shkolakz.ru 1
БОЛГАРИЯ – ДРЕВНЯЯ И СОВРЕМЕННАЯ, УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ


Проф.д-р Петко Ганчев – Чрезвычайный и Полномочный посол Болгарии в Беларусь


В связи с 130-той годовщине Освобождения Болгарии от османского иго, в котором Беларусь сыграла существенную роль, пользуюсь случаем обращаюсь как посол Республики Болгария в Республике Беларусь ко всем гражданам Беларуси, а также ко всем другим друзьям Болгарии, которые интересуются историей и настоящем моей родины, так как желание узнать о других народах, об их материальной и духовной культуре является первым условием для мирного сотрудничества между ними во имя общего будущего.

Болгария одна из самых древних европейских держав и единственная, которая со времени своего образования в центре Балканского полуострова в 681 г. до сих пор не меняла свое имя.

Имея территории 111 тыс. кв. км и население около 8 млн. человек, сегодня Болгария относиться к средним европейским государствам, к которым относиться и Беларусь.

Болгары образуют около середины ІІ в.н.э. на севере от Кавказа, в пространствах между Каспийским и Черным морем первое государственное объединение на территории Европы, имеющее ясную определенную племенную и этническую идентичность. Они приходят с долин Памира, Западного Тибета и Хиндикуша и представляют индоевропейский этнос из группы индо- и ираноариев. Государство болгар вошло в хрониках как “Старая Великая Болгария”. Столица этого государства был г. Фанагория на Азовском море, где сегодня Российская Академия Наук проводит археологические раскопки. В период до середины VІІ века болгары взаимодействуют с готами, аланами /осетинами/, ругами /русскими/, антами /восточными славянами/, гуннами, маджарами /венграми/. Они входят в Гуннский союз Аттилы /430-453/ и участвуют в разгроме Римской империи. Около середины VІІ в. под нажимом хазар “Старая Великая Болгария” распадается, будучи поделена между пятьерюми сыновьями последнего ее “юбиги хана” Кубрата – Бояном, Котрагом, Аспарухом, Кубером и Алцeко. Боян остается в пространствах Северного Кавказа, где болгары сохраняются как балкарцы в нынешней Кабардино-Балкарии. Котраг идет на Север в Евразийскую степь, там, где соединяются Волга и Кама, и образует Волжскую Болгарию со столицей Велики Болгар. Это государство сохранялось до середины ХVІ века и было уничтожено войсками Ивана ІV Грозного. Наследниками этой Волжской Болгарии являются нынешние Чувашия и Татарстан. Третий брат Аспарух в 680 г. разбивает византийское войско императора Константина ІV Погоната и образует в 681 г. вместе со славянскими племенами, которые населяли эту территорию с V века, государство Болгария. Его сын и наследник Тервел, несмотря на попытки Византии уничтожить своего соседа, успел укрепить молодое болгаро-славянское государство, в котором продолжают жить и наследники древних фракийцев, заселившихся на этих землях 1000 лет до н.э. Фракийцы образовывали ряд мощных государств, соперничали с древними греческими государствами, воевали успешно против Македонии и Рима. Самым известным фракийцем, рожденным на територии нынешней Болгарии был вождь восстания рабов в Римской империи Спартак. Для оказания помощи при восстановлении снятого с власти византийского императора Юстиниана ІІ “Безносого” Тервел получил титул “кесарь” /”цезарь”/ - царь, что обозначало безапелляционное признание молодого болгарского государства. Более того, в 717-718 гг. во главе объединенных болгарских и славянских войск Тервел разбил ворвавшихся на балканский полуостров арабов при Адрианополе /нынешний город Одрин/ и полностью их разгромил у стен осажденной ими столицы Византийской империи – Константинополя. Таким образом, путь арабам в Европу через Балканы был закрыт навсегда.


Когда Аспарух образует Дунайскую Болгарию, четвертый брат Кубер пытается образовать другую Болгарию на территории нынешней Македонии с центром г. Охрид, но «коварство», по его словам, византийцев помешало ему сделать это. Неуспешным оказывается и опыт пятого брата Алцеко образовать пятую по подсчету Болгарию на территории современной Центральной Италии, тогдашней Ломбардии. Но с тех времен там остались ряд названии городов и сел, а также родов – «Булгарело», «Булгарели» и т.д.

Так или иначе, в первых несколько веков образования Дунайской Болгарии властители и народ поддерживали связи со старыми болгарскими землями на севере от Кавказа и с болгарским ядром в Македонии. Со времени, диагональ болгарской истории будет пересекать территории Балканского полуострова и связывать земли Северной Болгарии – Мизию и Добружду с землями Югозападной Болгарии – Македонии, несмотря, на то, что цари нашего государства из Первого и Второго болгарского царства, а впоследствии и Третьего будут непрерывно стремиться к захвату Константинополя – столицы Византии или Цареград, как его называют славяне /нынешный Истамбул/.

