shkolakz.ru 1

К3 Позиция автора



Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

1)Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привес цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Обратите внимание: цитирование уместно только при определении авторской позиции, но не при комментировании.


Речевые клише:


Авторская позиция может быть отражена через

Примеры

1) рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов ее решения

1) Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN уверен: (далее идет разъяснение цитаты).

2) Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN утверждает, что…

3) Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идет цитата из текста). NN считает, что (далее идет разъяснение цитаты) / По мнению NN, … (далее идет разъяснение цитаты).

2) разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит

1) Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что…

2) Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что…


3) С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что…, NN уверен:…

4) Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатель все же ощущает его сожаление по поводу того, что…

5) Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

6) Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:


3) обращение к авторским аргументам, примерам, раскрывающим тезис

1) Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что…

2) Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что…

4) обращение к выводам, к формулировке основной авторской идее

1) Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что…

2) Данные аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что…

3) Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)… Он убежден:…



Авторская позиция может выражаться ПРЯМОтекстах научного, а иногда публицистического стилей) или КОСВЕННО (в текстах художественного и публицистического стилей).

В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяющий вербализировать позицию автора.


Для того, чтобы понять позицию автора, задайте себе ряд вопросов:

- О чем говорит автор?

- Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?

- Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?

- Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?

- Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?


Речевые клише


Авторская позиция выражена ПРЯМО

Авторская позиция выражена КОСВЕННО

- Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». NN убежден: …

- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

- Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:…


Методические рекомендации, позволяющие избежать ошибок:


- позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его.

- при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».