shkolakz.ru   1 ... 15 16 17 18 19

7. Литература и источники



  1. Абубакирова Т. Использование блока вопросов по миграции в обследованиях домохозяйств в Кыргызской Республике. PowerPoint презентация на региональном семинаре по статистике миграции . ЕЭК ООН, ЮНФПА, Бишкек 15-17 февраля 2010 г.

  2. Аветисян.А. Статистика миграции в Армении. PowerPoint презентация на региональном семинаре ЕЭК ООН и ЮНФПА по статистике международной миграции , Бишкек, 14-16 февраля 2010 г.

  3. Асанова Ч. В Кыргызстане идет работа над созданием пограничного миграционного учета, сообщили в Госкоммиграции. http://www.for.kg/goid.php?id=31167

  4. Гадоева Г. О методологии статистического учета по миграционным картам. Агентство по статистики при Президенте Республики Таджикистан. PowerPoint презентация на региональном семинаре ЕЭК ООН и ЮНФПА по статистике международной миграции. Стамбул, 6-8 декабря 2010 г. (UNECE-UNFPA Workshop on Migration Statistics, Istanbul, 6-8 December 2010)

  5. Газизова С. Статистика внешней трудовой миграции. Агентство по статистике Республики Казахстан. PowerPoint презентация на встрече сети МИРПАЛ , Москва 16-19 мая 2011 г.

  6. Денежные переводы трудовых мигрантов: динамика, роль в мигрантских домохозяйствах и сообществах Центральной Азии. Ежегодный доклад. Всемирный банк, 2005

  7. Денежные переводы трудовых мигрантов: динамика, роль в мигрантских домохозяйствах и сообществах Центральной Азии. Ежегодный доклад. Всемирный банк, 2005

  8. Джамангулов К. «Всесторонний обзор доступных источников данных о международной миграции и статистики в Казахстане» МОТ, Астана 2010

  9. Кислицына Е. Статистика трудовой миграции в Таджикистане. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. PowerPoint презентация на встрече сети МИРПАЛ , Москва 16-19 мая 2011 г.
  10. Маргевич В. Система сбора и анализа миграционной статистики департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел республики Беларусь. Презентация PowerPoint на Региональном семинаре по статистике миграции ЕЭК ООН и Фонда ООН по народонаселению . Стамбул 6-8 декабря 2010 г. (UNECE-UNFPA Regional Workshop on Migration Statistics, Istanbul, 6-8 December 2010)


  11. Миграционные процессы в странах Содружества и возможность их изучения в ходе проведения переписей населения раунда 2010 года (методологические рекомендации). Комитет по статистике стран СНГ, 2009

  12. Мортенсен Т., Фолден К., Манке М., «Обмен данными: с чего начать» . МОМ, 2006. (Folden C., Mortensen T., Manke M. «Sharing Data: Where to Start. An Emerging Approach To Migration Data Management” IOM, 2006)

  13. Принципы и рекомендации в отношении переписей населения и жилого фонда Второе пересмотренное издание. ООН, Нью Йорк, 2009

  14. Рекомендации Конференции Европейских статистиков по проведению переписей населения и жилищного фонда 2010 года. ЕЭК ООН. ООН, Нью-Йорк и Женева, 2006

  15. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения (МОМ,ОБСЕ, МОТ, 2006)

  16. Рыжикова З. Статистическое наблюдение по вопросам трудовой миграции в России PowerPoint Презентация на конференции МИРПАЛ, Июнь 2010 (день 3, презентация 2) http://www.mirpal.org/Конференции%20и%20семинары%20проводимые%20фондом/Conf_31_06_10.html)

  17. Сеник И. Статистическое измерение трудовой миграции в Украине: источники, методология, результаты . PowerPoint презентация на встрече МИРПАЛ, 2 июня 2010

  18. Сопоставимость статистики международной миграции и обмен данными в странах СНГ. Рабочий документ регионального совещания по статистике миграции. Европейская экономическая Комиссия ООН, 4-7 декабря 2007 г..

