shkolakz.ru 1
История боевого искусства Айкидо



«Ай» - «гармония»

«Ки» - «энергия»

«До» - «путь»

Основатель айкидо Морихэй Уэсиба, изучив многие виды Будо, отобрал для своей новой системы наиболее эффективные технические приемы из разных школ и направлений боевых искусств. Основными источниками айкидо являются:

• Кито-рю дзю-дзютцу.

• Синкаге-рю (школа меча).

• Ягиу-рю дзю-дзюцу.

• Дайто-рю дзю-дзюцу.

Айкидо – новейшее боевое искусство Востока, основной принцип которого - использование силы противника против него самого. Поэтому айкидо представляет собой идеальную систему самозащиты, включающую в себя броски, удары, удушающие приёмы и болевые удержания. Техника айкидо характеризуется использованием круговых движений при уходе с линии атаки и для выведения противника из равновесия, а поскольку прикладная цель айкидо - выжить в экстремальной ситуации, то технические приемы направлены, как правило, против наиболее уязвимых частей тела. Философская идея айкидо заключается в том, чтобы показать сопернику, что агрессия бесполезна.

Айкидо – уникальная система самообороны, сочетающая в себе высокую эффективность технических приемов и красоту их исполнения с духом доброжелательности и миролюбия.

В настоящее время айкидо получило широкое распространение во всем мире. Всемирный Центр Айкидо – Айкикай Хомбу Додзе объединяет национальные федерации более 70 стран.

Айкидо развивается с 1931 г., когда Уэсиба Морихэй (1881—1969) создал свой первый додзё — Кобукай — и начал преподавать в нем свои техники и философию. Ассоциация Айкидо (Айкикай) была основана 9 февраля 1948 г. Таким образом, это современная форма будо, приспособленная для нашей эпохи. Помимо приемов самообороны, Уэсиба разработал целый «способ жизни», основанный на идее айки. С ранней юности и очень усердно Уэсиба Морихэй изучал техники дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, боя с нагинатой и боя с палкой в стиле дайто-рю. Обнаружив, что все эти техники чересчур окрашены воинственной философией, он задумал уникальную, чисто «оборонительную» систему. Она сочетала в себе решительный настрой, знание анатомии и быстроту реакции при выполнении оборонительных движений против одного или нескольких нападающих. В отличие от дзю-дзюцу, в системе Уэсибы не приняты методы «рукопашного боя» — наоборот, целью является избежать близкого контакта с потенциальным нападающим. Из техник старых дзюцу Уэсиба взял только быстроту и точность движений и решительность ума (кимэ) — по его суждению, это были единственные техники, подходящие для эффективной самозащиты (нагэ) от вооруженного или невооруженного нападения.


Эти техники позволяют свести к нулю силу нападения — не за счет приложения своей собственной силы, а за счет искусного применения ускользания, движений тела (таи-сабаки) и контрприемов, обращающих силу противника (укэ) против него же самого. Уэсиба хотел создать искусство самозащиты, которое было бы не только эффективным и мирным, но и типично японским (в те времена японский национализм был на подъеме и всем иностранным влияниям давался отпор), свободным от «китайских техник» (кэмпо). Его также вдохновляли старые приемы боя на мечах (которые он выполнял без оружия как такового). Таким образом, айкидо стало искусством боя без оружия, которое можно было применять с равным успехом и против вооруженного противника. В своей жизни Уесиба воплотил идеал древних японских мастеров меча: «Ку цу дзин кэн», что можно перевести как «возвращать людей к жизни посредством меча» или «заставить человека понять сущность его истинной природы, отрезав все, что в нем есть плохого». Для Уэсибы «плохим» было все, что противоречило понятию ай: ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать себя и других, тщеславие. Меч, в котором нет нужды в мирное время, по его мысли, следовало заменить «мечом ума» — столь же эффективным, но не таким смертоносным.


В своем айкидо он подчеркивал важность достижения гармонии между дыханием (Ки) и телом (таи) в сочетании с природой, но в равной степени он делал упор и на гармонию между умом (син) и нравственностью (ри); все это и было для него сущностью До, то есть пути самосовершенствования.

Уэсиба мечтал о том, чтобы айкидо стало школой самосовершенствования, основанной на знании тела и ума.

Все упражнения айкидо должны преподавать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости. Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Таидэи). Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого — в вашей Харе.


Из этого следует, что движения должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (таи-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем «вхождения». Техники айкидо делятся на две основные категории: приемы «контроля» (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вадза).

