shkolakz.ru 1

Логика речи



Логика – наука о мышлении (логос по-гречески – ‘понятие’). Логика речи, зародившись в Древней Греции и в Древнем Риме, как самостоятельная наука сложилась около 2500 лет тому назад.

Ее основателем принято считать древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он оставил после себя несколько трудов по логике, получивших общее название «Органон» (греч. organon ‘орудие, инструмент, орган’). Древнегреческий мыслитель утверждал, что речь должна отвечать законам логики.

Аристотель сформулировал три из четырех важнейших законов логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего. Кроме того, он всесторонне исследовал категорический силлогизм, теорию понятия и суждения и способствовал развитию не только формальной, но и математической логики.

Четвертый закон логики (закон достаточного основания) был сформулирован Г.-В. Лейбницем (1646-1716 гг.).

Логика пронизывает всю жизнь человека: либо он думает и действует логично, либо наоборот. Но это не связано со знанием логики как науки: многие мыслят логично, не зная логики (так же, как многие говорят правильно, не зная грамматических правил).


Законы формальной логики


Под логическим законом принято понимать существенную связь между мыслями в процессе рассуждения. Четыре формально-логических закона существуют вне зависимости от воли или желания отдельного человека или общества в тот или иной период его развития.

 – эквивалентность

знаки  – «и» конъюнкция

логической  – «или» дизъюнкция

связи  – «если…то» импликация

 – отрицание

 – любое суждение или действие

Первый закон логики – закон тождества: . Нельзя отождествлять разные мысли, запутывать собеседника, действуя по поговорке: Я ему про Фому, а он мне про Ерёму. Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Между тем нередко говорящий, начав рассуждать, незаметно переключается на другую тему.


Второй закон логики – закон противоречия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере одно из них ложно, то есть неверно, что и не- одновременно истинны. Например: Этот тенор на конкурсе добился наилучшего результата, не менее высоких оценок добился его соперник.

Третий закон – закон исключения третьего (tercium non datur –‘третьего не дано’). Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них – истинно. Например: Все студенты сдали экзамен на «отлично», а Петров даже не смог ответить на первый вопрос.

Четвертый закон – закон достаточного основания. Всякая мысль должна быть признана истинной, если она имеет достаточные основания: q.


Существуют три формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.


Понятие – такая форма мышления, в которой отражены предметы в их существенных признаках.

Важнейшими правилами определения понятий являются следующие:


  • определение понятия должно быть соразмерным: Рецидивист есть лицо, осужденное судом в соответствии с УК (понятие несоразмерно); Рецидивист есть лицо, совершившее новое преступление после того, как было осуждено за предыдущее преступление (понятие соразмерно);

  • определение понятия не должно заключать в себе замкнутого круга: Преступник есть лицо, преступившее какой-нибудь закон (однокоренные слова замыкают круг неопределенным местоимением).

  • определение понятия должно быть ясным: Преступник есть нарушитель определенных правил (определение понятия неясное, так как есть непонятное слово).
  • определение понятия не должно быть отрицательным: Преступник есть лицо, не соблюдающее правила (неясное определение).



Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметами, событиями, фактами и их признаками.

Суждение может быть истинным или ложным и выражаться в форме повествовательного, вопросительного, побудительного и отрицательного предложения. Суждения могут быть простыми или сложными.


Умозаключение – форма мышления, в которой посредством умозаключения из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Существует четыре вида умозаключений:

  • дедуктивные – от целого к части;

  • индуктивные – от части к целому;

  • по аналогии – от части к части;

  • по абдукции – результат есть, а ход не ясен. Этот тип умозаключений присущ творчеству.


Основной формой умозаключения является простой категорический силлогизм.

Категорический силлогизм (греч. syllogismós) – рассуждение, состоящее из трех простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения. Посылки силлогизма разделяются на большую, содержащую предикат заключения, и меньшую, включающую субъект заключения. По положению среднего термина силлогизмы делятся на фигуры, а фигуры по логической форме посылок и заключения делятся на модусы.

Примеры силлогизмов:


  1. Всякий человек смертенольшая посылка).

Сократ – человек (меньшая посылка).

Сократ смертен (заключение).

  1. Староста (Р) должен быть хорошим организатором (М).

Сидоров (S) хороший организатор (М).

Сидоров (S) может быть старостой (Р).


Исследуются отношения крайних терминов к среднему.

S – меньший термин, P – больший, M – средний.

В ходе рассуждений необходимо уметь формулировать гипотезы. Гипотеза – обоснованное предположение с целью выяснения свойств и причин изучаемых фактов. Если гипотез по данному факту больше, чем одна, их можно назвать версиями.



Для построения гипотезы или версии нужно сначала проанализировать факты и отношения между ними, затем синтезировать (обобщить их), после этого выдвинуть предположение.


Структура аргументации в ходе логических рассуждений должна включать в себя:


  • тезис – мысль, которую нужно обосновать, поддержать или опровергнуть;

  • аргументы – доводы, при помощи которых оратор предлагает продемонстрировать истинность своих суждений и умозаключений;

  • демонстрации – виды логических связей между тезисом и аргументом.


Правила выдвижения тезиса:

  • тезис должен быть четко сформулирован;

  • тезис должен оставаться неизменным на протяжении общения;

  • тезис не должен содержать в себе логического противоречия.