  19. Статистические методы учета международной миграции в Таджикистане. Рабочий документ. Подготовлен Государственным Комитетом статистики республики Таджикистан. Joint UNECE/Eurostat Work Session on Migration Statistics Geneva, Switzerland, 3-5 March 2008.
  20. Текеева Л. Обзор статистики трудовой миграции в Кыргызской Республике. PowerPoint презентация на встрече сети МИРПАЛ , Москва 16-19 мая 2011 г.


  21. Тен Л. Кыргызстан: анализ и оценка системы сбора данных и статистики в области миграции. МОТ, проект «Регулирование трудовой миграции как инструмент регионального сотрудничества и развития в Центральной Азии», Бишкек. 2009

  22. Хакимов П. «Сбор данных относительно трудовой миграции и статистическая система в Республики Таджикистан: обзор источников и методологии сбора данных», МОТ, Душанбе, 2011

  23. Халилов Н. , Абдулаева Н. . Обмен миграционными данными в Республике Таджикистан: Анализ законодательства и обзор ситуации. МОМ, Душанбе, май 2009.

  24. Чудиновских О. Опыт сравнения статистики международной миграции в странах СНГ. Вопросы статистики, 2009, № 3

  25. Чудиновских О. Возможности сбора данных об эмиграции в ходе переписи населения. Вопросы статистики, 2009 № 8

  26. Чудиновских О. Системы сбора данных о внешней трудовой миграции в современной России. Вопросы статистики 2008, № 7

  27. Шахотько Л. «Международная трудовая миграция населения Беларуси», Вопросы статистики, 2011, № 8,

  28. Шокаманов Ю. Экспертная оценка системы сбора и обмена статистическими данными по трудовой миграции в Республике Казахстан. Материал предоставлен в рамках сбора информации по проекту «Трудовая миграция в Центральной Азии и России». МОМ, Астана, 2008.

  29. Ярковец А.. Совершенствование статистики миграции населения в республике Беларусь. PowerPoint презентация . UNECE-UNFPA Regional Workshop on Migration Statistics, Istanbul, 6-8 December 2010

  30. Beauchemin C. Migration between Africa and Europe. Project proposal MAFE – P0217, INED, France

  31. Beauchemin C., Gonzalez Ferrer A.. Multi-Country Surveys on International Migration: An Assessment of Selection Biases in Destination Countries. Adobe Acrobat Presentation.

  32. Billsborrow R., Oberai A., Zlotnik H. Statistics of International Migration. ILO, Geneva , 1998
  33. Bilsborrow R. Surveys of International Migration: Issues and Tips. Carolina Population Center. Report of the Expert Group Meeting on the Use of Censuses and Surveys to Measure International Migration Sixth Coordination Meeting on International Migration New York, 26-27 November 2007


  34. Bilsborrow R., Groenewold G.. Design of Samples for International Migration Surveys: Methodological Considerations, Practical Constraints and Lessons Learned from a Multi-Country Study in Africa and Europe, Population Association of America 2004 General Conference Boston, Massachusetts, 1-3 April 2004

  35. Camilleri R. Estimating emigration through an emigration module in the census A proposal for next censuses. MEDSTAT – MED-Migr International migration statistics.

  36. Castro, L.V. Measuring international migration in the Philippines. Working paper. United Nations Expert Group Meeting on Measuring international migration: Concepts and methods 4–7 December 2006 United Nations, DESA, New York

  37. Coordinating the international collection and dissemination of statistics: The case of the Demographic Yearbook. UNDESA. Expert Group Meeting to Review the United Nations Demographic Yearbook System 10-14 November 2003 New York.

