shkolakz.ru 1 2 ... 17 18

Управление образования и науки Тамбовской области


ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения

духовно-нравственного наследия «Преображение»


Из опыта работы

ГОУ СПО


«Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве № 17», г. Москва


сборник материалов


Тамбов


2012 г.



Раздел 1.


Образовательная система


«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он Ангелов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Ангелов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Ангел изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Монах Варнава (Евгений Санин) «Маленькие притчи для детей и взрослых».


Введение.

Все хотят добра детям, юношеству, молодёжи, все хотят видеть подрастающее поколение счастливым, порядочным, успешным, ответственным за судьбу России, и помочь им стать такими – задача и родителей, и педагогов.

Задача трудная, требующая постоянной работы, затраты и душевных, и профессиональных усилий, задача, квинтэссенцией которой является стремление помочь детям осмысленно вступить во взрослую жизнь и адаптироваться в ней. В этой связи огромную роль играет аспект выбора будущей профессии. Безусловно, все профессии ценны и достойны уважения, и вполне справедлив тезис о том, что «не важно, кем ты будешь, а важно каким ты будешь», но так же справедливо и то, что от того, кем ты будешь, зависит и то, каким ты будешь.

Чем раньше человек определиться в выборе своей профессии, таким образом, чтобы избранный им жизненный путь совпал с его судьбой тем лучше. Именно ранняя профессиональная ориентация во много помогает молодому человеку избежать страшных ошибок и поступков порой непоправимых.


Система среднего профессионального образования — социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности.

В системе среднего специального образования сегодня обучается достаточно большое число молодежи – около 3 млн., это около 3 тысяч учебных заведений. И что очень важно, молодёжи предоставляется возможность выбрать профессию из 250 специальностей.

Сегодня выбор молодым человеком среднего профессионального образования (СПО) – это оптимальный вариант, поскольку такое образование не заслоняет будущей профессии и дает крепкую почву под ногами, чтобы впоследствии действительно было, откуда воспарить. Эта почва – профессиональные навыки, которые нельзя забыть, в отличие от институтских конспектов.

Система среднего профессионального образования позволяет за 3 - 4 года получить профессию, по которой можно тут же начать работать, а не безрезультатно обивать пороги компаний, показывая работодателям резюме с записью о весьма общем бакалаврском или даже магистерском образовании. У «простых профессий» есть простое свойство – они всегда востребованы, даже если зарплата не слишком большая. А сейчас наблюдается настоящий дефицит квалифицированных профессионалов среднего звена.

Очень показательно, что, как правило, выпускники средних специальных учебных заведений, продолжая обучение в ВУЗе, становятся самыми успешными студентами, потому, что они приобрели то, что не всегда дает школа – они научились учиться. И это уже профессионально сориентированные молодые люди: поступив уже по специальности той или иной в ВУЗы, они добиваются более высоких результатов.

Получать образование в техникумах и училищах не гнушались физики (Лев Ландау), космонавты (Юрий Гагарин), музыканты (Олег Лундстрем), драматурги (Виктор Розов), артисты эстрады (Аркадий Райкин), модельеры (Вячеслав Зайцев), писатели (Анатолий Приставкин) и интеллектуалы из игры «Что? Где? Когда?» (Александр Друзь). Думается, такого перечня имен достаточно, чтобы стало понятно, что через колледжи, техникумы и училища лежит путь к яркой карьере, если человек сам того захочет.


Абсолютно несправедливо стереотипное мнение, что профессии, предлагаемые средним профессиональным образованием сплошь нетворческие. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Главная цель образования, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Развивающемуся обществу нужны образованные, духовные и нравственные люди, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу России, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и неопределенности, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым творческим потенциалом.


  1. Традиции и социокультурные особенности

ГОУ СПО КАМС № 17


Наш колледж ГОУ СПО КАМС № 17 - уникальное явление, где сливаются традиции и новаторство; вся его история – это история непрерывного движения вперед, развития и в то же время – бережного отношения к достижениям прошлых лет.

Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве №17 – это бывший Московский архитектурно-строительный техникум, образованный 15 мая 1930 года по Приказу Высшего Совета народного хозяйства. Первый выпуск – 235 человек – состоялся в 1934 году. В 2010 году наш колледж – техникум отметил свой 80-летний юбилей. За время своего существования КАМС № 17 подготовил более 2500 специалистов для строительной отрасли среднего звена, которые работают по всей стране и в Москве. Среди выпускников много известных специалистов, руководителей строек, строительных трестов и управлений, руководителей проектных институтов и архитектурных мастерских. Много их них и ученых; среди выпускников 26 докторов наук, из них 18 профессоров, 237 кандидатов наук, есть и члены академии Архитектуры и строительных наук, есть заслуженные строители и заслуженные художники. На сегодняшний день в стенах КАМС № 17 обучается 1620 человек, представленные отделениями «Архитектура», «ПГС», «Градостроительный кадастр», «Менеджмент» и тремя подразделениями НПО. Специальность «Архитектура» имеет повышенный уровень профессиональной подготовки по направлениям «Архитектура зданий, сооружений и комплексов культового назначения» и «Дизайн архитектурной среды».


На протяжении всего своего существования для профессиональной деятельности КАМС № 17 неизменным являлось сочетание тесной взаимосвязи учебной и воспитательной компонентов.

Таким образом, учебно-воспитательному процессу, осуществляемому в КАМС № 17, в полной мере соответствует принцип:

обучаем — воспитывая, воспитывая – обучаем; утверждаем, что образование без нравственной основы – бессмысленно.


  1. Миссия, цели и задачи ГОУ СПО КАМС № 17


Введение

Томас Мор утверждал, что первая цель образования - «внутреннее знание того, что правильно. Знание, не зависящее от слов других людей. Иначе наш разум будет неизбежно лишен покоя, всегда колеблясь между радостью и печалью из-за мнений других». Образованный человек в первую очередь тот, кто знает ответы на главные вопросы. Образование – это создание Человека. Образовать – значит создать, совершить акт творения. Безусловно, что показателем успешной работы образовательного учреждения является отнюдь не только глубина профессиональных навыков. Сегодня Россия нуждается в подлинном образовании, сочетающем в себе приобретение знаний, умений и навыков, и систему формирования человека, позволяющего отличать добро от зла, дающую шкалу ценностей, показывающую красоту высокого и мерзость низменного и недостойного.

Таким образом, очевидно, что успешна работа того образовательного учреждения, в котором глубина профессиональных знаний и навыков сочетается с человечностью его выпускников. Что толку, если человек владеет техникой профессии, но не имеет чести, не имеет высших ориентиров, и не может сформировать моральную и идейную основу своего творчества? Анализируя связи иерархической структуры личности и воспитания, можно обозначить три плана бытия: биологический, социальный и духовно-культурный. Им соответствуют три уровня воспитания человека: как психофизического организма, как общественного индивида, как личности, включенной в культурную традицию. Сегодня Россия нуждается в подлинном образовании, сочетающем в себе приобретение знаний, умений и навыков, и систему формирования человека, позволяющего отличать добро от зла, дающую шкалу ценностей, показывающую красоту высокого и мерзость низменного и недостойного. Если воспитание не даст человеку шкалу ценностей, то ее даст рынок. Рынок в этом плане очень последователен, он не предлагает «выбирать», а постепенно внедряет человеку свою шкалу ценностей. Под видом свободы, у молодежи формируют мировоззрение, согласно которому все продается и покупается. Юношей и девушек учат, что мир лежит не между полюсами добра и зла, а между выгодой и убытком. Под «соусом» развлечения внушается философия коммерческого успеха, что главное – обладать вещами и думать только о себе.


Бытует мнение, что человека воспитывает семья. В принципе, это правильно, но что мы видим на деле? Далеко не все родители знают, чему учить и как воспитывать своих детей, потому что сами являются продуктами системы, в первую очередь делающими из них потребителей. Они говорят, что хотят детям блага, но не могут указать, что есть благо. В большинстве случаев под благом подразумеваются деньги. Само по себе такое направление мысли убого. Сводить благо к деньгам – значит ставить крест на всем том, что нельзя купить. А это как раз самое главное. Ведь человек, в жизни которого нет того, что нельзя купить, несчастен и беззащитен, так как система начинает использовать его и поглощать, превращая в объект для заработка денег, для соответствия моде и т.п. В итоге он не видит себя как личность. Так, можно утверждать, что основной задачей воспитания является обретение юношеством и молодежью духовного и нравственного фундамента, развитие интеллекта, возрастающего из моральных качеств, из принципов, чести, воли и веры. С прискорбием отмечая, что сегодня здоровье страны, в первую очередь духовное, серьезно подорвано, более всего необходимо обращать внимание в аспекте воспитания на укрепление моральных устоев общества, которое возможно только в процессе взращивания людей, наделенных чувствами веры, народной традиции, родных корней, национального уклада жизни, культуры. Восстановить разоренный духовный мир на пустом месте невозможно. Нужна основа, от которой можно оттолкнуться, ось, вокруг которой можно структурироваться. И этой основой являются традиционные ценности отечественной культуры, проецируемые в духовно-нравственную сферу.

