shkolakz.ru 1 2 ... 4 5





Личное дело кана:

Аспарух (Исперих) из правящего булгарского рода Дуло – древнеболгарский кан, первый владыка болгарской Державы. Возглавляя болгарское племя оногондуров, заключил военный союз с проживающими на Балканах семя славянскими племенами. В 681г.н.э. на отвоеванных у Византийской империи землях Мизии и Тракии создал государство, названое Болгарией.

По данным Болгарских ученых, в 701г.н.э. погиб и захоронен на территории Вознесеновской возвышенности современного города Запорожья (Украина).


Памятнику кану Аспаруху в г. Запороже быть!

Мы болгары, на протяжении веков в ряду всяких исторических причин, оказавшиеся вдалеке от прародины повсеместно чувствуем себя частицей одного великого народа, представителями той Великой страны, которая зовется БОЛГАРИЯ. С гордостью продолжаем говорить на языке наших предков, соблюдаем свои давние традиции и обычаи, по мере возможности стремимся побольше узнать об истории возникновения нашего народа, о его переселении на земли Украины. И все это по выражению одного из наших соплеменников, благодаря тем университетам, которые многие из нас прошли в детстве и юности. А преподавателями в этих университетах были наши малограмотные бабушки и дедушки, умудренные богатым жизненным опытом, получившие устную информацию о нашем народе от своих бабушек и дедушек и с готовностью передающие нам эти постулаты вековой народной мудрости, которые в наших детских головках записывались, как на диск компьютера. Благодаря им мы получили понятия об основах нравственности, благородства и трудолюбия, впитали в себя те черты, которыми гордятся Болгары и называются народным характером. От них мы узнали и о наших генетических недостатках - это излишней скромности, зачастую на определенных исторических этапах и в быту сказывающуюся отрицательно на нашем национальном развитии. Чего уж греха таить имеется у нас такой недостаток, и как мы не стараемся выдавливать из себя рабов, на определенном жизненном этапе это сказывается. Думаю, не лукавя, многие из нас могут вспомнить случаи, когда из-за излишней скромности упустили, не достигли чего-то в жизни, о чем до сих пор жалеют. Ну что поделаешь такие уж мы честные, порядочные благородные, работящие, но чересчур скромные. Это наше достоинство или недостаток, судить окружающим. Может быть, это в некоторой степени с одной стороны хорошо, но с другой стороны не очень, как две стороны одной медали. Когда в быту человек воспитан, сдержан, скромен это хорошо, но когда нация из-за излишней скромности или лени, а может из-за безразличия проявляет застенчивость, которая отрицательно сказывается и затрагивает ее национальное достоинство-это не очень положительная черта. А гордиться нам есть чем, об этом свидетельствует тот исторический путь, который прошел наш народ на протяжении веков, формируясь в нацию.

Я, как и многие из нас, изучая курс истории по школьной программе, практически ничего не знал об истории возникновения нашего народа, о том историческом пути, который ему пришлось пройти на этапе формирования. И каково было мое гордое открытие, когда в начале восемьдесятых годов в кинотеатре я посмотрел фильм «кан Аспарух». Сюжет этого фильма раскрыл мне глаза на многие исторические вещи. Оказывается мы Болгары потомки вольного гордого ирано-тюркоязычного народа, который под давлением исторических обстоятельств был вынужден разделиться на пять частей и покинуть свою Родину в поисках свободных земель. А Родина эта Великая Булгария в нынешнем измерении занимала огромную территорию от Карпатских гор на западе до Закавказья и Прикаспия на востоке, от Приазовья и Крыма на юге до Урала на севере. Столица ее Фанагория находилась на берегу Керченского пролива. Помню, какие волнения я испытывал, пребывая в 1986г. в Прикаспии - в местах, оговоренных в фильме. Прокручивая в уме события, увиденные на экране, представлял себе, как это было в действительности. Всматривался в лица местных жителей, вслушивался в их речь, в лицах многих находил знакомые черты. Да и они в принципе принимали меня за своего, иногда не зная откуда я, задавали вопросы на местном языке. Оттуда уезжал с чувством полного удовлетворения, видя, что подтверждается исторический сюжет фильма, гордился тем, что побывал на земле далеких предков. Мысленно неоднократно возвращался в эти места, представлял себе, как наш народ, гонимый жестокой судьбой, под предводительством кана Аспаруха прошел нелегкий путь от этих мест до берегов Дуная, где обрел новую Родину, слившись со славянскими племенами в 681г.н.э. образовал государство, названое Болгарией. Представлял себе этот нелегкий путь, сопутствующие ему перипетии и чувство гордости переполняло меня от сознания, что во мне течет кровь этих великих людей. Как им не было сложно, они устояли в нелегкой борьбе, сохранили свою самобытность, не сломились, с достоинством пронесли через века и передали нам силу своего духа, энергия которого поддерживает нас на всем историческом пути развития, включая день сегодняшний.

