shkolakz.ru 1 2 3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Ы.АЛТЫНСАРИНА


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ГЕОГРАФИЯ


10-11 классы



естественно-математическое направление


Астана 2010

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина


ГЕОГРАФИЯ


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


для 10-11 классов естественно-математического направления

общеобразовательной школы


Астана 2010

Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики

Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.




Авторы программы:

Бейсенова А.С., Каймулдинова К.Д., Абилмажинова С.А.


Учебная программа «География» для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 26 с.


© Национальная академия образования

им. Ы.Алтынсарина, 2010


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по учебному предмету «География» для 10-11 классов естественно-математического направления, учитывая непрерывность географических знаний и необходимость профессионального подхода, нацелена на формирование у учащихся сложных географических знаний и ставит перед собой следующие задачи:

- формирование у учеников знаний о целостности природы планеты на основе обобщения географических понятий и идей об общих географических закономерностях, изученных в предыдущих классах;

- формирование основ политико-географических знаний путем изучения этапов формирования политической карты мира и геополитических проблем, направлений развития современного общества и анализа геополитического положения Республики Казахстан и отдельных стран;


- формирование географо-экологической культуры посредством изучения возможностей использования и распространения природных ресурсов на земном шаре, по отдельным регионам и странам;

- формирование знаний у учащихся о населении мира, его составе и структуре, особенностях размещения и их закрепления сведениями о населении Казахстана;

- познакомить учеников с системой мирового хозяйства и его структурой, с особенностями национальных хозяйств;

- развитие географических знаний об особенностях стран с разными уровнями развития, о международных отношениях и экономическом сотрудничестве;

- подготовить учеников к пониманию сложных взаимоотношений между обществом и природой на основе изучения современных глобальных проблем человечества и путей их решения;

- научить учащихся работать с различными дополнительными источниками информации и самостоятельно делать выводы;

- научить учеников навыками самостоятельной обработки статистических, картографических сведений и данных, системы Интернет;

- стимулирование учеников к получению разносторонних и глубоких географических знаний путем использования возможностей специализированных школ.

В типовом учебном плане на изучение географии в школах естественно-математического направления отводится в 10 классе – 2 часа в неделю, в 11 классе – также 2 часа.


II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


10 КЛАСС – 68 часов


Введение (1 час)


Общие географические закономерности (17 часов)


Земля как планета (2 часа). Краткие сведения о Земле. Место планеты Земля в Солнечной системе. Полюса и форма Земли. Движения земного шара. Тепловые пояса. Строение Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы.

Изображение Земли на карте (2 часа). Общие сведения о картографии и географических картах. Значение географических карт. Географическая карта и ее свойства. Другие картографические схемы. Картография и ее разделы. Связи картографии с другими науками.


Картографические проекции. Виды искажений на карте. Картографические проекции. Методы определения искажений на карте. Топографическая карта. Определение азимута по карте. Рельеф на мелкомасштабных географических картах. Какими могут быть карты в ХХI веке?

Литосфера и земная кора (3 часа). Геологическая история Земли. Эпохи горообразования. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Геохронологическая таблица. Эпохи горообразования.

Литосфера и закономерности ее развития. Литосфера и литосферные плиты. Материковая и океаническая земная кора.

Закономерности рельефообразования. Роль внутренних сил. Роль внешних сил.

Атмосфера и климат (3 часа). Атмосфера и ее свойства. Состав и значение атмосферы. Строение атмосферы. Нагревание атмосферы. Атмосферная влага.

Атмосферная циркуляция. Атмосферное давление. Воздушные массы и атмосферные фронты. Ветер и его виды.

Климат и его классификация. Основы климатического районирования. Климатические пояса на земном шаре. Изменение климата.

Гидросфера (3 часа). Гидросфера и его состав. Круговорот воды. Гидросфера и ее составные части. Свойства воды. Круговорот воды в природе, его значение.

Мировой океан. Мировой океан и его части. Свойства океанической воды. Движения океанических вод.

Поверхностная вода и его виды. Реки. Озера. Ледники. Подземные воды.

Биосфера (1 час). Понятие о биосфере. Состав и строение биосферы. Этапы развития. Понятие о ноосфере. Проблемы охраны биосферы.

Закономерности географической оболочки (2 часа). Географическая оболочка и природные комплексы. Общее понятие о географической оболочке. Закон целостности географической оболочки. Круговорот вещества и энергии. Ритмичность географической оболочки. Природные территориальные комплексы. Ландшафты и его типы.

Географические пояса и зоны. Законы зональности географической оболочки. Географическая зональность. Природные зоны на земном шаре.



Практическая работа (1 час):

1. Анализ одной из карты в школьном атласе по выбору:

а) определение библиографических показателей атласа (название атласа, авторы, год и место издания);

б) определение структуры атласа (группы основных карт: порядок их расположения);

в) характеристика содержания, методов картографических проекций, математической основы одной тематической карты по выбору;

г) определение совокупности дополнительных материалов на карте (дополнительный текст, рисунки, численные данные, географические названия) и их оценка (достаточно, излишне, недостаточно)

д) выводы, сделанные при анализе атласа.

