shkolakz.ru 1
Искупление Гектора



“Во Франции нужно прожить двести лет, чтобы стать известным, особенно если ты композитор”, – писал Гектор Берлиоз, сетуя на равнодушие соотечественников. 2003 – год двухсотлетия со дня его рождения, окончательно закрепляет славу нашего самого крупного представителя музыкального романтизма. Кроме концертов и выставок 2003 станет годом знаменательных записей и выхода в свет сочинений Берлиоза. Все они свидетельствуют о гении автора “Проклятия Фауста”, столь же мощного в его музыкальном вдохновении, как и блестящего в литературном стиле.


Жиль Макассар


“Вы не станете ни медиком, ни аптекарем, но великим композитором: в вас живет гений, я говорю вам это, потому что это правда”. Это пророчество вышло в 1825 г. из уст Жана-Франсуа Лесюера, бывшего капельмейстера Наполеона, восстановленного в той же должности при Реставрации. Оно касалось его самого блестящего ученика: молодого провинциала, в двадцать два года написавшего торжественную мессу. И если Берлиозу и пришлось принести клятву, то это не была клятва Гиппократа, как того желал его отец, а страстное признание в любви музыке: “Я уверен, что сделаю успехи в музыке (...). Я хочу стать известным, хочу оставить на земле следы моего существования”.


Несомненно, он оставил глубокий след. Достаточно упомянуть хотя бы его официальную награду: Римская премия, полученная в июле 1830 г., в самый разгар Июльской революции1. Ученик строгого учителя, он хорошо знает музыку, и ту, к которой привыкла публика, и ту, которая переворачивает представления о ней. Например, симфонии Бетховена, которую парижане услышали в 1828 г.: “Я видел, как поднимается гигантский Бетховен, – пишет Берлиоз. – Мне открылся новый мир в музыке, как Шекспир открыл мне новый мир в поэзии”.


Его “объяснители жизни”

За год до этого Берлиоз увидел “Гамлета” в театре Одеон на английском языке. “Шекспир, случайно упав на меня, поразил меня, как молния. Я узнал настоящее величие, настоящую красоту, настоящую драматическую правду”. Бетховен, Шекспир... Прибавим Глюка (и его оперу “Ифигения в Тавриде”), Гете (Жерар де Неваль как раз в это время перевел “Фауста”) и Вебера. Все они были для Берлиоза “объяснителями жизни”. Не забудем и строки Вергилия, которым Берлиоз обязан своими первыми эмоциями латиниста. Ему будет пятьдесят лет, когда он вернется к творчеству римского поэта и поставит оперу на французском языке по мотивам “Энеиды”: “Троянки”.



5 декабря 1830 года настоящим триумфом стала его “Фантастическая симфония”. Во всей истории музыки ни одна другая первая симфония не задавала до такой степени новый и личностный тон. Причины было две. В первую очередь, либретто. Написанное самим композитором, оно рассказывает о кошмарах юного художника, который вследствие любовного разочарования принимает сильную дозу опиума. Воспоминание о любимой неотступно преследует его во сне в форме музыкальной идеи-фикс.


Второй причиной является оркестровка. Арфы “Бала” (второе действие), буколический английский рожок и цимбалы “Сцены в поле”, кларнет и офиклеид2 “Сна в субботнюю ночь” (финал) со звоном колоколов за кулисами представляли собой новую звуковую реальность: развитие тембра и акустическая мизансцена – с театральными эффектами горизонта, ночной тишины или ведьмовского шабаша. Следующие симфонии, как “Гарольд в Италии” в 1834 г. и “Ромео и Джульетта” в 1839, продолжили это направление.


В 1838 г. музыканты Парижской оперы отказались играть “Бенвенуто Челлини”: “Оперу в трех актах, удушенную в Париже и часто исполняемую в Германии”. В Веймаре у партитуры нашелся защитник. Им стал Ференц Лист, верный и преданный друг Берлиоза на протяжении всей жизни.


Новый провал дестабилизирует композитора: фиаско “Проклятия Фауста”, премьера которого прошла в декабре 1846 г. перед пустым залом. “Ничто в моей художественной карьере так не ранило меня, как это неожиданное равнодушие”, - писал он. Опера без декораций и костюмов, “драматическая легенда”, вдохновленная первым “Фаусом” Гете, расцвечена великолепными оркестровыми сценами (“Венгерский марш”, “Танец сильфид”) и мощными мужскими хорами (вакханалия пьяниц).


Многосторонний талант

Постепенно он все чаще обращается к литературному труду: написанию “Трактата об оркестровке” в 1843 г. (пособие, которым будут пользоваться многие поколения европейских композиторов), затем “Мемуаров”, а с 1848 г. Мемуаров “с другой стороны ямы” (оркестровой). С 1856 по 1858 г. Берлиоз отдает всего себя гигантской лирической фреске, навеянной “Энеидой”: “Моя партитура была продиктована одновременно Вергилием и Шекспиром. Хорошо ли я понял моих учителей?”, – задает он вопрос сам себе.



Для того, чтобы эпопея могла быть представлена публике (Парижская опера не решалась на постановку), Берлиоз решается на настоящее жертвоприношение: представить только половину (“Троянки в Карфагене”) и в театре второстепенной величины. Первую половину (“Взятие Трои”) он так и не услышит на сцене, но успех парижских представлений в 1863 г. послужит утешением.


Радость будет короткой: в июне 1867 г. музыкант узнает о смерти своего сына Луи, служившего моряком. К этому времени он уже потерял двух жен и двух сестер. Одинокий, больной не по годам, Берлиоз ушел из жизни 8 марта 1869 года в возрасте 66 лет. Он был похоронен на Монмартрском кладбище, где была отправлена почетная церемония, полагавшаяся члену Института Франции (он был избран членом Академии художеств в 1856 г.). По словам свидетеля, присутствовавшего при его смерти, он прошептал, обратившись к своей привычной иронии: “Наконец-то мне сыграют мою музыку”. Сегодня мы можем сделать лучше: любить его музыку.


Филармонический оркестр Берлина

под руководством Клаудио Аббадо.

Берлин. 1993


1 Три дня народного восстания 27, 28 и 29 июля 1830 г.


2 Медный духовой музыкальный инструмент.


Чтобы знать больше

22 октября 2003 г. Симфонический оркестр им. Симона Боливара из Каракаса (Венесуэла) представит Te Deum и “Фантастическую симфонию”.


24 октября 2003 Государственный симфонический оркестр Ливана сыграет увертюру “Римского карнавала”.

С 14 по 21 декабря 2003 г. жители Польши смогут услышать “Ромео и Джульетту” в исполнении оркестра Государственной варшавской филармонии.