5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 522700 КОНФЛИКТОЛОГИЯ


  1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:



shkolakz.ru 1 2

ГСЭ.Ф.11


Экономика

Предмет экономической науки, ее разделы; экономические системы; экономические институты; макроэкономика; спрос; индивидуальный и рыночный спрос; предложение; рыночный механизм; роль цен в экономике; рынки взаимосвязанных товаров и услуг; фирма; бухгалтерские и экономические затраты и прибыль; производительность; конкуренция и структура рынка; антимонопольное регулирование; рынок труда; спрос и предложение труда; человеческий капитал; доходы; неравенство и перераспределение доходов; функции и виды денег; инфляция и ее причины; ВВП и ВНП; ЧНП; национальный доход; личный доход; совокупные спрос и предложение; макроэкономическое равновесие; виды и уровень безработицы; меры борьбы с безработицей; экономический рост; модели роста; экономические циклы; фискальная политика; основные статьи доходов и расходов госбюджета; банковская система; международная экономика; развитие экономической науки; основы прикладной экономики; предпринимательство; виды предприятий; виды ценных бумаг; основы бухгалтерского учета; оценка результатов хозяйственной деятельности; понятие банкротства; основы маркетинга; виды рекламы; налоги; налоговая система; финансовые институты; механизм действия бирж, страховых и инвестиционных компаний; основы потребительских знаний; переходная экономика; характеристика и структура российского хозяйства.




ГСЭ.Р.00


ГСЭ.В.00


Национально-региональный (вузовский) компонент


Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

270


270


ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

550

ЕН.Ф.00


Федеральный компонент

475

ЕН.Ф.01

Математика и информатика

Аналитическая геометрия и линейная алгебра; дифференциальное и интегральное исчисления; дифференциальные уравнения; элементы теории вероятности; математическая статистика. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.

300

ЕН.Ф.02

Концепции современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро - и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, генодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.


100

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

75

ЕН.В.00

Дисциплины по предложению УМО

75

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины направления

3500

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2800

ОПД.Ф.01

Введение в специальность

История отечественной конфликтологии как науки и учебной дисциплины; предмет и методы конфликтологии; междисциплинарные особенности конфликтологии; общая теория конфликта и методологические подходы исследования конфликта; отраслевые конфликтологии; общие методы предупреждения и разрешения конфликтов; посреднические отношения и понятие “посредничество”; переговоры как практика посредничества; специфика управления конфликтом.




ОПД.Ф.02

Общая конфликтология

Предмет и методы исследования конфликта; понятие конфликта, структура конфликта (субъект конфликта, действие в конфликте, состояние субъекта конфликта, положение субъекта конфликта в объединении), типология конфликта; понятие “объединение индивидов”, основные формы объединения; методологические подходы осмысления конфликта; конфликт как особый способ взаимодействия субъектов; структура действия; типы взаимодействий, условия взаимодействий, результаты взаимодействий; понятие зависимых взаимодействий, распространенные формы зависимости (личностные, вещные и т.д.); добровольные, принудительные, подчиненные и насильственные формы зависимости; исторические формы преодоления зависимости (война, восстание, бунт, революция, партии и т.д.); понятие самостоятельных (произвольных) действий субъекта взаимодействия, диалектика зависимых и независимых действий; конфликтное пространство, понятие, границы и факторы расширения и ограничения; институциональная и неинституциональная сущность конфликта и конфликтного пространства; формы институционализации конфликта и конфликтного пространства; понятие институционального и неинституционального конфликта; социальные формы конфликтного сознания (анархизм, коммунизм, либерализм, консерватизм и т.д.) и поведения (агрессия, насилие и т.д.); способы предупреждения конфликтов: обычай, традиция, нравственность, религия, право и т.д.; роль социализации в предупреждении конфликтов; конфликтологические аспекты формирования толерантного мышления; особенности конфликтологического анализа действительности и его эвристический потенциал.





