shkolakz.ru   1 ... 2 3 4

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ


В 1963 году на основании приказа Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 144 от 11 марта при кафедре физического воспитания МГУ была создана научная лаборатория. Предусматривалось, что лаборатория будет решать задачи, связанные с совершенствованием физического воспитания студентов, научным обоснованием средств и методов физической подготовленности, здоровья, работоспособности, методов преподавания. Научным руководителем лаборатории был утвержден кандидат педагогических наук Владимир Эдгардович Нагорный. В этот период лаборатория занимается решением задач разработки методических рекомендаций по повышению работоспособности людей умственного труда и профилактике неблагоприятных последствий, возможных при значительных умственных перенапряжениях. Это направление вошло в межфакультетскую тему «Проблемы умственного труда». В разработке данной тематики, помимо кафедры физического воспитания, принимали участие ряд других подразделений МГУ: поликлиника, кафедра волновых процессов физического факультета, институт антропологии, кафедра физиологии человека и животных биологического факультета.

Результаты деятельности лаборатории изложены в шести выпусках сборника «Проблемы умственного труда» (1971, 1972, 1973, 1977, 1979, 1983 годы).

С 1972 года лабораторию возглавлял доктор биологических наук Михайлов В.В. Научная работа в этот период (1972-1978 годы) в основном направлена на обоснование методики подготовки значкистов ГТО. Старший научный сотрудник Семашко С.С. изучает структурные компоненты педагогического процесса по физическому воспитанию, функциональное состояние студентов при различных вариантах учебных занятий. Эта работа в 1979 году завершается подготовкой учебно-методического пособия «Комплекс ГТО в физическом воспитании студентов», авторы – Виленский М.Я., Михайлов В.В. и Левенко Н.А.

Наряду с тематикой по проблемам комплекса ГТО успешно разрабатываются вопросы, касающиеся подготовки спортсменов высокой квалификации в условиях вуза. Значительный вклад в научно-методическое обоснование различных аспектов тренировки внесли кандидаты педагогических наук, заслуженные тренеры СССР и РСФСР, доценты: Роман Р.А. – тяжелая атлетика, Захаров А.Д. – лыжный спорт, Рыжак М.М. – водное поло, Елфимов И.Т. – легкая атлетика, Ковалев Н.К. – плавание, а также старшие преподаватели: Васильев Л.А. – легкая атлетика, Фураев Г.П. – теннис, Данилов Ю.Д., Федоров Ю.И. – прыжки на батуте, доцент Крутьковский В.К. – борьба.


Начиная с 1973 года, под руководством кандидата педагогических наук И.П. Данченко, проводятся целенаправленные экспериментальные исследования по научному обоснованию методики занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Работа осуществлялась преподавателями методической комиссии специальных медицинских групп в тесном контакте с научными сотрудниками лаборатории, кандидатами медицинских наук Валеевым Н.М. (1973-1974 гг.) и Артамоновым В.Н. (1975-1980 гг.). Большую консультативную помощь в работе над этой проблемой сотрудникам кафедры оказывала доктор медицинских наук Мотылянская Р.Е.

В 60-е годы начала свой эксперимент по отбору наиболее эффективных средств и методов при занятиях со студентами, имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы, Е.Б. Гуревич. С этой целью на больших факультетах, где имелось много студентов специальных медицинских групп, создавались отдельные группы, с которыми она работала. Основная концепция, которую разрабатывала Е.Б. Гуревич, сводилась к высокой эффективности круглогодичных занятий на открытых площадках, пользе пружинистых упражнений на основе элементов тенниса, обязательного включения катания на коньках, необходимости повышения уровня развития гибкости и т.п. Итогом ее многолетней работы явилась успешная защита кандидатской диссертации.

В 1974, 1976 и 1978 годах в издательстве Московского университета выходят сборники научных трудов преподавателей и сотрудников кафедры «Физическое воспитание в вузе». Старшие преподаватели кафедры Н.Д. Синани и Р.А. Роман на протяжении 5 лет являлись составителями сборников-ежегодников «Велосипедный спорт» и «Тяжелая атлетика».

В эти годы успешно защищают кандидатские диссертации преподаватели Кузнецов В.Д., Зубцов Р.Г., Башлыков Ю.И., Левша П.Ф., Костин А.А., Рыжак М.М., Васильев Л.А., Левенко Н.А. и другие.