В айкидо существует более семисот движений, относящихся к этим двум вадза, причем все они в той или иной степени являются производными от основных ката (форм), состоящих из освобождения от захвата (тэ-ходоки), бросания противника на землю путем давления на его конечности (рофусэ) и обездвиживания его путем давления на суставы (кажэцу-гаэси). В айкидо эти три движения являются основой всех приемов самозащиты.

Некоторые историки боевых искусств производят айкидо от наставлений, которые давались самураям в эпоху Камакура (1185— 1333). Эти фундаментальные учения были кодифицированы Мина-мото-но Йосимицу (1045—1127), знаменитым воином той эпохи.


Члены семьи Такэда из клана Айдзу усовершенствовали эти методы боя (в те времена называвшиеся айки-дзюцу) и установили жизненно важные точки человеческого тела (кюсё), которые должны быть подвергнуты удару (атэми), чтобы противник оказался в вашей власти. Диапазон техник айки-до завершается этими методами поражения слабых точек на теле противника (атэми-вадза) и использования тэ-гатаны и, сюто (руки-меча). К этим фундаментальным техникам были добавлены методы выведения противника из равновесия с использованием приемов кансэцу-вадза, основанных на скручивании суставов конечностей, и методы его обездвиживания (осаэ-вад-за) и, в случае необходимости, удушения (симэ-вадза).


В полный тренировочный курс айкидо иногда входят также приемы работы с палкой, деревянным мечом и ножом (соответственно дзё, бокен и танто).

Айкидо - это истинное будо, вырабатывающее всеобщую любовь. Это защита всех живых существ, это средство, дающее всему сущему жизнь и определяющее место. Это источник развития не только истинного боевого искусства, но и основа роста и развития всего сущего. "


Морихей Уесиба


В буквальном переводе с японского "айкидо" означает- Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки) и, по традиции, считается одним из видов "будо" (Путь боевых искусств). Однако, в том виде, в котором айкидо существует и практикуется в настоящее время во всем мире, оно представляет собой систему физического, духовного и нравственного совершенствования личности.


Айкидо отличается от других, рожденных в Японии и ставших интернациональными боевых искусств, ярко выраженным оборонительным характером, отсутствием состязаний и системой тренинга, приемлемой для людей любого возраста, пола и физических возможностей. А также глубокой философией, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии через овладение энергией Ки.


Основатель айкидо О'Сэнсей (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ёроки Уэсиба, избирался членом местного муниципалитета и был одним из уважаемых людей. Его общественная деятельность вызывала зависть политических противников, которые нередко прибегали к услугам наемных громил, жестоко избивавших Ёроки.


Увиденное в раннем детстве насилие оставило глубокий след в сознании Морихэя и желание разделаться с обидчиками отца стало главным побудительным мотивом его стремления к физическому совершенствованию.


В отрочестве Уэсиба был хрупким и болезненным, однако, энергичность, целеустремленность и хорошие манеры выгодно отличали его от других детей. Духовное и интеллектуальное развитие юного Морихэя во многом определялось влиянием буддийских священников Фудзимото Мицудзо и Насу Тасабуро. бывших его наставниками. По настоянию отца он занимается плаванием и сумо; в это время начинает проявляться его интерес к боевым искусствам.

Научившись читать в семилетнем возрасте и успешно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба становится служащим в налоговом управлении, а затем, в 1901 году, полный честолюбивых замыслов, уезжает в Токио.


Вначале он изучает торговое дело, а потом открывает в квартале Асакуса собственный магазин "Уэсиба Сокай".


Его интерес к будо растет, и он тратит все свободное время на обучение Кито-Рю Дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава. а также Кэн-дзюцу в додзе Синкагэ-Рю. Однако, вскоре он заболевает авитаминозом и вынужден возвратиться в Танабэ, где спустя некоторое время женится на подруге детства Хацу Итокава.


Мысль о необходимости укрепления здоровья не оставляет его и, едва оправившись от тяжелой болезни, он приступает к ежедневным тренировкам, безжалостно увеличивая нагрузки. Постепенно его силы восстанавливаются, и накануне своего двадцатилетия Морихэй выглядит совершенно иначе. Его тело покрывает броня мускулов и, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см.), он значительно сильнее многих.


Однако, чисто физическое совершенство не удовлетворяет его и Уэсиба отправляется в Сакай к известному мастеру Накаи Масакацу изучать Гото-Ха Ягю-Рю Дзюдзюцу; полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.


