shkolakz.ru 1

7.5. Авторитет


Успех в управленческой деятельности в значительной степени зависит от силы личного авторитета менеджера.

Авторитет заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценности и результата работы.

Авторитет менеджера, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:

· официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);

· реальный авторитет — фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Менеджер, пользующийся авторитетом, располагает к себе подчиненных, положительно влияет на них. К решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся различно. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного менеджера всегда вызывают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям.

Забота об авторитете менеджера — не только его личное дело, но и забота высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые должны этот авторитет укреплять, оберегать и повышать. С менеджера, который пользуется авторитетом, подчиненные должны брать пример добросовестного отношения к труду, организованности, честности, скромности.

Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность. Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял, не сковывал инициативу подчиненных. Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам морали и этики.


Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый, или ложный авторитет. Можно отметить следующие разновидности ложного авторитета:

· авторитет расстояния — руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он «дальше» от подчиненных и держится с ними официально;

· авторитет доброты — «всегда быть добрым» — таков девиз данного менеджера. Такая доброта снижает требовательность. Бывает, «добрый» руководитель оказывает подчиненному «медвежью» услугу;

· авторитет педантизма — в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненными, сковывая их творчество и инициативу;

· авторитет чванства — руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;

· авторитет подавления — менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепляют его авторитет. В конечном итоге это лишает работников уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность;

· авторитет панибратства с элементами заискивания перед подчиненными. В этом случае менеджер упорно пытается доказать, что он «рабочий человек», подлаживаясь под жаргон подчиненных, иногда даже распивает с ними спиртные напитки;

· авторитет подкупа, когда менеджер оформляет подчиненным незаконную оплату, завышает объем выполненных работ, и такой подкуп осуществляется за счет предприятия, а не за счет личных средств менеджера;

· авторитет защиты от начальства, который отличается тем, что менеджер может на подчиненных накричать, оскорбить их, но скрывает от вышестоящего руководства неблагоприятные, а иногда и преступные поступки подчиненных.

Необходимо всячески бороться с ложным авторитетом менеджера, так как он ничего, кроме вреда, самому менеджеру и коллективу принести не может. Как показывают наблюдения, менеджер, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей и его воздействие на подчиненных оказывается неотразимыми. И наоборот, неавторитетный менеджер встречает сопротивление и недоверие к себе, к своим распоряжениям и другим способам воздействия.


При высоком общем авторитете человеку прощаются некоторые недостатки характера, например вспыльчивость, а также отдельные промахи в работе. Само собой понятно, что эти недостатки менеджер обязан устранить, иначе он потеряет авторитет.

Авторитет — это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям деятельности. Авторитет менеджера обусловливается системой взаимосвязанных свойств личности, которые обеспечивают успех в организации труда и воспитании всего коллектива. В жизни нередки случаи, когда менеджер, очень знающий и способный, не пользуется уважением коллектива, а потому не имеет успеха в работе. И это понятно: вследствие отсутствия авторитета его намерения не поддерживаются, а воздействие на людей не имеет ожидаемого эффекта.

Иногда большие способности менеджера сочетаются с высокомерием. Такой менеджер вольно или невольно принижает личное достоинство других лиц, действует гнетущим образом на подчиненных, вызывает к себе чувство неприязни. Работающие стремятся быть подальше от такого менеджера, меньше показываться ему на глаза, чтобы избежать насмешек, взгляда свысока, а то и дискриминации и дискредитации.

Весьма отрицательно влияют на авторитет менеджера такие черты, как мнительность и обидчивость. Мнительный менеджер чуть ли не в каждом активисте видит соперничающего с ним человека.

Такой менеджер склонен сдерживать инициативу талантливых людей, замалчивать их успехи, что приводит нередко к конфликтным отношениям, будоражащим весь коллектив. Менеджер обидчивый, да к тому же злопамятный, не может быть ни принципиальным, ни справедливым, а значит, и не может иметь авторитета в коллективе. Отрицательно влияют также на авторитет менеджера, а следовательно, и на дело такие черты, как резкость, грубость, вспыльчивость и неуравновешенность, черствость и замкнутость, болтливость и неустойчивость и т. п.

К положительным чертам следует отнести страстную целеустремлённость, когда менеджер кровно заинтересован в деле, работает не за страх, а за совесть, влюблен в дело, в коллектив, в людей, когда он поглощён работой так, что не замечает личных невзгод и неудобств. Этот менеджер невольно заражает весь коллектив и ведет его к достижению поставленных целей.

Не менее важно и такое свойство характера, как сила, выражающая волю личности. Сила проявляется в напористости и настойчивости, способности к волевому усилию, когда требуется преодолеть большие трудности и препятствия, в решительности и смелости, даже способности пойти на риск, если этого требуют обстоятельства.

Силу характера нельзя смешивать с упрямством. Упрямство есть следствие ограниченности ума, а в некоторых случаях это является и проявлением слабоволия и трусости личности.

Важной чертой характера менеджера является его общительность. Наблюдения показывают, что замкнутый менеджер невольно создает вокруг себя атмосферу холодности и натянутости. Наоборот, общительный очень быстро сближается с членами коллектива, узнает, кто, чем живет, как относится к различным проблемам жизни и деятельности коллектива. Общительность в сочетании с чуткостью делают менеджера любимцем коллектива. Каждый идет к нему за советом, каждый уверен в том, что не останется в беде один, что менеджер всегда придет на помощь.

При общении менеджеру стоит узнавать не только о состоянии дела, порученного члену коллектива, но и о личном самочувствии, о нуждах, которые испытывает подчиненный, а также о его творческих планах. Очень приятно бывает, когда внимательный менеджер справляется о семье, о жене, о детях, об условии жизни подчиненных.