Начиная с 1972 года, на кафедре проводятся ежегодные научно-методические конференции. Содержание докладов, как правило, отражает научно-методическую работу за отчетный год. С 1994 года конференции кафедры приобрели статус межвузовских, в которых принимают участие преподаватели и научные сотрудники кафедр физического воспитания и спорта Московских вузов.


В 70-е годы сотрудниками кафедры был разработан ряд тренажерных устройств и средств срочной информации: станки-тренажеры для совершенствования ударов по мячу в футболе и теннисе (автор – Агашин Ф.К.), регистратор тремора (автор – Писаренко В.М.), устройство, уменьшающее степень психологической напряженности гимнаста (Левша П.Ф.), радио-телеметрический пульсометр в водной среде (Левенко Н.А.), лидирующее устройство с пульсометрическим контролем у пловцов (авторы – Ковалев Н.К., Левенко Н.А.) и др.

В период с 1980 по 1986 год обязанности заместителя заведующего кафедрой по научно-методической работе выполняла доцент кафедры Г.С. Мокиенко. Научно-исследовательская работа осуществлялась сотрудниками лаборатории в тесном контакте с преподавателями кафедры.

В соответствии с приказом Минвуза СССР № 656 от 24 мая 1983 года две темы, разрабатываемые на кафедре: «Взаимосвязь умственной работоспособности и двигательной активности» (руководитель – доцент, кандидат биологических наук Г.С. Мокиенко) и «Совершенствование методики занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья» (руководитель – кандидат педагогических наук И.П. Данченко), были включены в межвузовскую целевую программу «Научные основы охраны здоровья и повышения работоспособности студентов». Эти же темы на основании приказа ректората МГУ № 1086 от 26 октября 1983 года вошли в план важнейших научных работ Московского университета.

С 1981 по 1986 год на кафедре под руководством кандидата педагогических наук, доцента Р.А. Романа осуществлялась научная работа по хоздоговорной теме «Анализ техники и методики тренировки команды ЦСК профсоюзов по тяжелой атлетике». В работе принимали участие доцент А.А. Костин, преподаватель В.Ф. Кузьмин.

На протяжении нескольких лет (1983-1987 гг.) кафедра сотрудничала в комплексной межвузовской программе «Здоровье студентов». По данной программе велась научно-исследовательская работа по разделу «Влияние физического воспитания и спорта на здоровье и работоспособность студентов». В ней принимали участие научные сотрудники и преподаватели кафедры физического воспитания, научные сотрудники, аспиранты и студенты факультета психологии, врачи поликлиники МГУ. Работа велась в рамках хозяйственного договора (заказчик ВНИИФК при Госкомспорте СССР), руководитель работы – доктор психологических наук, профессор Хомская Е.Д. Результаты комплексного исследования были представлены в сборнике «Физкультура и здоровье студентов» (под редакцией Е.Д. Хомской и М.М. Рыжака, М.: изд-во МГУ, 1988).


В период руководства научно-исследовательской лабораторией кафедры кандидатом педагогических наук Б.И. Новиковым (1986-1989 гг.) ведущее место в тематике работы заняли социологические исследования, направленные на изучение физической культуры личности студента, ее сущности, структуры и путей формирования.

В 1989 году в Московском университете состоялась межвузовская конференция «Физическая культура личности», в которой приняли участие специалисты физического воспитания многих вузов страны. На основе лучших докладов были подготовлены статьи, которые вошли в сборник «Физическая культура личности студента» (под ред. Н.К. Ковалева, Б.И. Новикова, В.А. Уварова, М.: изд-во МГУ, 1991). Кроме того, в 1990 году вышло в свет учебное пособие «Физическое воспитание студентов» (под ред. Б.И. Новикова, М.: изд-во МГУ).

Наряду с социологическими исследованиями в эти же годы проводится изучение влияния занятий по физическому воспитанию на адаптационные возможности студентов (руководитель – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник И.В. Ефимова). Для прогнозирования состояний и оценки регуляторных систем использовался математический анализ сердечного ритма. Результаты этих исследований полно представлены в периодической печати – в журналах «Физиология человека» (1987, 1990, 1993), «Биологические науки» (1991), «Вопросы психологии» (1986, 1988), а также в сборниках конференций и международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (1994, 1998).

В 1988 году научный потенциал лаборатории пополняется двумя старшими научными сотрудниками: кандидатом медицинских наук А.Т. Рубцовым и кандидатом педагогических наук В.А. Уваровым. Это дало возможность расширить направления исследований, связанные с медико-биологическими исследованиями, направленными на совершенствование учебного процесса со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со студентами групп спортивного совершенствования.