В этот период Уэсиба отдает много сил решению местных социально-экономических проблем, и его бурная политическая деятельность приносит ему известность и уважение жителей Танабэ. Он был полон сил и обладал несгибаемой волей.


Его стремление всегда быть впереди других проявлялось во всем, в том числе и в деревенских состязаниях по приготовлению рисовых лепешек. Уэсиба столь искусно и энергично управлялся с тяжелой кувалдой, с помощью которой сбивалась рисовая масса, что оставлял позади всех соперников.

В 1903 году отношения между Россией и Японией серьезно осложнились, и Уэсиба вступил добровольцем в расквартированный в Вакаяма пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Высокие духовные и физические качества, воинское мастерство и доблесть Уэсибы в период боевых действий были высоко оценены командованием, и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до демобилизации Уэсиба получает предложение поступить в военную академию, однако, он решительно отказывается от продолжения военной карьеры.



Возвратившись в Танабэ. он с головой погружается в общественную жизнь округа, что, однако, не мешает ему организовать для молодежи клуб дзюдо, под руководством имевшего тогда третий дан Киечи Макаги, где он сам усердно тренировался. Одновременно он продолжает совершенствоваться в Ягю-Рю у Накаи. с которым не порывал связи на протяжении всего периода армейской службы, и в 1908 году получает диплом этой школы.


В 1910 году японское правительство приступает к осуществлению проекта массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекает перспектива сменить обстановку и испробовать силы в освоении новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Cиротаки в провинции Китами.


В течение первых двух лет усилия колонистов не приносили ощутимых результатов, однако, трудолюбие и упорство, в конце концов, победили, и земля начала давать хороший урожай. Уэсиба целиком погружен в дела колонии: по его инициативе построены торговый центр, школа и больница; он вносит существенный вклад в расширение местного храма и организует ассоциацию по строительству в регионе железной дороги. Его забота о всеобщем благе, самоотверженность и предприимчивость вызывали доверие и уважение поселенцев, которые почтительно именовали его "Король Cиротаки".


В феврале 1915 года, во время поездки в Энгару, Уэсиба повстречал известного мастера Дайто-Рю Дзюдзюцу Сокаку Такэда, который согласился обучать его искусству и, спустя некоторое время, приехал в Cиротаки.

Уэсиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нем, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной платы за обучение, составлявшей от трехсот до пятисот йен за каждый новый прием. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно, как и деньги) учебе и, прозанимавшись непосредственно с Такэдой в общей сложности не более ста дней, получает в 1916 году заветный диплом Дайто-Рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.



В ноябре 1919 года Уэсиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив все свое имущество учителю Такэда, отправляется на родину. По дороге он узнает, что в Аябэ живет Преподобный Ванисабуро Дэгути, глава синтоистской секты Омотокио, обладающий огромным духовным потенциалом. Готовый на все, чтобы вылечить отца, Уэсиба решает посетить Аябэ и вознести молитвы о его выздоровлении. Встреча с Дэгучи производит неизгладимое впечатление на Уэсибу. Он проделает свой путь на родину, но, прибыв в Танабэ, к своему глубокому огорчению узнает, что отец умер четыре дня назад.


Глубоко опечаленный потерей самого любимого в мире человека, ощущая свое бессилие перед неумолимой смертью, Уэсиба замыкается в себе и проводит время в страстных молитвах и размышлениях.

Истерзанный сомнениями, Уэсиба, в конце концов, принимает решение стать учеником Преподобного Дэгучи и переезжаете семьей в Аябэ, где ведет жизнь аскета, полностью отдаваясь духовному самосовершенствованию, физическому труду и занятиям будо, в т. ч. изучению искусства владения копьем.


В 1924 году Дэгучи предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких наиболее доверенных адептов секты, сопровождает его в этом полном опасностей путешествии по территории, на которой в то время сражались китайская и японская армии.


Благородная миссия Дэгучи потерпела крах и ее участники, перенесшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства. Возвратившись летом 1921 года в Аябэ, Уэсиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо.

Именно года ему нанес визит один морской офицер - эксперт по кэндо, беседа с которым неожиданно переросла в конфликт и завершилась дуэлью. Вооруженный деревянным мечом офицер яростно атаковал Уэсибу, однако, ни один из его ударов не достиг цели. Окончательно обессилев, он опустился на землю и Основатель айкидо объяснил ему, что чувствовал каждый удар еще до того, как он был нанесен в действительности.