Формирование авторитета начинается с приходом менеджера в коллектив. Первые его встречи с людьми и распоряжения часто имеют решающее значение для формирования авторитета. Группа, коллектив обычно получают ограниченную информацию о назначаемом менеджере и полны ожидания первой встречи с ним. Бывает так, что люди уже до встречи разочаровываются или, наоборот, ликуют. Это во многом зависит от авторитета предшественника. Если он был любим, то нового менеджера нередко встречают холодно и, наоборот, если люди довольны, что избавились от прежнего, с радостью ждут нового. Поскольку встреча зависит и от характера информации о новом менеджере, то следует хорошо подготовить коллектив к приему, к первичному восприятию вновь назначаемого руководителя. Положительную роль в данном случае могут сыграть отзывы людей, которые лично знали назначаемого менеджера по предыдущей работе (если такие имеются в новом коллективе).


Как правило, для знакомства с назначаемым менеджером собирается актив коллектива, которому представитель вышестоящего руководства докладывает о новом менеджере, дает краткую служебную характеристику и просит работников поддержать действия назначенного, содействовать формированию его авторитета. В свою очередь нового менеджера информируют о коллективе, его истории, состоянии и перспективах. Так происходит первое знакомство коллектива и вновь назначаемого менеджера.

Обычно высокой оценки коллектива заслуживает менеджер, который вносит новые, реальные рекомендации по улучшению работы. Члены коллектива прислушиваются к словам, но оценивают менеджера по его делам, по тому, как он обращается к подчиненным, сидит ли в кабинете или бывает больше в цехах, бригадах; обеспечивает ли техническую, организационную и материальную сторону производства; содействует ли формированию положительного психологического климата в коллективе; способствует ли лучшей организации труда. Основной путь формирования авторитета в коллективе — это самоотверженная работа менеджера в интересах предприятия. Коллектив — отличный барометр. Он хорошо чувствует, какими мотивами направляется деятельность менеджера — личной славы, карьеры или интересами коллектива, предприятия в целом, и быстро соответственно реагирует на его поведение.

Каждый член коллектива особенно ценит внимательное, уважительное отношение к себе. Вот почему частые личные контакты менеджера с людьми, различные беседы имеют решающее значение в сближении менеджера с подчиненными, в росте его авторитетности. Завоеванный авторитет хорошо служит менеджеру, работать ему становится все легче и легче, коллектив верит своему менеджеру и поддерживает его. Некоторые думают, что теперь можно «пожинать плоды», «почивать на лаврах», ни о чем не заботиться. Но это близорукие люди. Авторитет может пасть в любое время, если обладающий им менеджер снизит к себе требования, ослабит тонус активности, не ищет путей улучшения работы, или совершит поступок, несовместимый с высоким авторитетом.


Психологическое значение авторитета менеджера в том, что у подчиненных имеется твердая уверенность в правильности действий менеджера, им не нужно проверять каждый его шаг и каждое решение. Для самого менеджера его авторитет важнейшее условие для истинно творческой работы, которая связана с экспериментом, поисками, риском.

Авторитет менеджера определяется целым рядом как объективных, так и субъективных факторов.

К числу объективных факторов относятся: положение менеджера, обладающего конкретными правами в отношении подчиненных; отношение к менеджерам, в частности, на предприятии.

К субъективным факторам, определяющим авторитет менеджера, относятся его личные качества:

· чувство духа времени, инициатива, самостоятельность, смелость, деловитость, принципиальность;

· ответственность за порученное дело, справедливая требовательность, уважение к людям, самокритичность, выдержанность, личное обаяние и др.;

· высокая техническая, экономическая и общеобразовательная подготовка, знание производственного процесса;

· коммуникабельность, организаторские способности;

· владение научными основами управления.

Несмотря на важность объективных факторов, решающее значение для авторитета менеджера имеют субъективные факторы.

Ложные пути формирования авторитета. Так, есть менеджеры, которые стремятся завоевать авторитет подавлением всяких критических замечаний и даже инициативы людей. Эти менеджеры думают, что авторитет основан на страхе, а потому постоянно прибегают к запугиванию наказанием. Однако авторитет страха есть авторитет в кавычках. Люди не могут уважать и тем более любить тех, кто сковывает их свободу, возможности активного участия в жизни коллектива. Передовые люди коллектива презирают менеджера, нетребовательность которого ведет к ослаблению тонуса жизни всего коллектива.

Авторитет менеджера формируется им самим в реальном поведении и деятельности в коллективе. Словами авторитета не создать, так как люди судят о менеджере по его делам. Поскольку коллектив развивается, растут и работники. По мере их общественной и профессиональной зрелости они предъявляют все более высокие требования к менеджеру. Вполне естественно, что менеджер не должен удовлетворяться тем, что его уважают сегодня. Нужно думать и о завтрашнем дне и неустанно заниматься самообразованием, самоусовершенствованием деятельности управления и воспитанием собственной личности.

Вопросы для проверки

1. Что представляет собой авторитет менеджера?

2. Что понимается под официальным авторитетом менеджера?

3. Что понимается под реальным авторитетом менеджера?

4. Перечислите разновидности ложного авторитета менеджера.

5. Что относится к объективным факторам авторитета менеджера?

6. Что относится к субъективным факторам авторитета менеджера?

7. Какие черты характера обеспечивают авторитет менеджеру?

8. Каковы пути завоевания авторитета менеджером?

9. Какие преимущества дает авторитет менеджеру?