shkolakz.ru 1
Особенности формирования психического склада ума и гибкости мышления у будущих психологов


Демирова В.К., Головская И.Г.

Южно-Украинский национальный педагогический университет

имени К.Д.Ушинского


Представление о человеке практически обязательно предполагает оценку его ума. И, учитывая, что вопрос составных параметров ума, интеллекта, разума долгие годы в научной психологии волновал многие умы и был актуальным, в нашей работе мы продолжим исследование некоторых его аспектов.

Для наиболее полной и широкой картины, необходимо исследовать различные источники и изучить всевозможные точки зрения относительно термина «ум». Обратимся к теоретическим источникам.

Так, например, Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, предлагает следующее определение: «Ум - общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить.» Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова - «Ум- мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности.». «Ум как способность мышления и понимания. В истории философии - то же, что разум, дух» - из энциклопедического словаря. Если же мы обратимся к словарю Русских синонимов Н.А.Абрамова, то увидим такой перечень: «Ум, разум, рассудок, смысл, догадливость, догадка, сметка, гений.» [4]

В своей работе мы придерживаемся определения Шипилова А.И. «ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека; а в более узком смысле - индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей.» [1]

Также, мы приходим к выводу, что, понятие ума важно рассмотреть в контексте психических познавательных процессов. Мы связываем его с понятием «мышление» и именно качества мышления легли в основу содержания и качества ума. Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Следовательно, психические познавательные процессы являются составляющими ума.


Качества мышления – это основные качества ума. Мы разделили их на базовые и второстепенные, которые выполняют вспомогательную функцию расширения умственных возможностей. К базовым отнесем: гибкость, самостоятельность, глубину, широту, критичность и продуктивность ума. В группу вспомогательных качеств мы выделили следующие понятия: логичность, доказательность, темп, сообразительность, целенаправленность, экономичность, любознательность, пытливость, находчивость, остроумие, оригинальность, продуктивность.

Перейдем, непосредственно, к объяснению понятия «склад ума». Обратим внимание на синонимичный ряд, который представлен в словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н. Абрамова: «Склад - депо, конструкция, помещение, согласие, строение, строй, устройство». В контексте нашего вопроса более интересными представляются слова «строй» и «строение». Орфографический словарь В.В. Лопатина предлагает следующее определение: «Склад – это образ мыслей и привычек.»[1]

Согласно одной из классификаций, выделяют аналитический и синтетический склады ума. Люди с аналитическим типом мышления должны иметь больший успех в точных науках. Люди с синтетическим типом мышления - в гуманитарных науках, искусстве. [3]

Науке известна еще одна классификация, по принципам которой выделяют четыре склада ума: практический, художественный, гуманитарный, математический. Каждому соответствуют предпочитаемые типы мышления.

Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Субъекты с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.


Индивидуумы с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Наконец, люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (например, алгебраических правил). Результат — мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.

Практических психологов, в силу особенностей профессии и качеств, необходимых для продуктивной деятельности, мы можем отнести к людям с синтетическим или гуманитарным сладом ума.

Таким образом, в нашем понимании, склад ума – это особое строение, уклад ума, который определяет образ мыслей и привычек человека.

Учитывая, что основной содержательной характеристикой ума являются психические познавательные процессы, мы можем сделать вывод, что психический склад ума характеризуют конкретные их свойства, виды, проявления.

В данной работе мы предлагаем собственное определение психологического склада ума, - это комплекс качеств и проявлений психический познавательных процессов, необходимых для успешной продуктивной работы психолога; проницательность, стремление к пониманию общин принципов поведения человеческого поведения.

К вопросу о гибкости мышления. В отечественной психологии наиболее полным можно считать понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому.[2]

В психологии гибкость характеризуется как свойство мышления, противостоящее ригидности, стереотипности, шаблонности, формализму (О.Н. Гарнец, Дж. Гилфорд, К. Гольдштейн, X. Вернер, Г.В. Залевский, Т.В. Кудрявцев, А. Лачинс). Гибкость мышления рассматривается как необходимое свойство продуктивного мышления (М. Вертгаймер, К. Дункер, З.И. Калмыкова, К. Коффка, Н.А. Менчинская и др.) и выделяется как один из факторов креативности (Дж. Гилфорд, Дж. Джонс, Е. Торренс, Л. Хаскелл и др.).[2]


Мы связываем гибкость с понятием лабильности – обозначающим свойство нервной системы, которое характеризуется скоростью возникновения и прекращения нервного процесса. Таким образом, гибкость, как составляющая лабильности, – это подвижность мыслительных процессов, а также качество ума, которое проявляется в: быстро действующей способности изучать и понимать явления различного рода; умении находить качественные сходства и различия с помощью анализа; стремлении к поиску новых собственных путей решения поставленных задач; легком оперировании материалом и его успешной и продуктивной адаптации к новым условиям; в эффективном практическом применении теоретической основы вопроса; в высокой адаптивности.

Хорошо сформированная гибкость говорит об адаптивности индивидуального мышления и социального поведения. Людей обладающих гибкостью ума характеризует ряд положительных качеств: хорошее воображение, спонтанность, изобретательность, легкая приспособляемость к переменам.

Литература


  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.

  2. Ермакова Е. С. Формирование гибкости мышления.

  3. Словарь психолога-практика, С.Ю. Головин, 2007.- 976с.

  4.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Интеллект