С 1989 года осуществляется разработка концепции по управлению процессом физического воспитания на основе банка данных физического состояния и двигательной активности студентов (руководитель – зав. лабораторией В.А. Уваров). Значимость этого направления исследований подчеркивается изданием специального приказа ректора университета – академика Логунова А.А.


С 1991 года по настоящее время с учетом результатов предшествующей научно-исследовательской работы формируется новое научное направление исследований кафедры: «Совершенствование форм и методов физического воспитания и спортивного мастерства студенческой молодежи» (руководители – заведующий кафедрой, профессор Ковалев Н.К., зав. лабораторией, старший научный сотрудник Уваров В.А.). Решением Ученого совета гуманитарных факультетов это направление включено в план фундаментальных исследований университета.

Научное направление подразделяется на три обобщенные темы:


  1. Физическое состояние, двигательная активность и спортивное мастерство студентов в процессе обучения в вузе. Руководитель – доцент, к.п.н. Уваров В.А.

  2. Укрепление здоровья, повышение функционального состояния студентов средствами физической культуры и спорта. Руководитель – доцент, к.м.н. Рубцов А.Т.

  3. Двигательная активность и психофизиология здоровья. Руководитель – ст.н.с., к.б.н. Ефимова И.В.

В рамках первой обобщенной темы исследования проводятся совместно с младшим научным сотрудником Т.А. Булавиной и преподавателями кафедры.

Изучались проблемы включенности студенческой молодежи в процесс физического воспитания, ее динамика в период обучения в вузе, проводился сравнительный анализ этих показателей студентов различных вузов России. Полученные данные позволили внести коррективы в организацию работы по физическому воспитанию.

С целью совершенствования учебного процесса было издано учебное пособие «Плавание для студентов специального медицинского отделения» (автор – Ковалев Н.К., 1995), а также коллективом преподавателей и научных сотрудников был разработан курс лекций по физической культуре, который используется для теоретической подготовки студентов («Физическая культура (курс лекций)» под ред Ковалева Н.К., Уварова В.А., Будыка Е.В., 1997). Авторами лекций являлись: Ковалев Н.К., Мокиенко Г.С., Шачнева Л.М., Ефимова И.В., Уваров В.А., Ваньков А.А., Митянин Ю.П., Райцина Л.П., Рубцов А.Т., Будыка Е.В., Нагорный А.Г.


Как известно, 1990-е годы в нашей стране характеризовались социальным кризисом, что потребовало изучения изменений состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов в период с 1989 по 1999 гг. Результаты проведенных исследований показали, что физический статус студентов характеризуется резкими негативными изменениями, а для его восстановления до исходного состояния требуется не менее пяти лет.

К наиболее значимым работам по этой теме следует отнести исследование, посвященное анализу состояния и динамики физической подготовленности студентов во время обучения в вузе. Научный и практический интерес представляют изменения этих показателей у студентов, проживающих в различных регионах России и стран СНГ. Эти исследования перспективны, поскольку они нашли свое развитие в долговременном проекте «Физический статус студента России – состояние и перспективы». Исследования этого направления позволили разработать и внедрить в практику работы нашей кафедры оригинальную (авторскую) программу по предмету «Физическая культура», а также разработать положение и нормативы комплекса «Спортивный знак МГУ».

В рамках исследований вопросов совершенствования спортивного мастерства студенческой молодежи была разработана методика подготовки полиатлонистов. Она направлена на подготовку спортсменов от новичков до мастеров спорта России. Издано учебное пособие «Полиатлон», рекомендованное Госкомспортом России для вузов РФ (автор – Уваров В.А., 1996). Исследования этого направления позволили разработать правила соревнований, обосновать нормы и требования Единой Всероссийской классификации, которая утверждена Госкомспортом России в 2002 г.

Старшим преподавателем А.Б. Качаном составлена учебная программа по подготовке специалистов по айкидо («Теория и методика айкидо», 2002), доцентом Е.И. Усановым издано учебное пособие «Армрестлинг – борьба на руках» (2002) и составлен справочник «Звезды Российского армрестлинга» (совместно с преподавателем Л.В. Чугиной, 2002).


Исследования по второй обобщенной теме проводятся совместно со старшими преподавателями учебных отделений, в частности, с доцентом, кандидатом биологических наук Ю.Б. Зуевским и другими преподавателями кафедры.