И каково было мое удивление и разочарование, когда в 2002 году в нашей местной Запорожской газете я прочитал о существовании не подтвержденной версии, что основатель Болгарии кан Аспарух похоронен в районе телецентра нашего города Запорожье, рядом с которым я проживаю, в непосредственной близости от моего места работы. Из скудной и противоречивой информации в печати я понял, что в честь этого по инициативе народного депутата Николая Габера рядом с телецентром была установлена гранитная табличка, которая из-за ее «политического провокационного характера» кем-то была немедленно убрана. И при этом одни полунамеки, мол, существует версия, что в районе Запорожского телецентра в двадцатых годах прошлого столетия действительно раскопано богатое захоронение, состоящее из оружия, золотых и серебряных предметов Болгарского и Византийского происхождения. Но кому оно принадлежит до сих пор не выяснено. Ученые теряются в догадках толи это кан Аспарух, павший в неравной битве с хазарами в 701г.н.э., толи это Киевский князь Святослав, погибший в этих местах в 972г.н.э., толи это еще кто-то третий неизвестный. Вообще ничего не понятно, все покрыто мраком столетий и таинственностью. По местному телевидению прокручивался ролик, который отстаивал версию, что это захоронение принадлежит Киевскому князю Святославу, приводились всякие аргументы, доводы и гипотезы в пользу этой теории. А исходит это из того, что определенным силам, которые считают началом цивилизации на нашей территории только 1Х век н.э. - момент возникновения Киевской Руси, очень хочется, чтобы это было именно так. И достоверность захоронения на этом месте Болгарского кана Аспаруха не вписывается в этот стандартный постулат, навязанный нам с Советских времен. При этом за основу взята версия из исторического труда - «Могила князя Святослава», изданного в Канаде в 1951г. профессором Михаилом Миллером. Аргументируя свои предположения, профессор Миллер ссылается на события связанные с возвращением князя Святослава с богатой добычей из похода на Болгарию и Византию осенью 971г., его гибель и возможное захоронение в районе Днепровских порогов. Эта теория основывается на факте обнаружения в могильнике предметов Болгарского и Византийского происхождения. Но основной ссылкой на доказательство, являются найденные здесь три корабельных гвоздя, якобы подтверждающие славянский обряд сожжения на воде. Но почему-то при этом не рассматривается версия возможности применения Булгарами - тенгрианцами этих гвоздей при сооружении помоста для ритуального костра, или использования ими в виде горючего материала остатков корабельной обшивки, найденной на берегу Днепра. Никто при этом не учитывает, что предметы Византийского происхождении были в обиходе гунно-булгар уже во второй половине 1Yв.н.э., после первого вторжения гуннов в пределы Византийской империи в 375г.н.э.. А после разгрома в 680г.н.э. Аспарухом войск Византийского императора Константина 1Y, образование на ее землях Задунайской Болгарии, нормализации межгосударственных и торговых отношений – они прочно утвердились в повсеместной бытовой жизни всех слоев Болгарского общества. Безусловно по возращению с похода, аналогичные предметы, захваченные в виде трофеев, у Русичей тоже имелись. Но никто не задумывается, а была ли вообще возможность у них, познавших такое сокрушительное поражение, совершать обряд торжественного захоронения своего правителя в кругу разгромивших их врагов. И тем более вкладывать в его могилу многочисленное количество дошедших до наших дней, предметов из золота и серебра. А если б и была, то в могилу князя они б наверняка вложили предметы своего, родного ему происхождения, сочтя за оскорбление его памяти вложение атрибутов иных народов. При этом из курса истории мы знаем, что Куря - владыка печенегов, в ознаменование своей победы над князем Святославом из его черепа изготовил чашу, обрамил ее золотом и пользовался во время застолий. Из этого вытекает, что после героической гибели, тело Святослава попало к печенегам и было обезглавлено. Когда и как оно могло попасть к Русичам, из которых мало кто уцелел, как они в этой нестандартной ситуации могли подготовить и выполнить ритуальный обряд такого богатого захоронения остается загадкой? Маловероятно, но если бы такое и произошло, то среди обнаруженных в могильнике останков должно недоставать одного черепа. Эти и другие вагомые аргументы в доказательствах возможного захоронении князя Святослава на Вознесеновской возвышенности не освещаются, про все сказано двусмысленно в общих чертах. А все это из-за того, что материалы Вознесеновского захоронения по настоящее время детально никем не обследовались. Над этими и многими другими вопросами историкам и ученым - археолагам еще предстоит поработать и дать исчерпывающие ответы. Но как бы там не было, что-то здесь не так, что-то не вяжется в этой теории с