shkolakz.ru 1
Задачи на «распознавание»


1. Известно, что в четырех пробирках находятся растворы хлороводорода, карбоната натрия, нитрата серебра, хлорида бария, но не известно, какой именно раствор находится в каждой конкретной пробирке. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке, не используя дополнительных реактивов. Ответ проиллюстрируйте соответствующими уравнениями реакций в молекулярной и сокращенной ионной формах.

2. Известно, что в пяти пробирках находятся разбавленные растворы пяти веществ: NaCl, HNO3, Ba(OH)2, Na2SO4 и Na2CO3, но не известно, какое именно вещество находится в каждой конкретной пробирке. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке, не используя дополнительных реактивов. Ответ проиллюстрируйте соответствующими уравнениями реакций в молекулярной и сокращенной ионной формах.

3. В стаканах без этикеток находятся соли хлорид натрия, иодид натрия, карбонат натрия, сульфат натрия. Как установить, какая именно соль находится в каждом из этих стаканов? Укажите необходимые реактивы и приведите уравнения реакций.

4. Как можно распознать вещества, если даны растворы: хлорида натрия, сульфата натрия, нитрата серебра, хлорида меди (II), гидроксида натрия, хлори­да бария, не используя другие реактивы.

5. Проведите «мысленный эксперимент» по обнаружению среды водных раство­ров: нитрата калия, гидроксида натрия, сульфата меди, соляной кислоты, кар­боната калия. Выскажите свои предположения, составьте план проведения эксперимента, обоснуйте возможные результаты с помощью необходимых уравнений, сформулируйте выводы.

6. Проведите «мысленный эксперимент» по распознаванию сухих солей сульфатов аммония, калия, бария, цинка, меди. Приведите соответствующие уравнения реакций.

7. Проведите «мысленный эксперимент». В девяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: ВаС12, Na2SO4, Mg(NO3)2, Na3PO4, Ba(OH)2, КОН, Na2CO3, HC1, KC1. Используя в качестве реактивов только эти створы, необходимо определить каждое из перечисленных веществ. Выскажите свои предположения, составьте план проведения эксперимента, обоснуйте возможные результаты с помощью необходимых уравнений, сформулируйте выводы.


8. Проведите «мысленный эксперимент». В шести пронумерованных пробирка находятся растворы следующих веществ: нитрата свинца, хлорида аммония нитрата аммония, сульфата натрия, нитрата бария и иодида калия. Установите содержимое каждой пробирки, используя в качестве реактивов только эти растворы. Выскажите свои предположения, составьте план проведения эксперимента, обоснуйте возможные результаты с помощью необходимых уравнений укажите, какими эффектами эти реакции должны сопровождаться, сформули­руйте выводы.

9. Имеются 4 соли: силикат натрия, карбонат натрия, сульфат натрия и сульфат кальция. С помощью какого одного реактива мож­но различить эти соли? Напишите уравнения соответствующих ре­акций.

10. Имеются сухие соли: хлорид аммония, карбонат калия, карбонат каль­ция и гидросульфат калия. Как, не используя других реактивов, кро­ме воды, идентифицировать эти вещества? Напишите уравнения ре­акций.

11. Имеется пять пробирок, содержащих растворы хлороводорода, хлорида кальция, нитрата серебра, карбоната калия и гидроксида натрия. Как, не пользуясь другими реактивами, установить, в какой пробирке находится каждое вещество?

12. В пяти пробирках находятся водные растворы сульфата на­трия, ацетата свинца (II), сульфида калия, хлорида алюминия, нитра­та бария. Как, не используя никаких реактивов, распознать, где ка­кой раствор находится?

13.В склянках без этикеток находятся сода, мел, гипс и сульфат натрия. Как с помощью воды и азотной кислоты можно распознать эти вещества?

14. В одной пробирке находится раствор хлорида магния, в другой — хлорида алюминия. С помощью какого одного реактива можно установить, в каких пробирках находятся эти соли?


В.Н.Доронькин, А.Г. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралева «Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этапы».

