shkolakz.ru 1


МУК Североморская ЦБС

Центральная детская библиотека




ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БИБЛИОТЕК


Библиографический урок







Североморск

2010


Сценарий

Уважаемые читатели! Подскажите мне, пожалуйста, что такое библиотека? В самом простом понимании, это – место, где хранятся книги. Собственно говоря, само слово «библиотека» греческого происхождения и буквально значит «книгохранилище». Но если бы книги у нас просто хранились, то это была бы уже не библиотека, а книжный склад. В библиотеке книги живут, работают и доносят информацию до читателей.

Для нас с вами библиотеки – дело привычное. Но в древности всё было иначе. В минувшие века к рукописному слову относились с огромным уважением, книгу почитали, ею дорожили. И тем более уважением и даже суеверным страхом была окружена тогда библиотека – место, где эти священные книги хранились.

Например, древнеегипетские библиотеки собирались в храмах. Их пополняли и охраняли жрецы. Папирусные свитки были доступны лишь посвященным. Свитки содержали тайные знания, тщательно оберегаемые от всего света.

Когда же появились первые библиотеки? Это было очень и очень давно. Можно с уверенностью сказать, что пер­вые библиотеки — это колыбель современной цивилизации. Мы не можем дать себе отчет в том, сколько гениальных идей и от­крытий кануло в Лету до появления библиотек. По крайней мере трижды раз­ные народы заново изобретали бумагу, компас, фарфор; повто­ряли через века географические и астрономические открытия. Это продолжалось до тех пор, пока библиотекари не прекратили этот сизифов труд, взяв на себя уникальную миссию — собирать и передавать добытое знание в пространстве и времени.



А теперь я предлагаю совершить небольшую экскурсию в историю. Итак, седьмой век до нашей эры. Древнейшая, из известных в мире, библиотека находилась в столице Ассирии — городе Ниневии. Владельцем ее был царь Ашшурбанипал (669—633 гг. до н. э.). В VII в. до н. э., впервые в истории человечества, в огром­ном книгохранилище было со­брано свыше 30 тысяч клинопис­ных табличек. Некоторые из них сохранились до наших дней.

Ашшурбанипал был очень необычным царем. Можно сказать, нетипичным. Дело в том, что во время правления Ашшурбанипала «вся земля была мирным домом», войн почти не было, и все свое свободное время Ашшурбанипал посвящал библиотеке, которую он собирал с большой любовью и трепетностью, систематически, со знанием древнего «библиотечного дела».

Ашшурбанипал пополнял свою библиоте­ку, получая глиняные таблички из других частных собраний. Он делал многочислен­ные копии, для чего отправлял в различные города своей страны специальные экспеди­ции писцов. В библиотеке были таблички, которые касались буквально всех наук того времени, а также царские указы, историче­ские повествования, дневники дворцовой жизни. Когда в Лондоне был опубликован каталог библиотеки Ашшурбанипала, он со­ставил пять толстых томов!

Клинописная библиотека располагалась в роскошном царском дворце, который стоял на берегу реки Тигр и был окружен непри­ступными стенами высотой 24 метра.

Глиняным книгам пожары только на пользу. Когда в библиотеке случался пожар, таблички в огне дополнительно обжигались и становились еще прочнее.

Если каким-нибудь чудесным образом по­пасть в книжное хранилище Ашшурбанипала, то с первого взгляда может показаться, что находишься в огромных винных погре­бах. На длинных скамьях из глины стоит множество глиняных сосудов; в них и нахо­дятся книги-таблички. Многие библиотечные полки тоже сделаны из глины, так как в Месопотамии деревья почти не растут и древесина очень дорогая. На глиняных пол­ках можно найти сосуды и поменьше — в них собственноручные царские записи, по­вествующие о военных походах правителей Месопотамии, указы и письма, списки царей, которые когда-либо правили в Месопо­тамии, с тех самых пор, когда «цари сошли с неба». И в самых маленьких кувшинчиках песни древних шумеров, сборники пословиц, плачей и гимны богам.



Но самой известной библиотекой древнего мира было другое собрание. Это знаменитая Александрийская библиотека, или Александрийский Мусейон, созданная в Александрии Египетской в третьем веке до нашей эры.

И не зря древние назвали это собрание книг восьмым чудом света, потому что другой подобной библиотеки в мире не было. Здесь хранилось более 700 тысяч свитков.

