shkolakz.ru 1 ... 2 3 4

Проверь свои знания


  1. Пример мутуализма:

    1. Взаимоотношения кедровки и кедровой сосны;

    2. Взаимоотношения зайца и волка;

    3. Взаимоотношения льва и тигра;

    4. Взаимоотношения белки и лося.

  1. В виде, какой комбинации знаков можно выразить отношения конкуренции между видами?

а) +-; б) 00 в) - -; г) ++

3. Какой тип отношений можно выразить в виде комбинации символов: +0?

а) нейтрализм;

б) аменсализм;

в) паразитизм;

г) комменсализм

4. Растением-паразитом не является:

а) повилика;

б) заразиха;

в) омела белая;

г) головня.

5. Из предложенного списка выберите внутренних паразитов:

  1. Вши

  2. Аскарида

  3. Клопы

  4. Цепни

6. Найдите соответствия и выпишите правильные ответы

Формы взаимоотношений организмов:

  1. симбиоз (мутуализм);

  2. комменсализм;

  3. нейтрализм;

  4. конкуренция.

Организмы:

а) бобовые растения и клубеньковые бактерии (улавливающие азот из воздуха);

б) лишайник-кладония;

в) синицы и мыши в одном лесу;

г) обитатели нор (грызу­ны, насекомые, пауки, многоножки);

д) лиса и песец;

е) черный и рыжий тараканы;

ж) рыба-горчак и перловица (двустворчатый моллюск);

з) лев и гиена.

7. Подбери правильно пары

1. мутуализм (симбиоз)

2. хищничество

3. паразитизм

4. комменсализм

5. конкуренция

6. аменсализм


7. нейтрализм


а) акула и рыба прилипала

б) плесневые грибки и бактерии

в) серая и черная крысы

г) сова и мышь

д) бабочка и крот

е) аскарида и человек

ж) муравей и тля



Местообитание. Ниша. Популяция


Живые организмы на планете Земля подвергаются влиянию не только факторов неживой природы, но и других живых организмов.

Каждый живой организм нуждается в подходящем местообитании. Там, где он обитает, организм выполняет какую-то роль или, как говорят ученые, занимает опреде­ленную нишу.

Местообитание - это адрес, а ниша - профессия или образ жизни. Так образно выразился И. Одум.

Рассмотрим эти понятия на примере ежа обыкновен­ного. Еж обитает в лесолуговой и степной зонах в Евро­пе и Азии. Он селится в перелесках, на опушках лесов, в полезащитных полосах. Это его местообитание. То, как еж связан со средой обитания, составляет часть его ниши. Ночью он спит на подстилке из листьев, трухи или просто на голой земле. Зимой в местах, где голодно и холодно, строит зимовочные норы. Поедает он различ­ных личинок, жуков, жужелиц, большинство которых -вредители леса, иногда лакомится яйцами и птенцами мелких птиц, гнездящихся на земле. Еж сам служит пи­щей для тысяч клещей, которых он собирает на себя, сче­сывая иголками, как щеткой, с травы. Иногда еж попада­ет в зубы лисицам, волкам.

Каждый живой организм индивидуален. Живые орга­низмы одного вида, занимающие определенную террито­рию, составляют популяцию. Популяцию можно представить как совокупность всех особей одного вида, насе­ляющих этот лес, это болото или эту речку, так же как отдельные жители города Колпашево составляют сообще­ство граждан города Колпашево а жители города Томска - сообщество граждан города Томска.

Задание. Проверьте себя, правильно ли вы понимаете, что такое популяция?


1. В лесу на территории Томской области про­израстают такие виды растений: ель сибирская, сосна обыкновенная, кедр сибирский, пихта сибирская, липа мелколистная, рябина обыкновенная, тополь черный, ива белая. Такие же виды встречаются в лесу на территории Новосибирской области.

а) Сколько всего видов перечисленных рас­тений произрастают в этих двух лесах?

б) Сколько популяций образуют эти рас­тения в томском лесу?

в) Сколько популяций образуют эти рас­тения в воронежском лесу?

г) Сколько популяций всего образуют дан­ные растения в этих лесах?

2. Лягушки остромордые обитают в пруду на тер­ритории Колпашевского района и в пруду на территории Чаинского района:

а) Можно ли назвать их одним видом?

б) Сколько популяций они составляют: одну или две?


Задания

Задание 1. Определите, какие группы организмов являются популяцией:

а) группа гепардов в Московском зоопарке;

б) семья волков;

в) окуни в озере;

г) пшеница на поле;

д) улитки одного вида в одном горном ущелье;

е) птичий базар;

ж) бурые медведи на острове Сахалин;

з) стадо (семья) оленей;

и) благородные олени в Крыму;

к) колония грачей;

л) все растения ельника?

Ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

 В 1859 году фермер из Австралии завез для охоты 12 пар кроликов. За 6 лет они размножились до 22 млн. и в 1930 году их было уже 750 млн. Кролики уничтожали посевы продовольственных культур, обгладывали молодые деревья, загрязняли водоемы, способствовали развитию эрозии почвы.


В результате вдвое снизилось поголовье овец, уменьшилось поголовье кенгуру.

В начале 50-х годов около 90% кроликов было уничтожено человеком с помощью специально занесенного вирусного заболевания.


Постройте кривую роста численности кроликов. Представьте, как бы развивались события дальше, если бы не были приняты меры.


Задание 3

    За период с 1950 г. по 1960 г. охотники в штате Луизиана (США) уничтожили 90% всех аллигаторов, которые, поедая в больших количествах хищную рыбу саргану, способствовали поддержанию численности окуня и леща. Пришлось срочно провести охранные мероприятия, что и способствовало восстановлению численности аллигатора к 1975 г.

Поясните, что могло произойти, если бы не были приняты охранные меры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4

    Самые большие хищники в океане - акулы. Они появились на Земле более 400 млн. лет назад, гораздо раньше, чем динозавры. Существует свыше 350 видов акул. Самая маленькая – акула - сигара-до 30 см в длину, самая большая - китовая акула - достигает 18 метров.

    Акулы способны ощущать запах падали и крови при разведении ее в морской воде 1:1 000 000, обладают превосходным слухом и прекрасно видят в темноте. Кроме того, они способны ощущать электрические импульсы, излучаемые мускулами животных, поэтому скрыться от них жертве практически невозможно. В связи с тем, что их тело тяжелее морской воды, они должны находиться в постоянном движении, чтобы не утонуть.


    По своей природе акулы очень болезнеустойчивы, обладая высокоэффективной иммунной системой (их раны заживают очень быстро и без заражения, они никогда не болеют раком), что используется в медицине. Ежегодно вылавливается свыше 100 000 000. акул.

    Несмотря на такую высокую жизнеспособность, она все-таки имеет уязвимое место: у многих видов акул возможность давать потомство появляется лишь к 12 годам и одновременно рождается лишь несколько детенышей. К тому же под влиянием популярных романов многие люди считают акул людоедами, хотя риск при езде на автомобиле в несколько тысяч раз выше.

    И как вы теперь понимаете, истребление акул неминуемо приведет к сдвигу такой мощной экосистемы как океан.

Смоделируйте ситуацию:
1) при сокращении численности акул,

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) при полном уничтожении.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



<< предыдущая страница