Варианты защиты.

  1. Сооружение убежищ или использование естественных укрытий.

  2. Несъедобность, ядовитость «при опробовании».

  3. Покровительственная форма и окраска.

  4. Жертва обладает крупными размерами тела.

  5. Миграции из мест, обильных хищниками.

  6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.

  7. Выбрасывание защитных веществ.

  8. Оповещение других особей о приближении хищника.

  9. Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.

  10. Затаивание.

  11. Самокалечение (автотомия).

  12. Бегство.

  13. Активная защита, когда жертва борется с хищником.

Назовите организмы, которые защищаются от хищников этими способами.


Проверь свои знания.


1. Отношения, при которых особи одного вида животных питаются особями других видов называются:

  1. Паразитизм

  2. Симбиоз

  3. Хищничество

  4. Конкуренция

2. Выберите из списка приспособления, которые появились у организмов жертв:

  1. Длинные ноги

  2. Острые зубы

  3. Иголки

  4. Защитная окраска

3. Выберите примеры организмов хищников:


4. Выберите из списка приспособления, которые появились у организмов хищников:

  1. Острые зубы и клыки
  2. Крючковатый клюв


  3. Острое зрение

  4. Хороший слух

5. Какова роль хищников в природе? Можно ли назвать их вредными животными?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Рассмотрите рисунок. Назовите это растение. Чем оно необычно?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание по теме взаимновредные отношения


  1. Конкуренция бывает двух видов ____________________ , ________________

  2. Конкуренция отрицательно влияет:

а) на одного из партнеров; б) на обоих партнеров

3. Между светолюбивыми растениями происходит в большей степени конкуренция :

а) за свет; б) за место; в) за воду

4. В каких случаях чаще всего происходит конкуренция?

  1. Когда животные питаются разной пищей

  2. Когда животные питаются одинаковой пищей

  3. Когда растениям необходим один и тот же экологический фактор

  4. Когда животные живут на одной территории

  5. Когда животные живут на разных территориях

5.У многих живых организмов в процессе совместного обитания появились приспособления, которые снижают конкуренцию, приведите примеры?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Подбери для воображаемого леса зверей так, чтобы жили они без всякой конкуренции.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Придумайте ситуацию, когда конкуренты изменили свои специальности совсем немного, а конкуренция из-за этого прекратилась: у животных, у людей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Как могут три сапожника не конкурировать между собой, если все три в одном месте шьют и продают обувь. Предложи свои примеры пищевой специализации у животных.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из списка живых организмов составьте пары, которые в природе могут конкурировать между собой.

Ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, американская норка, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, европейская норка, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задания по теме

«Взаимоотношения между живыми организмами».

Задание №1. Используя определения из «Мини-словарика» заполните первую колонку таблицы, поставьте знак отношений.

Задание № 2. Распределите пары организмов, по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.


Мини-словарик «Биотические отношения».


Теоретически влияние, которое оказывают друг на друга два вида, живущие вместе, может быть нулевым, благоприятным или неблагоприятным. Возможны типы комбинаций следующие:

Хищничество: такой вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида, например, хищный вид нападает на вид-жертву, которым он питается.

Паразитизм: форма взаимоотношений двух организмов, принадлежащих к разным видам, носящая антагонистический характер, когда один из них паразит использует хозяина в качестве среды обитания или источника пищи. Паразитический вид, обычно мелких размеров, тормозит рост и размножение своего хозяина, от которого непосредственно и всецело зависит его питание Паразит замедляет жизнедеятельность хозяина, может даже вызвать его гибель, хотя обычно этого не происходит.

Конкуренция: взаимоотношения организмов одного и того же или разных видов соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке Каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное действие, виды конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест кладки яиц и т.д. Оба вида называются конкурирующими.

Аменсализм: форма взаимоотношений, при которой возникают отрицательные условия для одного из организмов, а другой организм не испытывает ни вреда, ни пользы.

Нейтрализм: характеризуется отсутствием непосредственного влияния одного вида на другой.

Комменсализм: нахлебничество, сотрапезничество, квартиранство. Форма взаимоотношений при которой один из партнеров доставляет пищу или убежище другому виду. В этом случае один вид извлекает пользу от сожительства, а другой вид-хозяин не имеет такой выгоды. Основой для таких отношений могут быть общее пространство, субстрат, кров, передвижение или чаще всего пища. Эти взаимоотношения характеризуются взаимной терпимостью.


Протокооперация: сотрудничество оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать изолированно, но жизнь в сообществе приносит им обоим пользу.

Симбиоз: каждый из видов может жить расти и размножаться только в присутствии другого вида. Oни живут в симбиозе.


Примеры взаимоотношений между организмами.


Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

Аскарида и человек. Аскарида - круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

Ель и сосна. Ель и сосна - растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными веществами.

Заяц и крот. Заяц - наземное травоядное животное, крот - подземное насекомоядное животное.

Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.

Акула и рыба-прилипала. Рыба-прилипала присосками прикрепляется к брюху акулы, путешествуя вместе с ней и питаясь остатками ее трапезы.

Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.

Лишайник. Лишайник образован двумя организмами: грибом и водорослью. Гриб обеспечивает водоросли защиту, позволяя ей выжить в сухих местах обитания. Водоросль посредством фотосинтеза снабжает себя и гриб питательными веществами.

Дятел и жук-короед. Короеды - растительноядные насекомые: их жуки и личинки часто обитают под корой дерева, прогрызая сложные ходы. Дятлы - птицы, питающиеся семенами, насекомыми; имеют долотообразный клюв и тонкий длинный язык, приспособленный для поиска и захвата насекомых и их личинок под корой ствола дерева.


Раффлезия и лиана. Раффлезия Арнольди - растение, обладающее самым крупным цветком. который растекается на поверхности почвы. Остальная часть растения представляет собой разветвленную сеть нитей, пронизывающих корни лиан. Раффлезия высасывает соки /воду и питательные вещества/ из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

Ель и береза. Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.

Заяц и крот. Заяц - наземное травоядное животное, крот - подземное насекомоядное животное.

Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.

Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.

Воробей в гнезде скопы. Скопа - рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.

Медоуказчик и медоед. Птицы- медоуказчики питаются насекомыми, в том числе личинками пчел, а также медом и воском, однако сами добраться до пчелиных гнезд неспособны. Медоуказчики разыскивают поселения пчел и привлекают к ним медоеда, издавая крики около пчелиного гнезда. Когда медоед разоряет гнездо, медоуказчики кормятся остатками меда и воска.

Микориза. Микориза - это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

Лисица и полевка. Лисица -хищник, питающийся мышевидными грызунами.

Короваи слепень. Слепень - кровососущее насекомое, питающееся кровью крупного рогатого скота, а также других животных и человека.


Кенгуру и кролики в Австралии. Кенгуру и завезенные в Австралию кролики встречаются в сходных местах обитания и питаются вегетативными частями растения.

Волк и бабочка-крапивница. Волк - хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки - листьями растений.

Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды, в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.

Лев и птицы - падальщики. Лев - крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.

Египетская цапля и буйвол. Цапли кормятся саранчой и мышевидными грызунами, которых выпугивает из травы стадо пасущихся буйволов. При появлении хищников птицы взлетают, предупреждая буйволов об опасности.

Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.


Заполните таблицу

shkolakz.ru   1 2 3 4

А. Избегание жертвой встречи с хищником





Б. избегание жертвой контакта с хищником после ее обнаружения




В. Способы, действенные при непосредственном контакте




Вид взаимоотношений

Примеры

































































































<< предыдущая страница   следующая страница >>