Эта способность предвидеть действия противника впервые проявилась у него в Монголии, когда пытавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему изумлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он получил мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до реального действия.


Отдыхая после дуэли в саду, Уэсиба вдруг испытал доселе неизвестное ему чувство. На него снизошло откровение, и ему открылась сущность будо. Он не мог двинуться с места и ощутил наполнившую его душу и тело просветленность.

Окружающий его мир начал вибрировать, а от земли поднялся и окутал его золотистый туман. Он начал понимать щебетание птиц и почувствовал способность проникнуть даже в замыслы божественного творца Вселенной. В этот момент он понял, что истинное будо заключается не в том, чтобы повергнуть противника с помощью силы, а в том, чтобы сохранить мир и гармонию во Вселенной, благосклонно принять все сущее и способствовать его расцвету. Он осознал, что практика будо неизбежно должна приводить к совершенствованию нас самих и окружающего нас мира. Это озарение круто изменило его жизнь и привело к созданию айкидо.


Духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятия Всеобщей Любви и Гармонии, Уэсиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовет айкидо. Начиная со второй половины 20-х годов, известность Учителя Уэсибы быстро растет, его дом в Аябэ все чаще посещают известные мастера будо, высокопоставленные политические деятели и военные.

В 1927 году, по приглашению одного из своих покровителей, адмирала Такэситы, он переезжает в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Он постоянно получает приглашения продемонстрировать свое мастерство, проводит двадцатиоднодневный семинар для членов Императорской Гвардии, имевших не ниже пятого дана по дзюдо или кэндо. Вместе с тем, постоянного Додзе он в ту пору еще не имеет и вынужден арендовать залы в различных районах Токио.



Одним из наиболее памятных событий этого периода стало посещение школы Уэсибы основателем дзюдо профессором Дзигаро Кано, который, резюмируя свои впечатления, сказал: "Вот мой идеал будо",- и вскоре направил несколько своих лучших учеников в Айки Додзе.


Весной 1931 года завершилось строительство нового Додзе в Ушигомэ (ныне Синдзюку) Вакамацу-хо, которое получило название Кобукан. В то время число постоянно живших в школе Уэсибы учеников - учидэси - не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако, даже эти молодые силачи с трудом выдерживали тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как "Адское Додзе" в Усигомэ".


Эти годы можно с полным правом назвать периодом расцвета айкидо: имя Учителя Уэсибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов постоянно растет.


С началом Второй Мировой войны большинство талантливых учеников Уэсибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Сам Учитель, которому претит мысль об использовании будо в милитаристских целях, удаляется в Ивама (префектура Ибараки), где находится "Святыня Айки" и посвящает себя занятиям будо и земледелию.


Тренировки в токийском Центре ведет его сын Киcсёмару - нынешний Досу (Мастер Пути) и именно в это время название "айкидо" начинает использоваться официально. Окончание войны и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо, продлившийся около двух лет.


В 1948 году организация айкидо под новым названием АЙКИКАЙ возобновляет свою деятельность и получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дэайдан Ходзин (Общественно полезная школа).

Начинается период возрождения и бурного распространения айкидо сначала в Японии, а затем и во всем мире. К середине 70-х годов процесс интернационализации айкидо охватывает около тридцати стран.



В 1976 году создается Международная федерация айкидо (IAF), которая по настоящее время координирует деятельность более сорока национальных организаций айкидо, объединяющих в своих рядах (в т. ч. и в Япония) свыше миллиона человек.


В статье использованы материалы, опубликованные в изданиях:

Уэсиба Киcсёмару,Айкидо Ходзанся,Токио, 1985 г..

Тиссье Кристиан, АЙКИДО.Основной курс,т.1 Седиреп, Болонья,1982г.


Отрывок из книги:

Морихэй Уэсиба. Айкидо – истинное будо.


Поскольку слово "гармония" (ай) созвучно слову "любовь" (ай), я решил дать своему уникальному БУДО название АЙКИДО. Слово АЙКИ - очень старое, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины древности.


АЙКИ - это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединению всех людей в одну семью.


Секрет АЙКИДО - в том, чтобы достичь гармонии с движением Вселенной и прийти к согласию с самой Вселенной. Тот, кто постиг секрет АЙКИДО, открыл Вселенную внутри себя и может с полным правом сказать: "Я и есть Вселенная". Я не знаю поражения, как бы быстро мой противник ни атаковал. Это не потому, что моя техника быстрее, чем техника партнера. Дело вообще не в скорости. Просто бой заканчивается, не успев начаться.


