shkolakz.ru 1 2 ... 11 12

Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 7 декабря 2001 года № 42 (278) “О результатах проверки исполнения бюджета Республики Дагестан - получателя финансовой помощи из федерального бюджета в объеме более 50 процентов от расходов его консолидированного бюджета за 2000 год и I полугодие 2001 года”:


Утвердить отчет о результатах проверки...

Направить представления Счетной палаты Минфину России и Минэкономразвития России, Председателю Государственного Совета Республики Дагестан и главе администрации города Буйнакска с учетом высказанных замечаний и предложений.

Направить отчет о результатах проверки в Государственную Думу, Совет Федерации и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Поручить С.Н. Рябухину подготовить предложения по организации постоянного мониторинга эффективности расходования средств федерального бюджета, направляемых в Республику Дагестан.


ОТЧЕТ

о результатах проверки исполнения бюджета Республики Дагестан - получателя финансовой помощи из федерального бюджета в объеме более 50 процентов от расходов его консолидированного бюджета

за 2000 год и
полугодие 2001 года


Основание для проверки: план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2001 год, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 22 декабря 2000 года № 42 (254), пункт 1.3.2.46.

Цель проверки

Проверить исполнение бюджета Республики Дагестан - получателя финансовой помощи из федерального бюджета в объеме более 50 процентов от объема его консолидированного бюджета за 2000 год и I полугодие 2001 года.

Объекты проверки

Администрация Государственного Совета и Правительства Республики Дагестан, Министерство финансов республики, Министерство труда и социального развития республики, Минсельхозпрод республики, Минэкономики республики, Минздрав республики, администрация г. Буйнакска, Минмеливодхоз республики; Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по республике (далее - УМНС по Республике Дагестан), Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республике (далее - УФК Минфина России по Республике Дагестан) в части получения соответствующих данных о зачислении доходов и перечисления бюджетных средств; республиканское управление отгонного животноводства при Минсельхозпроде республики, государственная контрактная корпорация “Дагестанхлебопродукт”, государственное унитарное предприятие “Дагсельхозхимия”, администрация Левашинского района, государственное сельскохозяйственное предприятие “Дагестанское” по племенной работе, государственное унитарное предприятие “Дагестанагроснаб”, государственное учреждение “Дагестанское агентство по реструктуризации задолженности предприятий”, Левашинское межгосударственное ремонтно-эксплуатационное управление, государственный проектно-технологический институт “Агроэкопроект”, постоянное представительство Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации.


Председателем Государственного Совета Республики Дагестан являлся Магомедали Магомедович Магомедов, первым заместителем Председателя Государственного Совета Республики Дагестан - Председателем Правительства Республики Дагестан - Хизри Исаевич Шихсаидов.

Министерство финансов Республики Дагестан возглавляет Абдусамад Мустафаевич Гамидов, имеющий право первой подписи на финансовых (банковских) документах по счетам республиканского бюджета. Первым заместителем Министра финансов является Николай Викторович Чичварин, который в отсутствии Министра финансов имеет право первой подписи на финансовых (банковских) документах.

Начальником управления бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов республики работает Сааду Магомедович Садуев, который имеет право второй подписи на финансовых (банковских) документах.

Кассовое обслуживание исполнения республиканского бюджета с 1 января 2000 года осуществляется Управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Дагестан. Это управление имеет счет в ГРКЦ Центрального банка Российской Федерации в г. Махачкале № 40701810500000000002.

Государственный Совет Республики Дагестан и Правительство республики расположены по адресу: 367012, г. Махачкала, пл. Ленина, дом 2. Телефоны: 67-30-59, 67-19-94, факс: 67-19-94, 67-20-17.

Проверка проведена с 17 сентября по 9 октября 2001 года инспекторской группой Счетной палаты Российской Федерации в составе: начальник инспекции Л.А. Дьяконова (руководитель), заместитель начальника инспекции В.С. Крылов, главные инспекторы Г.И. Иванова, В.П. Сидоров, Т.Н. Щукина, ведущие инспекторы А.Н. Алексеев, В.В. Березнев, В.Н. Клюев, А.А. Махмудов, В.И. Хмыров, старшие инспекторы Н.Я. Богомолова, Ю.И. Горячев, О.В. Кошелева, В.Н. Панов, эксперт Н.И. Васильева.

В соответствии с Соглашениями о сотрудничестве Счетной палаты Российской Федерации со Счетной палатой Республики Дагестан и Минфином России в настоящей проверке принимали участие инспекторы Счетной палаты Республики Дагестан и КРУ Минфина России по Республике Дагестан.


