shkolakz.ru 1
Бенедикт Спиноза (1632-1677). «Геометрический учитель нравственности». Жил в Нидерландах, самой свободной стране.


Рационалист. Очень увлекла идея Декарта, что всё познание должно быть построено геометрически. Решил довести идею геометрического разума до конца. Его «Этика» написана в геометрическом виде (определения, аксиомы, леммы, теоремы, следствия).

На жизнь зарабатывал шлифованием стёкол и рисованием портретов. Умел владеть своими страстями, никогда никого не ругал. Надо не ругать, а понимать.

Мыслит геометрически, во главе угла стоит идея, что из одного следует другое. Есть идеи (а1, а2), порядок идей и порядок вещей – один и то же (а1=>a2, значит, вещь а2 следует из вещи а1) – причинно следственная связь. Эта цепочка очень длинная – есть некое начало – Первопричина, Бог (его Бог – не тот Бог, которому молятся). Как в геометрии есть понятия, в которых содержатся все его всевозможные следствия (треугольник: число сторон, сумма углов), так и в Боге содержатся все следствия – пантеизм (бог есть повсюду). В мире отсутствует понимание времени, как возникновения чего-то нового. Основная схема бытия дана логически (геометрия дана не во времени, а логически), вне времени.

Выдвигал механизм интуиции как процесс познания.

3 ступени познания:


  1. Повседневное знание - мнение, обыденное знание

  2. Рассудок, мышление

  3. Интуиция

У него есть причины, но нет места целям, идеалам, так как они – наш вымысел. Нет свободы, так как причинно-следственная цепочка понимается как необходимость.

Блез Паскаль (1623-1662). Выдающийся физик, математик. Первым выдвинул идею, что геометрический (математический) разум имеет свои границы, что сфера науки ограничена. Заговорил об обоснованиях науки. Математический подход требует оперирования с однородными объектами, но далеко не всё является таковым, например, человек. Выдвигает идею, что человек познаваем только тонким разумом. Человека можно понять только как парадокс – он и велик, и ничтожен, разум и страсти всегда будоражат (и он ищет середину).


Вошёл как математик (в 16 лет первый трактат), с 32 лет ушёл в религию. Рассуждения о человеке. Человек – самое непостижимое творение не важно кого – природы или Бога. Непостижимое, так как трудно понять, что такое материальное тело, дух и совсем сложно понять, что представляет собой их соединение. Тем не менее, человек – самое величайшее и ничтожное творение. Ничтожное, т.к. «человек – мыслящий тростник», то есть он просто пылинка во вселенной, ничто не стоит его уничтожить. Величие человека состоит в сознании своего ничтожества (таракан своего ничтожества не осознаёт, дерево тоже). Даже если Вселенная побеждает человека, то человек всё равно побеждает, так как Вселенная не ощущает своей победы. Самопознание через обращение к Богу, но и тут есть проблема. Так как Бог – нечто, не имеющего пределов, частей, не имеющего непосредственного отношения к нам, то мы сказать о нём ничего не можем, даже про его наличие. Так как он бесконечен, то он и отделён от нас этой бесконечностью. В точке нашего существования, бытия разыгрывается игра, исход которой нам не известен, связанная с тем, принимаем ли мы существование Бога или нет. В этой игре проще всего было бы не играть вообще, но не играть – не во власти человека, так как он существо мыслящее. Если мы ставим на то, что Бог есть и выигрываем, то мы выигрываем все, если проигрываем, то мы не проигрываем ничего. Так что надо смело ставить на то, что Бог существует. Дальше надо выбирать в какого Бога верить (религий много). По мнению Паскаля, христианская религия наиболее адекватная, так как только она подчёркивает парадокс ничтожности и величия человека (человек рождается во грехе, но в то же время человек – венец творения).

Томас Гоббс (1588-1679). Английский философ. Очень долгая жизнь и очень не простой период для Англии – гражданские войны, проблемы с монархией. Происходил из бедной семьи, но уже в 14 лет свободно знал латинский и греческий языки, окончил Оксфорд, вошёл в интеллектуальную философскую и научную элиту. Основные интересы сосредоточены на социальной философии. Своя теория государства, устройства общества. Почему философия не пришла ни к чему, а в математике никто не оспаривает теоремы? Потому, что социальная, нравственная проблематика затрагивает интересы людей, а интересы эти меняются. Если бы «сумма трёх углов треугольника равна сумме двух углов квадрата» противоречила бы чьему либо праву на власть или собственность, то всю геометрию разнесли бы к чёртовой матери. А в вопросе законов эти интересы всегда сталкиваются.


Деление на естественное состояние человека и общественное. По самой своей природе человек - необщественное существо, так как в этом случае он бы любил ближнего своего и относился бы ко всем одинаково; тем не менее, этого не происходит, в обществе мы ищем не друзей и единомышленников, а тех, кто поможет осуществить частные интересы, ради собственной выгоды. Каждый стремится на лидерскую роль в коллективе, то есть стремятся не к общежитию, а к власти.

В первобытном обществе естественным состоянием сосуществования являлось состояние, которое он называл «войной всех против всех». У всех равные права на всё и каждый стремится реализовать эти права. Грех, зло, добро - такие понятия существуют, если есть критерии (законы). Вне государства в принципе не может быть морали, но как только появляется государство и законы, так сразу появляется справедливость/несправедливость, добро/зло (как подчинение или неподчинение законам). Сравнивает государство с машиной: государство – искусственное тело, душой которого является верховная власть, суставы – исполнительные органы, нервы – наказания и награды, разум – справедливость и законы, здоровье – гражданский мир, болезнь – смута, смерть – гражданская война. Общественный договор - государство – орган, охраняющий их физическое существование. Создаётся государство посредством соглашения, когда люди переносят либо часть (форма демократии), либо все свои права (диктатура) на государство. Лучшая форма – абсолютная монархия.

Какие в государстве должны быть законы человеческого общежития. Каждый должен добиваться мира всеми средствами. Необходимо отказаться от полной свободы, своего права на всё, включая право на жизнь. Не делай другому того, чего бы ты не желал по отношению к себе (скорее моральное правило, чем закон).

Основа государства лежит в разумном стремлении людей к безопасности и самосохранении. Если один законы исполняет, а другой не исполняет, то второй в более выгодном положении; поэтому если закон устанавливается, то он должен выполняться абсолютно всеми. Цель государства – покончить с естественным состоянием, то есть ввести порядок, гарантирующий спокойное существование. Государство должно иметь ряд прав: «меч справедливости» - право наказывать любых нарушителей закона, «меч войны» - право объявления войны и заключения мира, численность и качество вооружённых сил, право суда - возможность применения права меча, право устанавливать законы о собственности, цензура, установление чёткой иерархии власти. За каждым гражданином остаётся только право на физическую жизнь.