shkolakz.ru 1

Методический материал


по математике для 4 класса


Акула

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. Это самые древние рыбы на Земле. Появились они 400 млн лет назад, даже раньше, чем динозавры. Сейчас их насчитывается око­ло 350 видов, но даже в наше время не все акулы известны науке.

Костей у акулы нет совсем. Их скелет целиком состоит из хрящей, а кожа покрыта острыми шипами. Длина тела акул колеблется в очень широких преде­лах - от 15—40 см у колючих и куньих акул до 15-20 м у гигантской и китовой акул.

Вес тела таких гигантов может достигать 20 т. Тело большинства видов акул удлиненное, торпедообразное. Однако некоторые акулы сходны со ската­ми, а пилоносые внешне напоминают пилорылообразных скатов. Жаберные щели у акул расположены по бокам головы. У некоторых видов имеется под­вижное веко в переднем углу глаза - так называемая мигательная перепонка.

Белая акула может без усилий перекусить человека, но на людей акулы на­падают только тогда, когда сильно голодны. Для человека потенциально опасны 50 видов, нападение 29 из которых документально зарегистрированы. Наиболее опасными являются тигровая, белая и песчаные акулы, а также акула-молот.


Задание 1. Белая акула – самый опасный хищник моря. За 7 секунд она проплывает 105 м. За сколько секунд она может преодолеть расстояние в 345 м, если будет двигаться с одинаковой скоростью?


Задание 2. Акула-людоед весит 6 т, гигантская акула – 18 т. Сравни массы акул?

Задание 3.
Найди в тексте, чему может быть равна масса акулы и вырази эту величину в более мелких единицах массы.

Задание 4.
Используя информацию из текста, вычисли, сколько видов акул безопасны для человека.

Задание 5. Сравни длину тела самой маленькой акулы с длиной тела гигантской акулы.






Акула. Л. Н. Толстой

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря
дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из
топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: "Купаться!" - и
в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его
и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду,
но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом
море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому
месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.
Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на
своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:
- Не выдавай! Понатужься!
Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину
морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист. Но ребята не
слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.
Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что
было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была
не дальше двадцати шагов.
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но
потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и
мальчики поплыли в разные стороны.
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и
побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял
фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что

будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и
закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали,
потому что на минуту дым застлал нам глаза.
Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала
тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон
раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут
лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Задание 1
. Белая акула рождает до 14 акулят за один раз. Сколько акулят родятся у 9 акул, у 38 акул?

Задание 2. Средняя скорость акулы 8 км/ч. За сколько часов она преодолеет 248 км?

Задание 3.  В территориальных водах Соединённых Штатов зарегистрированы нападения акул на человека в период с 2000 по 2004 года:

2000 г. – 53

2001 г. – 50

2002 г. - 47

2003 г. – 40

2004 г. – 30


Используя данные, построй диаграмму. Сделай вывод. Пользуясь материалами сети Интернет, узнай статистику за этот год.


Задание 4. Как правило, в пасти акулы зубы выстроены в 20 рядов и в каждом ряде их до 30. Сколько всего зубов у акулы?

Задание 5. Рассмотри таблицу. Выполни задания.






Вес

Длина

Белая акула

780 кг 500 г


40 дм

Тигровая акула

585 кг 215 г

4 м 83 см



- Чей вес меньше и на сколько?

- Какая акула длиннее и на сколько?

- Какова масса 4 белых акул и 3 тигровых?


Предметные результаты:


  • Способность к выполнению вычислительной деятельности (нумерация многозначных чисел, умножение и деление на однозначное и двузначное числа, сложение и вычитание многозначных чисел, действия с величинами, задачи на движение).


Метапредметные результаты:

  • Способность находить нужную информацию из разных источников

  • Способность представлять информацию в виде диаграммы

  • Способность к анализу, обобщению, сравнению.