Именно у Русской Православной Церкви есть такие ориентиры в контексте нравственного православно – христианского учения о Человеке, Цели его жизни и Смысле, отношений с другими людьми, Богом, миром.

В своём выступлении Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, «в стране, культурный код которой сформирован Православием, подрастающие граждане не могут не иметь базовых представлений о православной культуре, иконописи, церковной архитектуре».


В этой связи, методологической основой духовно-нравственного воспитания молодежи необходимо ставить традиции русской культуры, представленные в различных аспектах:


  • Культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры)

  • Нравственно-этическим (в контексте нравственного православно-христианского учения человеке, цели его жизни и смысле отношения с другими людьми, Богом, миром)

  • Этнокультурном (на основе национальных традиций)


На этой основе в 2009- 2010 учебном году была разработана и внедрена в действие экспериментальная программа «Православная культура, как основа развития творческого потенциала учащихся и студентов», охватывающая всех студентов СПО базового уровня и учащихся НПО.

Руководителями и авторами программы являются Пименова Елена Игоревна (ответственная за выпуск специальности «Архитектура зданий, сооружений и комплексов культового назначения», преподаватель архитектурных дисциплин, почетный работник СПО, член Российской гильдии иконописцев) и Ермакова Лидия Михайловна (председатель ПЦК Строительных дисциплин, преподаватель экономики и технологии строительного производства, почетный работник СПО).

Целью программы является попытка формирования творческого мышления и творческих возможностей на основе православной культуры.


    1. Программа духовно-нравственного воспитания в ГОУ СПО КАМС № 17 «Православная культура, как основа развития творческого потенциала учащихся и студентов».


Содержание программы.

Воистину - человек создан для того, чтобы творить. А для чего же еще мог создать его Вечный Творец, создавший все?! Творчество – это чудо Божие, Божий дар человеку, проявление в человеке образа и подобия Божьего, Его всепобеждающей, творческой силы. Любой человек инстинктивно чувствует это.

Трудно определить причину угасания творческого стремления, но оно противоестественно и пагубно. Да, Творец даровал человеку свободу и не отнимет Своего дара. Но, приняв царственный дар, человек принимает и полную меру ответственности. Как тут не вспомнить притчу о талантах?


Дар Творчества может воскреснуть, если осознать, что творить по-настоящему, можно только в сфере христианских ценностей, только перед лицом вечности и Бога. Тогда, любовь к Богу и человеку, понимание высших бытийных ценностей, проявится во всех видах человеческой деятельности.

Программа «Православная культура, как основа развития творческого потенциала учащихся и студентов» предусматривает принцип структурирования различных видов культурной, познавательной и аналитической деятельности в контексте творческого подхода на основе православных духовно-нравственных основ и ценностей.

Участниками программы могут быть учащиеся школ, студенты и учащиеся СПО, НПО, начиная с 15 лет, без учета их профессиональной и образовательной подготовки.

Программа, разработанная в КАМС № 17, включает в себя 5 блоков, в основе которых заложен принцип ориентированности на православную культуру и творческое мышление, состав которых может корректироваться. Работа по программе осуществляется во внеучебное время, действие программы не ограничено во времени.


Блоки программы представлены в следующем виде:


  1. Православие и русское искусство;

  2. Экскурсионно-просветительская и аналитическая деятельность;

  3. Основы церковнославянского языка;

  4. Основы народного художественного творчества;

  5. Школа иконописи.

Учащимся и студентам предлагается выбрать любые из них по желанию. Все занятия по программе проводятся преподавателями КАМС № 17 – авторами блоков.


Сущность блоков программы представлена следующим образом:

1.Православие и русское искусство:

Программа предусматривает использование лекционных занятий, экскурсионную деятельность студентов и учащихся, посещение выставок соответствующей тематики, посещение театров для просмотра спектаклей духовно-нравственной тематики. Также в структуре курса «Православие и русское искусство» предусматривается использование такой формы занятий, как семинары, в которых осуществляется обратная связь преподавателя со студентами и учащимися. Во время семинаров, проводимых в свободной форме, студенты и учащиеся могут высказать и проверить свои убеждения и впечатления, обсудить изученный материал, а также задать интересующие их вопросы.


Автор и руководитель блока программы: Е.И. Пименова.

2. Экскурсионно-просветительская и аналитическая деятельность.