Правители Александрии Птолемей и его сын Птолемей II Филадельф, которого прозвали Мусикотатос, что означает увлеченный искусствами, для создания и пополнения библиотеки собира­ли книги на древних языках по всему свету. Страсть к собирательству была такой, что все корабли, которые приплы­вали в Александрию, тщательно обыскива­лись и любые книги, которые находили на кораблях, изымали и передавали в библи­отеку, где многочисленные писцы снимали с них копии, а подлинники затем возвра­щали.

Тот, кто входил в Александрийский Мусейон, сразу же оказывался в большом цве­тущем саду, по краям которого далеко тя­нулись стройные колонны обрамляющих сад галерей. Если пройти через галереи, можно попасть в большой зал, вокруг которого были рас­положены крошечные комнатки-кельи, в них жили и работали многочисленные слу­жащие Мусейона. Они вместе питались в общей столовой, в большом зале философы рассказывали о своих учениях, а поэты дек­ламировали стихи — все они находятся на го­сударственной службе у царя. Ведь Мусейон у правителей Птолемеев – уже не просто храм с Музами, а древняя Академия Наук, куда приглашались лучшие ученые и поэты со всего света.

Но если бы мы с вами могли мысленно проникнуть в само книжное хранилище этой библиотеки, мы бы очень удивились. Здесь не увидишь ни одной при­вычной для наших современников книги. На полках из кедрового дерева лежат специаль­ные ящички, в которых и находятся папи­русные свитки, скрученные в трубочку, — это и есть древние книги. Кедровые полки отпугивают насекомых, которые могут по­вредить свитки. На ящичках можно увидеть специальные таблички с надписью, какое в ящике хранится сочинение и кто автор.



Увы, этому замечательному книжному собранию не суждено было дожить до наших дней. Существует легенда, что Александрийскую библиотеку сожгли в седьмом веке до нашей эры по приказу халифа Омара. Но это – только легенда. В действительности библиотеку разгромили христиане при императоре Феодосии I, когда уничтожалось наследие языческой античности. Это случилось в четвертом веке нашей эры.


Таковы две самые известные библиотеки древности. Ну а что же другие народы, неужели прекрасные книжные собрания были только у ассирийцев, египтян и греков? Разумеется, нет. Основатель Римской империи Гай Юлий Цезарь (102 или 100 - 44 гг. до н. э.) в конце своей жиз­ни вынашивал план создания в Риме публичной библиотеки. Через пять лет после его убийства эту идею удалось реализовать приемному сыну и наследнику Цезаря — Октавиану Августу. Разместилась библиотека в Храме свободы.

В мусульман­ских странах создание библиотек считалось богоугодным делом. Одна из них принадлежала вели­кому поэту, гуманисту, мыслите­лю и государственному деятелю Алишеру Навои.

Как обстояли дела в нашей стране? Могла ли похвастаться библиотеками Древняя Русь? Кто из вас знает о первых русских библиотеках?

Так вот. Если мы окажемся в Киеве и остановимся перед Софийским собором, то увидим: прямо перед собором стоит внушительный камень. На нем высечено изображение Ярослава Мудрого и текст на старорусском языке: «В ле­то 6545 сей же Ярослав сын Володимиров насеял книжными словесы сердца верных лю­дей. Великая бо польза бывает человеку от учения книжного».

Этот памятник был поставлен в 1967 году в честь 930-летия первой русской библиотеки. Мы не знаем другого в мире памятника, кото­рый бы установили в честь книжной коллек­ции — библиотеки. О библиотеке Ярослава Мудрого летописец записал в «Повести вре­менных лет» под годом 6545 или 1037 по но­вому летоисчислению. Ярослав недаром был прозван Мудрым. Он знал 5 языков. Мудрый Ярослав повелел переписывать книги и хра­нить их в Софийском соборе. Более 950 книг было переписано, среди них труды знамени­тых древнегреческих философов Платона, Аристотеля, эпос великого Гомера. По приме­ру библиотеки Ярослава, на Руси в разных городах стали возникать собственные библио­теки, а собирательство книг перестало быть занятием удивительным и непонятным.


Но вот куда пропала первая русская коллекция книг - загадка. Возможно, библиотека Ярослава просто сгорела в пожаре, который был в Киеве в 1240 году, когда на город напали татаро-монголы. Или библиотеку перевезли в другой город? А возможно, стоит продолжать искать библиотеку в подземных лабиринтах Киевско-Печерской лавры - монастыря, которому и принадлежал Софийский собор. Эта историческая загадка ещё ждет своего решения.