В 864 г. Царь Борис І после долгих колебаний между Римом и Константинополем, принимает христианство, с целью укрепления международного авторитета болгарского государства, а также создания идеологической и ценностной основы объединения двух основных этносов – болгар и славян , исповедующих в это время разные религии. Только год тому назад, т.е. в 863 г. оба брата Константин, известный как философ, а позже под монашеским именем Кирилл, и Мефодий создавшие славянскую письменность на основе уже сформировавшегося к тому времени славяно-болгарского языка отправляются в последней миссии в Велико Моравии. Оба брата, как рассказывают в своих житиях, родились в Фесалонике, второй в это время городе Византийской империи, в семье бывшего высшего болгарского аристократа «близкого к царю» /в это время царя – «кесарь» имеют лишь болгары/ и поэтому они знали отлично славяно-болгарский язык. Борис І, вошедший в болгарскую историю и истории славянства, как Креститель, внимательно следил за миссией двух братьев в Моравии при Ростиславе І, и с самого начала послал с ними несколько молодых людей из знатных болгаро-славянских родов, как Климент, Наум и Ангеларий. Существуют косвенные доказательства, что оба братья отказались от высших византийских должностей и создали славянский алфавит под влиянием Бориса. Во время миссии братьев Кирилла и Мефодия в Моравии, Борис І сделал ряд попыток для достижения независимости болгарской церкви, что он считал первым условием для сохранения болгарского народа. Эти его попытки вызвали споры и соперничество между Римско-католической церковью во главе с папой, в это время Николаем І и Константинопольской восточно-православной церковью во главе с патриархом Фотием. Это событие положило начало последовавшему расколу позже и схизмы в 870 г. Годом ранее, в Риме, в возрасте 42 лет умирает Кирилл. Он сумел получить признание славянской письменности со стороны папы Адриана ІІ, то, что не было сделано ни для одного другого языка в течение последующих веков. Более того, опыт введения Мартином Лютером немецкого языка в богослужения положил начало Реформации и рождение протестантизма в первой четверти ХVІ в. Более того, оба брата были обьявлены ряавноапостолами Европа.


В 885 г. после продолжительной борьбы с немецким католическим духовенством умирает Мефодий - последний православный архиепископ Моравии. Все ученики двух братьев были подвергнуты гонениям, а многие из них проданы в рабство. Горазд и Сава были убиты во время столкновений, а трое из наиболее известных учеников Климент, Наум и Ангеларий как болгары были выгнаны и на пароме направились в Болгарию, где весной следующего 886 г. были приняты с почестями Борисом І. Наконец, Борис І Креститель имел возможность реализовать свою старую мечту о том, что его народ будет проповедовать новую христианскую религию на славяно-болгарском языке – главное условие для его культурного развития и сохранения.

После короткого сотрясения, вызванного наследником и сыном Бориса І Владимиром Расате, вернуть старую веру болгарам в 893 г., на престол поднимается третий сын Бориса І Симеон І, который входит в болгарскую и мировую историю как Симеон Великий. Симеон заканчивает известную в это время Магнаурскую школу, где обучались будущие императоры Византии и высшие аристократические и духовные деятели. Из Византии Симеон приводит целую группу молодых образованных болгар, как Тудор Доксов, Йоан /вошедший в историю как Йоан Экзарх/ и некоторых из молодых учеников Кирилла и Мефодия, как Константина /известного как Преславского/. Сам Симеон был не только высокообразован, но и владел дипломатическим, полководческим и писательским талантами. В 917 г. при р. Ахелой /нынешняя деревня Ахелой/, на пути между Бургасом и Поморием, Симеон наносит сокрушительное поражение одному из могущественных византийских императоров Константину VІ Багрянородному, разгромившему за год до этого Арабский халифат. Во главе 60 тысячной армии, расположенной от современного города Айтоса до Черного моря, Симеон побеждает 62 тысячную византийскую армию, из которой успели спастись лишь император и 12 гвардейцев.

Время правления Симеона І Великого /893-927гг./ - это время “Золотого века” болгарской славянской культуры. Симеон создает два сильных культурных центра на территории огромной в то время державы, расположенной на всем Балканском полуострове между Черным, Мраморным, Эгейским и Адриатическим морями и на севере, достигающей Карпат. Первым центром стала столица Великий Преслав, где творят Константин Преславски, Йоан Экзарх, Тудор Доксов и сам царь под таинственным именем “Черноризец Храбрый”. В другом центре, расположенном в сердце Юго-западной Болгарии /современная Республика Македония/ г. Охрид, творят Климент Охридски и Наум Мизийский, который также впоследствии принял имя Охридский. Церкви и могилы с их мощами расположены в двух противоположных концах одного из самых красивых озер в мире – Охридского. Из-под пера этих блестящих просветителей и духовников выходят десятки произведений церковной славяно-болгарской литературы. Некоторые из них собранные в т. назв. “Сборник Симеона” и перенесены в другие славянские страны во время Киевской Руси под названием “сборник Святослава”. Существуют исторические данные, которые признаются сегодня некоторыми русскими историками, что великая княгиня Ольга, которая правила Киевской Русью почти 40 лет, была дочерью одного из братьев Симеона и поехала в Киев как супруга княза Игоря уже приняв христианство. Косвенные доказательства в подтверждение вышеизложенного находятся в письмах князя Святослава, который в союзе с византийцами нападает на Болгарию, выдвигая как причину факт, что болгарский престол ему принадлежит по праву. Но потом, вместе с царем Борисом ІІ, внуком Симеона, который приходится Святославу двоюродным братом, воюет против Византии.