  38. Chudinovskikh O. Review of Availability, Sources and Quality of Statistics on International Migration in Selected Countries of the Commonwealth of Independent States .UNECE 2011 (draft)

  39. Hoffmann E. Administrative records and Surveys as Basis for Statistics on International Labour Migration. Bureau of Statistics International Labour Office, CH-1211 Geneva 22 (Switzerland)

  40. Hoffmann E. and Lawrence S. Statistics on International Labour Migration. A Review of Sources and Methodological Issues. ILO Geneva 1995

  41. International Migration Outlook 2010 and 2008. SOPEMI OECD 2009 and 2011

  42. Joint Data Collection and Dissemination of Demographic statistics. Statistical Commission and Economic Commission for Europe. ECE Work Session on Migration Statistics, Geneva, 25-27 March 1998. Working Paper No. 10
  43. Mansoor A. and Quillin B. Migration and Remittances. Eastern Europe and the Former Soviet Union. Edited by. Europe and Central Asia Region. The World Bank 2006


  44. Mazzucato V. Bridging boundaries with a transnational research approach: A simultaneous matched sample methodology. In: Falzon, M.A. (ed) Multi-sited ethnography. Pages 215-232, Farnham: Ashgate.

  45. Migration and Remittances Fact Book. World Bank 2011

  46. Paolo Valente, UNECE . Plans on UNECE Clearinghouse on migration statistics. PowerPoint presentation. UNECE-UNFPA Regional Workshop on Migration Statistics, Istanbul, 6-8 December 2010

  47. Poulain M., Perrin N. , Singleton A. (eds). Towards Harmonised European Statistics on International Migration, Louvain-la-Neuve, Presses universitaires de Louvain, 2006

  48. Schoorl J, Heering L et al. Push and pull factors of international migration: a comparative report. European communities, Luxemburg 2000

  49. Sources and Comparability of Migration Statistics, OECD, 2008

  50. UN Recommendations on statistics of international migration (Rev. 1) 1998

1 Осуществлялся с 2004 по 2007 гг. при финансовой поддержке правительств США, Дании, и фонда МОМ. Идея состояла в регулярном пополнении общего информационного ресурса статистикой по шести показателям. Авторизованные эксперты из стран-участниц имели возможность внесения новых данных через веб-сайт МОМ, а также получали доступ к статистике других стран, участвующих в проекте. См. монографию «Обмен данными: с чего начать» Т.Мортенсен, К.Фолден, М.Манке, МОМ, 2006, или английскую версию книги - «Sharing Data: Where to Start. An Emerging Approach To Migration Data Management” IOM, 2006

2 Один из разделов отчета по данному исследованию был посвящен вопросам статистики миграции в странах Центральной Азии (за исключением Туркменистана) и России, Отчет пока не опубликован, но в настоящей работе частично используется информация, собранная в ходе названного проекта, т.к. автор , при участии национальных экспертов, отвечала за подготовку раздела по статистике миграции. .


3 Н. Халилов , Н. Абдулаева . Обмен миграционными данными в Республике Таджикистан: Анализ законодательства и обзор ситуации. МОМ, Душанбе, май 2009.

4 Поскольку автор данного отчета принимала участие в этом проекте, в настоящем отчете также частично использованы материалы, собранные в рамках.

5 В рамках проекта подготовлены отчеты по Казахстану, Кыргызской Республике и Таджикистану:

См. Джамангулов К. «Всесторонний обзор доступных источников данных о международной миграции и статистики в Казахстане» , Астана 2010; . Хакимов П. Сбор данных относительно трудовой миграции и статистическая система в Республике Таджикистан: обзор источников и методологии сбора данных.Душанбе, 2011 Тен Л. . Кыргызстан: анализ и оценка системы сбора данных и статистики в области миграции. МОТ, Бишкек. 2009;

7 см. Чудиновских О.С. Опыт сравнения статистики международной миграции в странах СНГ. Вопросы статистики, 2009, № 3 В основе работы был сравнительный анализ статистики, полученной из стран СНГ. В рамках проекта данные были собраны единожды, и тогда еще не предполагалось делать эту практику регулярной.

8 Review of Availability, Sources and Quality of Statistics on International Migration in Selected Countries of the Commonwealth of Independent States . Отчет выполнен в рамках проекта «Расширение возможностей управления миграцией на национальном уровне : увеличение её положительного эффекта и минимизация отрицательных последствий», направленного на улучшение качества и доступности статистики миграции в странах Центральной Азии, России и Закавказья и создание сети для обмена данными и информацией».

