shkolakz.ru 1 2
Книга сокровенных смыслов молитвы


аль-Газали

лава Аллаху, Который осыпает дарами Своих рабов, вселяет в их сердца свет религии [ислама] и ее обязанностей, что ниспослана с Трона Величия на небо земного мира как одна из степеней Его милости, Того,[Который] совсем несхож с [земными] царями благодаря Величию и Гордости Своей и тому, что Он поощряет людей в их просьбах и молитвах к Нему, говоря [им]: "Есть ли обращающийся с мольбой - Я отвечу ему! Есть ли просящий прощения - Я прощу ему!", отличающемуся от султанов раскрытием Своей двери и поднятием завесы [для допущения к Себе рабов Своих]! Он дозволяет Своим рабам обращаться к Нему посредством молитв (салават), как бы ни складывались их обстоятельства в обществе и в уединении. И Он не ограничился этим разрешением, нет, Он проявляет к ним милость поощрением их обращаться к Нему с просьбой. В отличие от Него бессильные [земные] цари дозволяют [посетителям] оставаться с ними наедине только после подношения им подарка или взятки. Преславен Он, о, как велико Его дело и крепка Его власть, как совершенна Его милость и всеохватно Его благодеяние! Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада, Своего избранного пророка и приближенного (вали), его род и сподвижников, ключи правильного пути и светочей, разогнавших тьму!

А далее. Молитва (салят)[1] - столп религии, опора достоверного знания, основа приближения [к Богу] и лучшее из проявлений повиновения [Ему]. Мы глубоко рассмотрели в [книгах] "Басит аль-мазхаб", "Васит аль-мазхаб" и "Ваджиз" в разделе мусульманского права (фикх) основы (усул) и "ответвления" (фуру) молитвы (салят), уделяя внимание ее редким и тонким особенностям, чтобы [эти книги] служили ценной настольной книгой для муфтия, оказывали помощь ему в качестве опоры, к которой он бы прибегал и обращался при надобности. А мы сейчас в этой книге ограничимся рассмотрением того, что необходимо для "ищущего" [Бога] (мурида) из знания фикха о внешних действиях молитвы (салят) и ее сокровенных тайнах, раскрыв тонкости ее сокрытых значений в смысле благоговения, чистосердечия и искренности намерения, что по обыкновению не упоминается в науке фикха, и составив книгу в семи главах: первая глава - "О достоинствах молитвы (салят)"; вторая глава - "О предпочтении внешних действий молитвы (салят)"; третья глава - "О предпочтении сокровенных деяний в молитве (салят)"; четвертая глава - "О руководстве (имамат) [молитвой] и следовании [в ней имаму, руководителю молитвы]"; пятая глава - "О пятничной молитве (салят аль-джум´а) и правилах ее отправления"; шестая глава - "О различных вопросах касательно молитвы, что стали общим явлением, и в знании которых нуждается мурид"; и седьмая глава - "О добровольных молитвах (навафил)".


Первая глава

О достоинствах молитвы (салят), земном поклоне (суджуд), совместной молитве, азане (призыве на молитву) и прочем.

Достоинство Азана

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "В Судный день трое предстанут на холме из черного мускуса, которым не будет страшен отчет (хисаб) [в своих деяниях] и кого не охватит страх: [первый] - тот, кто читал Коран ради Лика Аллаха, Велик Он и Славен, и руководил совместной молитвой людей, которые остались довольны им; [второй] - тот, кто совершал азан (призыв [на совместную молитву]) в мечети и читал моление (до´а) ради Лика Аллаха; и [третий] - тот, кому достался в этом мире достаток, но это не смогло отвлечь его от трудов ради [блаженства] того света (аль-ахира)" [I]. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил: "Джинн, человек и всякое существо, услышав му´аззина (призывающего [на совместную молитву]), обязательно засвидетельствуют за него в Судный день" [II] и "Рука Милостивого будет находиться на голове призывающего [на совместную молитву], пока он не завершит призыв (азан)" [III]. Касательно толкования слов Всевышнего: "Кто же лучше словами, чем тот, кто призывает к Аллаху, и творит благое" (Коран, 41:33) говорят, что [этот] ниспосланный [аят] - о них [призывающих на молитву].