“Золотой век” славяно-болгарской культуры продолжается и во время сына Симеона царя Петра І, который пишет под псевдонимом “Петр Черноризец”. Но, несмотря на 40 летний мирный период, Петр не имеет полководческих качеств своего отца, у него отсутствуют амбиции господства над Византийской империей. Постепенно власть ослабевает, народ беднеет, государство охвачено сепаратистскими тенденциями, появляется богомильская ересь. Богомилы проповедуют неподчинение государству и боярам, непризнание церкви и непосредственное общение с богом. В последующие века эта ересь распространяется под именем катары и альбигойцы в маленькие государственные объединения на территории западных Балкан, Италии, Франции и достигает Англии. Существует множество исследований авторитетных католических ученых, которые считают, что идеи богомилов образуют ядро идеи Европейской Реформации и Протестантизма в ХVІ ст.

Мы не будем делать анализ церковно-славянской литературы, которую создает в Болгарии в ІХ-ХІV вв. самые близкие ученики и последователи Кирилла и Мефодия – Климент Охридский, Наум Охридский, Константин Преславский, Йоан Экзарх, Черноризец Храбрый, Пресвитер Козьма, Патриарх Евтимий, Теодосий Тырновский. К ним можно отнести и ряд известных византийских церковных деятелей, продолжавших в ХІ и ХІІ вв. просветительское дело – это Теофилакт Охридский, написавший пространное житье Св. Климента Охридского, Дмитрий Хоматиан, а также десятки апокрифных произведений, или переведенных на латинский язык богомильских откровений. Вся эта литература не является простым ретранслятором созданных ранее византийских произведений, как писали в недалеком прошлом некоторые российские авторы в учебниках по литературе в своем стремлении уменьшить роль Болгарии в сохранении, отстаивании и распространении славянской письменности и духовную культуру. Мы хотели только подчеркнуть, что эта литература содержит богатые образцы славянской словесности и культуры, сведения о болгарской истории, а также и начальные формы гражданской литературы, например “Рассказ солдата Георгия о железном кресте” и “Сказание о буквах” Черноризца Храброго. Большая часть этой литературы распространялась и в Киевской Руси и по остальным славянским землям и это подтвержадется каждый год при раскрытии архив библиотек в Москве и Санкт Петербурге. Таким образом, после долгих лет забвения, в 1840 г. В.М. Ундольский открыл десятки произведений Св. Климента Охридского, о которых сознательно умалчивалось, поскольку в русской истории славянской культуры перевес имели приверженцы теории, что православное христианство, славянская письменность и культура были приняты прямо из Византии, а не из Болгарии.


Ослабленная сепаратизмом и богомильством Восточная Болгария попадает под византийское владычество в 972 г. Остается свободной Юго-Западная Болгария, объединенная вокруг Комитату г. Скопье /столица нынешней БЮР Македонии/ четырех братьев Моисея, Давида, Арона и Самуила, внуков Симеона от его дочери Рипсимии. С византийского плена к братьям бежит второй из сыновей Петра І и внука Симеона Великого Роман Симеон. Болгарское войско под руководством Романа Симеона и Самуила наносит ряд поражений Византии и восстанавливают свою власть над Северной Болгарией и старой столицей Великий Преслав. В эти годы сын Святослава и внук княжны Ольги князь Владимир осуществляет второй, после похода Святослава в 969 г., поход к Болгарии и Византии.

