shkolakz.ru 1
Заявка на участие в Интернет- конференции


«Организация  сетевого взаимодействия: опыт и перспективы»



Фамилия

  Калимуллина

Имя

  Гульназира

Отчество

  Махмутьяновна

Регион, город

  Республика Башкортостан, г.Уфа

Образовательное учреждение

  ГАОУ ДПО Институт развития образования РБ

Должность

  Научный сотрудник Центра дистанционного образования

Е-mail

  K-G-M-7777@mail.ru

Направление, в  котором Вы хотите представить доклад

Формы и методы организации сетевого взаимодействия




Название доклада

 Формы и методы организации дистанционного обучения в общеобразовательном учреждении

 


Направление: Формы и методы организации сетевого взаимодействия

Тема: Формы и методы организации дистанционного обучения в общеобразовательном учреждении


Калимуллина Гульназира Махмутьяновна,

научный сотрудник Центра дистанционного образования

Института развития образования Республики Башкортостан

E-mail: K-G-M-7777@mail.ru


В настоящее время имеет место процесс информатизации учебного процесса применительно ко всем изучаемым дисциплинам, как в средней общеобразовательной школе, так и в высших учебных заведениях. Для средней общеобразовательной школы это означает, что любой учитель- предметник должен на своих уроках в определенном объеме использовать компьютер как дополнительное обучающее средство учащихся.

Более того, сейчас неиспользование в учебном процессе современных информационных технологий- это анахронизм, который препятствует развитию новых педагогических технологий. Поэтому систему принципов и методик, с помощью которых учитель на базе примитивных технических средств передает знания ученику, следует признать отжившей хотя бы потому, что использование компьютерных технологий позволяет значительно увеличить объемы передаваемых знаний в пределах одного школьного урока.

Усовершенствование всех программных средств информационных технологий, которое приводит к увеличению их доступности для более широкого круга пользователей, привело к тому, что устаревшая педагогическая парадигма «учитель-ученик» стала вытесняться новой парадигмой «учитель- персональный компьютер- ученик».

Новая педагогическая парадигма «учитель- персональный компьютер-ученик» наиболее востребована при дистанционном образовании учащихся. В процессе такой работы учащиеся общеобразовательных учреждений приобретают вкус самостоятельного обучения и если у них есть мотивация (получить досрочно оценку по предмету, а высвободившееся время, например, посвятить проектной работе или подготовке к ЕГЭ), то эффективность такого дистанционного обучения возрастает многократно.

Дистанционное обучение– это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.


Целями дистанционного образования является


  • процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий;

  • приобщение учеников к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности;

  • предоставление возможности выбора индивидуальной программы обучения учащимися, последовательности изучения дисциплин;

  • получение постоянной консультации учителей;

  • возможность использования учебной литературы, без её приобретения;

  • предоставление учителю возможности самому решать как выстроить систему преподавания своего предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс, сделать работу учителя творческой и более свободной;

При дистанционном обучении не возникает проблем с заболевшими учителями, с количеством школьных кабинетов. У учителя высвобождается больше времени для повышения уровня профессиональной подготовки, появляется возможность работы по совместительству.

В системе "дистанционное обучение" выделяется три основные составляющие:

  1. обучаемый с его образовательными потребностями;

  2. учитель, координирующий и направляющий образовательную деятельность обучаемого;

  3. специфическая образовательная среда, в которой осуществляется процесс обучения.

Успешное функционирование системы возможно при условии, что обучаемый и обучающий готовы к взаимодействию в новой среде.

Дистанционному обучению в общеобразовательном учреждении присущи следующие формы:

Чат– занятия. Все ученики имеют одновременный доступ к чату. Таким образом, обучаемый и обучающий находясь в разных точках, могут общаться как в реальности: учитель может вести урок для неограниченного числа учеников, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дискутировать, проводить контрольные и лабораторные работы, игры.

Тестирование. Предполагается, что у каждого ученика есть допуск к электронной среде общеобразовательного учреждения, в котором ученик может проходить тестирование, отвечать на вопросы форума, задавать вопросы учителям и тьюторам.

Форум. Учителем выносится ряд вопросов для обсуждения, обучаемые отвечают на данные вопросы. При этом могут дополнять друг друга.

Видео – конференции. Фактически это обычная конференция, на которой ученики могут подготовить различные доклады (проекты), которые будут оценены комиссией общеобразовательного учреждения и учениками. Единственное отличие в том, что ученик может находиться дома в более спокойной обстановке.

Электронная рассылка. Данная форма позволяет рассылать ученикам методические материалы, необходимые для обучения ( видео –аудио- лекции)

Таким образом, ученик, который постоянно выполняет задания - приобретает знания, то есть происходит формирование теоретических знаний и практических навыков, которые достигаются в процессе изучения материала и его отработки.

Методы организации, которые используются при дистанционном обучении:


  1. Кейс-технология- это технология дистанционного обучения, основанная на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации постоянного взаимодействия с учителем и другими учащимися дистанционным способом;

  2. ТВ-технология- это технология дистанционного обучения, базирующаяся на использовании систем телевидения для доставки учащемуся учебно-методических материалов и организации обратной связи с помощью любых интерактивных средств;

  3. Сетевая технология- это технология дистанционного обучения, базирующаяся на использовании сетей телекоммуникации в интерактивном режиме;
  4. Комбинированный способ- это обучение, основанное на использовании следующих средств:


а) CD, DVD, дискеты, аудиокассеты, печатные материалы;

б) системы телевидения, учебно-консультационные занятия;

в) интернет, интерактивное взаимодействие между учителем и учеником.


Из чего следует следующий вывод: благодаря появлению Интернета и дистанционного обучения у учащихся общеобразовательных учреждений появилась возможность заниматься в удобное для них время, в удобном месте, в не зависимости от места проживания, состояния здоровья и материального обеспечения.

Помимо того, учащиеся общеобразовательных учреждений дополнительно могут повысить свой уровень знаний по иным предметам, используя данный вид образования. А так же дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.


Литература:

  1. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Понятие, формы и методы дистанционного образования http://www.vspu.ac.ru/sci/monograf

  2. Дистанционное обучение: сущность, проблемы внедрения// Дмитриева В.Ф., Прокофьев В.Л., Самойленко П.И. и др. //Специалист. - 2002. - 11/12, с.37-40.

  3. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы// Высшее образование в России. - 2004. -3, с. 10-11.