В рамках данной темы изучается влияние физических упражнений на состояние здоровья студентов специального медицинского отделения с органическими заболеваниями сердечно-сосудистой системы и с хроническими неспецифическими заболеваниями легких. Исследования показали, что физические упражнения являются незаменимым средством укрепления физического состояния студентов, повышения функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, общей работоспособности.

Результаты исследования, полученные в течение 1990 – 2001 гг. совместно с другими преподавателями, опубликованы в сборниках научных материалов конференций, проводимых КНМЦ ЕАУ, и подробно представлены в книгах: «Методы изучения физического состояния студентов» (1994), «Контроль физического состояния человека при занятиях физической культурой» (1997). По полученным в ходе исследования данным защищена кандидатская диссертация.

Работа по третьей обобщенной теме проводится совместно с научным сотрудником, кандидатом психологических наук Е.В. Будыка и преподавателями кафедры.

В рамках данной темы продолжаются работы по изучению влияния двигательной активности на адаптационные возможности организма, через которые характеризуется здоровье.

Результаты исследований были представлены научными статьями в журналах и обобщены в учебном пособии «Психофизиологические основы здоровья студентов» (авторы – Ефимова И.В., Будыка Е.В., Проходовская Р.Ф., 2003), которое содержит анализ здоровья студентов разных вузов на современном этапе, а также демонстрирует положительную роль физических упражнений в регулировании функционального и психоэмоционального состояний.

В течение многих лет (с 1983 года по настоящее время) научные сотрудники И.В. Ефимова и Е.В Будыка вместе с преподавателями кафедры принимают участие в исследованиях и разработке проблемы нейрофизиологии индивидуальных различий психики здорового человека, проводимой в рамках договора о научном сотрудничестве между кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии и кафедрой физического воспитания МГУ, выполняемой под руководством профессора Е.Д. Хомской. Работа была поддержана грантами Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Обобщение результатов исследований явилось основой для написания учебного пособия «Нейропсихология индивидуальных различий» (авторы – Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В., 1997).


Научно-исследовательская работа кафедры отражается в росте научной квалификации преподавателей и сотрудников. Успешно защитили диссертации на соискание ученых степеней кандидатов педагогических наук Седлов В.С. и Тимошкин В.Н., биологических наук – Зуевский Ю.Б., психологических наук – Парашин Ю.П. и Будыка Е.В., исторических наук – Симонов В.Н., философских наук – Куприянов В.А.

Кафедра физического воспитания расширяет свои научные контакты с многочисленными университетами, выступает координирующим центром в научно-методической работе.

Для осуществления этой деятельности приказом от 3 мая 1990 года (№ 314) председателя учебно-методического объединения университетов академика Логунова А.А. был создан Координационный научно-методический Центр кафедр физического воспитания (КНМЦ).

С 1996 года КНМЦ работает в составе Евразийской Ассоциации университетов, возглавляемой академиком РАН В.А. Садовничим.

Деятельность Координационного научно-методического Центра направлена на решение следующих задач:

координация научно-исследовательской и методической ра­боты кафедр физического воспитания университетов по физи­ческому воспитанию студенческой молодежи;

обмен опытом организационной, научной и методической работы между кафедрами университетов;

организация научно-методических связей и обмена опытом по проблемам физического воспитания с ведущими зарубежны­ми университетами, а также повышения квалификации преподавателей;

проведение межвузовских научно-методических конферен­ций;

издание научной и учебно-методической литературы.

В настоящее время в состав Координационного Центра входят более 50 кафедр физвоспитания университе­тов.

Работой Координационного научно-методического Центра Евразийской Ассоциации университетов (КНМЦ ЕАУ) руководит Совет, состоящий из 17 представителей кафедр физвоспитания разных регионов России и стран СНГ. Пре­дседатель Совета – профессор Ковалев Н.К., заместитель – к.п.н., доцент Уваров В.А., уче­ный секретарь – к.б.н., ст.н.с. Ефимова И.В.


За период деятельности КНМЦ был выполнен значительный объем работы, который позволил подтвердить эффективность его существования.

Одним из видов деятельности Центра является организация повышения квалификации преподавателей на основе стажировок. При этом стажировки организуются не только на кафедре физвоспитания МГУ, но и в других университетах, где накоплен богатый опыт работы по определенной тематике и имеется высокий научный и педагогический потенциал.