ОПД.Ф.03

История конфликтологии

Античность: исходные представления о конфликте; природа “агона” в античной философии; идея военного противостояния в историческом понимании Геродота, Фукидида и Ксенофонта; учение Гераклита о “логосе” и диалектике перехода в противоположное; элеаты: противопоставление бытия и небытия; “агон” и философия классического периода античности; “агон” и философия эллинистического и римского периодов; представления о конфликте в Средневековье: природа конфликта: разум-вера, истина-откровение средневековой теологии и философии; природа противостояния номинализма и реализма в средневековой схоластике. Эпоха Возрождения: противостояние средневековому образу мышления. Новое и современное время: эпоха Нового времени, природа конфликта в сфере сознания; западноевропейская мысль XIX-го начала XX вв.: конфликт, борьба, антагонизм; конфликтная сущность современного глобализма: экономика, политика, идеология.




ОПД.Ф.04

Философия конфликта

Введение в предмет философии конфликта; диалектическое учение о противоречиях; философское понимание человека как основание конфликтологии; место и роль конфликта в существовании и развитии социума; логико-гносеологические и праксиологические аспекты конфликтологии: гибкость мышления и толерантность, конфликт в системе культуры, проблемы методологии разрешения конфликтов.




ОПД.Ф.05

Политическая конфликтология

Предмет и методы политической конфликтологии; политология и политическая конфликтология; основные представления о политическом конфликте; основные подходы теоретического осмысления; политический конфликт, сущность, особенности стадий развертывания; виды и уровни политического конфликта; социальное неравенство и политический конфликт; политические противоречия и политический антагонизм, формы их проявления в политическом конфликте; внутренние и внешние детерминанты политического конфликта; рыночная экономика и политический конфликт; государство и политический конфликт; политические группировки и политический конфликт; идеологический плюрализм и политический конфликт; конфликт политических ценностей; политический протест и экстремизм; методы разрешения политического конфликта; политическое и государственное управление конфликтом: администрирование и регулирование; прогноз развертывания политических конфликтов; методы политического сдерживания конфликтов; методы исследования политического напряжения, отношения населения к политическим институтам и политической власти, посредничество в политическом конфликте, переговорный процесс и культура политического диалога в политическом конфликте.





ОПД.Ф.06

Социология конфликта

Предмет и методы социальной конфликтологии; социальные конфликты: объем и структура понятия; виды и уровни социальных конфликтов; особенности развития конфликтов в современных обществах; социально-экономические и политические детерминанты социального конфликта; проблема конфликта в социологической теории и истории социологии; конфликт в теориях социальной стратификации; конфликт в теориях социального изменения; специальная социологическая теория конфликта: происхождение конфликта; причинная обусловленность и стадии развертывания конфликта; субъективные и объективные основы конфликта; конфликт по поводу жизненных средств; ценностно-нормативный конфликт; социальный конфликт и социальный кризис; социальная составляющая в сферах развертывания конфликтов; методы социологического анализа социального конфликта; прогнозирование социального конфликта; формы и методы разрешения социального конфликта в условиях кризисного развития российского общества; социальный контроль как способ разрешения конфликтов; методы исследования конфликта; диагностика и экспертиза и управление социальными конфликтами.




ОПД.Ф.07

Психология конфликта

Общие сведения о психических структурах; понятие психологического конфликта; психосемантика: дискуссия   спор   конфликт/ противоречие   эмоции   непонимание; конфликтная ситуация и конфликт; противоречия, искажения восприятия и эмоции в конфликтных ситуациях; классификация психологических конфликтов; развитие как разрешение противоречия; значение конфликтов для развития личности; кризисы развития: основные противоречия, искажение восприятия, эмоциональный фон, реакция окружения; кризисы развития семьи; кризисы развития организаций; типы поведения в конфликте: методика Томаса по определению реагирования в конфликтной ситуации; стратегия и тактика разрешения конфликтов: бытовое и профессиональное поведение в конфликте, основы построения тактики в конфликте; техники работы в конфликтной ситуации: работа с эмоциями, аутотренинг, гештальт техники, медитативные техники, “трехходовка”, работа по исследованию конфликта и по поиску решений.





