shkolakz.ru 1


Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2012

Естественные науки (от 8 до 10 лет)


«Чистый ли белый снег»


Ерошкина Дарья

ученица 4 класса


Руководитель:

Пантюхина Ирина Александровна

учитель начальных классов


МБОУ СОШ с.Большой Куганак


2012г.


Содержание.

Стр.


  1. Введение………………………………………………………………3

  2. О снеге и воде………………………………………………………...4

  3. Мои исследования……………………………………………………6

  4. Результаты работы………………………………………………….12

  5. Литература……………………………………………………………15



Введение.



Многие малыши и некоторые мои одноклассники не прочь есть вновь выпавший снег и облизывать сосульки, несмотря на категорические запреты взрослых. Мне захотелось узнать: а может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист и не хуже мороженого. Да и бабушка говорила, что раньше в деревне, когда она была маленькой, они часто топили снег, мылись топленым снегом в бане и даже пили чай. А откуда в нем грязь? Посмотрите он же белый, пушистый и чистый. Возможно ли это сейчас? И кто прав мы дети или взрослые, предстоит разобраться.

Цель:: изучить, насколько чист вновь выпавший снег и можно ли, не опасаясь отравления, есть снег и использовать его в пищу

Задачи :

  • разработать план исследования;

  • собрать материал о воде пригодной для употребления в пищу;

  • взять пробы снега в разных местах, пронаблюдать за снегом, провести сравнительный анализ.

Объект исследования: осадки, выпадающие в виде снега на территории с.Большой Куганак

Гипотеза: Если снег ослепительно белый, то, значит, он чистый и  безвредный для  нашего здоровья.

Используемые методы исследования:


Теоретический:


  • Изучение энциклопедической литературы по теме;

  • Поиск недостающей информации в Интернет.

Экспериментальный:

  • Сравнение качества талой воды, полученной от снега у школы взятой в нескольких местах с водопроводной водой

  • Изучение влияния токсических веществ на развитие растений



О снеге и воде.

Снег — это замерзшая вода, а как мы знаем, лед бесцветный. Почему же снег белый? Причина в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристаллов делает снег белым. Снег образуется, когда вода, находящаяся в атмосфере в виде пара, замерзает. Пар замерзает, и получаются чистые, прозрачные кристаллы. Движение воздуха заставляет эти кристаллы летать вверх и вниз. Двигаясь хаотично, кристаллы соединяются друг с другом или вокруг крохотных частичек, которые постоянно присутствуют в воздухе. Когда кристаллов собирается слишком много, они падают на землю в виде снежинок. Кристаллы, из которых состоят снежинки, организованы определенным образом. Это или шестиконечная звезда, или тонкая пластинка, имеющая форму шестиугольника. Каждая грань шестиконечной звезды точно похожа на другую. Хотя все грани одной снежинки похожи друг на друга, едва ли можно встретить две одинаковые снежинки. Мы считаем, что снег бывает только белым. Но были такие случаи, когда выпадал цветной снег. Один такой случай был описан Чарльзом Дарвином. Во время одной своей экспедиции он заметил, что копыта мулов покрылись красными пятнами, после того как они прошлись по выпавшему снегу. Покраснение снега было вызвано присутствием пыльцы красного цвета, которая находилась в воздухе, когда начал падать снег.

Снег, как губка, поглощает загрязняющие вещества, которые выбрасывают ТЭЦ при использовании импортного мазута с повышенным содержанием серы и фосфора и котельные, работающие на "безобидном" каменном угле. Добавим в снежную "начинку" черный песок, который щедро разбрасывают на дорогах, кое-где соль - и уж точно получим не белый снег.


Если растопим снег, то получим воду. Проверить воду дома в домашних условиях можно только на органолептику – цвет, вкус, запах, мутность. Также можно измерить показатель кислотности воды рН с помощью специальной лакмусовой бумажки. Остальные важные показатели должны проверяться специальными лабораториями.

При лабораторном анализе воды в ней проверяются следующие показатели:

1)Технологические показатели качества воды: содержание в ней железа, жесткость, кислотность воды, и др.)

2)Токсикологические показатели качества воды: содержание нитратов, фосфатов, органики, тяжелых металлов и др.)

3)Показатели бактериального и санитарно-химического загрязнения: наличие в воде вредных бактерий, кишечной палочки и др.

После анализа воды специалистами госсанэпидемнадзора выдаются рекомендации по корректировке состава воды с учётом концентрации в воде компонентов и технологии очистки воды, а также проводятся исследования и моделирование процессов обработки воды.