В 985 г. под воздействием своей бабушки княжны Ольги Владимир женится на молодой княжне из рода Симеона и принимает православное христианство от Романа Симеона. Для крещения князя, который войдет в историю Киевской Руси как “святой”, и для населения Киевской Руси был послан домашний священник болгарской княжны Михаил. Этот акт сохранен в исторической литографии той эпохи. Византия поддерживает крещение через болгар, полагая, что таким образом новая религия будет воспринята легче. Но спустя два года, после смены Константинопольского патриарха, византийские послы совершат новое “крещение” князя Владимира, на этот раз в “истинную христианскую веру”. Этот акт был сделан с целью свернуть и вообще уничтожить влияние болгарской церкви на Киевскую православную церковь. Болгары, как последователи братьев Кирилла и Мефодия, которые начали свою проповедь славянской письменности и языка в Моравии /Богемия, современная Чехия/ были объявлены “богемичими”, “еретиками”. Начинается системное уничтожение любых славяно-болгарских книг и стирание с икон и с разных хроник имен братьев Кирилла и Мефодия, Климента Охридского, чьи имена исправляли на папу Климента Римского, св. Борис Креститель был заменен сыном Владимира Борисом, который вместе со своим братом Глебом были объявлены святыми и т.д. В “Иоакимовой летописи”, созданной в это время и чудом не прошедшей византийскую цензуру, говорится: “По сем же иде Владимира на Булгары и победи их, мир учини, и принят крещение сам и сынове его, и всю землю Русскую крести. Царь же болгарский Симион /Роман Симеон, потому что царь Симеон Великий умер еще в 927 г. – б.м. П.Г./ присла иереи учены и книги довольны, и посла Владимир во Царьград к царю и патриарху просити муже весьма ученого и богобоязненного, болгарина суща, и с ним четыре епископы и много иереи, диаконы и деместненники /певчие/ от славян. Митрополит же, по совету Владимира, посажа епископы по градом: в Ростове, Новеграде, Владимире и Белграде. Сии шедше по земли с вельможи и воин владимировими, учаху льдю и кресчаху всюду стами и тысячами, и колико где прилучился, асче людие невернии вельми от том скорбяху и роптаху, но отрицатися воев ради не смеяху.”


Об отношении Константинопольской или Цареградской православной церкви к Святым братьям Кириллу и Мефодию и их демократичному великому делу, которое разрушило средневековую догму о трех священных языках – еврейского, латинского и греческого, и проповедовало право каждого народа обращаться к Богу на своем родном языке, и которые с созданием славянской письменности включили славян в мировую цивилизацию, можно судить из факта, что они признают их “святыми” лишь в 1971 г., а еще в 869 г. папа Адриан ІІ признал святость Кирилла и предложил похоронить его справа от могилы Св. Петра. Тогда, по настоянию его брата Мефодия Кирилл был похоронен в церкви «Сан Клементе» в Риме, где до сих пор сохраняются его мощи. Папа Йоан Павел ІІ не только признал святость двух братьев и их великого дела, но и объявил их защитниками, покровителями Европы.

К сожалению, процесс ликвидации «болгарских» «еретических» книг и памяти о роли Болгарии в сохранении славянской письменности и принятие православного христианства западными и восточными славянами, продолжается с особенной яростью после ликвидации болгарской патриархии в середине ХІ века, т.е. после падения Болгарии под византийским рабством. В мировой истории сохранился рассказ о последней битве неустрашимого болгарского царя Самуила при Беласице и его смерти в 1014 г. В этой битве византийской император, который вошел в истории как Василий ІІ Болгароубиец, пленил 15000 болгарских солдат. Он приказал, чтобы они были ослеплены и только каждому сотому солдату оставил один глаз. В таком виде болгарские пленные вернулись к Самуилу. При виде этой ужасной картины Самуил не выдержал и умер.

Связи со славянскими странами восстанавливаются после освобождения Болгарии от византийского рабства в 1185 г. Болгарское государство восстановлено в результате восстания братьев Асена и Петра. Их младший брать Калоян разбил латинских рыцарей, которые за два года до этого, организовали ІV Крестовый поход, захватили столицу Византии Константинополь и основали здесь Латинскую империю. После своей победы над ними в 1204 году Калоян восстановил болгарскую патриархию. Сын Асена І Иван Асен ІІ в 1242 г. разбил византийскую империю и установил Болгарию в границах, самых обширных на Балканском полуострове, какие были во времена Симеона Великого.


С середины ХІV в. в Болгарии распространяется исихазм Григория Синаита. Исихазм представляет дальнейшее развитие православной христианской религии в направлении ее самоуглубленного восприятия со стороны верующих. Исихазм достигает своей вершины в творчестве и проповедях патриарха Евтимия - последнего перед падением Болгарии в 1396 г. под османо-турецким рабством. Следующие десятилетия соратник Евтимия Киприан будет последовательно Киевским и Московским патриархом, и объединит западную и восточную русскую православную церковь. Опять в течение этих десятилетий самый известный ученик Евтимия Григорий Цамблак будет митрополитом Полоцка, древней столицы Беларуси, а потом патриархом Киевской Руси. Именно он в ХV в. предпримет первую реформу русского языка. Друг известный ученик Евтимия, Константин Костенечки реформирует сербский язык.