2. Проведение измерительных работ по тематической или общегеографической карте:

а) определение расстояния между выбранными пунктами или протяженности материка с запада на восток, с севера на юг в градусах и километрах;

б) определение географических координат выбранных пунктов или географических объектов;

в) определение географического положения конкретных объектов по данным координатам (по выбору учителя);

г) выводы на основе проделанных заданий.


Общая характеристика мира (31 час)


Политическая карта мира. Историко-географические регионы (3 часа). Политическая карта мира. Содержание политической карты. Этапы формирования политической карты.

Типы стран. Международные организации. Объекты политической карты мира. Независимые государства. Зависимые территории. Международные организации. Политическая география и геополитика. Историко-географические регионы. Общие понятие о политической географии и геополитике (инновационная политика). Первые геополитические теории. Современные геополитические течения. Историко-географические регионы.

Практическая работа (1 час):

1. Вспомните понятия «геополитика», «геополитическое положение» и требования по оценке геополитического положения страны (соседние страны, их политико-экономическое, социальное положение, отношение к политическим организациям и к горячим точкам);


2. Оцените геополитическое положение одной страны по выбору и охарактеризуйте его возможное изменение под влиянием ситуации в мире;

3. По политической карте определите страны с выгодным и невыгодным геополитическим положением и их названия выпишите в тетрадь.


Природные ресурсы (4 часа). Взаимоотношения общества и природы. Понятие о географической среде. Связи между обществом и природой.

Природные ресурсы и их виды. Классификация природных ресурсов. Хозяйственная деятельность и изменение природных ресурсов.

Природные ресурсы мира. Хозяйственная оценка ресурсов (туристко-рекреационные). Энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Биологические ресурсы. Биологические ресурсы океана. Рекреационные ресурсы.


Практическая работа (1 час):

1. Определите виды природных ресурсов, пользуясь текстом учебника и схемами;

2. Раскройте содержание понятия «ресурсообеспеченность», выявите закономерности размещения минеральных, водных, земельных ресурсов в мире и определите страны, хорошо обеспеченные этими видами ресурсов;

3. По выбору ученика, определить вопросы, необходимые для анализа ниже перечисленных карт:

а) минеральные ресурсы;

б) земельные ресурсы;

в) агроклиматические ресурсы.

4. Приводимые примеры экологических проблем, возникающих при освоении и хозяйственном использовании природных ресурсов. По выбору подготовьте рефераты и сообщения, раскрывающие характер этих проблем.


Население мира (6 часов). Численность и воспроизводство населения мира. Происхождение расселения человечества на земном шаре. Перепись населения. Численность населения мира. Демографические показатели. Воспроизводство населения. Демографическая политика.

Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы. Возрастная и половая структура населения. Трудовые ресурсы.


Расовый и этнический состав населения. Расовый состав. Этнический состав. Этнические процессы.

Языковый состав населения. Распространение религий. Языковый состав. Религиозный состав.

Плотность, особенности размещения и движение населения. Общий характер размещения. Плотность. Миграции населения.

Виды поселений. Урбанизация. Виды поселений. Территориальные размещения урбанизации. Этапы развития урбанизации. Города и окружающая среда.


Практическая работа (1 час):

1. Вспомните понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «половозрастной состав населения», «миграция», «урбанизация» и объясните их значение.

2. Дайте сравнительную характеристику трудовых ресурсов стран и регионов по нижеследующему плану:

а) численность населения, естественный прирост, доля ЭАН;

б) половозрастной состав;

в) распределение трудовых ресурсов по отраслям хозяйства;

г) профессиональный уровень специалистов, сформировавшиеся трудовые навыки;

д) сделайте выводы о различных между трудовыми ресурсами выбранных регионов и стран.

3. Подготовьте сообщение об исторически сложившихся ремеслах народов стран и регионов.


Мировое хозяйство (15 часов)


Общий обзор мирового хозяйства (4 часа). Формирование и структура мирового хозяйства. Этапы формирования мирового хозяйства. Современное мировое хозяйство (геополитические условия, индустрия туризма, кластер, стратегия, т.д.) и его структура. Международное географическое разделение труда.

Научно-техническая революция и развитие мирового хозяйства (инновационная политика). НТР и ее структура. Основные признаки НТР. Влияние НТР на структуру хозяйства.

Территориальные различия мирового хозяйства. Основные показатели, характеризующие уровень развития стран. Территориальные различия хозяйственной структуры.


Мировая промышленность (3 часа). Закономерности размещения промышленности. Топливно-энергетический комплекс. Структура и закономерности размещения промышленности. Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Угольная промышленность. Электроэнергетика.

Металлургия и машиностроение. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение.

Другие отрасли обрабатывающей промышленности. Химическая промышленность. Легкая промышленность. Пищевая промышленность.

География сельского хозяйства (3 часа). Общая характеристика сельского хозяйства. Значение сельского хозяйства. Аграрные отношения. Направления развития сельского хозяйства.