Проверкой установлено

Организация бюджетного процесса в Республике Дагестан

Организация бюджетного процесса в Республике Дагестан осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ и вступившим в действие с 1 января 2000 года, с последующими изменениями и дополнениями, Законом Республики Дагестан от 12 января 2000 г. № 1 “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Дагестан”, с последующими изменениями и дополнениями.

Органами государственной власти Республики Дагестан, наряду с вышеназванным Законом, принят ряд нормативных правовых актов Республики Дагестан, регулирующих бюджетные правоотношения:

законы: от 12 мая 1996 г. № 6 “О местном самоуправлении Республики Дагестан”, от 17 июня 1996 г. № 10 “О порядке льготного налогообложения в Республике Дагестан”, от 15 декабря 1998 г. № 26 “О земельном налоге”, от 5 марта 1999 г. № 6 “О налоге с продаж”, от 2 июля 1999 г. № 13 “О предоставлении льгот по уплате налогов и сборов отдельным категориям налогоплательщиков на 1999 год” (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом республики от 4 октября 2000 г. № 19), от 9 марта 1999 г. № 9 “О едином налоге на вмененный доход для определения видов деятельности на территории Республики Дагестан” (с изменениями и дополнениями, внесенными законами республики от 8 июня 1999 г. № 10, от 18 декабря 2000 г. № 30), от 12 января 2000 г. № 2 “О бюджете развития Республики Дагестан”;

Указ Государственного Совета Республики Дагестан от 23 июня 1998 г. № 162 “О мерах по оздоровлению государственных финансов”.

Ежегодно принимаются постановления Правительства Республики Дагестан о мерах по реализации законов Республики Дагестан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, рассматриваются результаты исполнения республиканского бюджета на заседаниях Правительства республики и Народного Собрания Республики Дагестан.


Принятые в Республике Дагестан нормативно-правовые акты Республики Дагестан, регулирующие бюджетные правоотношения, соответствуют требованиям федерального законодательства.

Республиканский бюджет на 2000 год утвержден Законом Республики Дагестан от 10 февраля 2000 г. № 8 “О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2000 год” по расходам в сумме 7751760,0 тыс. рублей и по доходам в сумме 7728653,0 тыс. рублей с дефицитом в сумме 23107,0 тыс. рублей.

В 2000 году бюджет уточнялся три раза, и четвертый проект закона об изменении республиканского бюджета внесен в Народное Собрание в июне 2001 года.

Следует отметить, что внесенный Правительством республики проект Закона Республики Дагестан “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан “О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2000 год” Народным Собранием Республики Дагестан на момент проверки не был принят.

С учетом внесенных изменений уточненный республиканский бюджет определен по доходам в сумме 8663530,0 тыс. рублей, по расходам - в сумме 8590442,2 тыс. рублей, или с профицитом в сумме 73087,8 тыс. рублей.

Исполнение республиканского бюджета осуществляется на основе годовой росписи доходов и расходов этого бюджета с поквартальным распределением. Бюджетная роспись на 2000 год соответствует Закону Республики Дагестан “О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2000 год”, с изменениями, внесенными, согласно законам республики от 6 июня 2000 г. № 11, от 4 октября 2000 г. № 20 и от 15 декабря 2000 г. № 24 и проекту закона, внесенного в Народное Собрание.

Изменения в бюджетную роспись 2000 года, в связи с непринятием изменений в Закон “О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2000 год”, вносились на основании решений Правительства Республики Дагестан, которые и определили уточненные показатели бюджетной росписи на конец финансового года. Сводная бюджетная роспись составлена в соответствии с кодами Бюджетной классификации Российской Федерации.


Республиканский бюджет на 2001 год был утвержден Законом Республики Дагестан от 20 марта 2001 г. № 8 “О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2001 год” по расходам в сумме 9940749,0 тыс. рублей и по доходам в сумме 9833601,0 тыс. рублей, или с дефицитом в сумме 107148,0 тыс. рублей. Изменения, внесенные законами республики от 18 июля 2001 г. № 20 и от 12 июля 2001 г. № 26, общий объем бюджета не изменили.

Перечисление средств из республиканского бюджета в разрезе бюджетополучателей осуществлялось на основании лимитов финансирования, ежемесячно утверждаемых Председателем Правительства Республики Дагестан и определяющих основные целевые направления бюджетных расходов. В частности, в данных лимитах предусматриваются расходы по социально значимым статьям, инвестиционным программам, целевым средствам, получаемым из фонда компенсации на выплату детских пособий, и расчеты по предоставлению льгот инвалидам, ветеранам, на обеспечение материальных затрат и другим.

Лимиты финансирования в рабочем порядке доводятся до распределителей и получателей бюджетных средств, по согласованию с которыми подготавливаются реестры финансирования и представляются на исполнение в Управление федерального казначейства Минфина России по Республике Дагестан.