Следующие пять веков Болгария находится в небытии османо-турецкого рабства. Сопротивление болгар проявляется во множестве кроваво подавленных восстаний. Основные надежды на освобождение после первых десятилетий связаны с Россией. При каждой из войн России с Османской империей /1799 г., 1829 г. и 1856 г./ из Болгарии вместе с русскими войсками переселяются в Бесарабию, Запорожье и другие районы русской империи много болгар, которые сегодня образуют одну из самых многочисленных диаспор вне страны. Самым массовым и отмеченным множеством жертв, является Апрельское восстание /1876 г./, когда национал-революционеры, наследники легендарного Апостола болгарской свободы Василя Левского, сумели поднять население нескольких революционных округов – Панагюрище, Тырново, Сливен и др. и в борьбе доказать право Болгарии на свободу и независимость. Восстание буквально было потоплено кровью. Центры восстания Панагюрище, Батак, Клисура, Брацигово, Перущица и др. были сожжены. Самые страшные жестокости были в Батаке, где все население собралось в церкви – тысячи женщин, детей были уничтожены турками. Европа потрясена от репортажах Дж. Макгахана. Виктор Гюго призвал к спасению этого маленького героического народа. Но больше всего взволнована судьбами братьев славян-христиан Россия. Л. Толстой и Ф. Достоевский призвали русское правительство вмешаться.


Началось всенародное движение, которое заставило русского императора Александра ІІ, ранее получившего прозвище «Царь Освободитель» из-за отмены крепостного права в 1861 г., объявить войну Османской Турции в июне 1877 г. В этой войне некоторые антирусски настроенные историки видят лишь стремление империи к проливам Босфору и Дарданеллам и теплым южным морям. Но они забывают, что русский, белорусский, украинский и другие народы, которые приняли участие, сделали это с целью помочь братьям болгарам и другим славянским христианам, а не из-за других побуждений. Впечатляет участие воинов из Беларуси, которые в составе Минского и Могилевского пехотных полков и в составе других русских полков показывали настоящие чудеса героизма. Только в Минской губернии в 1877 г. мобилизованы и посланы на фронт 11 561 человек. Народ Беларуси всячески стремился оказать помощь, собирая для этого одежду, медикаменты, деньги. Только в течение двух месяцев с декабря по февраль в Минской губернии собраны 13 071 рубль и 2 копейки, сумма, которая в то время считалось крупной.

Уже при первых военных действиях воины-беларуссы показывают свою смелость и героизм. 27 июня форсировали р. Дунай, солдаты 54 Минского полка одни из первых. Они прославились еще с Крымской войны /1856 г./. Войско полка создает стабильный плацдарм и обеспечивает переход остальным русским войскам, а после этого стремительным штурмом захватывают Свищов, который становится первым болгарским городом, освобожденным русской армией.

Командир ударных частей, Центрального фронта русской армии на территории Болгарии в это время генерал Йосиф Владимирович Гурко. За его заслуги в освобождении Болгарии множество улиц и бульваров в разных городах страны, а также один из больших городов области Старой Загоры - Гурково, названны в его честь. Потомственный дворянин генерал Гурко является воином железной воли и непоколебимой смелости. Солдаты называют его генерал «Вперед». Под его командованием русская армия завоевывает большую часть северной Болгарии и переходит на юг, где происходят большие бои при Старой Загоре, Новой Загоре, Шейново и Казанлыке.


Особенно масштабными и кровопролитными, становятся сражения у Плевена и Шипки, имеющие большое значение для исхода войны. Только при атаке Плевена погибают 326 человек Могилевской губернии, входящих в состав 117-ого Ярославского, 118-ого Шуйского, 119-ого Коломенского и 120-ого Серпуховского пехотных полков. В боях за Плевена особо отличился «белый генерал», белорус М. Дм. Скоболев.В эпическом сражении при Шипке, во время обороны перевала, против 27 000 армии Сюлеймана паши, сражаются воины Минского и русского Орловского полков, а также болгарские ополченческие дружины, руководимые белорусского генерала Николая Гр. Столетова, мене десять тысяч человек. Трое сутки, в жаре августа, «молодые дружины», как писал годы спустя народный поэт Иван Вазов, защищают перевал от в много раз превосходящий их противника. После того как заканчиваются боеприпасы, в бой идут «камни и дрова» и трупы погибших товарищей.

После падения Плевена большая часть русской армии, в которую входят Минский и Могилевский полки, в конце декабря на тридцати градусном морозе штурмовали покрытые метровым снегом перевалы Старой планины и захватили Софию. 4 января после освобождения Софии генерал Гурко издал приказ, в котором сказано: “Пройдут годы и наши потомки посетив эти горы скажут с гордостью: “Здесь прошло русское войско и воскресило славу суворовских и румянцевских чудо-богатырей!”