Вы обратили внимание, что у истоков создания каждой библиотеки всегда стоял человек, страстно влюбленный в книгу.

Правители собирали библиотеки, имеющие государственное и мировое значение. А частные лица во все времена с не меньшей страстью собирали свои личные библиотеки. Чаще всего это было прекрасным делом и благородным увлечением. Но когда страсть к собирательству книг непомерно разрасталась, она превращалась в явление уродливое и опасное. Как и все чрезмерное.

Например, английский дворянин Ричард Хебер, живший на рубеже 17-18 веков практически разорил всю семью, с бешенной страстью покупая книги. Он заполнил приобретенными книгами восемь домов сверху донизу и практически сгноил литературу в этих своеобразных книжных склепах. И этот человек был не единственной жертвой страсти к книге. Правы были древние греки, говоря: «Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай». Все чрезмерное – опасно.

А наполненные литературой дома Хебера были именно могилами книг, а не библиотекой. Ведь, в библиотеке, как мы уже говорили, книга живет, она доступна людям.

Хотя некоторые читатели понимают доступность книги очень широко и вообще забывают возвратить литературу в библиотеку. С этим связан ещё один курьезный случай в истории библиотек.

Однажды французский король Людовик XI (15 в.) захотел сделать копию с рукописного медицинского трактата десятого века. Он обратился к Парижскому университету с просьбой выдать ему на время эту рукопись. На высочайшее требование университет ответил угодливо-строптивым посланием. «Мы при­няли решение преподнести Твоему Величеству ту книгу на временное пользование, но под залог, однако, серебра цены не меньшей, чем наша драгоценность. Мы же, видя уваженье наших правил, святым Еванге­лием клянемся, что этих правил не нарушим. Умоляя Господа нашего осенить Твое Величество милостью своею, пребываем (и так далее.). 29 числа ноября месяца 1471 года от Рождества Христова». Из документов явствует, что порядочность Его Вели­чества факультет оценил в 12 марок серебром и 100 талеров золотом.


Так что королю пришлось дорого платить за пользование библиотекой. Вообще, бесплатность библиотек – это очень недавнее явление в культурной жизни. И нам стоит ценить это благо.


А теперь ответьте мне, пожалуйста, сколько библиотек в нашем городе и где они расположены? Какими из этих библиотек вы можете пользоваться уже сейчас?

Наше путешествие по истории библиотек подходит к концу. Давайте проверим, ребята, что вы запомнили из нашего урока. Я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины.

1. Где хранились библиотеки в Древнем Египте? ( в храмах)

2. В каком городе находилась библиотека царя Ашшурбанипала? (в Ниневии)

3. Из какого материала были сделаны ассирийские книги? (из глины)

4.Назовите самую известную библиотеку Древнего мира. (Александрийская библиотека, или Александрийский Мусейон)

5. Кто создал первую русскую библиотеку? (князь Ярослав Мудрый)

6. Где располагалась библиотека Ярослава Мудрого? ( в соборе Святой Софии в Киеве)


Книга – этот упакованный в страницы многовековой опыт – сделала бессмертным род людской на Земле. Не случайно, ещё древние египтяне писали:

Книга нужнее построенного

дома.

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

А поэт более поздних времен сказал так:

Я сижу в библиотеке, полный смутными мечтами,

На меня же смотрят книги золотыми корешками.

И мне грезится: в тех книгах души авторов сокрыты;

Их страдания и чувства в тех листах печатных влиты.

Все, что жгло их и терзало, все их мысли и стремленья,—

Все живет бессмертной жизнью здесь во славу просвещенья.

Л. И. Пальмин

Конечно, времена меняются, и библиотеки меняются вмести со временем, с новыми технологиями и идеями. Появились новые носители, которые хранят информацию, в библиотеках все чаще пользуются Интернетом, компьютерами.


Но все же, остается в библиотеках ощущение чего-то возвышенного, приобщения к особому, высокому миру чувств и идей. И многие люди это хорошо чувствуют.

Книжные люди, друзья мои ближние,

Верные слуги и маршалы книжные,

Милые тихоголосые женщины,

В книгах — всеведущи,

В жизни — застенчивы.

Душ человеческих добрые лекари,

Чувств и поступков библиотекари,

Кажетесь вы мне красивыми самыми,

Залы читален мне видятся храмами.