ОПД.Ф.08

Экономическая конфликтология

Предмет и метод экономической конфликтологии; теоретические основы взаимодействия экономических субъектов; формы столкновения экономических интересов; экономические кризисы как источники конфликтов; конкуренция и экономические конфликты; конфликты в различных областях экономики. Введение в конфликтологию предпринимательства; конфликты приватизации и становления рыночных отношений; конфликтные взаимоотношения предпринимателей с чиновниками: экономические, социальные, юридические, политические, финансовые и психологические аспекты; перспективы развития конфликтов в сфере предпринимательства.




ОПД.Ф.09

Конфликтология международных отношений

Теоретические школы в исследовании международных отношений; участники международных отношений; международные системы, международные взаимодействия; международные конфликты и сотрудничество; сущность глобализации мирового процесса; направления и доминанты глобализации международных отношений; глобальные проблемы современности как основа международного конфликта; концепции глобального управления конфликтами; особенности глобального действия в условиях экономической взаимозависимости и международный конфликт; особенности институциализации глобальных процессов, новые задачи ООН; становление глобального гражданского общества и международный конфликт; глобальная гражданская этика в условиях международной конфликтности; глобальные основы разрешения международных конфликтов; значение решений международных организаций в разрешении международных конфликтов. Понятие внутренней безопасности и международной безопасности; геополитические доктрины; факторы международной безопасности; экономическая, социальная и политическая безопасность; формы и методы достижения международной безопасности; принципы международной безопасности; концепция международной безопасности и концепция нового международного экономического порядка; проблемы международного сотрудничества; правовые гарантии международной безопасности; мирные стратегии; сущность и содержание; факторы реализации мирных стратегий; принципы мирного сосуществования; мирные стратегии, международные и региональные организации.





ОПД.Ф.10

Этноконфликтология

Предмет и метод этноконфликтологии; методологические проблемы определения этноса и нации; нации и национализм; история становления отечественной этноконфликтологии, проблемы и перспективы; основные представления о причинах и сущности этноконфликтов; понятие этноконфликта; специфика этнических конфликтов; межэтническая напряженность; этноконфликтные аспекты федерализма в государственном строительстве; территориальные споры; борьба за ресурсы и собственность; стремление к изменению статуса местных элит; изменение системы разделения труда; историческая память; причины этнических конфликтов в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья; динамика и типология этнических конфликтов: стадии этнического конфликта, классификация этнических конфликтов; формы и способы регулирования этноконфликтов; специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития; этнические конфликты и проблема беженцев; роль международного права и организаций в урегулировании этнических конфликтов.




ОПД.Ф.11

Конфликтология духовной сферы

Понятие “духовной сферы”; способы духовного взаимодействия индивидов; типы духовного взаимодействия; понятие конфликта в духовной сфере; типы конфликтов духовной сферы: ценностный конфликт, мировоззренческий конфликт, этический конфликт, идеологический конфликт, конфликт верований, конфликт традиций и инноваций, конфликт духовной культуры; духовная сфера российского общества:ценности, идеология, религии, духовная культура; методология и методики анализа конфликтов в духовной сфере; технологии регулирования конфликтов в духовной сфере.



ОПД.Ф.12


Юридическая конфликтология

Природа и виды юридических конфликтов: ложный юридический конфликт, динамика юридического конфликта, стадии развития, направленность; до  и юридические способы разрешения конфликтов: конфликты разделения властей, конфликты в парламентской деятельности, конституционное правосудие, согласование правовых актов; судебное рассмотрение дел: общие положения, гражданское судопроизводство, арбитражный процесс, уголовное судопроизводство, административное производство; посредничество: субъекты конфликтного медиаторинга; консенсус: понятие консенсуса, значение консенсуса, юридический консенсус, консенсус и конфликт, консенсус в различных отраслях права; юридические способы предупреждения конфликтов; иснтитуционализация конфликтов; нормативные механизмы; альтернативные способы разрешения юридических (правовых) конфликтов (ADR).