Отраслевая структура сельского хозяйства. География растениеводства. Животноводство. Рыболовный промысел.

География транспорта и связи (1 час). География транспорта. Средства связи.

Международные экономические отношения (3 часа). Виды современных хозяйственных связей. Внешняя торговля. Виды международных экономических отношений. Внешняя торговля товарами. Внешняя торговля Казахстана.

Международная финансовая система. Международные валютные отношения. Международный кредитный рынок. Международный инвестиционный рынок.

Международный туризм. Международное экономическое сотрудничество. Международный туризм. Экономическое сотрудничество. Глобализация. Региональное экономическое сотрудничество.


Практическая работа (1 час):

1. Объясните сущность и значение НТР; По приведенной в тексте учебника схеме, определение составные части НТР, и приведение конкретные примеры влияния каждой из них на отрасли (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) мирового хозяйства;

2. Назовите главные признаки НТР и приведите примеры их проявления в мировом хозяйстве;

3. Определите влияние НТР на территориальную структуру мирового хозяйства и приведите примеры хозяйственных различий между старыми районами и районами нового освоения;


4. Как и почему в условиях НТР изменилось соотношение между производственной и непроизводственной отраслями?

5. Приведите примеры важнейших средств труда и промышленных технологий под влиянием НТР;

6. Выводы работы в тетради выполните в виде таблицы: в первой части укажите роль НТР в развитии промышленности, во второй – сельского хозяйства, в третьей – транспортной системы.


Страны СНГ (19 часов)


Общий обзор стран СНГ (1 час). СНГ – Союз взаимопомощи и сотрудничества в Евразии. Экономические связи стран СНГ. Социально-культурные связи. Связи между странами СНГ и Казахстаном.

Российская Федерация (6 часов). Экономико-географическое положение России. История формирования государства. Географическое положение. Экономико-географическое положение страны. История формирования государства.

Природные условия и природные ресурсы Российской Федерации. Природные условия. Природные ресурсы.

Население. Воспроизводство населения. Общая характеристика населения России. Национальный состав населения.

Хозяйство России. Общая характеристика хозяйства России. Экономические районы России. Промышленные комплексы.

Транспортное хозяйство России. Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Морской транспорт. Речной транспорт. Воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт.

Внешние экономические связи России. Внешние экономические связи. Туризм.


Практическая работа (1 час):

1. Составить краткую экономико-географическую характеристику по нижеследующему плану при помощи необходимой литературы:

а) экономико-географическое и геополитическое положение страны;

б) хозяйственная оценка природных условий и ресурсов;

в) численность населения, национальный состав, поло-возрастной состав, обеспеченность трудовыми ресурсами, экономически активное население (ЭАН) и др. показатели;


г) общая характеристика хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт);

д) внешне экономические связи, связи между Казахстаном и Российской Федерацией.

2. Отображение некоторых экономических показателей России с помощью картографических методов:

а) на контурную карту нанести страны, граничащие с Россией, особыми знаками отметьте горячие точки и очаги напряженности;

б) на контурной карте условными знаками покажите полезные ископаемые и подпишите названия крупных месторождений;

в) на контурную карту необходимыми условными знаками нанесите крупные промышленные центры, экономические зоны и районы, крупные магистрали транспортной системы, центры международного туризма, районы экологического бедствия.

3. Выводы по экономико-географическому положению Российской Федерации в виде кратких тезисов записать в тетрадь.


Республика Беларусь (1 час). Географическое положение. История формирования территории. Природные условия и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи.

Украина (2 часа). Государственное устройство. Природные условия и ресурсы. Население. Географическое положение. История формирования территории. Природные условия и природные ресурсы. Население.

Хозяйство. Внутренние различия. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспортное сообщение. Вешние экономические связи. Внутренние различия.

Республика Молдова (1 час). Экономико-географическое положение. Природные условия и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи.

Страны Закавказья (2 часа). Общий обзор. Географическое положение и состав. Этапы формирования политической карты. Природные условия и ресурсы. Внутренние различия. Азербайджан. Грузия.

Страны Средней Азии (4 часа)

Республика Узбекистан. Географическое положение и состав. Формирования территории. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи. Внутренние экономические различия.


Кыргызская Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Вешние экономические связи. Внутренние экономические различия.

Республика Туркменистан. Географическое положение и состав. Формирования территории. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи. Внутренние экономические различия.

Республика Таджикистан. Географическое положение. Политическая ситуация. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Внешние экономические связи.


Практическая работа (1 час):

1. Вспомнить план экономико-географической характеристики Российской Федерации;

2. Опираясь на дополнительную литературу и текст учебника, по вышеназванному плану систематизируйте сведения, касающиеся стран Средней Азии;

3. Выводы по сравнительной характеристике отразите в виде таблицы. Таблица должна отражать следующие сведения: название республики (в порядке изучения), особенности природных условий и природных ресурсов, отрасли специализации хозяйства, возможности развития, экономические связи с Казахстаном и др.



следующая страница >>