В честь и в память о героях этой, Освободительной для Болгарии, войны в стране воздвигнуты 450 памятников на местах самых кровопролитных сражений. На вершине Шипки воздвигнут большой памятник, а в Плевене, кроме Музея боевой русско-болгарской славы и Мавзолея-костницы, 30 лет тому назад была создана самая внушительная на Балканах и одна из самых ярких в мире Панорама боевых действий. Болгарский народ с любовью заботиться об этих объектах и каждый год их посещают тысячи туристов. В память о погибших в этой войне солдатах в сердце Софии создан самый большой на Балканах храм-памятник «Св. Александр Невский». В честь своих погибших за свободу Болгарии герои белорусский народ построил на военном кладбище г. Минска в конце ХІХ века храм-памятника «Св. Александр Невский». Болгары знают этот памятник и свято чтят память похороненных на этом кладбище солдат-освободителей.


Во время Первой мировой войны болгары, союзники Германии, массово становятся побратимами с русскими солдатами на румынском фронте. Во время Второй мировой войны, хотя Болгария была союзником Фашисткой Германии, царь Борис ІІІ категорически отказывает Гитлеру отправить войска на Восточный фронт против Советского союза под предлогом, что русские – наши освободители и никто не пойдет против них. Две недели спустя после отказа требованию Гитлера, царь скончался в страшных муках при загадочных обстоятельствах.

Послевоенная Болгария развивается в группе стран Центральной и Восточной Европы, которые приняли как политическое устройство государственный социализм и тесное взаимодействие на международной арене с Советским союзом. Несмотря на разные оценки этого политического строя он создал мощную индустриальную базу, современное сельское хозяйство, позволил преодолеть бедность и беспросветность миллионов масс городов и деревень Беларуси, России и других стран Советского союза, а также Болгарии. Высокими темпами развиваются образование, наука, спорт, духовная культура. Ряд белорусов и болгар являются мировыми именами в духовной культуре, спорте, науке. Фактически ликвидирована неграмотность.

Входящая в систему СЭВ /Совет экономической взаимопомощи/ Болгария, развивает ряд отраслей индустрии, которыми дополняет созданную систему экономик бывших европейских социалистических стран, объединенных вокруг Советского союза. Торгово-экономический объем между Болгарией и Беларусской ССР в 80-е гг. был в пределах 600-700 млн. долларов США.

В начале 90-х г. ХХ в. в Болгарии как и в Беларуси начинаются глубокие изменения в политической и экономической системах. В Болгарии объявлено начало перехода к либеральному демократическому политическому устройству и рыночной экономике, основанной главным образом на частной собственности основных средств производства. В собственности государства остаются лишь основные объекты энергетики, транспортной инфраструктуры, подземных и наземных природных богатств, национальных парков, лесного и водного хозяйства.


На основании принятой в 1991 г. Конституции Болгария является парламентарной республикой с демократическим устройством, с разделением власти между Народным собранием /основной законодательный орган республики/, Президентом /государственная глава/, Правительством /основной исполнительный орган/ и Судебной системой, в которую входят Суд, Прокуратура и Следствие. Президент выбирается на всенародных выборах и является государственным главой, имеющим прежде всего, представительные функции, главнокомандующим, с правом вето на основные законы, которые предлагает Народное собрание, определять очередные или чрезвычайные парламентарные выборы, отдавать мандат той политической партии или коалиции, которая выиграла выборы, или при необходимости назначать служебное правительство.

В соответствии с Конституцией и Законом о политических партиях в Болгарии создана плюралистическая политическая система с множеством партии. Главные политические партии, которые проявляются на парламентарных выборах в 90-е гг. ХХ ст. и первые годы ХХІ ст. это БСП /Болгарская социалистическая партия/, СДС /Союз демократических сил/, НДСВ /Национальное движение Симеон Второй/, ДПС /Движение о правах и свободах/, БЗНС – Народный союз, демократическая партия, а на последних выборах приняли участие и вошли в Парламент ДСБ /Демократы за сильную Болгарию/, ССД /Союз свободных демократов/, ВМРО /ВМРО – Болгарское национальное движение/ и крайняя националистическая формация «Атака».

17 августа 2005 г. начало свою работу новое правительство Республики Болгария, образованное на основе трехпартийной коалиции – КБ /Коалиция для Болгарии/, НДСВ /Национальное движение Симеон Второй/ и ДПС /Движение о правах и свободах/.

Стратегические цели и приоритеты Республики Болгария в новой исторической эпохе, которая началась после распада Советского союза и бывшей социалистической системы, связаны со стремлением к вхождению в коллективные структуры безопасности Североатлантического альянса /НАТО/ и в политические, экономические и социальные структуры Европейского союза. Еще в начале 90-х гг. Болгария приняла ряд обязательств, которые стремилась выполнить, с целью получения полноправного и равнопоставленного членства в этих региональных и европейских организациях. В результате этого движения, которое длилось годами, в марте 2004 г. Болгария была принята полноправным членом НАТО. В апреле 2005 г. самый высший межправительственный орган Европейского Союза Совет Европы и Европейская комиссия определили путь Болгарии и приняли решение о принятии нашей страны вместе с Румынией 1 января 2007 г. в полноправные члены Союза. Основным условием при этом было осуществление ряда реформ в области экономики, социальной сферы, правовой сферы, образовании, здравохронении, сохранении и воспроизводстве окружающей среды и т.д. в соответствии с правовой системой Европейского союза и политической практикой стран-членов Союза.С 1 января 2007 года Болгария является полноправным членом самого уникального Союза в истории человечества Европейский союз.