Лимиты бюджетных обязательств не формируются, поскольку исполнение республиканского бюджета проводится практически без использования программного продукта, и только во втором полугодии 2001 года в Министерстве финансов Республики Дагестан начата работа по автоматизации бюджетного процесса.

Взаимоотношения республиканского и местных бюджетов

в Республике Дагестан

Формирование местных бюджетов в 2000 и 2001 годах Министерством финансов Республики Дагестан осуществлялось методом прямого счета в разрезе доходных источников и по объемным показателям минимальных первоочередных бюджетных расходов, с учетом последующих корректировок на основании обстоятельств, не учтенных в отчетах, при этом статьи материальных затрат определялись, исходя из возможности консолидированного бюджета.


Доходная часть бюджетов муниципальных образований по налоговым и неналоговым платежам определялась в разрезе основных (большинства) видов налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством. Нормативы распределения налогов между республиканским и местным бюджетами на протяжении трех лет являются стабильными. На паритетных началах, равными долями между республиканским бюджетом и бюджетами районов и городов, распределяется налог на доходы с физических лиц, акцизы. В 2001 году в целях расширения доходной базы муниципальных образований и сокращения встречных финансовых потоков, усиления зависимости их от экономической деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории района, города, налог на прибыль передан местным бюджетам.

Во взаимоотношениях республиканского и местных бюджетов наблюдается тенденция усиления прозрачности при распределении финансовой помощи и большей детализации в разрезе статей расходов. В Законе Республики Дагестан “О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2001 год” вопросу конкретизации средств, предусматриваемых нижестоящим бюджетам, посвящены приложения: № 2 - о распределении республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований; № 3 - о средствах, направляемых на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов Российской Федерации” и “О ветеранах”; № 4 - о распределении лимитов по Федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Дагестан; № 6 - о перечне первоочередных объектов, подлежащих капитальному строительству в районах и городах, пострадавших в результате террористических актов и боевых действий.

Расходная часть местных бюджетов определяется по всем разделам и подразделам функциональной классификации, с выделением отдельных социально значимых статей расходов на заработную плату и начислениям на нее, пособиям на детей-сирот, питание, медикаменты, компенсацию за приобретенную книгоиздательскую продукцию, предоставление льгот по Закону “О ветеранах”, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, коммунальные услуги специалистам, работающим на селе, социальные выплаты, лимиты потребления коммунальных услуг бюджетных учреждений и кредиторскую задолженность (книгоиздательская продукция, коммунальные услуги специалистам, коммунальные услуги бюджетным учреждениям). Кроме того, определяются отдельные расходы социально гарантированных выплат: в сфере управления - страхование муниципальных служащих; образования - фонд всеобуча; социального обеспечения - погребение, санаторно-курортное лечение, транспортные расходы, доплаты к пенсиям муниципальных служащих.


Имеет место существенная зависимость нижестоящих бюджетов от финансовой помощи из республиканского бюджета. Низкий удельный вес собственных доходов местных бюджетов в общем объеме расходов обуславливает жесткую увязку формирования и исполнения местных бюджетов. Так, удельный вес собственных доходов местных бюджетов в общем объеме расходов в 2001 г. составил 16,4 %, причем в городах этот показатель равен 31,5 %, а в районах - 4,1 %, соответственно, уровень дотирования в городах - 68,5 % (от 50,0 % - в г. Махачкале до 97,0 % - в г. Дагестанские Огни); в районах - в среднем 95,9 % (от 86,6 % - в Карабудахкентском районе до 99,0 % - в Бежтинском районе).

В утвержденном бюджете на 2001 год размер республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований республики составляет 3898100,0 тыс. рублей, что в 1,2 раза больше утвержденного в 2000 году.

При формировании бюджетов на местах объем собственных доходов в целом по муниципальным образованиям установлен в размере 931000,0 тыс. рублей, или с увеличением против расчетной суммы Минфина республики, принятой при определении взаимоотношений с местными бюджетами, на 166400,0 тыс. рублей, в том числе по г. Махачкале на 161500,0 тыс. рублей, районам: Карабудахкентскому - 1900,0 тыс. рублей, Магарамкентскому - 1700,0 тыс. рублей, Буйнакскому - 1000,0 тыс. рублей, Ногайскому - 300,0 тыс. рублей.

Объем расходов по бюджетам районов и городов республики на 2001 год принят органами местного самоуправления в размере 4860800,0 тыс. рублей, или с ростом против расчетных Минфина республики на 198000,0 тыс. рублей, из них г. Махачкале - на 192000,0 тыс. рублей. Рост по сравнению с принятым бюджетом прошлого года составил 1046400,0 тыс. рублей.