Когда кто-либо пытается подраться со мной, он замысливает борьбу с самой Вселенной. И так он нарушает свою гармонию с ней. Может ли он победить? Еще только намереваясь драться со мной, он уже побежден. У времени нет меры "быстро" или "медленно".


АЙКИДО - это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, то всегда побеждает. Тот, у кого ум кривой и раздираемый противоречиями, изначально обречен на поражение.

Как же ты можешь выпрямить свой кривой ум, очистить свое сердце и быть в гармонии с действиями всех вещей в Природе? Прежде всего ты вбираешь в свое сердце сердце Творца. Это и есть Великая Любовь, вездесущая во всех уголках и во все времена Вселенной. "В любви нет противоречия. У любви не врага". Противоречивый ум, который думает о существовании врага, не согласуется с волей Бога.



Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии с Вселенной. Его БУДО - это БУДО разрушения. Это не созидательное БУДО. Поэтому соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного - не истинное БУДО. Истинное


БУДО не знает поражения. "Непобедимый" означает "никогда не сражающийся". "Победа" для нас - это победа над противоречивым умом в самих себе. Такова дарованная нам миссия. Это не просто теория. Ты должен практиковать это. Тогда ты воспримешь великую силу единства с Природой.

Не смотри противнику в глаза, иначе твой ум будет втянут в них. Не смотри на его меч, иначе этот меч убьет тебя.

Не смотри на него самого, иначе твой дух рассеется.


Истинное БУДО заключается в том, чтобы выработать привлекательность, которая позволяет втянуть всего противника в себя. Все, что мне остается делать, - это придерживаться этого пути.


Мне достаточно даже стоять спиной к противнику. Когда он нападает, нанося удар, он повредит самому себе своим намерением ударить. Я един со Вселенной, вот и все. Когда я стою, он будет втянут в меня. Перед Уэсибой из АЙКИДО нет ни времени, ни пространства - только Вселенная как она есть.


У Уэсибы из АЙКИДО нет врага. Ты ошибаешься, если думаешь, что практиковать БУДО означает иметь много противников и врагов и порубить их всех. У истинного БУДО нет ни противников, ни врагов.


Истинное БУДО - в том, чтобы быть единым со Вселенной; то есть слиться с Центром Вселенной. В АЙКИДО нужен такой ум, который хочет служить миру для всех людей во всем мире, а не такой, который хочет быть сильным и тренироваться только для того, чтобы свалить противника. Когда меня спрашивают, почерпнуты ли принципы моего АЙКИДО из религии, я говорю: "Как раз наоборот".

Принципы моего истинного БУДО - это то, что освящает все религии и приводит ИХ к завершению. Я спокоен, когда бы и как бы на меня ни нападали. У меня нет привязанности ни к жизни, ни к смерти. Я оставляю все как есть Богу. Не будь привязан к жизни и смерти и оставляй Ему все - не только, когда на тебя нападают, но и в своей повседневной жизни.



Истинное БУДО - это труд любви. Это труд дарования жизни всем существам, а не убийства или борьбы друг с другом. Любовь - это божество, защитник всего сущего. Без нее ничто не может существовать. АЙКИДО - это осуществление любви.


Я не ищу общества людей. Чьего же общества я ищу? Бога. Этот мир не в порядке, потому что люди ищут общества друг друга, говоря и делая глупости. Добрые и злые существа - одна семья в этом мире. АЙКИДО отбрасывает любые привязанности; АЙКИДО не называет относительное добрым или злым. АЙКИДО поддерживает рост и развитие всех существ и служит совершенству Вселенной.


В АЙКИДО мы овладеваем умом противника до того, как сойдемся с ним в поединке. Мы идем по жизни с той же притягательностью нашего духа и пытаемся овладеть всей картиной мира. Мы непрерывно молимся, чтобы сражения не произошло. Вот почему мы строго запрещаем поединки в АЙКИДО.

Дух АЙКИДО - это дух любовной атаки и спокойного примирения. С этой целью мы связываем и объединяем противников силой воли любви. Любовью мы можем очищать других.


Понимай АЙКИДО прежде всего как БУДО, а потом - как путь служения делу создания Мировой Семьи. АЙКИДО - не для одной страны и не для отдельного человека. Его единственная задача - выполнение работы Бога.