действительностью, слишком много в ней не реального и надуманного. На все это кидает тень сомнения еще одна, претендующая на историческую достоверность, версия о гибели и захоронении князя Святослава выше Запорожья по течению Днепра. Здесь вблизи затопленного порога Ненасытец, у села Микильське на Днепропетровщине, в прошлом веке обнаружены следы трагической гибели дружины князя Святослава. В память об этом одновременно героическом и печальном событии времен Киевской Руси, на этом месте потомками Русичей в начале века и в 1967 году дважды устанавливались чугунные мемориальные плиты. Защитники теории возможной гибели князя Святослава на черной скале острова Хортица и его захоронения на территории Запорожья, ссылаются на найденные при строительстве Днепрогесса в 1928г. пять древнерусских мечей и сосуда с монетами Византийского происхождения. Но эти предметы могли быть обронены и попасть в воду просто случайно, могли быть принесены суеверными Русичами богам водной стихии в виде пожертвований, не исключена возможность их сноса за тысячу лет к основанию порогов бурным течением. Чтобы проанализировать все эти факты и события необходимо посмотреть на все это шире, глазами напавшего на князя Святослава печенежского князя Кури. Где удобней напасть на закаленную в битвах, поредевшую но достаточно еще сильную дружину Русичей? На острове Хортица, которая сама по себе является естественной крепостью, или на марше, во время ее переправы на ладьях через Днепровские пороги без прикрытия конницей с берегов? Здесь–открытую мишень, измотанных переправой, разобщенных, блокированных порогами и быстрым течением Русичей, легко осыпать с обеих берегов градом стрел, перебить по одиночке и получить в виде легкой добычи. Тем более, что стоимость ценностей, перевозимых князем Святославом, стоили риска для всех родов орды печенегов (предков современных каракалпаков). А предыстория всему этому элементарные политические распри, события типичные для всей истории существования славян. Когда жизненный подвиг ради величия Державы на грани самопожертвования одних, конкурирует с мелким предательством других, направленном ей во вред ради захвата власти и собственного благополучия. Князь Святослав ушел в поход, познал лишения и невзгоды, дорогой ценой людского пота и крови отвоевал богатую добычу для пополнения казны и становления государства Русичей. По пути домой, опасаясь голода и раннего сковывания льдом Днепра, был вынужден разделить свою дружину и отправить основную часть воинов с конницей в Киев. А сам, прилагая максимум усилий для сохранения добытой таким трудом основы будущего благосостояние государства, в ожидании весны и помощи от своих соотечественников, зиму 971-972г провел под защитой неприступных берегов острова Хортица. Но после таянья льда, по всей видимости получив известие, что его предали и помощи от Киева не будет, отчаявшись без конного прикрытия с берегов, на свой страх и риск отправился самостоятельно на ладьях через самую опасную часть Днепра–через пороги. Вот тут-то печенеги и воспользовались его беспомощностью, подстерегли, напали и разгромили при минимальных для себя потерях. Не исключено, что князь Святослав отступил к Хортице, и возможно именно там, преследуемый по пятам и блокированный со всех сторон печенегами, принял свой последний бой - с остатками дружины пал в неравной битве. Но это уже не существенно, где кого настигла смерть неизвестно - трагический финал очевиден, И если бы его не было, вся последующая тысячелетняя история государства Русичей возможно пошла бы абсолютно другим путем, и сегодняшняя наша с вами жизнь была бы совсем иной. Безусловно, это только одна из версий, но она мне кажется логически наиболее правдоподобной и достоверной. По всей видимости эта страница истории до сих пор является тайной за семи печатями, ибо не красит истинное лицо правящей касты Русичей, вот и не нашла своего широкого освещения и анализа в ее широких разделах. К сожалению, ее печальные последствия и влияние на историческую действительность не стали поучительным уроком для будущих поколений. И именно поэтому, мне до мозга костей Болгарину, величие князя Святослава для которого не менее важно, чем преклонение перед памятью кана Аспаруха, хотелось бы встать на защиту чести и достоинства этого величайшего государственного деятеля Киевской Руси. А защитить его хочется прежде всего от несправедливого суждения о нем его же потомков, которые огульно пытаются навязать ему место в чужом захоронении. Не понимая, что тем самым унижают, не только светлую память об этом гениальном государственном деятеле, но смешивают с грязью ратный подвиг его героически погибшую на порогах дружину. Не задумываясь, кидают тень бесчестия и позора на достоверность и справедливость всей нашей отечественной истории. По всей видимости идентичную точку зрения в этом вопросе исповедую не только я.