В утвержденных бюджетах муниципальных образований дефицит бюджетов определен в сумме 31700,0 тыс. рублей, или в размере 3,4 процента собственных доходов, из них г. Махачкале - 30500,0 тыс. рублей, Магарамкентскому району - 900,0 тыс. рублей, Кумторкалинскому району - 200,0 тыс. рублей.


В бюджетах районов и городов на социальную сферу предусмотрено 2980000,0 тыс. рублей, или с ростом на 71000,0 тыс. рублей, по расчетам Минфина Республики Дагестан - 2909200,0 тыс. рублей, с увеличением против утвержденных показателей прошлого года на 400200,0 тыс. рублей, а без учета пособий, предусмотренных в бюджете 2000 года, - на 1176000,0 тыс. рублей.

Впервые за последние годы, принятые бюджеты районов и городов более полно удовлетворяют потребность в средствах на компенсационные выплаты педагогическому персоналу за приобретенную методическую литературу, специалистам и бюджетным учреждениям - по коммунальным услугам, включая погашение долгов прошлых лет по книгоиздательской продукции; специалистам и учреждениям - по коммунальным услугам. В них также, в меру возможности, учтены расходы на приобретение и капитальный ремонт зданий бюджетных учреждений.

При принятии бюджетов на местах, утвержденные суммы, в соответствии с Законом “О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2001 год”, в виде субвенции увеличены органами местного самоуправления за счет дополнительно полученных доходов и перераспределения расходов, из них:

по заработной плате и начислениям на нее - на 31600,0 тыс. рублей, в том числе в бюджетах г. Махачкалы на 19500,0 тыс. рублей, Хасавюртовского района - на 2500,0 тыс. рублей, Дахадаевского района - на 2300,0 тыс. рублей, Буйнакского района - на 1500,0 тыс. рублей и другим;

по пособиям на детей-сирот - на 3300,0 тыс. рублей, из них Дербентскому району - 500,0 тыс. рублей, Ногайскому району - 400,0 тыс. рублей, г. Махачкале - 200,0 тыс. рублей, г. Буйнакску - 300,0 тыс. рублей, г. Хасавюрту - 700,0 тыс. рублей, г. Кизляру - 300,0 тыс. рублей;

по медикаментам - на 2200,0 тыс. рублей, из них г. Каспийску - 400,0 тыс. рублей, г. Кизилюрту - 300,0 тыс. рублей, Дербентскому району - 200,0 тыс. рублей;

по питанию - на 2300,0 тыс. рублей, из них г. Махачкале - 1600,0 тыс. рублей, г. Буйнакску - 400,0 тыс. рублей, г. Избербашу - 400,0 тыс. рублей, г. Южно-Сухокумску - 300,0 тыс. рублей.


Из расходов производственной сферы наибольший удельный вес в бюджетах районов и городов занимает содержание жилищно-коммунального хозяйства.

Бюджетная доля в расходах по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство на текущий год, согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 9 февраля 1998 г. № 18 “Об упорядочении системы оплат жилья и коммунальных услуг в Республике Дагестан”, была определена в размере 20,0 процента.

В 2000-2001 годах были разработаны и заключены соглашения между Правительством Республики Дагестан и администрациями районов и городов об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания дополнительной финансовой помощи бюджетам районов и городов за счет средств республиканского бюджета.

Перечисление субвенции бюджетам районов и городов осуществляется в соответствии с бюджетной росписью в размере 1/12 годового объема ежемесячно, а дотации - в зависимости от общего объема финансирования из фонда финансовой поддержки, с учетом возможностей республиканского бюджета и среднесложившегося уровня обеспеченности по районам и городам.

В настоящее время разрабатываются предложения по определению методики формирования межбюджетных отношений на 2002 год, установлению социальных нормативов (стандартов) и нормативов распределения сумм финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

По расходной части (в отношении управления, отраслей социальной сферы), для определения социальных нормативов в расчете на получателей бюджетных услуг предполагается объединить районы и города в 5 групп: высокогорье, горы, предгорье, низменность и города. За базу в расчетах будут приниматься потребители бюджетных услуг - учащиеся школ, интернатов, воспитанники детских дошкольных учреждений, численность населения с коррективами на половозрастной состав в отраслях социальной сферы (здравоохранение, социальное обслуживание, культура), в управлении и других.

Средний норматив бюджетных расходов на одного потребителя будет учитывать социально гарантированную часть расходов, а также материальное обеспечение учреждений, с последующей индексацией изменяемой части норматива.



следующая страница >>