Истинное БУДО - это любовная защита всех существ в духе примирения. Примирить означает позволить осуществиться миссии каждого.


Быть на Пути означает быть единым с волей Бога и следовать ей. Если мы хоть немного отклоняемся от нее, это уже не Путь.


Можно сказать, что АЙКИДО есть способ изгнания демонов не мечом, а искренностью нашего ДЫХАНИЯ.

Иначе говоря, способ превращения мира демонического ума в Мир Духа. Такова миссия АЙКИДО. Демонический ум будет повержен, а Дух восторжествует. Тогда АЙКИДО принесет плоды в этом мире.

Без БУДО нация приходит в упадок, потому что БУДО - это жизнь, посвященная любовной защите, и источник познавательной деятельности.


Тот, кто стремится изучать АЙКИДО, должен раскрыть свой ум, слушать искренность Бога посредством АЙКИ и практиковать ее. Ты должен понимать АЙКИ, практиковать его и постоянно совершенствоваться.

Начинай воспитывать свой дух прямо сейчас!


АЙКИДО - это не исправление других, а исправление своего собственного ума. Такова миссия АЙКИДО, и она должна стать твоей миссией.


Из книги Кисcомару Уэсиба "Айкидо" (Хондзанся, Токио, 1963), стр.171-181


История создания Айкидо


По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото.


Минамото но Ёриоси, потомок императора Сэйва в пятом поколении, передал секреты Айкидзюдзюцу своему третьему сыну Минамото (Гэндзи) но Ёсимицу (1036-1127), который вместе со своим младшим братом Минамото (Хатимантаро) но Ёсииэ (1041-1108) усовершенствовал технику искусства. Родовое поместье Ёсимицу носило имя Дайто(букв. Великий Восток), которое будет впоследствии использовано в названии школы Такэды Сокаку.


Минамото Ёсикиё, сын Ёсимицу, поселился в провинции Кога и стал основателем самурайского клана Такэда в рамках которого Айкидзюдзюцу продолжает развиваться как комплексная боевая система благодаря усилиям Такэды (Сингэн) Харунобу (1520-1573)


В 1574 году обстоятельства вынуждают потомка Ёсикиё, Такэду Куницигу переселиться в Айдзу, где в ту пору, наряду с прочими боевыми искусствами, практиковались Мидзогути Ха Итто Рю (фехтование), Айдзу-тодомэ или Осикиути (известное также как Одомэ, Омотэ Рю, Госики-ути т.е. секретная техника) и Дайто (Такэда) Рю Дзюдзюцу, включавшее тодзюцу (меч), кюба (стрельба из лука верхом), содзюцу (копье), кадзюцу (огнестрельное оружие).

Создание этой системы приписывается Гото Тамауэмону Тадаёси (1644-1736), находившемуся с 1761 года на службе клана Такэда в Айдзу. Через Такэду (Такуми но Ками) Соэмон (1758-1853) традиция Осикиути была унаследована влиятельным придворным клана Такэда Сайго (Тикимаса) Таномо (1830-1905) и впоследствии передана талантливому фехтовальщику по имени


Такэда Минамото Сокаку (1860-1943)


Известно, что Сокаку вначале обучался дзюдзюцу у своего деда, Такэды Соэмон и бодзюцу у отца; наряду с Осикиути (в некоторых источниках упоминается в сочетании с чжусианской концепцией Айки-инё т.е. "гармония духа на основе взаимодействия инь-ян"), он также изучал фехтование Оно Ха Итто Рю (Сибуя Тома, с 1870г.; мэнкё кайдэн, 1876г. или окудэн, 1877г.), Дзикисинкагэ Рю (Сакакибара Кэнкити, 1875г.; в списках школы не значится) и, возможно, Кёсин Мэйити Рю (Момоной (Момонори) Сюндзо, 1874г.) и Ходзоин Рю (содзюцу).


Кроме того, совершенно очевидно, что Сайго передал ему искусство Айкибудзюцу, включавшее нагэ и осаэ вадза, батто и яри дзюцу, тораэ вадза.


Не исключено также, что в 1877 году на Окинаве Сокаку познакомился с техникой каратэ. По общему признанию Такэда Сокаку был выдающимся мастером дзюдзюцу, обогатившим искусство собственными практическими навыками. Создав собственное искусство, Сокаку вначале называл его Ямато Рю. Впоследствии, желая придать солидность своей школе, он сменил название на Дайто Рю Айкидзюдзюцу, подчеркивая тем самым преемственность традиции, восходящей к Минамото но Ёсимицу.