ОПД.Ф.13

Педагогическая конфликтология

Предмет и метод педагогической конфликтологии; социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии; научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды, особенности конфликтных ситуаций, условия их возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы; виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов ребенка и проблемы школьной адаптации; классификация видов школьных конфликтов; приемы прогнозирования и разрешения видов конфликта; управление развитием и предупреждение конфликтов в педагогических системах; практикумы по приобретению навыков диагностирования предконфликтной ситуации, проектирования, конструирования, анализа педагогической деятельности учителем.




ОПД.Ф.14

Региональная конфликтология

Предмет и методы региональной конфликтологии; структура региональной конфликтологии; регионология и региональная конфликтология; политическая регионология и региональная конфликтология; региональные конфликты; проблема региональной стратификации; понятие “регионального интереса”; понятие “региональной идентичности”; федерализм и унитаризм; ассиметричная федерация; региональная идеология; типология региональных конфликтов; типология региональных политических конфликтов: основания классификации, конфликты между центром и регионами, “горизонтальные” конфликты, этническая и пр. составляющие конфликтов; технологии разрешения региональных конфликтов: региональная политика, стратегия направления, институциональный инструментарий; региональные проблемы становления новой российской государственности.





ОПД.Ф.15

Технологии регулирования конфликтов

Понятие “технологии регулирования конфликтов”; основные методы работы с конфликтами; определение компонентов конфликта; обстоятельства, способствующие конфликту; обстоятельства, снижающие возможность конфликта; определение типа и уровня конфликта; методы анализа уровня конфликта; анализ причин и степени массовости конфликта; выбор стратегии; тактики соперничества; эскалация конфликта и ее развитие; структурные изменения при эскалации конфликта; устойчивость эскалации; эскалация и стабильность; деэскалация; решение проблем; определение источника воздействия (посредника) на конфликт (статус, полномочия, авторитет и т.д.); общее понятие “посредничества”; социальные формы посредничества; методы применяемые в конфликтологической практике: конфликтологическое консультирование; экспертиза, согласительные процедуры, переговоры, посредничество; самопомощь в конфликтах; практикумы. История развития посредничества как практического способа разрешения конфликтов с участием третьей нейтральной стороны; “третья сторона”; диапазон и многообразие функций третьих сторон; понятие и принципы посредничества (медиаторства) в конфликтах и переговорах; эффективное медиаторство; структура медиации; презентация сторон и начало переговоров; обсуждение проблемы в медиации; урегулирование проблемы; подготовка к посредничеству; ко-медиация; применение медиации в различных приемах разрешения конфликтов; эволюция способов вмешательства третьих сторон; тренинговые практикумы.




ОПД.Ф.16

Безопасность жизнедеятельности

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности; экологические аспекты безопасности жизнедеятельности; человек и окружающая среда; факторы риска; человек в экстремальной ситуации; основные приемы обеспечения безопасности и оказания первой помощи; российская система предупреждения и действий в черезвычайной ситуации.





ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

350

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

350

СД.00

Специальные дисциплины

800

ФТД.00

ФТД.01

Факультативы

Военная подготовка

450

450




Всего часов теоретического обучения

Практики

Итого

7100

540

7640

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, а также экзаменационные сессии



154 недель

ознакомительная практика

2 недели

производственная практика

8 недель


итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы



6 недель

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)


38 недель


5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящими временными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.


6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 522700 КОНФЛИКТОЛОГИЯ

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра


6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:


  1. изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

  2. формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать одиннадцать базовых дисциплин, приведенных в настоящих временных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы, могут перераспределяться в рамках цикла;

  3. предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате с учетом пожелания студентов;
  4. осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;


  5. устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

  6. реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.

