shkolakz.ru 1
Ртуть – очевидное и невероятное.


Вы когда-нибудь разбивали ртутный термометр? Думаю, да. А вы обращали внимание, с какой красотой и изяществом серебристые шарики разбегаются в стороны или сливаются воедино? И никакие крики старших не могут оторвать вас от этого завораживающего зрелища. Ртуть поистине волшебна.1194168949_1007.jpg

Элемент второй группы главной подгруппы шестого периода с атомным номером 80. Тяжелый (плотность 13,52 г/см3) металл серебристо-белого цвета, ртуть – единственный металл, который при нормальных условиях находится в жидком состоянии, пары которого очень ядовиты. Затвердевает при -38,83оС, закипает при +357,25оС. При нагревании достаточно сильно расширяется (в 1,5 раза меньше воды), плохо проводит электрический ток – в 50 раз хуже серебра. Многие металлы хорошо растворяются в ртути с образованием амальгамы, например, амальгама серебра Hg3Ag2.

Латинское название ртути – Hydrargyrum
– происходит от hydr- (жидкий) и argyros (серебро). Русское название ртути происходит от причастия *rьtǫtь, связанного с литовским risti «катиться». Английское название (mercury) связано с названием планеты Меркурий. Астрологический символ этой планеты в алхимии использовался как символ ртути.

Хоть ртуть и не очень хорошо распространена в природе (4,5х10-6% от массы земной коры), она известна с глубокой древности. Скорее всего, человек познакомился с этим уникальным металлом, выделив его при нагревании главного минерала ртути – ярко-красной киновари HgS. Иногда в природе встречается и самородная ртуть, образовавшаяся, по-видимому, из той же киновари.

Как и благородные металлы, ртуть не окисляется кислородом, не реагирует с другими компонентами атмосферы. С галогенами ртуть реагирует легче, чем с кислородом, взаимодействует с азотной кислотой, при нагревании и с серной. В соединениях ртуть почти всегда двухвалентна. Встречается и одновалентная ртуть, например, оксид (I) – Hg2O или сульфид (I) HgCl, называемый каломелью. Но более точная формула каломели – Hg2Cl2, или ClHgHgCl.


Ртуть в алхимии.220px-mercury_symbol_svg.png

У алхимиков ртуть обозначалась символом женского начала с рогами. Философская ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. Поэтому Философская ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.

Триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: сера - дух, ртуть - душа, соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека, получим:

Сера - бессмертный дух – то, что без остатка исчезает из материи при обжиге.

Ртуть - душа – то, что соединяет тело и дух

Соль - тело - то материальное, что остается после обжига.

De Lapide Philisophico Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя его, он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего, прибавив к ней нужные ему качества, получал философский камень.


Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы.

Особое значение ртуть имела в поисках философского камня и создании золота.

Философский камень и история поисков его состава.

Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - "Гермес Триждывеличайший". Гермес Трисмегист - полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом и античным богом Гермесом (Меркурием).

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах, а также на т. н. "Изумрудной скрижали Гермеса" - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.

Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к ещё большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Александрийская академия, как средоточие естествознания неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами. В 385-415 гг. были разрушены многие здания Александрийской академии, в т.ч. и храм Сераписа. В 529 г. римский папа Григорий I запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией; христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Формально Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 г.

Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.


Абу Муса Джабир ибн Хайян (721-815), в европейской литературе известный под именем Гебер, разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, которая составила теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий. Суть ртутно-серной теории состоит в следующем.

В основе всех металлов лежат два принципа – Ртуть (философская Ртуть) и Сера (философская Сера). Ртуть является принципом металличности, Сера – принципом горючести. Принципы новой теории, таким образом, выступают как носители определённых свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы. Важно отметить, что на протяжении многих веков принималось, будто действие высоких температур (метод огня) есть наилучший метод для упрощения состава тела. Следует подчеркнуть, что философская Ртуть и философская Сера не тождественны ртути и сере как конкретным веществам. Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских Ртути и Серы как принципов, причём принципов скорее духовных, нежели материальных. Металл ртуть, по мнению Джабира ибн Хайяна, представляет собой почти чистый принцип металличности (философская Ртуть), содержащий, тем не менее, некоторое количество принципа горючести (философской Серы).

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в недрах Земли, дают Серу, мокрые – Ртуть. Затем под действием теплоты два принципа соединяются, образуя семь известных металлов – золото, серебро, ртуть, свинец, медь, олово и железо. Золото – совершенный металл – образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно; "созревание" золота можно ускорить с помощью некоего "медикамента" или "эликсира" (al-iksir, от греческого ξεριον, т.е. "сухой"), который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро. Поскольку плотность золота больше плотности ртути, считалось, что эликсир должен быть очень плотной субстанцией. Позднее в Европе эликсир получил название "философский камень" (Lapis Philosophorum). alch_trans.gif


Проблема трансмутации, таким образом, в рамках ртутно-серной теории сводилась к задаче выделения эликсира, обозначаемого алхимиками астрологическим символом Земли.

В средневековой Европе новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине 10-го века, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней. Собственно, философский камень - начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость и знания. Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков. Главное, что делало этот камень таким желанным - это его легендарная способность превращать любой металл в золото! Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Так, например, Раймунд Луллий (Raimondus Lullius),испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей. Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве.

Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим..

Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.


Кстати…

Ртуть использовалась для изготовления талисманов и оберегов. Однако, мы помним, что ртуть при комнатных условиях жидкая. Ее надо было сделать твердой. Вот один из способов из книги «Черный дракон»:

Взять по две унции (57 грамм) нашатыря (NH4Cl), римского купороса (Железный Купорос - FeSO4х7H2O), грау-грюна (Медный купорос - CuSO4x5H2O), обратить в порошок, высыпать в железный котел, прилив три

кружки железистой воды (насыщенной солями железа); все это нужно кипятить до тех пор, пока все это упарится на одну кружку, после чего влить две унции чистой ртути (Hg). Кипятить, все время помешивая, пока не получится густая смесь. Смеси дают остыть и сливают воду. На дне котла остается зеленоватая масса, которую нужно два или три раза промыть водой. Массу вынимают, раскатывают в тонкую лепешку на дубовой доске, сушат на солнце и прибавляют 2 унции terra merita (Куркума) и столько же александрийских цинковых цветов (Цинковая соль). Затем кладут ее в плавильный тигель, который покрывают подобным же тиглем, причем между отверстиями нужно замазать тестом из глины, лошадиного навоза и железных опилок. Тигли ставят на огонь и накаливают докрасна. Дав затем тиглям остыть, на дне одного из них найдем ртуть в виде твердого куска или кусочков. Их надо вынуть, сплавить с бурой (Na2B4O7) и отлить в подходящую форму.