6.1. В банках находятся порошок графита, оксид меди (II), бромид калия и бромид бария. Как, пользуясь минимальным количе­ством реактивов, определить, в какой из банок находится какое вещество? Ответ подтвердите уравнениями реакций.


6.2. Возможно ли распознать растворы хлорида аммония, суль­фата алюминия, соляной кислоты, гидроксида натрия и гидроксида бария, используя в качестве реагента только фенолфталеин? Предложите план проведения анализа.

6.3. Как, используя только фенолфталеин, определить содержи­мое пробирок с водой, едким кали и азотной кислотой?

6.4. В трех склянках находятся растворы поташа, бромоводородной кислоты и бромида бария. Можно ли, используя только 2 пробирки и не применяя других веществ, определить содержимое склянок?

6.5. К растворам HBr, FeBr3, СаВг2 и NaBr добавили раствора поташа. Опишите, какие изменения произойдут в каждой из про­бирок.

6.6. Известно, что в четырех колбах находятся растворы азотной кислоты, карбоната калия, нитрата серебра и хлорида бария. Как, не используя других реагентов, определить содержимое каждой колбы? Составьте план эксперимента и напишите уравнения реакций.

6.7. В пробирках находятся бесцветные вещества — PbSO4, A1C13, Ba(NO,)2, K2CO3, NaNO3, NH4Br. Используя дистиллированную воду, универсальную индикаторную бумагу, разбавленные растворы нашатырного спирта, едкого натра, хлорида бария, серной кисло­ты, нитрата серебра и спиртовку, предложите план определения этих веществ.

6.8. В пробирках находятся смеси солей — 1) сульфата и хлорида калия, 2) сульфатов цинка и натрия, 3) хлоридов бария и аммония, 4) хлорида и сульфата алюминия. Используя дистиллированную воду, универсальную индикаторную бумагу, разбавленные растворы нашатырного спирта, едкого натра, хлорида бария, серной кисло­ты, нитрата серебра, соляной кислоты и спиртовку, предложите план определения этих смесей.

6.9. В пробирках находятся растворы нитратов марганца (II), стронция, свинца (II) и цинка. Как, используя разбавленные раство­ры H2SO4 и NaOH, определить эти соли?


6.10. В двух колбах находятся водные растворы солей, содержа­щих по 3 катиона из набора - РЬ2+, А13+, Mn2+, Sr2+, Zn2+, NH+, причем каждый из катионов находится только в одной из колб. Ис­пользуя универсальную индикаторную бумагу, разбавленные раство­ры нашатырного спирта, едкого натра, серной кислоты, соляной кислоты, твердый гидроксид натрия, концентрированный раствор нашатырного спирта и спиртовку, предложите план определения этих смесей.

6.11. Имеются колбы с неподписанными растворами FeSO4, MnSO4, H2SO4, Pb(NO3)2, NaOH, H2O2. Можно ли, используя толь­ко эти растворы, определить какое вещество находится в колбе?

6.12. В состав вещества могут входить катионы аммония, натрия, лития, алюминия, кальция, магния, марганца (II) и кислотные ос­татки соляной, уксусной, серной или угольной кислот. Используя спиртовку, твердую гашеную известь, водные растворы едкого на­тра, нитрата серебра, серной и соляной кислот, универсальную ин­дикаторную бумагу, предложите схему определения трех веществ, в состав которых могут входить перечисленные выше катионы и ани­оны.

6.13. В пробирках находятся растворы солей — К2СО3, КС1, K2SO3, KN02, K2S, K2S2O3. С помощью какого реагента можно раз­личить все эти соли?

6.14. В банках без подписей находятся соли стронция — сульфат, сульфит, карбонат, нитрат и хромат. Можно ли определить содер­жимое банок, если из реактивов имеются вода и растворы соляной и серной кислот?

6.15. В трех пробирках находятся растворы бромидов магния, алюминия и аммония. С помощью одного реагента определите, ка­кое вещество находится в каждой пробирке.