Программа предусматривает:

Расширение общего кругозора в контексте духовно-нравственных, православных и патриотических ценностей;

Изучение и анализ истории и культуры России;

Приобретение навыков исследовательской деятельности;

Формирование духовных православных ценностей;

Формирование навыков общения, изложения своих впечатлений и своей точки зрения, мыслей, ощущений в вербальной и письменной форме; Приобретение навыков аналитического мышления.

Авторы и руководители блока программы: Е.И. Пименова, Л.М. Ермакова.

3. Основы церковнославянского языка.

Целью программы является:

Возрождение духовно – нравственной основы и формирование национального самосознания на основе приобщения к русской национальной культуре, на основе церковнославянского языка.

Помимо приобретения навыков чтения и письма на церковнославянском языке, учащимися выполняются творческие задания.

Автор и руководитель блока программы: Е.И. Пименова.

5.Основы народного художественного творчества.

Целью программы является:

Приобщение к национальным традициям, чувству целостного восприятия мира, приобретение импульса добра и радости, гармонии и красоты.

Осознание русского декоративно-прикладного искусства, как «почерка» народа, его живого и образного языка.

Преодоление стереотипов сознания, что «я не умею, у меня не получится».

Приобретение практических навыков декоративной росписи игрушек и Пасхальных яиц.

Автор и руководитель блока программы: Е.И. Пименова.

6.Школа иконописи:

Ставит своей целью:

- Прежде всего, обращение обучающихся в ней к традиционным православным духовно-нравственным ценностям, истокам русской национальной истории и культуры, формированию чувства патриотизма и чувства прекрасного;


- Преодоление стереотипов сознания, что «я не умею, у меня не получится»;

- Приобретение конкретных профессиональных знаний, умений и навыков в области указанной деятельности.

Автор и руководитель блока программы: Е.И. Пименова.


На основе студии - объединения дополнительного образования «Школа иконописи и основ народного художественного творчества» может быть создана мастерская по письму икон и росписи деревянных изделий, экономический расчет деятельности которой выполнен студентами КАМС № 17, под руководством Л.М. Ермаковой в рамках работы объединения дополнительного образования.


Все блоки обеспечены программами; блоки «Православие и русское искусство» и «Школа иконописи» снабжены методическими разработками для пользования учащихся и студентов.


Занятия по программе проводятся в атмосфере дружеского общения. Учтивая затрудненность дружеских контактов и часто отсутствие единомышленников, программа помогает преодолеть данные трудности. В процессе участия в программе учащиеся и студенты обретают друзей, преодолевают чувство одиночества и разобщенности.

Отметим еще один аспект действия нашей программы - волонтерство. Наш колледж дружит со школой - интернатом №9 ВАО (для детей с девиантным поведением). Здесь учатся дети из неблагополучных семей, обделенные полноценным домашним воспитанием, родительской любовью и лаской. Здесь работают хорошие учителя и воспитатели, но дети нуждаются в большем – им очень не хватает внимания. В свете этого было решено, что ежегодно на Новый год, Рождество и Пасху наши студенты делают для детей подарки – расписывают деревянные игрушки – зверят и Ангелов, Пасхальные яйца. В результате этого: с одной стороны, ребята из интерната ощущают внимание и доброе отношение к себе. С другой стороны, - наши студенты учатся сочувствию и милосердию, без которых любое духовно-нравственное воспитание невозможно.

По итогам действия программы учащимся и студентами было предложено написать небольшие эссе о своих впечатлениях по участию в ней. Действующая программа пользуется большим интересом учащихся и студентов, и, безусловно, будет продолжаться, совершенствуясь и углубляясь.


Заключение

Данная программа позволяет вести диалог со студентами о самом важном – о любви к Родине, теме родного дома, о справедливости, благородстве, мужестве, человеческом достоинстве. В душах студентов поселяются забытые, неупотребляемые ныне слова: «честь», «целомудрие», «достоинство», «самопожертвование». Если быть точным, забыто их значение, они произносятся, как правило, с ухмылкой. Между тем, целомудрие – это целостность души, редкое для людей состояние, когда ум, сердце и воля в согласии, созвучны друг другу. Возвращается подлинный, глубинный смысл слову «поступок»: - выбор решения, ответственность за другого. И вот тут-то и начинается внутренняя работа, рождающая Человека.

** Руководители программы готовы провести мастер-классы по ее действию для педагогов общеобразовательных школ, колледжей, и предоставить имеющиеся методические, иллюстративные и лекционные материалы с целью обмена опытом.


  1. Духовно- нравственная компонента в образовательной программе ГОУ СПО КАМС № 17

Долгая и славная история нашего колледжа не только не позволяет почивать на лаврах, а наоборот, побуждает к поиску новых видов и форм работы, открытию новых специальностей и расширению сферы профессиональной деятельности уже существующих профессий.

