shkolakz.ru 1

Муниципальное казённое образовательное


учреждение

Зудовская средняя общеобразовательная школа


Областной конкурс «Педагогическая инициатива»

в сфере информационных технологий


Номинация –

«Год Российской истории в библиотеке»

Памятное событие: Великая Отечественная война


Аннотация


Песни — как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся.


Прошло уже более 67 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей.


Учитель истории и обществознания

Зинаида Фёдоровна Мурко


Зудово

2012


Урок истории в библиотеке

Тема урока:


«Роль культуры в годы

Великой Отечественной войны».

11 класс»


Тема урока: “Роль культуры в годы Великой Отечественной войны”.

Цель: формирование знаний о роли культуры в годы Великой Отечественной войны, и её вкладе в победу?

Задачи:

1.
Обучающая: раскрыть воспитывающую роль культуры в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся.

2. Развивающая: развивать навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.

3. Воспитывающая: продолжить работу по патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся путем показа сражающегося характера искусства, раскрытия его патриотического содержания.



Средства обучения: карта “Великая Отечественная война Советского Союза”, портрет Д. Шостаковича, репродукции: Тоидзе “Родина-мать зовет!”, Непринцева “Отдых после боя”, Кукрыниксов “Конец”, видеозаписи из передач: “Синий платочек”, “Офицеры”, песни “Журавли” в исполнении Хворостовского, грамзапись песни “Священная война”.

Подготовительный этап: индивидуальные, перспективные задания для учащихся

Эпиграф урока:

Война закончилась, но песней опалённой

Над каждым домом до сих пор она кружит.

И не забыли мы, что тридцать миллионов

Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.

Они исполнили солдатский долг суровый,

И до конца остались Родине верны.

И мы историю записываем снова,

Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.

М. Ножкин


Ход урока


1. Вводно-мотивационный этап урока.

Выясняем, какое место занимает данный урок в теме. Постановка проблемы: Какую роль сыграла культура в годы войны, каков ее вклад в победу?

На фоне музыки: (песня “Журавли” в записи Д. Хворостовского).


Сегодня мы проводим не совсем обычный урок в библиотеке. Наш урок соединил в себе и литературу, и историю. Его тема: “Роль культуры в годы Великой Отечественной войны”.


Прошло уже более 67 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве.


2. этап

Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас прослушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной.


Песни — как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Вот о таких песнях хочется рассказать.

Звучит песня “Священная война” (стихи Лебедева-Кумача, музыка Александрова)

1 ученик: Сообщение учащегося


Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, зазвучала песня “Священная война” на стихи Лебедева-Кумача.

“В этот же день она прозвучала по радио в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева. Опубликованные одновременно в “Красной звезде” и “Известиях”, стихи буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого. В сердце ударила строка, вынесенная в заголовок стихотворения, “Священная война”. Да, именно священная! Под таким же сильным впечатлением создал музыку к этой песне руководитель ансамбля красноармейской песни и пляски А.В. Александров, почти также стремительно, буквально озаренный моментально зазвучавшей в нем музыкальной темой. 27 июня красноармейцы впервые спели “Священную войну” на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. И те, кто слушал, уходя на фронт, провожая близких и друзей, и те, кто исполнял, не могли сдержать слезы. Поэт назвал свою песню “взволнованной речью”, и эта речь отозвалась в сердцах миллионов соотечественников как гимн, как набат. Песня стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала бойцом”.

2 ученик: Сообщение учащегося


Песня «В землянке» (музыка Константина Листова слова, Алексея Суркова).

Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней.

"Это были шестнадцать "домашних" строк из письма, моей жене Софье Антоновне", - вспоминал Алексей Александрович Сурков, - "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой".


Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты "Красноармейская, правда" композитор Константин Листов, которому позарез нужно было "что-нибудь, на что можно написать песню". "Чего-нибудь" не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным, в том, что... песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Но через наделю, композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню "В землянке". Всем показалось, что песня "вышла". После опубликования в "Комсомольской правде"

Она полюбилась, солдатам и всем кто их ждал с войны.

3 ученик: Сообщение учащегося


Песня «Катюша» (слова Михаила Исаковского музыка Матвея Блантера).