Подтверждением этого является более поздняя установка памятника князю Святославу в г.Запорожье. Скромную, без особой помпезности, не вблизи найденного захоронения на Вознесеновской возвышенности, а у ее подножья недалеко от реки Днепр в районе набережной магистрали. Казалось бы, вопрос исчерпан. Но при этом все-таки неясно, кому же в действительности принадлежит захоронение на Вознесенской горке в районе Запорожского телецентра, кто и почему так оперативно по-воровски ночью, сразу же после установки убрал мемориальный знак, установленный кану Аспаруху. Не понятно, что за всем этим кроется, кто инициатор и исполнитель этого акта антиболгарского вандализма. Эти люди наверняка отдавали отчет своим действиям, и не могли не понимать, какой удар наносят по нашему национальному самолюбию. Но что поделаешь, такова уж человеческая натура, у всех народов имеются свои Левские и свои иуды, готовые даже мать родную продать за место под солнцем, облить грязью самые дорогие истоки общенациональных святынь. От всего этого несет чем-то мелким, подлым похожим на удар из-за угла по памяти великого Человека, оскорбившее не только память о нем, но и унизившее наше национальное достоинство. А все источники информации сводятся к одному, упрямо твердят об исторической достоверности захоронения кана Аспаруха именно здесь, на территории нынешнего города Запорожья. Оказывается, по инициативе Николая Габера рядом с Запорожским телецентром была установлена не мелкая мемориальная табличка, а

следующая страница >>