В 2005 году в рамках существующей специальности «Архитектура» был открыт повышенный уровень обучения «Архитектура зданий, сооружений и комплексов культового назначения», являющийся уникальным, не имеющим аналогов явлением в Российском образовании.

В настоящее время нигде, кроме КАМС № 17, невозможно получить профильную подготовку в области храмостроительства.

Создание повышенного уровня специальности «Архитектура» обусловлено многими параметрами, но главным из них, наряду с сугубо профессиональными, является аспект духовно – нравственного состояния нашего общества и, в особенности, юношества и молодёжи.


Также одной из целей, побуждающих создать повышенный уровень специальности «Архитектура» было желание оказывать бескорыстную помощь в проектировании объектов храмостроения всем нуждающимся и отдаленным приходам, и изначально наши студенты ориентированы на это. Практическая профессиональная деятельность студентов повышенного уровня обучения начинается уже в процессе учебы на стадии курсового и дипломного проектирования. Руководитель специальности и студенты повышенного уровня находятся в постоянном контакте с представителями Епархий и приходов Русской православной церкви, а также общественными организациями (Московское общество «Мемориал», Общественная организация «Фонд Новочеркасская трагедия», Интернет журнал «Юная роса»). Все курсовые и дипломные проекты за 6 лет существования повышенного уровня выполняются на реальной основе.

Таким образом, наши заказчики являются нашими социальными партнерами. Иереи РПЦ приезжают в колледж, благословляют студентов и преподавателей на предстоящую работу, отвечают на интересующие и волнующие учащихся вопросы. Встречаются со студентами и представители Общественных организаций, чьи заказы мы выполняем.

Так профессиональные, соработнические и дружеские контакты связывают нас с иереями РПЦ:

- о. Михаилом (Гольцман) – г. Рославль,

- о. Сергием (Шипунов) – с. Турочак,

- о. Георгием (Харин) – г. Ижевск,

- о. Валерием (Дьячков) – г. Боровичи,

- о. Виталием (Коценко) – с. Вослинки,

- о. Владимиром (Соколов) – г. Москва,

- о. Геннадием (Андреянов) – г. Москва,

- о. Георгием (Докукин) – г. Москва,

- о. Алексием (Демидов) – г. Азов,

- о. Дионисием (Котов) – Саратов,

- игуменом Зеноном – Знаменский монастырь г. Елец,

- послушницей Валентиной – Знаменский монастырь, г. Елец,

- председателем Приходского и попечительского совета Православного прихода с. Лёкшмозеро А.В. Кузиным,


-главным редактором журнала Юная Роса (Московская городская организация Союза писателей России) Сигачевым А.И.,

- председателем Фонда «Новочеркасская трагедия» Водяницкой В.Е.


Следует отметить, что проекты, выполняемые студентами на базовом уровне обучения специальности «Архитектура» являются сугубо учебными и не представляют практической ценности. Также, на основании образовательного стандарта базового уровня обучения, студенты разрабатывают небольшие фрагменты проектируемого здания. Исследовательско-аналитическая компонента проектирования в данном процессе не задействована, а творческий аспект – минимизирован.

В процессе обучения на повышенном уровне и проектировании зданий, сооружений культового назначения студенты полностью разрабатывают объект на реальной основе с проведением специальных действий и мероприятий, способствующих оптимизации его планировочного и объемно-пространственного решения.


    1. Возродившаяся из небытия, или второе рождение.

«Архитектура зданий, сооружений и комплексов культового назначения».

Введение

Наследуя лучшие традиции отечественной архитектурной школы, обеспечивая широкую подготовку, впервые с 1917 года осуществляется подготовка специалистов, владеющих основами мастерства храмостроения. Выпускники повышенного уровня имеют возможность участвовать в проектировании не только гражданских зданий, но и храмов, звонниц, часовен, купален, монастырей и храмовых комплексов.

Испокон веков храм являлся самым главным, самым красивым зданием города или села. Лучшие архитекторы, строители, художники считали за великую честь принять участие в создании храма. Именно храмы определяют облик города, выражая его во всей красоте монументальных форм. В храмостроительстве расцветают все виды архитектурной деятельности – объемно-пространственное проектирование, интерьер, ландшафт и благоустройство, дизайн среды. В храме едино проявляются все виды искусств: архитектура, скульптура, живопись, музыка – в наивысшем своем воплощении.


    1. Содержание образования архитектора-храмостроителя.


следующая страница >>