shkolakz.ru   1 2 3 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Первые попытки повлиять средствами физической культу­ры на рост профессиональной подготовленности студентов по­левых факультетов в Московском университете предпринима­лись на кафедре физического воспитания еще в предвоенные годы (1938). Кафедра и деканаты факультетов рекомендовали студентам-«полевикам» занятия в секциях туризма и альпинизма, создавали для этого возможные условия.

В послевоенный период по просьбе деканатов кафедра стала направлять преподавателей физического воспитания на летние учебные практики геологического, географического и биолого-почвенного факультетов для проведения спортивно-массовой работы, а с 1953 года и для обучения студентов некоторым элементам походных навыков.

Теоретическим обоснованием начала этой работы явилась статья ст. преподавателей кафедры Чижовой В.П., Сергеева В.Б. и Зигберман В.И. «Система физического воспитания студентов естественных факультетов МГУ в связи с их специальностью».

Однако отправным событием, определившим на много лет направление и организацию работы, явился приказ ректора МГУ Петровского И.Г. (1956). Комментируя ряд несчастных случаев в экспедициях, ректор отмечал «наличие существенных недо­статков в физической подготовке студентов: отсутствуют на­выки передвижения в сложных условиях, они не умеют преодо­левать водные преграды, грести и управлять лодкой, вьючить и седлать лошадь, управлять мотором. Имеется достаточно при­меров, когда отсутствие этих жизненно необходимых навыков приводило к несчастным случаям. Серьезная ответственность за это падает на кафедру физического воспитания и спорта, проводившую работу без учета специальных требований, предъ­являемых к физической подготовке будущих геологов, геогра­фов и биологов…».

Приказ обязал кафедру «предусмотреть специальную физи­ческую подготовку геологов, географов и биологов и разрабо­тать программы по соответствующим разделам специальной фи­зической подготовки». Деканатам предлагалось на учебных практиках студентов I и II курсов планировать в расписании 6 часов еженедельных обязательных занятий по физической подготовке.


Поскольку кафедра физического воспитания МГУ явилась пионером в деле развития нового курса, вся методическая ра­бота по составлению программ, определению средств и методов легла на плечи группы преподавателей, имевших в той или иной степени опыт экспедиционной или походной жизни. Работа проводилась под руководст­вом кандидата педагогических наук Резцова С.Л.

При разработке программы авторы руководствовались при­нципом обеспечения безопасности передвижения и работы в раз­личных экспедиционных условиях. Использовалась специальная литература, анализ несчастных случаев, анкетный опрос студен­тов старших курсов, опытных руководителей и участников экспедиций, инструкции по технике безопасности полевых факультетов.

Из арсеналов таких видов спорта, как плавание, гребля, аль­пинизм, туризм, верховая езда и др. были отобраны элементы, которым при некоторой экспедиционной интерпретации можно было наладить массовое обучение. Ряд лет ушел на изменения и уточ­нения программы, отработку методики обучения, начальную подготовку преподавателей, приобретение необходимого снаряжения и инвентаря. Окончательно новый курс оформился и был введен ректоратом МГУ в 1961/1962 учебном году под названием «Курс профессионально-прикладной физической подготовки».

Тогда же на основе опыта первых лет преподавателями ка­федры Нагорным А.Г., Резцовым С.Л. и Филатовым В.П. было подготовлено и издано первое учебно-методическое пособие для вузов «Профессионально-прикладная физическая подго­товка» (М., 1962).

В основном работа по профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) проводилась на базах учебных прак­тик полевых факультетов, расположенных как в Подмосковье, так и в Крыму, в Хибинах, на Белом море, а также в экспедици­онных учебных маршрутах в летний период. Студенты I и II ку­рсов группами по 15-20 человек проходили обучение по жесткому расписанию. В зависимости от места проведения, его уда­ленности от базы, специфики учебной темы продолжительность занятий составляла от 2 до 8 академических часов. Ежегод­но обучение по разным темам курса проходили до 2000 студентов. Выбор тем в значительной мере определялся особенностями рельефа в районе, наличием водоемов и необходимостью сна­ряжения и инвентаря.


С помощью ректората постепенно удалось обеспечить все базы практик лодками, спасательными средствами, веревками и другим снаряжением. Преподаватели кафедры вели обучение студентов технике передвижения при работе в горах и мерам безопасности, умению грести, вести лодку бечевой или шестом, умению построить плот и владеть подвесным мотором, управ­лять парусом, плаванию с грузом и нырянию, помощи тонуще­му, переправам через реки, навыкам верховой езды и управле­нию мотоциклом.

Для проведения такой работы кафедре потребовалось до 25 преподавателей, готовых в летний период вести полноцен­ную учебную работу по программе ППФП, а в течение года выполнять обычную деятельность по физическому воспитанию студентов по вузовской программе.

Поскольку институты физической культуры практически не дают никакой подготовки в плане ППФП, кафедре пришлось готовить специалистов своими силами. С помощью ректората был проведен цикл учебных сборов, где моделировались в ес­тественных условиях сложные экспедиционные ситуации. Преподаватели прошли обучение в альпинистских лагерях и многодневных водных походах, изучили специальную лите­ратуру.