Принципы координации научно-исследовательской и научно-методической работы позволяют, с одной стороны, избегать дублирования в разработке одной и той же тематики в различиях вузах, а с другой - сконцентрировать разработку тем в тех вузах, где для этого есть более мощный научно-педагогический потенциал и приборное обеспечение.

Координационный Центр обращает особое внимание на организацию совместных межуниверситетских исследований. Положительный опыт таких исследований уже имеется.

По методике оценки мотивации оздоровительной деятельности с помощью теста-опросника, разработанного в Саратовском госуниверситете, были проведены исследования в Ростовском и Кемеровском университетах.

Московским и Ростовским университетами осуществлены исследования, направленные на изучение отношения студентов к физической культуре в вузах различных регионов России.

В Иркутском государственном университете проведено исследование субъективных представлений студентов о собственном здоровье при помощи анкеты, апробированной и применяемой на протяжении многих лет на кафедре физического воспитания Московского университета.

Совместно с Марийским госуниверситетом проведены исследования по обоснованию методики подготовки спортсменов в полиатлоне. С этим же университетом было организовано сравнительное исследование физической подготовленности студенческой молодежи различных регионов.

В 2002 г. начата работа по реализации долгосрочного (до 2010 г.) проекта «Физический статус студента России – состояние и перспективы».


Проект предусматривает:


  • накопление и анализ статистического материала о состоянии здоровья, физической подготовленности и физического развития студенческой молодежи;

  • анализ физического состояния студентов на современном этапе;

  • мониторинг физического состояния студентов в период 2002-2003гг.;

  • анализ динамики физического состояния студента в период обучения в вузе;

  • разработку общих и региональных нормативных требований по физической подготовленности студентов.

Результаты проекта предполагают:

  • участие в реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;

  • информацию Правительству Российской Федерации и государственным организациям о физическом состоянии студентов, а также разработку предложений по укреплению физического статуса и состояния здоровья студенческой молодежи.

Работа КНМЦ способствует росту научного и педагогического потенциала кафедр физвоспитания университетов. Именно поэтому одним из направлений его работы является организация рецензирования диссертаций, монографий, методических рекомендаций и учебных пособий, подготавливаемых к изданию преподавателями кафедр физвоспитания университетов.

Рукописи, получившие положительную рецензию, выходят в свет с грифом «Рекомендовано к изданию Координационным научно-методическим Центром кафедр физического воспитания Евразийской Ассоциации университетов», что свидетельствует об их высоком качестве и поднимает их престиж в регионах.

За период деятельности Центра были рекомендованы к изданию более 20 монографий, учебных программ, учебных пособий и лекционных курсов Таджикского, Пермского, Ростовского, Тюменского, Воронежского, Марийского, Иркутского, Екатеринбургского, Казанского госуниверситетов, даны отзывы на 27 диссертаций и авторефератов диссертаций. По запросам Ученых советов университетов, на основе анализа публикаций соискателей Координационный Центр дает отзывы о возможности присвоения ученых званий доцента и профессора без защиты диссертаций.


Особое место в работе КНМЦ занимает проведение межуниверситетских научно-методических конференций. Координационный Центр посчитал целесообразным проведение конференций в различных университетах. Такая практика позволяет повысить престиж кафедр физвоспитания региональных университетов, активизирует преподавателей в научной и научно-методической работе, позволяет участникам конференций знакомиться с опытом работы различных кафедр. Нами проведено семь международных научно-методических конференций с изданием сборников материалов. Эти конференции состоялись в Ростовском-на-Дону, Казанском, Кубанском, Марийском госуниверситетах.

Внедрена практика проведения региональных научно-методических конференций под эгидой КНМЦ ЕАУ, что позволяет активизировать научно-исследовательскую и научно-методическую работу кафедр физвоспитания не только университетов, но и других региональных вузов. Кафедры физвоспитания университетов становятся головным (координирующим) звеном в регионе по проблемам физического воспитания и спорта студенческой молодежи. К настоящему времени уже проведены 4 региональных конференции: Ростовским-на-Дону университетом совместно с Ростовским филиалом таможенной академии и Южно-Российским государственным техническим университетом (Новочеркасск); Воронежским аграрным госуниверситетом, Казанским техническим университетом, Иркутским государственным университетом.

Накопленный Координационным Центром опыт работы за более чем десятилетний период его существования дал определенные положительные результаты. Вместе с тем, его деятельность будет совершенствоваться и в дальнейшем.

<< предыдущая страница