9 см.: Poulain Michel, Perrin Nicolas and Singleton Ann (eds) (2006), Towards Harmonized European Statistics on International Migration, Louvain-la-Neuve, Presses universitaires de Louvain)


10 Зеркальная статистика подразумевает данные о предположительно одних и тех же мигрантах, собранные в стране назначения (статистика иммиграции или прибытий) и в стране исхода (статистика эмиграции или выбытий) . Сравнивая данные об одних и тех же потоках, измеренных по разные стороны границы государств, можно увидеть размер расхождений, поискать их причины, попытаться оценить, какие данные представляются более правильным и провести соответствующую коррекцию .

11 То же самое предполагает делать с осени 2011 г., см. Paolo Valente, UNECE . Plans on UNECE Clearinghouse on migration statistics. PowerPoint presentation. UNECE-UNFPA Regional Workshop on Migration Statistics, Istanbul, 6-8 December 2010.

12 Данные обновляются практически каждый месяц

13 Данные Статкомитета СНГ, Статистический бюллетень №11(482). Следует заметить, что в названии таблицы есть неточность, т.к. представленные числа характеризуют не численность, а поток трудовых мигрантов, прибывших в страну в течение отчетного года. Подробнее о различии терминов будет сказано ниже.

14 Данные миграционного учета ФМС России за 2010 год. Нужно отметить, что эта величина может частично отражать повторную постановку на учет одних и тех же лиц, но с другой стороны, в большей степени имеет место как раз недоучет граждан РБ, которым в течение 90 суток не нужно регистрироваться в органах ФМС. За счет территориальной близости двух стран, отсутствия границы, регулярные возвратные ( скорее – «челночные») поездки трудовых мигрантов из Беларуси в Россию могут быть очень многочисленными.

15 UN Recommendations on statistics of international migration (Rev. 1) 1998


16 Там же

17 Закон Республики Казахстан «О миграции населения» от 13 декабря 1997 года с последующими изменениями.

18 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

19 International Migration Outlook 2010. SOPEMI OECD 2011, и за предыдущие годы.

20 Sources and Comparability of Migration Statistics , OECD 2008

21 Часто мигранты, ставшие недавно постоянными жителями государств прибытия, являются целевой группой политики интеграции, но это уже скорее социальная, а не миграционная политика.

22 См. Migration and Remittances Fact Book.

23 Денежные переводы трудовых мигрантов: динамика, роль в мигрантских домохозяйствах и сообществах Центральной Азии. Ежегодный доклад. Всемирный банк 2005

24 См. Migration and Remittances. Eastern Europe and the Former Soviet Union. Edited by Ali Mansoor and Bryce Quillin. Europe and Central Asia Region. The World Bank 2006.


25 E. Hoffmann. and S. Lawrence . Statistics on International Labour Migration. A review of sources and methodological issues. ILO Geneva, 1996.

26 Castro, Lina V. Measuring international migration in the Philippines. UN 2006

27 Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения (МОМ,ОБСЕ, МОТ, 2006)

28 В СНГ опыт исчерпывается кампанией, проведенной в Казахстане.

29 Р.Е.Билсболрроу, Г. Хьюго, А.С. Обераи, Х. Злотник. Статистика международной миграции , МОТ, Женева, 1999.


30 Масштабная кампания по урегулированию статуса проводилась в Казахстане в 2006 году и позволила легализовать 160 тысяч незаконных трудовых мигрантов. В России также за последние годы тоже предпринимались подобные шаги, но они имели разовый характер, и их результаты нельзя рассматривать как статистически значимые.

31 Данные национальных статистических агентств и ФМС России.

32 Рис. 3 представляет часть переписного листа переписи населения Республики Беларусь 2009 г. Можно увидеть, что лица, прибывшие в страну из-за границы, могли указать причину переезда, перечень которых был достаточно развернутым.

33 Миграционная когорта – лица, совершившие переезд в течение одного периода времени.