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если услышите азан (призыв [на молитву]), то повторяйте те же слова, что произносит призывающий на совместную молитву" [IV]. И это - одобряемо (мустахабб), кроме двух обращений [в призыве, когда произносится: "Хаййа ´ала ас-салят" (Спешите на молитву!) и"Хаййа ´ала аль-фалах" -[2](Спешите к благому!)], где надо сказать: "Ла хаула ва ла кувватта илла би-Ллахи" (Вся Сила и Мощь у Аллаха!), и когда произносится: "Кад камети-с-салят" (Молитва уже началась!), где надо сказать: "Акамаха Аллаху ва адамаха ма дамат ас-самавати ва аль-ард" (Устанавливает молитву Аллах и продолжит до тех пор, пока пребудут небеса и земля!) и при произнесении восхваления [в призыве на утреннюю молитву словами: "Ас-салят хайрун мин-ан-наум" (Молитва - лучше сна!)], где следует сказать: "Садакта ва барарта ва насахта" (Истинно сказал, исполнил обещание и проявил искренность!). После завершения призыва [на совместную молитву] следует прочитать моление-[до´а]: "?О Боже, Господин полностью исполненного призыва на молитву, чей срок наступил, даруй Пророку Мухаммаду помощь, преимущество и высокое достоинство, возведи его на достохвальное место [перед Собой] и одари нас его заступничеством в Судный день! Поистине, Ты не нарушаешь обещания!" Са´ид ибн аль-Мусаййиб сказал: "Если кто станет совершать молитву в уединенном месте, то справа от него будет молиться ангел и слева - ангел [те, что пишут о его деяниях]. Если же он произнесет слова призыва (азана) на молитву и известит о начале молитвы (икама), то, стоя за ним, будут совершать молитву ангелы, скопившись, подобно горам". 

Всевышний говорит: "Поистине, молитва для верующих - предписанное в определенное время" (Коран, 4:104 (103)). Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Аллах предписал пять [ежедневных] молитв [как обязанность] рабам Своим. Для того, кто станет их исполнять, не оставляя от них ничего [неисполненным], и не проявляя пренебрежения ими, будет ручательство от Бога, что Он введет его в Рай; а для того, кто не исполнял молитвы [должным образом], не будет ручательства от Бога, - и Он, если пожелает, то накажет его, если нет, - то введет в Рай" [V]. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал [сподвижникам]: "Пять [ежедневных] молитв - как река, полная пресной воды, протекающая у дверей каждого из вас, который входит в нее по пять раз в день. Видели ли вы, чтобы она оставила на нем что-то из грязи?" Они ответили: "Ничего [не оставит]". И тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молвил: "Молитвы избавляют от грехов так же, как вода удаляет грязь". Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "[Ежедневные пятикратные] молитвы [приносят] искупление малых грехов, что случились между ними, если удалось воздержаться от больших грехов" [VII]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Между нами и лицемерами (мунафикун) - присутствие на [вечерней совместной молитве] и утренней [совместной] молитве, ибо у них [лицемеров] нет сил на это"[VIII]. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если кто встретит Аллаха, будучи при жизни небрежным к устоям молитвы (салят), то Всевышний не обратит внимания на его добрые дела (хасанат)" [VIII]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Молитва (салят) - столп религии, и кто оставит ее, тот разрушит этот столп". [X]. Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: "Какое из предписаний [религии] лучше?". [XI] Он ответил: "Молитва (салят), исполненная в отведенное для нее время". Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто будет добросовестно исполнять пять [ежедневных] молитв, соблюдая чистоту и время их отправления, то у него будет свет и довод [для оправдания] в Судный день. А кто проявит небрежение в ее исполнении [при жизни], будет воскрешен [для Суда] вместе с Фир´ауном (фараоном) и Хамманом (Амоном)"[XII]. Он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Ключ от Рая - молитва (салят)". [XIII]. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Из того, что вменил Всевышний людям, больше всего после [признания ими] Единобожия Ему угодна молитва (салят); если бы для Него из нее что-то было более угодно, то посредством него Ему бы поклонялись Его ангелы: кто-то из них - как совершающий поясной поклон (раки´), кто-то - как совершающий земной поклон (саджид), кто-то - стоя (ка´им), а кто-то - сидя(ка´ид)"[XIV].


Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто намеренно оставит (забросит) молитву (салят), тот впадет в неверие (куфр)" [XV], то есть,[такой человек] близок к тому, чтобы отречься от веры путем разрыва ее уз и свержения ее столпа. Так, к примеру, о том, кто приблизился к городу, говорят, что он достиг его и вошел туда. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Кто сознательно откажется исполнять молитву (салят), тот лишится покровительства Мухаммада, мир ему!"[XVI]Абу Хурайра сказал: "Кто совершит омовение наилучшим образом, а затем направится [в мечеть] с намерением исполнить молитву (салят), тот пребудет в молитве все время, пока он намеревается исполнить ее; за каждый шаг [одной ногой] ему будет записано свыше доброе дело (хасана), а за каждый шаг [другой ногой] он будет избавлен от греха своего дурного поступка. Если кто из вас услышит призыв на молитву, то ему не следует опаздывать [на нее], ибо больше всех вознаграждается из вас тот, кто дальше всех вас живет [от мечети]". Его спросили: "Почему, о Абу Хурайра?" Он ответил: "Из-за большего количества шагов [до мечети]".

Рассказывают, что: "Молитва - это первое из деяний раба Божьего, на которое Всевышний посмотрит в Судный день; и если она окажется совершенной, то будут приняты [Им] и остальные его добрые дела, если же в ней будет какой-то недостаток, то и все его деяния будут возвращены ему [как не принятые]" [XVI]. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "О Абу Хурайра, вели семье своей исполнять молитву (салят), и, поистине, Аллах дарует тебе пищу оттуда, откуда ты и не предполагаешь!" [XVI]. Кто-то из ученых мужей говорил: "Совершающий молитву (салят) подобен торговцу, который не получит прибыли, пока ему всецело не будет принадлежать капитал. Также и исполняющий молитву (салят) - его добровольные молитвы (навафил) не будут приняты, пока он не выполнит обязательную молитву". Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: "Если наступит время молитвы (салят), подступите к огню [ваших грехов] и тушите его [молитвой]!"

Достоинство завершенности всех основ [молитвы-салят]

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Предписанная молитва (салят) подобна весам - кто неукоснительно соблюдает ее, тот сполна получит [обещанную награду]". [XIX]. Йазид ар-Раккаши говорил: "Молитва (салят) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,была ровной [во всем],как будто была уравновешенна" [XX]. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пусть двое из моей общины совершают молитву (салят) так, что и поясные и земные поклоны того и другого - [как] одно, а разница между их молитвами - как разница между небом и землей" [XXI], указав тем на чувство благоговения [одного перед Богом и отсутствие оного у другого]. Он, да благословит его Аллах и приветствует,говорил: "В Судный день Бог не посмотрит на того раба Своего, который не гнул спину в поясном и земном поклонах[в молитве]" [XXII]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Разве тот, кто в молитве меняет расположение своего лица [подымает голову раньше имама], не боится, что Аллах обратит его лицо в ослиную морду"! - [XXIII] Он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Если кто исполняет молитву (салят) в предписанное время, правильно совершая омовение (вуду´) [3], с благоговением доводя до конца поясные и земные поклоны, то молитва предстанет в сиянии и белой [цветом] и скажет: "Да хранит тебя Аллах, как ты хранил меня!" А если кто исполняет молитву (салят) не в отведенное для нее время, небрежно совершая омовение, не до конца доводя поясные и земные поклоны и не преисполняясь благоговением, то молитва предстанет вся покрытая мраком, черная цветом, и скажет: "Пусть нашлет Аллах на тебя погибель, равно как ты сгубил меня!" И всегда, когда пожелает Аллах, молитва свернется как старая одежда, которой будут наноситься удары по лицу[небрежного]" [XXIV]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Худший вор - тот, кто обворовывает свою молитву (салят)" [XXV]. Ибн Мас´уд и Салман аль-Фариси, да будет доволен ими Аллах,говорили: "Молитва (салят) - [как] мера для взвешивания; кто соблюдает ее, тот сполна будет вознагражден, а кто уменьшает вес (обвешивает), тот узнает о том, что говорит Всевышний про "обвешивающих" [в Коране]". [4]


