shkolakz.ru 1 2 3 4
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ


ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.

Выберите правильный ответ.

1. Наука о народах, исследующая их происхождение, расселение, быт и культуру – это

а) история

б) археология

в) этнография

г) генеалогия.

2. Перечень поколений, происходящих от одного предка

а) список

б) архив

в) перепись

г) родословная.

3. Торжественная хвалебная песня, которая исполняется в особо важных случаях

а) марш

б) баллада

в) гимн

г) ария.

4. На гербе России изображен

а) единорог

б) двуглавый орел

в) лев в царской короне

г) медведь с секирой.

5. Основной материал для изготовления орудий труда у древнейших людей

а) кость


б) дерево

в) камень

г) железо.

6. На смену родовой общине приходит

а) племя

б) человеческое стадо

в) соседская община

г) государство.

7. Равнинную часть между Тигром и Евфратом называли

а) Финикией

б) Палестиной

в) Сирией

г) Месопотамией.

8. Город, на месте которого раньше располагался шумерский город Кадангирр, что переводится как «врата бога» (по-аккадски это звучит «баб-илу»)

а) Вавилон

б) Эшнунна

в) Аккад

г) Лагаш.

9. Сын и соправитель последнего вавилонского царя Набонида, который был убит в ночь взятия Вавилона персами на большом пиру

а) Навуходоносор

б) Валтасар

в) Нитокрис


г) Хаммурапи.

10. Имя зодчего первой египетской пирамиды, который впоследствии был обожествлен и считался в Египте покровителем наук, строительства и тайного знания

а) Хуфу

б) Птах

в) Имхотеп

г) Хефрен.

11. Имя Эхнатон означает

а) «Амон доволен»

б) «полезный Солнцу»

в) «Горизонт Солнца»

г) «рожденный Солнцем».

12. Нововавилонский царь, завоевавший Иерусалим, угнавший тысячи иудеев в Вавилон (второе Вавилонское пленение), начавший возведение Вавилонской башни и строительство Висячих садов Семирамиды

а) Набопаласар

б) Навуходоносор

в) Кархемиш

г) Иоаким.


13. Вставьте пропущенное слово(а).

1. Слово «история» пришло к нам из __________________________ языка.

2. Изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества называют _________________________ ______________ .

3. В исторической науке изучением гербов занимается ______________________ .

4. Два алфавита, давшие начало всем алфавитам в мире, в том числе и славянскому, - ________________ _______________________________________________________.


5. Древнее государство в Малой Азии, называемое женским именем, - это _____________.

14. Приведите в соответствие имя исторического деятеля, факт его деятельности и страну, заполнив расположенную ниже таблицу.

ФАКТ

ИМЯ

СТРАНА

1. Он покинул дворец в поисках смысла жизни и стал основателем религиозного учения.


2. Ее изображали с бородой, так как женщина не имела права управлять государством.


3. Его имя стало символом огромного богатства.


4. С его именем связывают древнейшие законы.


5. Для этого фараона была построена первая пирамида, имевшая ступенчатую форму.

А. Хаммурапи


Б. Джосер


В. Гаутама


Г. Хатшепсут


Д. Крез

а) Египет


б) Лидия


в) Вавилон


г) Индия




1

2

3

4

5






























15. Что является лишним в ряду? Укажите лишнее слово и кратко объясните свой выбор.

а) лук и стрелы, дубина, мотыга, копье;

б) копейщики, конница, лучники, колесничие.


16. Используя все приведенные слова, составьте определения исторических понятий, запишите это определение и само понятие. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

а) чудодейственные, существа, или, вера, обладающие, объект, сверхъестественные, боги, Бог, являющиеся, поклонение;

б) несколько, живущие, союз, общины, соседство;

в) информация, памятники, прошлое, содержащие.


17. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Мот – бог иссушающего солнца, губящий растения и животных, владыка подземного мира, пригласил Баала – бога земледелия и плодородного дождя в гости. Баал принял приглашение, но погиб от рук коварного Мота. Сестра Баала, богиня Анат – покровительница подземных вод, рек и морей, пустилась на поиски брата. Она нашла его мертвым в подземном царстве. Анат погребла брата и принесла богам щедрые жертвоприношения, но не смирилась с гибелью Баала. Она потребовала, чтобы Мот вернул ее брата на землю. Мот отказался, и тогда она убила его. Разрубив тело Мота на мелкие кусочки, она разбросала их в поле. Баал ожил и, победив своих врагов, вновь занял трон. Однако и Мот возродился. Предание заканчивается борьбой между ним и Баалом. Победил в ней бог земледелия и плодородного дождя».