Подготовленный таким образом коллектив преподавателей стал в последующие годы основной опорой кафедры в проведе­нии ППФП. Это – старшие преподаватели Филатов В.П., Ефремкин Ю.Г., Шелевич В.М., Федотов Ю.П., Немцов А.И., Казанцев А.П., Данченко И.П., Нагорный А.Г. Позже активно включились в учебную работу преподаватель туризма Конюшко В.П., ст. преподаватель Даниленко В.А. К преподаванию ППФП и спортивно-массовой работы на базах привлекалось в общей сложности свыше 100 человек.

По инициативе и планам Московского университета Минвуз СССР провел специальный набор-обучение на ФПК в Ленинграде, где продолжили совершенствование большинство препода­вателей МГУ. На кафедре регулярно проводились методические раз­боры проведенных занятий, составлялись и обсуждались мето­дические разработки по темам ППФП, велась научная работа по обоснованию средств и методов ППФП.


Работа кафедры по подготовке к будущей экспедиционной деятельности подробно обсуждалась на заседании ректората МГУ в 1970 году. Постановление ректората от 23.03.1970 года отмечало, что «курс ППФП улучшил подготовку специалистов к работе в экспедиционных условиях». В нем определялся даль­нейший статус и материальное обеспечение ППФП.

Приказом ректора МГУ Логунова А.А. от 11.11.1977 года № 1124 было запрещено направлять на полевые работы студен­тов, не получивших зачета по ППФП, что повысило значимость курса и требования к качеству его проведения.

Опыт работы показал, что в условиях практик (значительно различающихся) нет возможности равноценно обучить всем разделам программы. Поэтому было принято решение о введении в IV семестре обязательных занятий для всех студентов полевых факультетов по прикладному плаванию в бассейне МГУ и обу­чению действиям в горах и в зимних условиях (на Ленинских горах) до 42 учебных часов.

С учетом характера будущей деятельности на учебных прак­тиках содержание ППФП несколько корректируется. Так, студенты—биологи, которым не придется впоследствии работать в поле, или эта работа будет кратковременной и случайной, обуча­ются на Звенигородской биологической станции гребле, ряду важных туристских навыков от установки палатки, разведения костров разных назначений до способов безопасных переправ и использования страховочных веревок на опасных участках пути. На это выделяется 16 учебных часов.

Те же биологи-«полевики», кому предстоит работать в экспе­дициях, порой в условиях сложного рельефа, в малонаселенной местности обучаются по более широкой и углубленной прог­рамме. Их учат безопасно валить лес, работать пилой и топором, строить плоты разных типов, ходить на лодках не только под веслами, но и с шестом, на бечеве, с подвесным мотором. Изу­чаются элементы альпинистской подготовки. Моделируются возможные аварийные ситуации и способы их предотвращения. На это отводится до 36 часов.

Эффективность учебных занятий на базах практик напря­мую связана с условиями их проведения. Чем меньше условнос­ти, чем реальнее опасность, тем активнее воспринимаются сту­дентами меры по ее устранению, тем глубже приобретаемые знания. Так, занятия по технике передвижения по скалам в Крыму со студентами-геологами проводятся на таких учебных маршрутах, которые заметно повышают профессио­нальный интерес студентов к ППФП.

Развитию физических качеств, необходимых для работы в полевых условиях, общей выносливости, силы, ловкости уде­ляется внимание, начиная с первого года обучения, растет объем цикли­ческих упражнений и другой специальной подготовки.

В занятия по общевузовской программе вносились кор­рективы. «Полевиков» учили прикладным видам плавания — брассу, на боку, способам передвижения по целине на лыжах. В лекционный курс вводились сведения об особенностях физической деятельности в условиях экспедиции.

Большой объем занятий на воздухе способствовал повыше­нию адаптационных возможностей организма, резистентности к изменениям атмосферных условий. В теоретических разделах программы и в ходе текущих и итоговом зачетах по ППФП особое внимание обращалось на необходимость дальнейшего самостоятельного повышения готовности к работе в поле, предлагались разные формы самоподготовки.

Максимального объема (до 120 учебных часов) обучение студентов достигло к концу 60-х и началу 70-х годов, когда кроме обучения на практиках I и II курсов, весь IV семестр был отдан ППФП в бассейне МГУ и горной подготовке на Ленинских горах. Студенты имели возможность не только знакомиться с техникой передвижения и обеспечения безопасности, но и от­рабатывать умения и навыки в условиях, близких к экспедици­онным.

В настоящее время в связи с изменением мест проведения учебных практик объем работы по ППФП несколько изменился. Сту­денты географического факультета проходят курс ППФП в объ­еме 16 учебных часов, факультета почвоведения — до 30 часов, биологи — до 50 часов. На геологическом факультете, где ППФП вошла в учебные планы, общий объем составляет до 60 учебных часов.

Тем не менее, опыт более чем 45-летней работы позволяет считать, что профессионально-прикладная физическая подготовка студентов является одним из важных направлений в работе кафедры физического воспи­тания.



<< предыдущая страница   следующая страница >>