.ru/department/pl/prinpas/1/

  5. http://www.intuit.ru/department/pl/plpascal/

  6. http://forcoder.ru/pascal/


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»


Институт прикладной информатики, математики и физики

Факультет прикладной информатики и информационных технологий

Кафедра информатики и информационных технологий обучения


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«Б3.Б4» «Программирование»


Направление подготовки 230100.62 "Информатика и вычислительная техника"


Профиль "Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем"

Степень выпускника бакалавр

Форма обучения очная


Армавир – 2012 г.


Лист согласования


Составитель: Козырева Галина Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент


Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Заведующий кафедрой __________________/ Бельченко В.Е./


4.1. Цели освоения дисциплины


Главная цель курса - формирование системы понятий, знаний, умений и навыков в области современного программирования, включающего в себя методы проектирования, анализа и создания программных продуктов, основанные на использовании структурного подхода к программированию и аккумулирует последние достижения в области методологии, языков, средств и технологий программирования, отражает прогресс в области развития архитектуры и программного обеспечения компьютеров.

Дисциплина “Программирование” призвана обеспечить высокую профессиональную подготовку в области изучения теоретических основ языков программирования высокого уровня, дать студентам представление о возможностях языка программирования Паскаль; показать спектр задач, решаемых с помощью Паскаля.

Задачи дисциплины:
  • формирование четкого представления об алгоритмизации как базовой составляющей технологического процесса создания программного продукта;


  • развитие представлений о видах программирования и области его применения;

  • знакомство с типовыми алгоритмами, с принципами и методами построения программ;

  • приобретение навыков программирования стандартных алгоритмов.


4.2.Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина “Программирование” входит в базовую часть профессионального цикла в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника".

Учебный материал дисциплины «Программирование» базируется на развитии содержательной линии алгоритмизации и программирования школьного курса информатики, основой которого является освоение учащимися начальных знаний, умений и навыков в области структурного подхода к конструированию алгоритмов и способов их реализации в рамках методов и средств процедурного программирования.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Структуры и алгоритмы обработки данных», «Базы данных», «Инженерная и компьютерная графика», дисциплин по выбору студента и подготовке к итоговой государственной аттестации.


4.3.Место дисциплины в структуре ООП


Таблица 4. Выписка из учебного плана

Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час

Практич., час

Лаб.раб., час

СРС, час

Форма аттестации

зач.ед.


час

очная

1,2

9

324

60



102

117

Зачет,

экзамен

В т.ч. в интерактивной форме







102








Таблица 5. Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)

Код дисциплины

Название дисциплины

Дидактический минимум содержания дисциплины

Содержательно-логические связи

Коды учебных дисциплин, практик

Коды формируемых компетенций

на которые опирается содержание учебной дисциплины

для которой содержание учебной дисциплины выступает опорой

Б.3

Программирование

Классификация языков программирования.

Алгоритмы.

Язык программирования Паскаль.

Базовые конструкции Паскаля.

Структуры и типы данных в Паскале

Реализация стандартных алгоритмов обработки данных средствами Turbo Pascal .

Модули в Паскале



Б.3. Базы данных

Б.3. Инженерная и компьютерная графика

ОК-1-4,6,10,11,12 ПК 3,5,8



4.4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" общекультурных (ОК):

ОК-12:имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

Профессиональных (ПК):

ПК-2: осваивать методики использования программных средств для решения практических задач

ПК-3: разрабатывать интерфейсы "человек - электронно-вычислительная машина"

В результате изучения дисциплины «Программирование» студент должен:

знать / понимать

  • классификацию и возможности современных инструментальных средств разработки программного обеспечения;

  • этапы решения задачи на компьютере;

  • основные алгоритмические конструкции: ветвление, цикл, вспомогательный алгоритм;

  • принципы структурного и модульного программирования;

  • базовые конструкции, основные типы и структуры данных языка программирования Паскаль;

  • способы постановки и спецификации задач для решения на ПЭВМ;

  • способы записи алгоритмов и программ;

  • способы испытания и отладки программ.

уметь

  • грамотно формулировать задачи, возникающие в практической деятельности для их решения с помощью ЭВМ;

  • формализовано описывать поставленные задачи;

  • разрабатывать оптимальные алгоритмы для решения поставленных задач;
  • реализовывать стандартные алгоритмы, поддерживающие работу с простыми данными и табличными данными в среде Turbo Pascal;


  • осуществлять постановку и спецификацию задачи для решения на ПЭВМ;

  • анализировать полученные результаты.

владеть

  • основными современными методами и средствами разработки корректных структурированных алгоритмов и программ;

  • технологией работы на персональной ЭВМ (ПЭВМ), правилами и приемами диалоговой работы на ПЭВМ при программировании типовых задач;

  • методами отладки и тестирования программ на ЭВМ в различных режимах.

4.5. Структура и содержание дисциплины «Программирование»


Таблица 6. Содержание дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля



Введение

Алгоритмы. Базовые алгоритмические конструкции.

Программирование как вид деятельности. Языки программирования.

Понятие алгоритма.

Свойства алгоритма.

Способы записи алгоритма.

Линейные алгоритмы.

Алгоритмы, содержащие ветвление.

Циклические алгоритмы.

Стандартные вычислительные алгоритмы.


защита лабораторных работ, тестирование, реферат



Язык программирования Паскаль. Базовые конструкции Паскаля.


Язык программирования ПАСКАЛЬ. Среда программирования TURBO PASCAL

Переменная. Команда присваивания.

Запись математических выражений. Команды ввода и вывода.


Операторы условного и безусловного перехода

Циклические конструкции.

Процедуры и функции пользователя.


защита лабораторных работ, тестирование,

контрольные работы, типовой расчет, коллоквиум



Структуры и типы данных в Паскале

Простые типы данных.

Массивы. Способы формирования линейных массивов.

Стандартные алгоритмы обработки линейных массивов.

Двумерные массивы

Обработка символьных величин.Строки. Стандартные функции обработки строк.


защита лабораторных работ, тестирование, контрольная работа, типовой расчет, коллоквиум



Реализация стандартных алгоритмов обработки данных средствами Turbo Pascal .

Основные этапы решения задачи на ЭВМ.

Рекурсивные алгоритмы.

Поиск и сортировка данных.

Генерирование псевдослучайных чисел.

Модули в Паскале.

Построение графических изображений. Модуль Graph.

защита лабораторных работ, контрольная работа, защита творческого проекта



следующая страница >>