В течение многолетней преподавательской карьеры Такэда Сокаку, по некоторым данным, познакомил со своим искусством около 30.000 человек, среди которых было много видных политических и общественных деятелей, высокопоставленных сановников и военных, представителей интеллигенции и состоятельных людей.


Распространение искусства Сокаку (нередко в модифицированном виде) продолжили его ближайшие ученики, в числе которых наиболее известны:


Такэда Токимунэ (1916), сын, 36-й Верховный Наставник, преподает Дайто Рю Айки Будо (Дайто Рю Дзюдзюцу в сочетании с Оно Ха Итто Рю) в рамках организации ДАЙТОКАН;

Сагава Юкиёси (1902), обладатель кёдзю дайри, 1914г. (по данным некоторых источников, также мэнкё кайдэн). Имеет небольшое додзё в Кодайра, Токио;



Хиса Такума (896-1980), бывший ученик Уэсибы Морихэя, получивший от Такэды в 1937г. кёдзю дайри и, возможно единственный, обладатель мэнкё кайдэн (1939г.).

Обучал в своей школе ТАКУМАКАЙ технике Дайто Рю Айкидзюдзюцу в том виде, в котором ее исполняли Такэда и Уэсиба;


Хорикава Кодо, также Котаро (1894-1980), обладатель хидэн мокуроку и хидэн оги мокуроку (1931г.), преподавал Дайто Рю Айкидзюдзюцу в школе КОДОКАЙ в Китами, Хоккайдо;


Окамото Сэйго (1925), ученик Хорикавы Кодо, 7 Дан Дайто Рю Айкидзюдзюцу, сихан, обладает отличной от традиционной техникой, глава школы РОППОКАЙ;


Котаро Ёсида (1886-1964), кёдзю дайри Дайто рю Айкидзюдзюцу (среди учеников - Ояма Масутацу, основатель Кёкусинкай каратэ);


Котаро Кэндзи (сын Котаро Ёсиды) преподает искусство, известное как Янаги Рю Айкидзюдзюцу.

Выдающимся учеником Такэды Сокаку был основатель АЙКИДО О”Сэнсэй Уэсиба Морихэй (1883-1969). Судя по записям Такэды (эймэйроку и сярэйроку), Уэсиба был связан со своим учителем на протяжении длительного периода (1915-1937 годы). Однако, фактически ученичество Морихэя у мастера Дайто Рю завершилось к 1919г.


В 1916г. он был удостоен диплома хидэн мокуроку, за которым последовали хидэн оги и госинъё но тэ; в 1922г., уже будучи зрелым мастером, он получил кёдзю дайри.

Официально подтвержденными следует считать занятия Уэсибы следующими дисцип-линами:


Тэндзин Синъё Рю Дзюдзюцу (Тодзава Токусабуро, 1901г., Токио; в этот период он также недолго посещал додзё Синкагэ Рю Дзюдзюцу);


Гото Ха Ягю Синган Рю (Накай Масакацу или Цубой Масаносу, с 1903г., Сакай; мэнкё кайдэн, 1908г. - диплом не заверен печатями);


Кодокан Дзюдзо (Такаги Киёти, 1911г., Танабэ)

Кроме того, совершенно очевидно, что Уэсиба был в той или иной степени знаком с такими боевыми искусствами, как Кито Рю Дзюдзюцу, Такэ но Ути Рю Дзюдзюцу, Ходзоин Рю (содзюцу), Касима Синто Рю и Ягю Синкагэ Рю (кэндзюцу).



Один из биографов Уэсибы упоминает о том, что примерно в 1925г. он жил в горах Кумано, где изучал искусство владения посохом Куки Син Рю у горных отшельников ямабуси. Другие источники сообщают, что в 1922г. Уэсиба получил от Такэды диплом Синкагэ Рю Дзюдзюцу.


С точки зрения Уэсиба, айкидо несет новый свет для всех религий. В нем — конкретная надежда на мир на земле, а не просто фактор социальной интеграции, айкидо — это средство отождествления Человека и Вселенной: динамическое выражение Космической Любви.


Следуя логике своих мистических концепций, Уэсиба постепенно модифицировал приемы Дайто-рю-айки-дзюцу. Его приемы имеют по своей сути защитный характер. Они воплощаются в круговых движениях, этих носителях «живой созидающей силы», в полном согласии с «универсальными законами», внутри естественного плавного ритма, и тем самым гасят любой конфликт присущей воинственному противостоянию. Защита осуществляется на основе Соединения Энергий (Айки): энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится контролировать нападение изнутри, сломить волю к совершению зла в порыве братского примирения.