Различают два вида аргументов:

  • логические (обращение к разуму);

  • психологические (апелляция к чувствам).


Правила выдвижения аргументов:

  • в качестве аргументов выдвигаются только истинные положения;

  • аргументы должны быть весомыми и достаточными для доказательства данного тезиса.


При нарушении этих правил в доказательствах возникают логические ошибки. Они бывают непреднамеренными и преднамеренными. Наиболее распространенными преднамеренными логическими ошибками являются:


  • подмена тезиса;

  • ложное основание (введение в заблуждение), когда автор дает ссылки на несуществующие факты, документы, приводит неверные статистические данные;

  • выдвижение в качестве аргументов недоказанных положений;
  • «порочный круг» в доказательстве, когда тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из тезиса: Сегодня плохая погода, потому что у меня плохое настроение / мне плохо.



В теории формальной логики выделяют две принципиальные ошибки:

  • паралогика – непреднамеренный эффект, вызванный слабой квалификацией одного или обоих собеседников, когда суждения объединяют две противоречивые части по принципу: В огороде бузина, а в Киеве дядька;

  • софистикаумышленно ложное умозаключение, когда один из собеседников намеренно запутывает другого, нередко с аморальной целью (Сократ называл софиста рыболовом). Пример софистических приемов:

  • Когда было написано стихотворение Пушкина «Пророк»?

  • В 1922 году.

  • Неверно.

  • Почему?


Логика публичной речи должна быть безупречной.


Одним из важных достоинств речи оратора является ее логичность и связность. Нарушение законов логики порождает алогизмы (греч. – ‘нерассудительность, безумие’).

Один из наиболее распространенных алогизмов основан на нарушении закона единого (достаточного) основания: Они по вечерам пили чай с лимоном и с удовольствием.

Другой тип алогизмов основан на нарушении логического закона противоречия: Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков» (Н.В. Гоголь).

Третий тип алогизмов основан на смешении времен и логической последовательности описываемых событий: Умрем и бросимся в бой (Вергилий).

Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия: Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма.

Ошибки могут быть вызваны недостаточно четкой дифференциацией понятий: Все с нетерпением ждали приближения конца спектакля (уместнее – ждали конца).

Логические ошибки часто встречаются в сложных синтаксических конструкциях, особенно при выражении причинно-следственных отношений: Я прожил с женой тридцать три года, и, могу сказать, это были лучшие годы моей жизни, не то чтобы лучшие, а так вообще (А.П. Чехов).


Соблюдение законов логики речи требует вдумчивого и внимательного отношения к слову. Законы логики регулируют взаимоотношения между мышлением и номинацией. Нарушение законов логики в сфере речемыслительной деятельности является стилистически значимым, поэтому недопустимым для образованного носителя русского языка.


Главными действующими лицами греческой риторики и римской элоквенции (красноречия) были оратор и ритор.

Ритор – это человек, хорошо владеющий речью или преподающий курс риторики. Оратор – 1) лицо, произносящее речь перед аудиторией; 2) красноречивый человек, владеющий ораторским мастерством.

Превосходными ораторами, особенно хорошо владеющими техникой речи, считаются служители церкви. Они специально овладевают гомилетикой – так называется наука о правилах церковного красноречия, искусство ведения проповеди. Гомилетика предполагает приобретение прочных навыков в экзегезе – искусстве толкования текстов.


В светской устной ораторской речи используются диатриба и инвектива.

Диатриба (греч. diatribē) – резкая, желчная речь, часто не очень логичная, состоящая из рубленых фраз. Цель диатрибы – эмоционально воздействовать на собеседника. Диатриба нередко используется в ходе предвыборных кампаний.

Инвектива (лат. invectiva) – бранная речь. Ее применение нежелательно, но некоторые политические и общественные деятели не отказывают себе в таком удовольствии.


Споры о том, что такое риторика – наука или искусство, не прекращаются. Одни считают риторику наукой, другие – искусством. У сторонников обеих точек зрения есть свои аргументы.

Следует отметить, что риторические традиции складываются в каждой стране на протяжении длительного периода. Круг тем риторики отражает национально-ментальный стереотип. Важнейшей традицией отечественной риторики является стремление говорить о важности обучения, о пользе общественного труда, о красоте русского языка, об истории Отечества, о благоденствии страны.



Вопросы для самоконтроля


  1. Сформулируйте законы формальной логики. Кто их авторы?

  2. Какие формы мышления Вам известны?

  3. Сформулируйте правила определения понятий.

  4. Какие существуют виды умозаключений?

  5. Дайте определение гипотезы и версии.

  6. Что такое структура аргументации?

  7. Какие логические ошибки наиболее частотны в речи?

  8. Чем различаются ритор и оратор?

  9. Что изучает гомилетика?

  10. Какие темы считаются традиционными для отечественной риторики?

  11. Какую позицию Вы занимаете в ответе на вопрос: Что такое риторика – наука или искусство? Дайте аргументированный ответ.



Рекомендуемая литература


Обязательная литература

Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика. – М., 2007.

Кириллов В.И. Логика. – М., 2008.

Дополнительная литература

Сперанский М.М. Правила красноречия. – М., 1844.