В то же самое время надо категорично подчеркнуть, что вместе с желанием реализовать эти цели, после периода из нескольких лет, в которых протекали бурные трансформационные процессы, Болгария стремиться восстановить и поставить себя на новый уровень. А именно, в соответствии с глубокими корнями и традициями, которые связывают болгарский народ и государство со славянскими народами и государствами из бывшего Советского союза, и на первом месте Россия, Беларусь и Украина. Это стремление было ясно определено путем установления дипломатических отношений, заключением ряда соглашений с этими странами и поднятием уровня дипломатических представительств в уровне посольств.

Мне было особенно приятно, что я получил высокую миссию восстановить старых добрых отношений между нашими странами и народами и выдвинуть их на новый уровень в соответствии с условиями новой глобальной эпохи. Один из моих любимых принципов, как дипломата, это «Когда приобретаешь новых друзей, не теряй старых хороших друзей»! Поэтому у нас есть стабильная основа в лице наших общих древних корней, общей письменности, общей религии, близких языков и духовных культур. В глобальной эпохе легче и эффективнее смогут сотрудничать друг с другом именно те народы, которые имеют общую этническую, культурную и цивилизационную группу.

На каком уровне в последние несколько лет находятся торгово-экономические, научно-образовательные, духовно-культурные и другие отношения между нашими странами и народами? Какие возможности существуют для их развития и что необходимо сделать для стимулирования процессов возрождения этих отношений в будущем?

Болгария признала независимость Беларуси 23 декабря 1991 г., а 26 марта 1992 г. были установлены дипломатические отношения. 19 октября 1993 г. был подписан Договор о дружеских взаимоотношениях и сотрудничестве между Республикой Болгарией и Республикой Беларуси, который вошел в силу 20 декабря 1994 г. Но, до сих пор, отношения между двумя странами на Парламентарном и Правительственном уровням не были особенно активными. Были посещения зам. Председателей Народного собрания Болгария во главе парламентарной делегации в Беларусь в 1999 г. и 2002 г. и ответно Парламента Беларуси в Болгарию в 1998 г. и 2001 г. и Председателя Парламента Беларуси в Болгарию в 2005 г. При Правительствах обеих стран созданы Межправительственные комиссии, которые должны регулировать взаимные торгово-экономические, научно-образовательные и духовно-культурные отношения.


Надо признать, что после одного абсолютного спада в торгово-экономических отношениях между двумя странами вначале 90-х гг., в 2001 г. они были на уровне около 12 млн. долларов США, что отметило положительную тенденцию роста и в 2004 г. уже достигли около 39 млн. долларов США. Конечно, это в десятки раз меньше объемов импорта и экспорта между обеими странами в 80-х гг. В конце 2006 года обьем торгово-эконоимческих оборотов достиг 66 мил. Долларов.

До сих пор, из справок об экспорте и импорте Болгарии в Беларусь видно, что Болгария в основном экспортирует медикаменты, вино, электроаккумуляторы, транспортно-подъемные машины, каучук, машинные части, насосы, арматуру, механичные машины и аппараты специфического предназначения, трикотажные ткани, а импортирует из Беларуси в основном трактора, автомобили, цикловые углеводороды, пневматические шины, синтетические волокна и пряжу, резервные части для автомобилей, кабели, нефть и масла, молоко и сметану, шариковые, роликовые и иголчетые подшипники, калийную соль, торф и др.

Существуют хорошие возможности для двухстороннего сотрудничества в сфере производства сельскохозяйственных машин и сооружений, в производстве овощей и фруктов, консервной промышленности, дереводобывающей промышленности, молочного животноводства, производства табачных изделий и сигарет, строительства и т.д.

Важно подчеркнуть, что экономики наших обеих стран производят товары и услуги, которые не конкурируют между собой. Этот факт открывает возможности для развития торгово-экономических отношений на принципе взаимного дополнения товаров и услуг без необходимости введения специальных правовых защит местных производителей. Тем не менее, чтобы снять барьеры, возникшие в начале трансформации наших экономик и в целой системе отношении, необходимо принять некоторые изменения в законодательствах.

В первую очередь, Беларусь должна предоставить тарифные преференции некоторым болгарским товарам, а вместе с этим увеличить объем квот для импорта нетарифных болгарских товаров в Беларуси. Во-вторых, хорошо было бы увеличить до размера потребностей каждой из сторон, количество разрешительных для перевозки пассажиров и грузов, которые министерства транспорта обеих стран размениваются ежегодно. Этот вопрос особенно касается двухсторонних разрешительных. Третье, увеличить сроки для участия иностранных фирм в тендерах по разным экономическим проектам. Четвертое, подготовить и ввести облегченный визовой режим для поездки граждан Болгарии в Беларусь и наоборот, Болгария должна принять обязательства по поездке граждан Беларуси в Болгарию.