34 В месте постоянного проживания на момент переписи (обследования)

35 Вопрос определения постоянного населения достаточно важен, в том числе, для оценки численности иностранцев, длительное время поживающих в стране. В соответствии с рекомендациями по проведению переписей ЕЭК ООН, «Только те лица, a) которые проживали в месте обычного жительства непрерывно в течение по меньшей мере двенадцати месяцев до даты переписи; или b) которые прибыли в место своего обычного жительства в двенадцатимесячный период, предшествующий дате переписи с намерением жить там не менее одного года, должны рассматриваться в качестве постоянных жителей соответствующих географических или административно-территориальных единиц, в которых они проживают. Лица, временно отсутствовавшие в течение короткого периода времени в месте своего обычного жительства в ходе предыдущих двенадцати месяцев по таким причинам, как выезд в командировку или в отпуск, также должны включаться в постоянное население». (см. Рекомендации Конференции Европейских статистиков по проведению переписей населения и жилищного фонда 2010 года. ЕЭК ООН. ООН, Нью-Йорк и Женева, 2006). В рекомендациях Статистического отдела Управления по экономическим и социальным вопросам ООН допускается более гибкий подход к определению постоянного населения: к нему относятся лица, которые проживали в данном месте непрерывно бóльшую часть времени в течение последних 12 месяцев (а именно не менее шести месяцев и одного дня), не считая кратковременного отсутствия на период отпуска или командировки, или в котором данное лицо намерено прожить еще не менее шести месяцев.(См Принципы и рекомендации в отношении


переписей населения и жилого фонда . Второе пересмотренное издание. ООН, Нью-Йорк, 2009)


36 Подробнее о достоинствах о ограничениях см. Camilleri R. Estimating emigration through an emigration module in the census A proposal for next censuses.

37 О. Чудиновских. Возможности сбора данных об эмиграции в ходе переписи населения. Вопросы статистики, 2009, № 8.

38 Т. Абубакирова. Использование блока вопросов по миграции в обследованиях домохозяйств
в Кыргызской Республике. Презентация на региональном семинаре по статистике миграции . ЕЭК ООН, Отдел населения ООН, Бишкек 15-17 февраля 2010 г.

39 Bilsborrow, R.E. . Surveys of International Migration: Issues and Tips. . New York: United Nations.


42 В эту категорию , в т.ч. включаются экипажи воздушных и морских судов, бригады ж.д. поездов и пр., за исключением водителей грузового автотранспорта.

43 С учетом повторных въездов, что неизбежно в данном виде статистики

44 Показатель за 2010 год рассчитан с учетом выданных патентов и разрешений на работу высококвалифицированным специалистам. Без этих категорий было выдано 1,21 миллиона разрешений

45 Между тем, к примеру, в США, форма I-94, которую все иностранцы заполняют при въезде в страну, является основой для разработки разнообразной и чрезвычайно интересной статистики. В отчетах отражены, в том числе, и мигранты, приехавшие в страну по рабочим визам разного класса – дающим право на временное пребывание или на постоянное жительство.


46 Пока регистры населения работают в Молдове и Армении (но здесь эксплуатация регистра началась сравнительно недавно)

47 Раздел подготовлен Вааном Бахшецяном, Миграционная служба республики Армения

48 См. А. Аветисян. Презентация на региональном семинаре ЕЭК ООН и ЮНФПА по статистике международной миграции , Бишкек, 14-16 февраля 2010 г.

49 Трудовая миграция из Армении в 2008-2009 годах: анализ тенденций трудовой миграции и миграционной практики. Ереван, 2010 год.

50 Выборочное обследование внешней и внутренней миграции в Армении. Ереван, 2008 год.

51 Отчет подготовлен на основе материалов , предоставленных национальным экспертом по РБ - А.А. Тарасенко , Национальный статистический комитет республики Беларусь

52 Перепись населения республики Беларусь, т. VII, Миграция населения. Заметим, что вопрос о дате переезда позволяет сравнить материалы переписи с данными текущего учета миграции. Сопоставление полученных показателей выявило большие расхождения. Так, в среднем, по данным переписи в течение 2005-2009 гг. в страну прибыли 38 тысяч человек, а по данным текущего учета – вдвое больше. Причем число иммигрантов 2009 года, учтенных переписью, составило лишь 40% потока, зарегистрированного текущим учетом. (рассчитано по данным Стат. комитета РБ)

53 Бюллетень «Занятые_по_образованию» , Итоги переписи населения Беларуси 2009 года». Ознакомиться с описанием этой части материалов переписи можно в статье Л. Шахотько «Международная трудовая миграция населения Беларуси», Вопросы статистики, № 8, 2011 г.