Все мы любим милую «Катюшу»; Любим, слушать, как она «поет»: Из врага выматывает душу, А друзьям отваги придает...!

С такими словами пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «катюшами» многоствольные реактивные минометы. Существовало множество военных вариантов «Катюши», которая была написана еще до войны, но стала одной из самых любимых песен Великой Отечественной.

Композитором М. Блантером и поэтом Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей на наше планете, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша».

Биографию "Катюши" - песни-ветерана - продолжает сама жизнь, вписав в нее множество памятных страниц. Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве можно прочитать некоторые из них: все мы любим душеньку» слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".


Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".

Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, слушать их нельзя без волнения. На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, жившая немало фашистских автоматчиков.

10 января 1943 года в газете 44-й армии "На штурм" были опубликованы стихи о Кате Пастушенко: "Мы любим, петь о девушке Катюше, что выходила на берег крутой... О Кате песню новую послушай, о девушке суровой и простой. Когда враги вдруг налетели, стаей и замолчал внезапно пулемет, Катюша наша, девушка простая, одна рванулась заменить расчет..." В военное время пели и такую песню на мотив "Катюши": "Наш вишневый сад в цветенье снова, и плывут туманы над рекой. Выходила Катя Иванова на высокий берег, на крутой, выходила твердо порешила мстить врагу за Родину свою, сколько воли, сколько хватит силы, не жалея молодость в бою".

Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, сложенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!..

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! — "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".


"Шли бои на море и на суше, грохотали выстрелы кругом. Распевали песенки "катюши" под Калугой, Тулой и Орлом". Памятником "Катюше" — оружию и песне - возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево монумент прославленного орудия. Кстати, такой же памятник "Катюше" стоит и у проходной Уральского компрессорного завода, выпускавшего в годы войны прославленные минометы. В короткие минуты затишья пели фронтовики "Катюшу" на мотив песни "Дан приказ - ему на Запад", мотив которой так соответствовал духу того времени. В песне той мать напутствовала своего а быть храбрым солдатом, не щадить врага и со скорою победой вернуться домой вместе с девушкой. О которой он так тепло рассказал в своем письме.

Только Катюшей той была не девушка, как подумала мать, а наша грозная реактивная установка, названная таким именем.

Исследователь фронтового фольклора саратовец Павел Лебедев обнаружил в газете Карельского фронта

«Часовой Севера" от 25 мая 1943 года впервые напечатанный там текст солдатской "Песни о "Катюше", затем включил ее в песенный сборник, и теперь мы воспроизводим саму песню и комментарий к ней автора, бывшего бойца-пулеметчика Василия Шишлякова: "Пишет мать родному сыну из колхозного села: "Расскажи-ка, милый Ваня, как идут твои дела. Расскажи мне, как воюешь, сколько фрицев перебил и какую там Катюшу ты на фронте полюбил". - "Слушай, мать, родного сына, не тая, скажу тебе: сроду я такого друга не встречал еще нигде. Признаюсь, что Катерина мне мила и дорога. От любви и дружбы нашей нет покоя для врага".

4 ученик:

Сообщение учащегося

В 1942 г. в блокадном Ленинграде Дмитрий Шостакович создает свою гениальную седьмую симфонию.

“Дмитрий Дмитриевич Шостакович, советский композитор. народный артист СССР, Герой социалистического труда. В его музыке сочетаются эпическая широта и психологическая углубленность, могучий пафос художника-трибуна и тончайшая интимная лирика. Центральное место в творчестве Шостаковича занимают симфонические произведения, отмеченные крайней напряженностью музыкальной жизни осажденного города. Звучала она не только как вызов врагу, но и как предвестник победы. Композитор так рассказывает о создании своего произведения: “Почти вся симфония сочинена мною в моем родном городе Ленинграде. Город подвергался бомбардировке с воздуха, по городу била вражеская артиллерия. Все ленинградцы дружно сплотились и вместе со славными воинами Красной Армии поклялись дать отпор зарвавшемуся врагу. В эти дни я работал над симфонией, работал много напряженно и быстро. Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагами, которые делаются героями и побеждают”. Седьмая симфония впервые была исполнена в городе Новосибирске.



