shkolakz.ru   1 2 3 4

Наземно-воздушная среда-_________________

Водная среда-____________________________

Живой организм-_________________________


? Распределите животных по среде обитания:

Водная-………………………………………………………………………...

Наземно-воздушная…………………………………………………………..

Почвенная…………………………………………………………………….

Живой организм………………………………………………………………


  1. щука;

  2. дождевой червь

  3. личинка стрекозы

  4. осьминог

  5. жаба

  6. личинка майского жука

  7. крот

  8. вши

  9. аскарида

  10. медуза

  11. орел

  12. бабочка

  13. жук-плавунец

  14. сокол

  15. чесоточный клещ

  16. бактерии



Тема. Биотический фактор


Взаимоотношения между живыми организмами


Задание

Соотнесите предлагаемые понятия и определения в таблице (соедините стрелками):


Типы взаимодействия организмов


Понятие

Определение

мутуализм (симбиоз)


Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.

нейтрализм

Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.

конкуренция

Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.

аменсализм


Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

комменсализм (квартирантство)

Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.

комменсализм (нахлебничество)


Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.

паразитизм

Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.

хищничество

Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.



Задания по теме взаимовыгодные отношения.


Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и мотылек…


? Продолжи стихотворение своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ, как например, дружат ели и клесты.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


? Объясни, какое значение для живых организмов имеет эта дружба?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Что дают животным дружеские отношения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Возможна ли дружба с хищником?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложенного списка составьте пары живых организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических отношениях: пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотофиксирующие бактерии.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Назовите организмы, которые являются симбионтами человека. Какую роль они
    выполняют? Способен ли человек выжить без этих организмов?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Проверь свои знания.


  1. Выбери примеры взаимовыгодных отношений:

  1. Протокооперация;

  2. Нахлебничество;

  3. Симбиоз;

  4. Мутуализм.

  1. Взаимовыгодные отношения сложились между:

    1. сойкой и дятлом;

    2. сойкой и дубом;

    3. сойкой и человеком;


    4. дятлом и человеком.

  2. Выберите примеры взаимовыгодных отношений





  1. Отношения типа мутуализм сложились между:

    1. Взаимоотношения кедровки и кедровой сосны;

    2. Взаимоотношения зайца и волка;

    3. Взаимоотношения льва и тигра;

    4. Взаимоотношения белки и лося.

  2. Почему в Австралии клевер не давал плодов?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотри рисунок. Что связывает эти организмы? Как называются отношения между ними?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание по теме полезно-нейтральные отношения.


Проверь свои знания.


  1. Примеры комменсализма:

    1. Нахлебничество;

    2. Конкуренция;

    3. Протокооперация;

    4. Квартиранство.

  2. Выберите нахлебников:

    1. Акула - рыба-прилипала;

    2. Заяц – Волк;

    3. Скопа – Воробей;

    4. Шакал – Тигр

  3. Орхидеи, живущие на ветках деревьев:

    1. Приносят им вред;

    2. Приносят им пользу;

    3. Не приносят ни вреда, ни пользы
  4. Выберите из предложенных рисунков нахлебничество и квартиранство. Докажите правильность выбора




____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Рассмотрите рисунок. Назовите этих животных. Какой тип взаимоотношений изображен?

______________________________________________

__________________________________________________

___________________________________________________

6. Отношения комменсализм (нахлебничество,

квартиранство), обозначаются знаками:

  1. + 0

  2. + -

  3. + +

  4. 0 0



Задание по теме полезно-вредные отношения.


Паразитизм

Джонатан Свифт писал:

Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той - блошинка - крошка,

В блошиночку же вонзает зуб сердито

Блошиночка... и так до бесконечности.

Попробуйте любыми словами представить иллюстрацию к словам А.Е.Шипли.

О каком явлении написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в

ходе эволюции могло появиться это явление?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Это интересно!

«Каждая птица - это по сути дела настоящий летающий зоопарк», - сказал английский ученый А.Е.Шипли.

Действительно, перья служат пищей вшам и клещам, кожей питаются некоторые мухи; блохи, вши, москиты, пиявки сосут кровь птиц, а некоторые виды простейших разрушают эритроциты внутри организмов. В гнездах 56 видов птиц было обнаружено 529 видов различных беспозвоночных - в основном жуков и клещей. Из оперения одного единственного кроншнепа было извлечено более тысячи пухоедов.



  1. Чем отличаются паразит от хищника? А чем он на него похож?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Если паразит убьет свою жертву, что с ним случиться?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Как паразиты приспособились к такой жизни?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Проверь свои знания.


1. Живой организм, который служит для другого организма средой обитания, называется:

  1. Паразит

  2. Нахлебник

  3. Хозяин

  4. Квартирант

2. Из предложенного списка выберите внутренних паразитов:

  1. Вши

  2. Аскарида

  3. Клопы

  4. Цепни



3. Выберите примеры организмов паразитов:




4. Из предложенного списка выберите приспособления паразитов:

  1. Большое потомство

  2. Присоски и крючки

  3. Острые зубы

  4. Нет активного перемещения

5. Объясните, почему паразиты обычно не губят своего хозяина?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Рассмотри рисунок. Назовите эти растения и грибы. Чем они примечательны? Почему они перешли к такому образу жизни?




________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Хищничество

1. Что произойдет с животными, у которых не окажется ни одного хищника?
А) если это крупное животное с долгой жизнью;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) если это мелкие короткоживущие, но плодовитые зверьки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________




2. Как животные жертвы спасаются от хищников?


  • Быстрые ноги;

  • Глубокие норы;

  • Иглы, колючки;

  • Жало;

  • Подражание тому, кто имеет жало;

  • Маскировка окраской;

  • Маскировка формой тела, позой;

  • Предостерегающая окраска;

  • Твердый покров;

  • Химическая атака;

  • Запугивание;

Животные: олень, луговые собачки, жук-бомбардир, еж, пчела, заяц, колюшка, гусеница пяденицы, глазчатый бражник, клопы солдатики, мухи, божья коровка, павлиноглазка, лунка серебристая, бабочка пяденицы, улитка, скунс.

  1. Почему количество кошек зависит от количества мышей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Зачем нужны в природе хищники?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Русский орнитолог Батурлин рассказывает: «В нагорных тундрах Норвегии много белых куропаток. Охота на них - подсобный промысел местного населения. Серьезный враг куропаток - ястреб-тетеревятник. Вот норвежцы и уничтожили всех тетеревятников. А через несколько лет ястреба пришлось ввозить из СССР.» Объясни зачем?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Способы защиты организмов от хищников, условно можно разделить на три группы (см. таблицу). Заполните таблицу, вписывая номера предлагаемых ниже вариантов защиты напротив каждой из этих групп.

Способы защиты организмов от хищников

Номера предлагаемых вариантов защиты



<< предыдущая страница   следующая страница >>