Пригодная для питья вода должна удовлетворять, как минимум следующим требованиям:

- отсутствие в воде такого количества веществ, как природного, так и другого происхождения, которое может причинить вред организму человека;

- отсутствие в воде большого количества болезнетворных организмов. Иными словам вода должна быть безопасной с точки зрения эпидемиологии;

- вода по цвету прозрачная и лишена неприятного вкуса или привкуса.


Мои исследования.

Порядок выполнения практической работы:


  1. Взять пробы снега на территории с.Большой Куганак в нескольких местах

( за рекой Куганак., у обочины шоссе, вблизи железной дороги, на территории школы)

  1. Часть талого снега профильтровать, проверив на содержание в нем грязи, сажи и других веществ.
  2. Другую часть талого снега, поставим отстаиваться, проверим, будет ли осадок, т.е. это говорит о большом содержании солей.


  3. Проверить талую воду, сравнив ее с питьевой водой на цвет и запах.

  4. Измерить показатель кислотности воды рН с помощью специальной индикаторной полоски.

  5. Проверить влияние токсичных веществ на развитие растений.

Описание опытов:

0пыт 1.

Цель: выяснить, действительно ли снег – это замёрзшая вода.

Емкость я наполнила свежевыпавшим снегом и занесла с его домой. При комнатной температуре снег стал таять и превратился в воду.

Вывод:  Снег – это кристаллизовавшаяся вода. Он тает при температуре 0˚С.



Опыт 2.

Цель: сравнить температуру снега и воды.

В стакане со снегом я установила термометр. Сначала он показывал -2˚С.  После того, как снег полностью растаял, температура повысилась до +1˚С.

Вывод: температура воды всегда выше 0˚С, а  температура снега ниже 0˚С. От употребления холодного можно заболеть ангиной или воспалением органов дыхания.



 

Опыт 3.

1. Я взяла пробы снега в четырех местах: 1.за рекой Куганак., 2. у обочины шоссе, 3.вблизи железной дороги, 4.на территории школы)


  1. Сделала фильтр, и опустила его в воронку. Аккуратно вылила часть воды в воронку и осмотрела фильтр, что на нем осталось. Увидела, что на фильтре остались частички грязи. Больше всего грязи было на фильтре, через который пропустили пробу снега взятого в вдоль железной дороги и на обочине шоссе. Чуть меньше было грязи на фильтре, через который пропустили пробу снега взятого на территории школы , и еще меньше за рекой Куганак. Но частички пыли, грязи, сажи – присутствовали во всех пробах снега, правда в разных количествах.


  2. Проверим наш снег на содержание солей, т.е. посмотрим, есть ли осадок, для этого возьмем вторую часть снега (взятого в тех же местах). Видно, что осадка в виде «хлопьев» не наблюдается ни в одной из проб снега.






  1. Сравнила талую и  водопроводную воду по чистоте. Приготовила два стакана. В один стакан налила талой воды, а в другой – водопроводной воды. На ситечко положила свежий ватный диск и отдельно  профильтровала воду из обоих сосудов. На фильтре, через который я пропускала талую воду, остался сероватый осадок и соринки.

Вывод:  Водопроводная вода чище, чем талая вода




  1. Теперь попробуем змерить показатель кислотности воды рН с помощью специальной лакмусовой бумажки. Показатель кислотности воды рН - это число 0 до 14, которое говорит нам о кислотности или щелочности конкретного вещества. «Чистой» воде отвечает значение pH=7, оно и определяется как нейтральное. Все, что больше семи – щелочное, меньше – кислое.Опустим индикаторную полоску в стакан с талой водой, индикатор стал оранжевого цвета, сравним со шкалой , pH= 5, оранжевый цвет говорит нам о повышенной кислотности, содержащейся в талой воде.




Результаты наблюдений я занесла таблицу:

 



 

Характеристика

в районе школы

около железной дороги

около шоссе

За рекой Куганак

1

Цвет снега

белый

серый

светло -серый

белый

2

Чем обусловлен цвет снега

-

 

угольная

пыль

пыль,

песок

-

3

Запах воды

без запаха

Неопределенный

Без запаха

без запаха

4

Интенсивность запаха

-

слабая

-

-

6

Цвет воды

Бесцветная

светло-серая

светло-серая

Бесцветная

7

Наличие осадка

нет

есть

есть

нет

9


Кислотность

6

6

6

6



Результат: Данные таблицы показывают, что самый чистый снег оказался в образцах, взятых за рекой Куганак . Снег белый, талая вода без запаха, бесцветна, в ней нет никаких посторонних примесей. Самым грязным оказался снег в образцах, взятых около железной дороги. Цвет снега серый, обусловлен угольной пылью, ощущается запах, цвет талой воды – светло-зеленый, при отстаивании образуется осадок. Менее загрязненными были образцы снега, взятые около автотрассы, но и в них были отмечены посторонние примеси. Снег, взятый в районе школы оказался достаточно чистым. Это говорит о том, что  окружающая среда чистая , реакция среды слабо кислая.