Кто мы без вас?

Заплутавшие в замети

Люди без завтра и люди без памяти.

Л.И. Ошанин

Как ориентироваться в этом книжном мире, как заставить библиотеку заговорить с вами понятным языком, как находить нужную информацию – приобрести навыки умелого читателя вам помогут наши библиографические уроки.


Каравеллы памяти в океане времен

Список использованной и рекомендуемой литературы


1. Антонова, Е. Письменность и книгопечатание / Е. Антонова, Дж. Володихин // Всемирная история / гл. ред. М. Аксенова. – М., 1997. – С. 352-355. – (Энциклопедия для детей; т. 10).

2. Брукфилд, К. Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М.: Слово, 2001. – 64 с.: ил.

3. Детская энциклопедия: для среднего и старшего возраста. В 12 т. Т. 11. Язык и литература / АН СССР; гл. ред. И.И. Артоболевский, А.Г. Банников, Д.Д. Благой [и др.]. – 3-е изд.- М.: Педагогика, 1976. – 480 с.: ил.

4. Коллекционирование в истории // Я познаю мир. Детская энциклопедия. Коллекции и коллекционеры / авт.-сост. С. Истомин. – М., 1998. – С. 11-54.


5. Наука и военное искусство Египта //Древний Египет и Греция. История римского народа / Кристофер Барбетэн, Жан-Люком Бово, Элизабет Деланж [и др.]. – М., 1995. – С. 225-240.

6. Песнь о книге: антология / под ред. П.У. Бровки. – Минск: Мастацкая лiтаратура, 1977. – 351 с.

7. Петровский, Н. Подвиг ученого / Н. Петровский, А. Белов // Страна Большого Хапи / Н. Петровский, А. Белов. – Л., 1973. – С. 60-94.

8. Райхардт, Г. Древние греки / Г. Райхардт; худож. А.-Л. Име, Г. Вернер. – М.: Слово, 1998. – 48 с.: ил. – (Что есть что).

9. Успенский, Л.В. Слово о словах: очерки и языке / Л.В. Успенский. – Переизд. – Л.: Детская литература, 1982. – 287 с.: ил. – (Школьная библиотека).

10. Утевская, П.В. Слов драгоценные клады: рассказы о письменности / Паола Утевская; пер. с укр. М.Ф. Мусиенко, Р.И. Рубинштейн; предисл. и науч. ред. Р.И. Рубинштейн. – М.: Детская литература, 1985. – 191 с.: ил.


Список использованных иллюстраций

(записи расположены в порядке демонстрации)


1. [Писец] [Изоматериал] // Древний Египет и Греция. История римского народа / Кристофер Барбетэн, Жан-Люком Бово, Элизабет Деланж [и др.]. – М., 1995. – С. 236.

2. [Папирус] [Изоматериал] // Древний Египет и Греция. История римского народа / Кристофер Барбетэн, Жан-Люком Бово, Элизабет Деланж [и др.]. – М., 1995. – С. 237.

3. Клинопись на камне из Кармир-Блура (VII век до н.э.) [Изоматериал] // Слов драгоценные клады: рассказы о письменности / Паола Утевская. – М.,1985. – С. 90.

4. [Табличка] [Изоматериал] // Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М., 2001. – С. 9.

5. [Александрия Египетская] [Изоматериал] // Древний Египет и Греция. История римского народа / Кристофер Барбетэн, Жан-Люком Бово, Элизабет Деланж [и др.]. – М., 1995. – С. 238.

6. [Александрийская библиотека] [Изоматериал] // Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М., 2001. – С. 62.


7. [Собор св. Софии] [Изоматериал] // Слов драгоценные клады: рассказы о письменности / Паола Утевская. – М.,1985. – С. 166.

8. [Главная апсида собора св. Софии] [Изоматериал] // Слов драгоценные клады: рассказы о письменности / Паола Утевская. – М.,1985. – С. 167.

9. [Средневековая книга] [Изоматериал] // Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М., 2001. – С. 62.

10. [Библиотека Герифордского собора в Англии] [Изоматериал] // Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М., 2001. – С. 63.

11. [Британская библиотека в Лондоне] [Изоматериал] // Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М., 2001. – С. 63.


Автор-составитель:

библиограф ЦДБ Герасенко А.А.

Компьютерный набор и оформление:

библиограф ЦДБ Герасенко А.А.

Ответственный за выпуск:

заведующая библиотекой Никитина Е.Ф.