Определенное таким образом, айкидо выступает как нравственная дисциплина, стремящаяся к тому, чтобы сохранить физическую целостность нападающего, что никогда не было свойственно айки-дзюцу, более того, прямо ему противоречит.


Существует несколько стилей Айкидо - это стиль Айки-кай в Токио, возглавляемый Уэсиба Моритэру, другие стили были созданы прежними учи-дэши Уэсиба Морихэя, в том числе еще при жизни их учителя: Ко-Бу-Дзюцу-Айкидо (Хоси Тэцуо-ми), Кориндо-Айкидо (Хираи Минору), Оцуки-Рю-Айкидо (Оцуки Ютака), Синва-Тайдо (Инуэ Йоичиро), Томики-Рю-Айкидо (Томики Кэндзи), Йосейкан-Рю-Айкидо (Мочидзуки Минору) и Йошинкан-Рю-Айкидо (Годзо Шиода).


Шиода Годзо, основатель последнего стиля, так объясняет свой поступок:

«Незадолго до того, как я оставил Учителя, он сказал, что собирается полностью посвятить себя метафизическим исследованиям. Вот почему наши концепции отличаются от концепций более молодых коллег (преподавателей, вышедших из Айки-кай)... Лично я не считаю, что отделился от основного течения айкидо, поскольку в тот момент нечего было покидать! Учитель объяснял айкидо, исходя из своих религиозных верований, в то время как, по моему мнению, айкидо может быть объяснено само по себе... Мое айкидо чистое от всего наносного, оно такое, каким мне его преподавал О-Сэнсэй».



Уэсиба достиг такого уровня владения боевыми искусствами, что его бывшие ученики и сегодня оценивают этот уровень как не имеющий себе равных. Рассказывают, например, что учитель просил учеников атаковать его в любой момент и наиболее натуральным образом, но даже при таких обстоятельствах, он никогда не был повален или застигнут врасплох кем-нибудь из них.


Тот, кто откроет секрет айкидо, откроет Вселенную внутри себя и сможет сказать: «Я есть весь мир!» Поэтому, когда враг пытается померяться со мной силой, он должен сперва сокрушить всю мировую гармонию. Но в тот момент, когда он только подумает о том, чтобы меня ударить, он уже побежден!


Поскольку айкидо, движения которого являются бесконечными движениями Вселенной, — это непротивление, оно всегда победоносно.


Природа айкидо — в любви к единственному истинному Богу, которого надо принять и телом и душой».


Несомненно то, что до войны Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Такэда Сокаку. Его лучшими учениками этого периода были Шиода Годзо, Томики Кэндзи, Хираи Минору и Мочидзуки Минору. (Мочидзуки Минору принес айкидо, дзюдо и Катори Синто-рю иайдо в Европу после второй мировой войны. За свои заслуги получил награду французского правительства). Шиода Годзо, очевидно, был лучшим из тех учеников Уэсиба Морихэя, кто остался верен исходной технике Такэда Сокаку. Свидетельство этого — высокая эффективность его системы Йошинкан и использование ее для тренировок в полиции и армии.


После войны, постаревший и все более и более склоняющийся к религии, он сменил основное направление своей школы с изучения боевого искусства на формирование личности с помощью айкидо. В действительности же то, что до войны было жесткой, но эффективной боевой системой, включавшей как нападение, так и защиту, теперь стало религиозной философией, включающей измененную систему айки-дзюцу, составившую репертуар айкидо.



Уэсиба Морихэй считал свое искусство Путем к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными. Он был бы счастлив, узнав, что вошел в историю как человек, превративший боевое искусство в путь мира через внутреннюю гармонию его собственного метода.


О-Сэнсэй Уэсиба Морихэй умер в 1969 г. в том же самом возрасте, что и Такэда Сокаку, и за несколько дней до годовщины смерти своего учителя. После него осталась группа преданных ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им дело. Его сын Уэсиба Киссомару стал вторым главным мастером школы, и слава системы продолжала распространяться. Но для многих Школа заключалась в Человеке, и никто не мог заменить его. Когда свет его жизни угас, это было для его последователей почти подобно солнечному затмению, оставившему отметку в истории до того, как свет вновь упал на землю.