Лекционные курсы по всем общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации, входящим в федеральный компонент, должны читаться преподавателями, имеющими научную квалификацию не ниже степени кандидата наук и систематически занимающимися научно-исследовательской работой по соответствующей дисциплине. 20% преподавателей по этим дисциплинам должны иметь степень доктора наук.

Реализация основной образовательной программы должна, как правило, обеспечиваться штатными преподавателями вуза. Вуз имеет право привлекать для чтения курсов, входящих в федеральный и национально-региональный (вузовский) компонент до 25% преподавателей сторонних организаций.


6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы подготовки бакалавра конфликтологии включает в себя:

учебный план, разработанный в соответствии с настоящими временными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра;

рабочие планы на каждый год обучения;

утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов федерального компонента, национально-регионального компонентов и курсов по выбору студентов по всем циклам дисциплин, а также утвержденные кафедрами программы специальных дисциплин;

утвержденные вузом (факультетом) положение о курсовой работе, выпускной квалификационной работе бакалавра, государственном экзамене, ознакомительной и производственной практиках, а также перечень примерных тем курсовых работ и выпускных квалификационных работ;

наличие компьютерного класса, доступного студентам и позволяющего каждому из них отработать на компьютере не менее 20 часов в год;

наличие доступного для студентов выхода в систему Internet;

наличие в библиотеке вуза учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы по всем дисциплинам настоящих временных требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра в объеме не менее 0,5 экземпляров на 1 студента;

наличие в библиотеке вуза произведений классиков мировой конфликтологии в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента, а также журналов академических институтов и классических университетов, соответствующих профилю подготовки бакалавра конфликтологии.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой и аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций, семинаров и иных видов учебной, научно-исследовательской и практической работы студентов, предусмотренных учебным планом.


6.5. Требования к организации практик

6.5.1. Ознакомительная практика студентов организуется, как правило, после прослушивания ими ряда основных профессиональных дисциплин в процессе или после завершения второго года обучения. Предполагает ознакомление студентов с работой государственных учреждений, органов государственного и общественного управления, с деятельностью политических организаций и профессиональных союзов, производственных и непроизводственных фирм, посреднических организаций, арбитражных и третейских судов, консультационных агентств, центров и лабораторий изучения конфликтов. Завершается практика письменным отчетом студентов.

6.5.2. Производственная практика организуется в процессе или после завершения третьего года обучения и направлена на получение практических навыков в соответствии с видами предполагаемой профессиональной деятельности: организационной, управленческой. Завершается практика письменным отчетом и рефератом в соответствии со сферой прохождения практики.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 522700 КОНФЛИКТОЛОГИЯ


7.1.Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Бакалавр должен:

знать научный статус конфликтологии, ее объекта и предмета, проблемного поля и категорий, связей с другими научными дисциплинами, изучающих конфликт;

уметь определять объективные и субъективные причины, вызывающие конфликт, общие и специфические механизмы возникновения и развития конфликтов, их динамики, этапов их зарождения и протекания;

уметь распознавать противоречия и знать об их влиянии на развитие общества и отдельных его компонентов;

владеть пониманием различий в подходах объяснения конфликта: мировоззренческого, идеологического, философского, психологического, политологического, экономического и культурологического;

владеть инструментарием конфликтологического анализа и прогнозирования, методиками и техниками эмпирических исследований конфликта;


знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты конфликтологического знания, его экспертные, прогностические и иные функции, понимать роль конфликтологии в подготовке и обосновании политико-управленческих решений;

уметь выделять институциональные и внеинституциональные аспекты конфликта, рациональное и нерациональное в нем;

владеть кругом проблем, относящихся к деятельности человека, его свойствам и качествам, особенностям социализации личности в условиях различной по интенсивности дифференциации общества, соотношению общего блага и индивидуального интереса;