Во всех этих направлениях в соответствии со своими обязательствами и нормативно-правовой базой Европейского Союза и Мировой торговой организации, Болгария примет свои обязательства, что бы найти самые эффективные решения, которые будут благоприятствовать дальнейшему развитию отношений между нашими двумя странами.

Наряду с указанными выше необходимыми изменениями в нормативно-правовой области заслуживают внимания и благоприятные соглашения о взаимном признании сертификатов на торговлю между двумя странами, о взаимном признании дипломов и свидетельств всех образовательных степеней, а также о взаимном признании трудового стажа и гарантировании социального обеспечения, об оказании медицинской помощи гражданам одной из стран на территории другой. Необходимо, также подписание и некоторых договоров, которые бы усовершенствовали нормативно-правовую базу, как, например, договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, договор об экстрадиции и т.д.

Говоря о возможностях в области торгово-экономических отношений, мы не должны забывать о больших возможностях туристического и культурного обмена.

Как видно из древней истории Болгарии, ее географическое расположение на перекрестке между Европой, Азией и Африкой предопределило встречу разных культур, которые наслаивались по территории страны. Каждая эпоха оставила ценные памятники архитектуры, истории и культуры. В последние десятилетия и особенно в последние несколько лет были сделаны шокирующие археологические открытия. В Восточных Родопах был открыт Перперикон – одно из древнейших святилищ фракийцев на Балканском полуострове и в мире, датированное 4-мя тысячами лет до нашей эры. Возле д. Татул, также в Восточных Родопах, была открыта гробница легендарного певца древности Орфея. В «Долине царей» возле г. Казанлыка были открыты гробницы фракийских царей с золотыми масками и множеством золотых украшений, которые несравнимы по ценности в мире. Реставрируются древние столицы Болгарии Плиска и Великий Преслав, а также столица Второго болгарского царства Велико Тырново. Особой достопримечательностью также является самый древний в Европе каменный рельеф всадника с начала VІІІ века. Достопримечательными по своей архитектуре являются старая часть г. Несебра, Пловдива, В. Тырнова, д. Арбанаси, Боженци и т.д.


Во время христианской эпохи на территории Болгарии были построены ряд культовых храмов, самые ценные из которых – это Рильский монастырь /самой большой в Болгарии/, Боянская церковь со своими фресками с ХІІ века, Храм-памятник «Александр Невский», сотни памятников русским и другим освободителям от Османо-турецкого рабства в Софии, вершина Шипка, панорама в г. Плевене и др.

В отдельных районах Болгарии еще существуют старинные обычаи и ритуалы как нестинарские танцы в ряде деревень горы Странджа, ряженые шествия и танцы в области Перника и в Родопах, которые остались еще с фракийской эпохи. Захватывающие душу болгарские народные танцы и хороводы, сохранили свою оригинальность еще с языческой эпохи.

Природные достопримечательности – это Долина роз, озера Сребырна, где обитают 180 видов птиц, охраняемых законом, Вершины «Вихрен» горы Пирина и «Мусала» горы Рилы, самые высокие на Балканах – около 3 тыс. метров, Родопы с их невероятной красотой, река Ропотамо южного Черноморья, скалы возле Белоградчика – это скальные образования, чей возраст более 200 млн. лет, высокие песочные пирамиды возле г. Мельника, национальный парк «Рила», в который входят «семь рильских озер», ряд пещер и водопадов изумительной красоты.

Болгария одна из немного стран в мире с таким богатством минеральных источников, около которых формировались населенные пункты и созданы прекрасные курортные базы. В этих курортных базах и санаториях созданы все условия для отдыха и оздоровительных процедур.

В заключение, хотел бы коротко подчеркнуть, что одно из важнейших направлений нашего двухстороннего сотрудничества – это сотрудничество в области науки, культуры и образования. С моим участием, уже подписан Протокол о сотрудничестве на два года между Болгарской академией наук и Национальной академией наук Беларуси. Начаты работы по разработке совместных научно-исследовательских проектов между отдельными институтами обеих Академии. В прошлом существовали договоры о сотрудничестве между отдельными болгарскими и белорусскими университетами. Сегодня эта традиция возобновляется с новыми темпами. Интерес к сотрудничеству имеется как со стороны болгарских театров для посещения Беларуси, так и со стороны белорусских театров для посещения Болгарии. Мои усилия, а также усилия сотрудников посольства направлены к решению нерешенных вопросов и стимулированию наших традиционных связей на всех уровнях в имя хорошего будущего наших братских народов.


13 августа 2007 г.