shkolakz.ru 1



МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №4»


КЛАССНЫЙ ЧАС





Подготовила и провела:

классный руководитель

10 класса

Воскобойник Е. Н.



2008 – 2009 учебный год


Цели:

1. сформировать у учащихся представление о толерантности;

2. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.


Оформление:


1) мультимедийная презентация «Что такое толерантность?»;

2) плакат «Дерево толерантности»;

3) листовки «Основные даты»


1996 год

Генеральная Ассамблея ООН


16 ноября


Международный


День толерантности



1998 год

Генеральная Ассамблея ООН


2001 - 2010 гг.

Международное десятилетие культуры мира

и ненасилия в интересах детей планеты

2001 год

Правительство России


2001 - 2005 гг.

Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма»




1. Введение


Учитель: Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.

По предложению Генеральной Ассамблеи ООН в 1996 году был учрежден специальный международный день толерантности, который отмечается 16 ноября. Правительство Российской Федерации в 2001 году утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”, рассчитанную на 2001-2005 гг.


Таким образом, мы видим, что понятие толерантности становится актуальным для нашего времени, поэтому мы собрались здесь, чтобы разобраться: ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?


2. Изучение понятия


Поговорим о возникновении этого слова.


Выступления учащихся:

Историки считают, что понятие ТОЛЕРАНТНОСТИ происходит от имени человека, жившего на рубеже XVIII-XIX веков во Франции.

Звали этого человека Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

Филологи говорят, что слово “толерантность”происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны.

В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.

Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.

В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.


3. Осмысление понятия

Учитель: Как мы видим, толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. Но почему же понятие толерантности стало таким актуальным в наше время?
Казалось бы.… Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: война, терроризм, беженец, жертва. Поэтому понятие толерантности также обсуждают люди других профессий.

Выступления учащихся:

Политологи. Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.

На протяжении веков в решении международных проблем традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. К сожалению, эта традиция сохранилась и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем. Пример тому – борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов.

У педагогов особую тревогу вызывает антитолерантное поведение школьников. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.


А психологи ищут способы, как реализовать принцип толерантности на практике. Они считают, что это несложно. Просто всем надо соблюдать несколько простых правил.

1. Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.

2. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.

3. Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.

4. Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.

5. Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

4. Рефлексия

Учитель: Основной причиной антитолерантного поведения является то, что все люди на земле разные. Но давайте задумаемся:  А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире? (ответы учащихся). Думаю, ответ у всех один – нет. Хорошо, что все мы разные, люди своими отличительными чертами дополняют друг друга. В этом случае мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Но следует помнить, что идеальных людей не бывает. Как говорится в пословице: «Даже на Солнце есть пятна». Любой  человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие  качества, но иногда бывает и наоборот… Наверное такие ситуации встречались и вам в вашей жизни:


  Бабушка с тяжелой сумкой идет от магазина. Мама просит вынести мусор. Кто-то охотно поможет, а кто-то найдет причину, чтобы этого не делать.

Если ваша команда проиграла в соревнованиях или судья вам сделал замечание. У кого-то это может вызвать приступ негодования, у кого-то желание сыграть лучше в следующий раз.

Тебе наступили на ногу в автобусе и не извинились. Ты договорился о встрече с товарищем, а он не пришел. Какие эмоции вызовут у вас такие случаи?

Но я считаю, что вы уже осознали, что выделяются два пути развития личности:

►Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

►Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством  бессмысленного существования, желанием власти, непринятием противоположным взглядов, традиций и обычаев.

По результатам анкеты, которая была проведена в нашей школе, на сегодняшний день мы имеем такие результаты:

- чертами толерантной личности обладают 11 % опрошенных (твердость ваших убеждений отлично соче­тается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно пара­доксальному па первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны)

- черты интолерантной личности преобладают у 8 % опрошенных (вы непреклонны, простите, эгоистичны, уп­рямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало; Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и де­лаете.)



- 81 % находятся на пути становления характера (вы способны твердо отстаивать свои убеж­дения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый харак­тер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более дос­тойно?)


5. Заключение

В последнее время, чтобы подчеркнуть важность этого понятия во многих городах проводятся творческие конкурсы, в которых детям, подросткам, молодежи предлагается либо сочинить стихи про толерантность, изобразить эмблему толерантности.

Вот, например, такие четверостишия были сочинены старшеклассниками из г. Майкопа (Республика Адыгея).