уметь анализировать международные процессы, геополитическую обстановку, факторы и условия созревания международного конфликта и роль, международных и региональных конфликторазрешающих институтов;

владеть знанием специфики посреднических отношений, особенностей их институциализации, общих правил и технологий диагностики конфликтов, приемами и методиками ведения переговорного процесса конфликтующих сторон;

уметь различать особенности протекания конфликта в различных сферах жизнедеятельности общества, разрабатывать методики предупреждения, разрешения и после конфликтной адаптации, разрабатывать меры профилактики конфликтов;

уметь использовать методы прикладного анализа для определения уровня конфликтности в обществе, регионах, городах и других поселенческих образованиях;

уметь формировать бесконфликтные мировоззренческие установки, логику бесконфликтного мышления и поведения;

уметь анализировать конкретный конфликт и “проектировать” бесконфликтную среду обитания;

иметь знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях конфликтологии;

приобретать новые знания самостоятельно, интегрировать общенаучные, социологические, психологические, педагогические, управленческие и специфически конфликтологические знания для решения теоретических, практических и профессиональных проблем конфликтолога и преподавателя;


уметь организовывать программировать и проводить исследования конфликтов в организациях и территориальных образованиях с использованием количественных, качественных и количественно-качественных методов сбора и анализа информации;

диагностировать и управлять межличностными, личностно-групповыми конфликтами на производстве, в общественных организациях, семьях и соседских общностях;

уметь осуществлять конфликтологические консультации, посредничать в конфликте медиативными способами;

обладать навыками преподавания конфликтологических дисциплин и педагогической деятельности.

Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра

7.2.1 общие требования к государственной итоговой аттестации.

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом и продолжению образования в магистратуре по направлениям: 522700 Конфликтология; 520900 Политология; 520400 Философия; 520600 Журналистика; 521300 Регионоведение; 521400 Юриспруденция; 521200 Социология; 521500 Менеджмент; 521600 Экономика; 520800 История; 521100 Социальная работа в соответствии с п. 1.4 настоящего государственного образовательного стандарта

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра


Выпускная квалификационная работа бакалавра должна быть представлена в форме рукописи и представлять собой самостоятельное исследование, состоящее в обзоре, анализе, обобщении и оценке имеющейся литературы по той или иной конфликтологической проблеме.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работе бакалавра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Министерством образования Российской Федерации, требований государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 522700 Конфликтология и методических рекомендаций Совета по конфликтологии УМО по образованию в области математического обеспечения и администрирования информационных систем.


7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению подготовки 522700 Конфликтология определяется вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных Советом по конфликтологии УМО по образованию в области математического обеспечения и администрирования информационных систем, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России и государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 522700 Конфликтология.

Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний и умений осуществляется в форме устного экзамена на заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой формируется из ведущих преподавателей вуза по конфликтологии. Фонд оценочных средств государственного экзамена формируется вузом и должен включать в себя вопросы по всем дисциплинам, входящим в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин, настоящего государственного стандарта.


СОСТАВИТЕЛИ:

Совет по конфликтологии Учебно-методического объединения по образованию в области математического обеспечения и администрирования информационных систем



Государственный образовательный стандарт одобрен на заседании Учебно-методического объединения по образованию в области математического обеспечения и администрирования информационных систем от “___” _________ 2002 года, протокол №_____

Председатель УМО по образованию


в области математического обеспечения и

администрирования информационных систем Л.А. Вербицкая


Председатель Совета по конфликтологии Ю.Н. Солонин


СОГЛАСОВАНО:


Руководитель Департамента образовательных программ и

стандартов профессионального образования В.И. Кружалин


Начальник отдела гуманитарного,

экономического и юридического образования В.Е. Иноземцева


Главный специалист Департамента

образовательных программ и стандартов

профессионального образования,

курирующий направление

подготовки «Конфликтология» С.А. Гусова


<< предыдущая страница