Предания о богах северофиникийского города Угарит


1. С каким древнеегипетским мифом перекликается сюжет финикийского предания?

2. Имена каких древнеегипетских богов соответствуют финикийским в представленном мифе? Назовите их.

3. Выскажите свои предположения, почему в разных районах Древнего Востока возникли мифы с похожими сюжетами.



18. Выполните задание.

Одним из наиболее значительных достижений первобытного человека стало изобретение плуга.

К каким изменениям в жизни людей привело изобретение плуга? Укажите не менее трех изменений.


19. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака. Ответьте на вопрос.

Лениво время, как песок, текло, Но вот его пленили наши предки, Нашли в нем лад, и меру, и число. С тех пор оно живет в часах,

как в клетке.

О каком изобретении идет речь?


20. Решите задачи. Запишите свои вычисления.

Известно, что знаменитый древнеримский полководец и первый пожизненный диктатор Рима Гай Юлий Цезарь родился в 100 г. до н.э., а умер в 44 г. до н.э.

а) в каком возрасте умер Юлий Цезарь?

б) сколько лет прошло от рождения Юлия Цезаря до падения Западной Римской империи (476 г. н.э.)?

в) мог ли другой знаменитый полководец Александр Македонский, умерший в 323 г. до н.э., знать о походах Цезаря? Объясните, почему вы так думаете.


ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.


1. Напишите понятия, к которым относятся данные определения.


  1. Название языческого святилища, где совершались жертвоприношения.

  2. Название центральной, укреплённой части древнерусского города.

  3. Место сбора дани в Древней Руси.

  4. Община в Древней Руси.

  5. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.


2. Историк должен грамотно писать. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

  1. Хр..ст…матия.

  2. Австрал…п…тек.

  3. Х…зары.

  4. Сл..вене.
  5. М…м…р…альный.



3. Установите соответствие народных художественных промыслов России и центров их производства.

  1. Хохлома

  2. Жостово

  3. Дымково

  4. Палех

А.Расписная глиняная игрушка

Б. Расписная глиняная посуда

В. Расписная металлическая посуда

Г. Расписная деревянная посуда

Д. Расписная лаковая миниатюра

Е. Расписная деревянная игрушка



4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

  1. Игорь, Ольга, Святополк, Рюрик, Олег.

  2. Патриарх, инок, римский папа, дьяк.

  3. Чудь, меря, древляне, мурома, мордва.

  4. Нева, Ладожское озеро, Волга, Волхов, Ловать, Днепр.


5. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то рядом с соответствующей цифрой напишите «да», если не согласны - «нет».

  1. Основным занятием восточных славян было скотоводство.

  2. Восточные славяне были язычниками, т. е. поклонялись одному богу.

  3. В конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь.

  4. Первым русским святым стал князь Владимир Святославович.

  5. Ересью называют свод правил, регулирующих деятельность церкви.

  6. Ярослав Мудрый стремился укрепить положение Руси с помощью династических браков.

  7. Первые каменные сооружения на Руси были построены по византийскому образцу.

  8. Правда Ярослава сохранила пережитки родового строя, в частности право кровной мести родственников за убитого человека.

  9. Князь Игорь был убит дреговичами.
  10. В 988 году произошло крещение Руси.



6. Соотнесите произведения древнерусской литературы и литературные жанры. Обратите внимание, что жанров дано больше, чем вам потребуется для ответа.

Произведение

Жанр

А.«Поучение детям» Владимира Мономаха.

Б. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона».

В. «Слово о полку Игореве».

Г. «Повесть временных лет».

Д. «Сказание о Борисе и Глебе».

1. Летопись.

2. Богословско-политическая речь.

3. Житийная литература.

4. Светская литература.

5. Поучительная литература.

6. Эпос.

7. На территории какого современного государства находятся:

  1. г. Нарва.

  2. г. Тмутаракань.

  3. г. Полоцк.

  4. г. Корсунь.


8. Как теперь называются данные реки?

  1. Итиль.

  2. Борисфен.

  3. Ра.


9. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

  1. Русь, установленный, дань, княжение, Киевская, размер, времён, Ольга.

  2. Прямоугольный, часть, храм, полукруглый, православный, или, гранёный, перекрытый, полусвод, на, восточный, и, выступ, купол.

  3. Население, Древняя, близкий, рабы, по, положение, зависимый, Русь, к.

  4. Человек, церковь, к, святой, биография, лик, причисленный.
  5. Местный, назначенный, глава, власть, управление, центральный.



следующая страница >>