Опыт 4.

Цель: исследовать, как чистота или токсичность воды влияет на рост растений.

Для данного опыта я использовала 36 семян огурцов сорта «Апрельские». Сложила марлю в несколько слоёв, «спрятала» в них по 12 семян и  поместила марлю на дно трёх стаканов. Для замачивания семян взяла три пробы воды:   №1 - вода из водопровода;   №2 - вода из снега за рекой Куганак;     №3 – вода из придорожного снега.

 



     Весь опыт занял семь дней. Свои наблюдения я вносила в следующую таблицу:

Дни

Вода водопроводная

Вода

из талого снега

Вода из придорожного снега

1 день

посадка


посадка

посадка

2 день

проклюнулись 3с.

проклюнулось 1с.

-

3 день

проклюнулись 9с.

проклюнулись 10с.

-

4 день

 

проклюнулось 1с.

проклюнулись 7с.

5 день

 

 

проклюнулись 5с.

6 день

появились 5 зелёных росточков

появились 3 зелёных росточка

 

7 день

 

 

появились 2 зелёных росточка

 

Вывод: Семена огурцов, посаженные в одно и  то же время, все  взошли, но развивались неравномерно.

      Наиболее интенсивный рост,  сильные ростки дали семена, помещённые в  водопроводную воду.

В пробе №2 наблюдалось незначительное отставание в росте, но после окончания опыта росточки стали быстро увядать.

Самое  медленное развитие семян обеспечила проба №3, потому что она самая грязная: сажа, копоть, мазут, и др.


Результаты работы.

Целью нашей работы было выяснить, можно ли использовать осадки в виде снега в пищу. Проведённые исследования  подвели меня к следующему выводу:


Близость к посёлку железной дороги , дым из труб домов и котельных, выхлопные газы автотранспорта способствуют загрязнению атмосферного воздуха. Снежинки по дороге к земле «собирают» пылинки, частички копоти и различные ядовитые вещества. Снег- накопитель загрязняющих веществ. Поэтому нельзя облизывать сосульки, пить талую воду, есть снег.  Он белый, но не чистый! Да, возможно раньше в деревнях пили снеговую воду, ополаскивали ей голову, умывались. Но все-таки мы не рекомендуем этого делать, поскольку снег, как и любые осадки, содержит слишком много вредных примесей. Вы же не знаете, в каких местах собирала влагу та или иная тучка. Проводя эти опыты мы брали снег в разных местах, и даже самый свежий чистый талый снег содержал черные точки -грязь, видимую даже глазом. Не говоря уже о микроскопических вредных примесях

Выходит,  взрослые  правы!

      В процессе работы над данной темой я  познакомилась с различными источниками информации, восполнила свои знания,  приобрела полезный опыт исследовательской деятельности и  выступления перед разной аудиторией.

PS:

Разноцветный снег выпал на Ставрополье. На удивление местных жителей, его цвет варьировался от розового до бурого в зависимости от района.

Осадки необычной расцветки наблюдали жители города Ставрополя и Шпаковского района, о чем они известили Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ (Роспотребнадзор), сообщает пресс-служба этой организации.

Выяснить причину подобной аномалии специалистам пока не удалось. Аварийных ситуаций на промышленных предприятиях, по данным Роспотребнадзора, не было. Возможно, ответ даст анализ проб осадков и воздуха, которым занимается лаборатория Центра гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае.

Стоит отметить, что за последние дни с цветным снегом столкнулись также жители Краснодарского края и Приамурья. Подобная аномалия испугала граждан, породив слухи о серьезной аварии на химических предприятиях.


Ученые, впрочем, пытаются успокоить панические настроения и объяснить разноцветный снег с рациональной точки зрения. Желтый снег объясняют ветрами из пустынь, а розовый - воздушными массами со стороны Африки.





  1. Список источников информации и иллюстраций:

  2. Карюхина Т.А., Чуранова И.Н. Контроль качества воды, Учебник, -М.; Стройиздат, 1986;

  3. Сан ПиН 2.1.4.559 – 96 Питьевая вода. – М.; инф.изд Центр Госкомсанэпиднадзора России, 1996;

  4. Клячко В.А., Апельнин И.Э. Очистка природных вод. Изд. лит. По строительству. – М.; 1979.



Сайты в Интернете:


  1. Интернет –сайт tvoyashkola.ru/index.php?option…view&id…Itemid…id…

  2. Интернет –сайт о природе http// www.apus.ru


Иллюстрации:

  1. Фото из личного архива автора

  2. http://stvnews.ru/latest_news?page=236