Все мастера советского искусства стремились своим творчеством содействовать разгрому врага. Боевой дух советских воинов в то тяжелое, суровое время поднимали музыка и литература, плакаты и картины.

Учитель:

Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы была, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло около тысячи литераторов. Для одних это была первая война, для других – четвертая. Чувство братской солидарности и помогло советской литературе стать грозным оружием в борьбе народа за свободу. В первые дни войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение. О роли публицистики в годы Великой Отечественной войны расскажет…

5ученик:

Сообщение учащегося

“Одним из главных рычагов для воздействия на советских граждан, рабочих, воинов, явилась публицистика. Выдающимися публицистами Великой Отечественной войны стали истинные мастера этого острейшего оружия литературы: А. Толстой и И. Эренбург, Л. Леонов и М. Шолохов, А. Фадеев и В. Вишнёвский… Если говорить о публицистике А. Толстого, то ведущая тема в ней – тема Родины. Им написаны статьи “Москве угрожает враг”, “Что мы защищаем”, “Русские воины”, “Разгневанная Россия”, “Родина”. В них истоки русского национального характера, русской государственности, культуры, вера в непоколебимость советского народа. В его публицистике встречаются исторические аналогии с давно прошедшими событиями, призванные показать, что никогда еще захватчикам не удавалось покорить Русь. Публицистике А. Толстого очень близки работы Л. Леонова, стремившегося на трудных исторических путях. Он неустанно подчеркивал, что в борьбе с фашизмом несет личную ответственность каждый. Поэтому его публицистика проникнута искренней интонацией, с которой обычно обращаются к близким и знакомым людям: “Перед новым боем за честное дело наше присядем, товарищ, поговорим по душам”. Этот стиль доверительной беседы сочетается у Леонова с высокой, торжественной, иногда даже несколько архаизированной лексикой и образностью. Это придает его статьям характер высокой проповеди, обращенной ко всем и к каждому. Многие поэты и писатели в годы Великой Отечественной войны стали корреспондентами – М. Шолохов, И. Эренбург, К. Симонов и В. Гроссман. Публицистика Шолохова сыграла в годы войны большое значение. Он был корреспондентом “Правды”. Уже в первые военные месяцы писатель опубликовал очерки “На Дону”, “На Юге”, “Казаки”. Публицистичен по своей направленности и знаменитый рассказ М. Шолохова “Наука ненависти” о лейтенанте Герасимове. Две силы показывает писатель, которые помогают Герасимову преодолеть страшные испытания – ненависть к захватчикам и отчетливое понимание гуманистических идеалов советского народа. Послушайте отрывок из этого рассказа…”



“-…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, - а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, что ненависть к врагу всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но так думаю, - закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой”


Слово учителя о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны.


6 ученик:

Чтение учащегося

“Казалось, было холодно цветам

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и цветам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь,

К цветку приник,

И пограничник протянул к ним руку,

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось…

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось”.


В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой.

7 ученик:

Сообщение учащегося



14 января 1942 года газета «Правда» опубликовала стихотворение «Жди меня». Оно перепечатывалось десятки, сотни раз во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось как по радио, так и на эстраде. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл, и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями,- люди военного поколения отлично это помнят. Николай Тихонов в 1944году вспоминал: «Симонов написал стихи, которые солдаты и офицеры носят на груди, потому что эти стихи отвечают их чувствам. Стихи «Жди меня» о Любви. Поколение Симонова в окопах и боях. Оно выиграет войну. И вспоминая войну, оно вспомнит Константина Симонова. Это много». . Его знают все. Говорят, семнадцать композиторов изъявили желание написать на него мелодию. В истории советской поэзии вряд ли было другое произведение, имевшее такой массовый отклик.

«Жди меня» было едва ли не первым сочинением Симонова, написанным, напомним, вне мысли о печати. Результаты оказались - тогда же и особенно впоследствии - неожиданными для него самого.

Сам Константина Симонова вспоминал:…Я уехал на войну, а женщина, которую любил, была за Уралом в тылу. И я написал ей письмо в стихах. Потом его напечатали в газете, и оно стало стихотворением. “…Жди меня… Эти слова стали клятвой, призывом для всех, кто оставался в тылу и сражался на передовой. “Жди меня” - это стихотворение, которое Константин Симонов посвятил своей жене. В Серовой и всем, кто ждал своих любимых.