1.Чувствовать,думать,любить,как другие,

Сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить – "Они не такие",

Этому учит нас толерантность.


2. Признание, равенство и уважение,

Взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения,

Это и многое есть толерантность.

3. Толерантность – значит это,

Если дружно все живут.

И теплом сердец согреты

Школа, быт наш и уют.


4. Толерантность, дружба, труд

К лучшей жизни нас ведут.

Выбирая в жизни путь,

Толерантность не забудь.




5.Толерантность не только учение,

Это выдержка, воля, терпение.

В Волгограде дети–участники тренингов подготовили четыре информационных буклета для всей школы.

1. Толерантность позволяет приобретать друзей

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе.


Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребенок, неповторим и значим.

Быть толерантным – означает уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательными к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Это означает обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

2. Толерантность – путь к миру

Почему в мире по–прежнему происходят войны? Почему столько людей страдают и умирают? Почему столько детей становятся сиротами? Потому что ненависть, отсутствие взаимопонимания, страх, зависть заставляют одних людей нападать на других, уничтожать их и забирать у них то, чем они владеют. Более того, такие люди считают, что они правы...

Однако после войны побежденный чувствует себя униженным и стремится отомстить. Если бы вместо войны можно было обсуждать проблемы, вести переговоры, то не было бы ни победителей, ни побежденных. Выиграл бы каждый! Проявлять толерантность – это противодействовать мирными средствами угрозе насилия. Это означает оставаться сильным для того, чтобы защищать слабых.

Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, заботясь о будущих поколениях! Это означает проявлять солидарность, чтобы вместе бороться с насилием, бедностью и нетерпимостью!

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, чтобы строить мирное будущее.

3. Толерантность проявляется прежде всего дома

В семье нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других! Возможно, потому, что они нам напоминают наши недостатки? Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются или мы становимся завистливыми... А может быть, мы боимся оказаться менее любимыми? Стремясь быть более сильными, мы становимся интолерантными, и, вместо того чтобы стать лучше, мы оказываемся в одиночестве!


Как нам стать толерантными? Прежде всего нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки. Вы скажете, это сложно? Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку, как ребенок, который учится ходить! Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть.

Вместе с тем проявлять толерантность не означает соглашаться со всем, чем угодно! Насилию и несправедливости нужно противостоять мирными средствами, лучше объясниться друг с другом, а не драться, объединяться с другими с тем, чтобы стать сильнее, и использовать свою силу для защиты более слабых.

Проявлять толерантность дома – значит, проявлять толерантность и в остальном.

4. Толерантность позволяет остановить насилие!

В спорте, как и в повседневной жизни, мы зачастую боимся оказаться ни на что не способными! В этом случае для того, чтобы защититься, иногда мы начинаем играть не по правилам, проявлять жестокость и эгоизм. Для того, чтобы казаться лучшим игроком или лучшей командой, для того, чтобы выиграть, мы даже пытаемся обмануть, подавить или унизить других.

Вместе с тем всем известно, что насилие порождает насилие. Что победа, одержанная с помощью жестокости, ничего не стоит. Агрессивность можно превратить в позитивную энергию и стать более совершенным. Проявлять толерантность – это значит уметь относиться к своим противникам так, как хотелось бы, чтобы они относились к нам.

Проявлять толерантность – это быть готовым зачастую быть хуже, чем другие, но не терять при этом уверенности в себе. Проявлять дух коллективизма и чувство локтя – это значит уметь разделять поражения и победы.

Проявляя толерантность, вы ничего не теряете, напротив, внутренне вы становитесь сильнее.

Учащиеся города Новгорода изобразили толерантность в конкурсе плакатов:




А мы с вами вырастим наше школьное дерево толерантности. Каждый участник нашего мероприятия сейчас получит листочек. Напишите на нем, каким качеством, по вашему мнению, должен обладать толерантный человек. (Учащиеся подписывают листочки, приклеивают к дереву).

Дерево Толерантности



Учитель подводит итог: Итак, дерево толерантности выращено. Крону этого дерева составляют такие качества, как … (Учитель зачитывает несколько качеств, указанных учениками на листочках). Но сила любого дерева в его корнях. В основании нашего дерева толерантности высказывание «Не оценивайте людей, а цените!». Постарайтесь запомнить эту короткую фразу и почаще применять в своей жизни.

Всем спасибо за внимание и участие.