Достоинство совместной молитвы

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Совместная молитва (салят аль-джама) превосходит [наградой за нее] молитву, исполненную в одиночку, в двадцать семь раз[XXVI]. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не обнаружил на одной из совместных молитв некоторых людей и сказал: Я хотел приказать[человеку], руководящему молитвой [остановиться], а затем оторвать [занятых молитвой от их дела], чтобы повести к тем людям, которые отсутствовали на ней, и сжечь их дома. А в другой передаче[хадиса]: Затем оторвать [занятых молитвой от их дела],чтобы повести их на тех, которые отсутствовали на ней, и приказать [сжечь жилища последних], и горели бы дома последних, как дрова. Если бы кто-то из [отсутствующих на молитве] знал, что он найдет там кость с кусочком жирного мяса или пару овечьих копыт, то он присутствовал бы на ней (то есть, на вечерней совместной молитве (салят аль-иша) аль Газали[XXVII]. Усман ибн Аффан рассказал в [хадисе] марфуан: Кто присутствовал на вечерней совместной молитве, тот как будто молился половину ночи, а кто присутствовал на утренней совместной молитве, тот как будто молился всю ночь[XXVIII] . Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Кто исполняет молитву совместно с другими, тот [словно] наполнит реку поклонением.[XXIX] 

Сад ибн аль-Мусаййиб говорил: Вот уже двадцать лет не случалось такого, чтобы призывающий на молитву совершил азан (призыв на молитву), а после него меня не было бы в мечети. Мухаммад ибн Васи[5] сказал: В этом мире мне желанны только три вещи: брат по вере, который, если согнусь [от невзгод], выпрямит меня; еда из дозволенной пищи, чтобы не нести ответственность [в Судный день]; и совместная молитва, где нет небрежности в ее исполнении, а ее достоинство засчитывается мне. Рассказывают, что Абу Убайда ибн аль-Джаррах как-то в качестве имама[6] руководил совместной молитвой. Когда он освободился от нее, он сказал [присутствующим]: Все время шайтан не отступал от меня, пока я не возомнил, что у меня есть преимущество над другими. Никогда я больше не буду руководить молитвой в качестве имама. Аль-Хасан аль-Басри говорил: Не молитесь за человеком (имамом), который не посещает ученых, [сведущих в молитве]. [Факих Ибрахим ибн Йазид] аль-Нахаи сказал: Кто руководит совместной молитвой без должного знания, тот подобен человеку, который берется мерить воду моря и не узнает, много ее или мало. Хатим аль-Асам говорил: Однажды я не успел на совместную молитву и меня утешил лишь один Абу Исхак [7].Если бы у меня умер ребенок, то мне бы выразили свое соболезнование десять тысяч людей, потому что [ныне] несчастье в религии переносится людьми легче, чем несчастье в земном мире.


Ибн Аббас сказал: Кто услышит призывающего [на совместную молитву] и не ответит [присутствием на ней], тот не проявит добра, как не проявят его и по отношению к нему. Абу Хурайра сказал: Для сына Адамова лучше, чтобы его ухо было залито расплавленным свинцом, чем услышать призыв [на совместную молитву] и не ответить на него [присутствием на ней]. Рассказывают, что Маймун ибн Махран [8] как-то пришел в мечеть, где ему сказали: Люди уже разошлись, [завершив совместную молитву]. Он произнес: Поистине,мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся! (Коран, 2:151 (156)).Поистине, достоинство этой молитвы дороже мне, чем правление над Ираком! Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто в течение сорока дней совершал[обязательные ежедневные] молитвы вместе с другими, не упустив [ни разу] возвеличивание для вхождения в молитвенное состояние (такбир аль-ихрам), то Аллах запишет для него два оправдания: для признания невиновным в лицемерии и для избавления от огня[XXX].

Говорят, что если наступит Судный день, то будут оживлены [в числе других] люди, лица которых как сияющие звезды. Ангелы спросят их: Какие добрые дела вы творили? Те ответят: Когда мы слышали призыв к совместной молитве, то приступали к очищению (тахара)[9]и ничто не отвлекало нас от него. Затем будет оживлена группа людей, лица которых как светящиеся луны. Выслушав вопрос, они ответят: Мы совершали омовение до наступления времени [молитвы]. Потом будет оживлена группа людей, лица которых как солнечные светила. Они скажут: Мы слышали призыв на молитву в мечети. Рассказывают, что праведные предшественники три дня оплакивали себя, если упускали первое возвеличивание (такбир) [совместной молитвы для вхождения в молитвенное состояние], и семь дней, если не успевали на совместную молитву.



следующая страница >>