И сегодня его можно услышать на сцене на школьном празднике…

Воины пели песни, которые так нужны бойцу в каждом блиндаже в каждой землянке в каждом окопе.

Перед смертью Константин Симонов попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в начале войны, поэтому его прах был развеян на поле, неподалеку от Бобруйска.


8 ученик:

Сообщение учащегося

Поэт – Александре Твардовском. В 1939 г. поэт заканчивает Московский институт истории, философии и литературы и его призывают в армию. В то время он еще не знал, что снимет шинель только после Победы. Начиная с 1940 г. и до самого окончания войны поэт не прерывает своих литературных занятий и работает над “Фронтовой хроникой”. Ее герой – еще не солдат, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла и выросла поэма “Василий Теркин”. Ее замысел возник у Твардовского, когда он вместе с группой других писателей, работавших в газете “На страже Родины”, решил завести в ней “уголок юмора” и придумал фельетонный персонаж – Васю Теркина, который имел у бойцов огромный успех. Но только пройденные им тяжелые военные дороги превратили Теркина в сильного, мужественного, бесстрашного и находчивого русского солдата. Поэма имеет несколько глав и каждая глава печаталась в очередном номере газеты. Бойцы на фронте с нетерпением ждали следующий выпуск “На страже Родины” с продолжением поэмы.


Зимой 1942 г. в прифронтовой землянке, еле освященной самодельным светильником, познакомился с поэмой Твардовского художник Юрий Михайлович Непринцев. Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как, забыв об усталости, смеялись они, восхищались любимым литературным героем. Плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, художник пишет картину “Отдых после боя”.

В зимнем фронтовом лесу на поляне расположилась на отдых после недавнего боя группа солдат – пехотинцы, разведчики, танкисты. Они сгруппировались вокруг бывалого солдата, балагура и весельчака, каким и был Василий Теркин. Выразительно жестикулируя, он рассказывает что-то такое, от чего смех озаряет лица окруживших его людей. Художнику удалось в несложном сюжете выразить большое содержание, раскрыть простоту и сердечность, веселье и гуманность советского человека. Каждый герой картины имеет свою биографию, свой характер. А все вместе – это коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы.

Инсценированное чтение учащегося.


3. Заключительный этап. Итог урока.


Учитель: Гудят колокола памяти. Гудят они над тихими полями Белоруссии, над Хатынью и Брестом, Бабьим Яром и Киевом, над малыми поселками и большими городами – всюду, где ступал кованый сапог фашиста. И в этом гуле слышится нам реквием и гимн. Реквием тысячам убитых, замученных, сожженных заживо, и гимн в честь устоявших, выживших в страшных условиях войны и победивших. И огромная роль в этой победе по праву принадлежит советской культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.


4. этап. Написать эссе на одну из тем:

Моё отношение к войне.

Моя семья в трудную годину.

Военные реликвии в моей семье.

Из каких источников я узнаю об этих событиях?


Библиография:

1. Борисов Н.В. «Кто был кто в Великой Отечественной войне»: Люди. События. Факты:

Краткий справочник. М., 1995.


2.Военная энциклопедия в 8 томах. М., 1994-2003.


3. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. М., 1985.

4. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие/ И.В. Можейко, Н.А. Сибова, Н.А. Соболева. – М.:ЦНСО, 2003.


5. До последнего дыхания. Сост. и прим. И. Богатко; Предисл. С. Михалкова; ил. С. Красаускаса. – М.: Правда.


6. История России. 20 век: В 2 книгах. Кн. 1. А-Н; Кн. 2. Н-Я. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 320 с., ил. – (Мировая история. Школьная энциклопедия «Руссика».


7. Новая иллюстрированная энциклопедия. Книга 9. – М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД» издательство «Мир книги», 2007.

8. Симонов К. Стихотворения и поэмы. Вступ. ст. Л. Лазарева, сост. и примеч. Т. Бек. – Л.: Сов. Писатель, 1990. – 464 стр., портр. (Б-ка поэта. Малая серия).