54 Ярковец А.. 2010

55 Ю. Шокаманов. Экспертная оценка системы сбора и обмена статистическими данными по трудовой миграции в Республике Казахстан. Материал предоставлен в рамках сбора информации по проекту CALM. МОМ, Астана, 2008.


56Полное описание направлений потоков информации и организационной структуры системы можно найти на сайте разработчика ПО http://www.econmos.com/business/partners/todes.html

57 Частная, служебная, на работу, на учебу, туризм, на лечение

58 Согласно Правилам, карточки выдаются только Албании, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Молдовы, Монголии, России, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Украины, в билете которых указан конечный пункт прибытия, расположенный на территории РК. Миграционные карточки не выдаются: детям, не достигшим 16 лет; лицам, имеющим дипломатические паспорта; членам поездных бригад и экипажей воздушных, морских судов.

59 - участником программы содействия переселению этнических казахов в Казахстан из-за рубежа.

60 В упомянутом выше исследовании К. Джамангулова отмечается, что профильные министерства РК не проводят собственных обследований, связанных с изучением миграции.

61 Ю. Шокаманов, 2008.

62 В параграфе частично использованы материалы, собранные при содействии национальных экспертов, в ходе проекта МОМ «Трудовая миграция в странах центральной Азии и России», 2008

63 Решение о проведении обследования утверждено Постановлением Правительства КР от 22 марта 2006 года № 184 «О единовременных обследованиях занятости населения»

64 Обследования проводились в домохозяйствах специально подготовленными интервьюерами методом опроса населения путем непосредственного посещения домохозяйств и записи сведений в анкету обследования. Анкета обследования включает вопросы демографического состояния, занятости, безработицы, трудовой миграции всех членов домохозяйства в возрасте 15 лет и старше, проживающих по данному адресу (приводится в конце публикации). Кроме этого было разработано 10 форм дополнительной рабочей документации, инструкции и указания к ним


65 Источник: Сборник «Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2005–2006 годы». ФМС России, М., 2007.

66 .См., например Ч. .Асанова. В Кыргызстане идет работа над созданием пограничного миграционного учета, - сообщили в Госкоммиграции. http://www.for.kg/goid.php?id=31167

67 Решение о проведении обследования утверждено Постановлением Правительства КР от 22 марта 2006 года № 184 «О единовременных обследованиях занятости населения»

68 Обследования проводились в домохозяйствах специально подготовленными интервьюерами методом опроса населения путем непосредственного посещения домохозяйств и записи сведений в анкету обследования. Анкета обследования включает вопросы демографического состояния, занятости, безработицы, трудовой миграции всех членов домохозяйства в возрасте 15 лет и старше, проживающих по данному адресу (приводится в конце публикации). Кроме этого было разработано 10 форм дополнительной рабочей документации, инструкции и указания к ним

69 Источник: Сборник «Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2005–2006 годы». ФМС России, М., 2007.

70 Раздел подготовлен Ниной Чесноковой, Национальное бюро статистики Республики Молдова


71 с января 2007 года, когда граждане стран с безвизовым порядком въезда смогли обращаться за разрешением на работу самостоятельно, без предварительного договора с работодателем.

72 Показатель рассчитывается как сумма (а) разрешений на работу, выданных ФМС гражданам стран с визовым порядком въезда и (b) уведомлений, полученных в ФМС от российских работодателей, нанимавших граждан «безвизовых» стран.

73 В рамках действующего законодательства ФМС России может выдавать первично только транзитные визы. В отношении рабочих и учебных ФМС имеет право лишь


<< предыдущая страница   следующая страница >>