shkolakz.ru 1


ТЕЗИСЫ ПЕРВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА РСПП А.В. МУРЫЧЕВА

НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ:

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»


5. Бизнес российских компаний за пределами РФ растет быстрыми темпами. За два года совокупный объем заруежных активов 25 компаний-лидеров увеличился в 2,5 раза и составляет 60 млрд. долларов (2006 г). На 630 дочерних предприятиях и филиалах за рубежом с российскими инвестициями в 70 странах работает 130 тыс.человек.

Вопреки распространенному мнению о том, что бизнес российских кампаний за рубежом преимущественно сосредоточен в странах СНГ, исследования показывают что основная арена внешней экспансии – это европейские государства: на них приходится более 60 % совокупного объема зарубежных активов против 20 % в СНГ.

Объем накопленных российских инвестиций в их крупнейших реципиентах из числа стран СНГ - Украине и Белоруссии - составил соответственно 811 и 771 млн. долларов США по состоянию на конец 2007 г., что в сумме менее 5 % от общей суммы российских инвестиций за рубежом.

Объем внешней торговли между станами СНГ также недостаточен. И на экспорт в страны СНГ, и на импорт из стран СНГ в российской внешней торговле в 2007 году приходилось около 15 % от объема внешнеторгового оборота.

Экономическая интеграция – основа политической, а не наоборот. Только согласовав общие принципы экономических взаимоотношений, гармонизировав экономическое законодательство, предоставив благоприятные условия для экономической деятельности, вне зависимости от страны происхождения капитала, можно говорить о политической интеграции.

На современном этапе основу экономических отношений должны составлять крупные инвестиционные проекты, сопровождаемые свободным перемещением капиталов и рабочей силы (это проекты в области энергетики, транспорта, металлургии и другие аналогичные проекты). Дальше, как и в любом бизнесе, крупные проекты обрастут множеством сопровождающих их средних и мелких инвестиций.


Такой подход разделяется многими представителями бизнес-сообщества. Важно, что вопросы экономической интеграции отражены в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, где отмечено, что экономическое сотрудничество сегодня является приоритетом СНГ.

При этом СНГ остается проблемной организацией, в связи с тем, что интересы ее членов нередко не совпадают. Порой этому может препятствовать низкая платежеспособность хозяйствующих субъектов (как, например, в Киргизии), иногда – несовершенство расчетных отношений (как с Украиной), иногда – различия нормативной правовой базы в области налогообложения, внешнеторговой деятельности, проблемы с транзитом товаров через территорию сопредельных государств и т.д.

Учитывая разницу в целях, задачах и стратегических направлениях развития экономики разных стран, выработать устраивающие всех конкретные документы по отдельным направлениям экономической политики достаточно сложно.

В то же время, есть несколько ключевых направлений экономического сотрудничества в рамках СНГ, в развитии которых заинтересованы практически все страны. Прежде всего, необходимо сделать базовые «правила игры» в экономической сфере одинаковыми во всех странах. Соответственно, бизнес-сообщество могло бы принимать более активное участие как в подготовке стратегических документов развития СНГ, так и мероприятиях по их реализации.

Серьезным барьером для экономического сотрудничества является недостаточная развитость инфраструктуры. Даже бюджетных средств нескольких заинтересованных стран может оказаться недостаточно для создания необходимой инфраструктуры. При этом не всегда удается обеспечить эффективное расходование средств при реализации проектов. Решением может стать широкое распространение межгосударственных инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах ЧГП.

Важным направлением экономического сотрудничества может стать повышение инновационности российской экономики. Предлагаемое в Концепции совершенствование институционального механизма передачи технологий и формирование системы научно-технических и инновационных фондов может стать эффективным инструментом решения данной задачи.


Одним из ключевых направлений экономического сотрудничества в рамках СНГ, является развитие финансовой инфраструктуры. РСПП активно работает в данной сфере.

В отличие от многих международных организаций в базовых документах СНГ перед государствами-участниками не стоит задача достижения определенной конечной цели. В связи с этим возникает вопрос о дальнейших перспективах СНГ – есть ли у государства и бизнеса готовность хотя бы ставить вопрос о переходе в очень отдаленной перспективе не только к зоне свободной торговли, но и к свободному перемещению капиталов и рабочей силы.

Помимо формулирования цели, необходимо обсудить возможность фиксации перечня и прогнозного или целевого значения показателей ее достижения.

Бизнес-сообщество готово активно работать по развитию интеграции в рамках СНГ и ждет от представителей государств-членов СНГ ответного шага.