shkolakz.ru 1

О несчастных случаях, авариях, инцидентах произошедших в 2011 году при эксплуатации подъемных сооружений



В течении 2011 года при эксплуатации подъемных сооружений на предприятиях (организациях) Республики Беларусь произошло 15 несчастных случаев, подлежащих учету в Госпромнадзоре, в том числе 1 групповой (один работник получил тяжёлую травму, другой - смертельную), 4 со смертельным исходом, 4 аварии и 1 инцидент. За аналогичный период прошлого года произошёл 21 несчастный случай, в том числе 11 со смертельным исходом, 10 с тяжёлым и 4 аварии.

Необходимо отметить, что технические неисправности грузоподъемных кранов не являлись основными причинами происшедших несчастных случаев и аварий. Как показал анализ, основные причины несчастных случаев - организационные, такие как:

низкая производственная и технологическая дисциплина на объектах строительства

невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по обеспечению безопасных условий труда для подчиненных и по организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

назначение недостаточного количества стропальщиков на объектах производства работ, допуск к работам по строповке грузов необученного персонала, строповка грузов с нарушением технологических регламентов;

нарушение требований технологических регламентов и проектов производства работ, особенно в части строповки грузов;

неправомочные действия пострадавших либо других работников, допущенных к управлению и обслуживанию кранов.

Анализ материалов специальных расследований причин несчастных случаев, произошедших при эксплуатации грузоподъемных кранов, по прежнему свидетельствуют о недостаточности мер со стороны руководителей и специалистов, которые по долгу своей службы должны обеспечить безопасные условия труда подчиненных и ртаишовать ез грузоподъемных кранов. Сложившаяся ситуация, является следствием низкого уровня организации производственного контроля руководителями предприятий.

Авария грузоподъемного крана, принадлежащего Бобруйскому филиалу ОАО «БУМ» (объект «Реконструкция присоединенного к СРУП «Бобруйский ДСК» КДПУП «Бобруйский завод ЖБИ»), и инцидент (отказ I степени) в г. Осиповичи, на объекте «Участок сборного железобетона Осиповичского завода железобетонных конструкций», произошли по причине неисправности приборов безопасности. Основной причиной группового|кесчастного случая на объекте «Пожарное депо на 10 автомобилей в микрорайоне № 19 г. Гомеля» явились неадекватные действия находящегося в состоянии алкогольного опьянения (3,6 промилле) машиниста башенного крана, работника ОАО «Гомельпромстрой», а также нарушение требований производства работ в части строповки грузов.


Учитывая изложенное, в целях профилактики и недопущения травматизма и аварийности при эксплуатации грузоподъёмных кранов, необходимо:


  1. довести до сведения трудовых коллективов строительного и промышленного секторов народного хозяйства данную информацию;

  2. организовать контроль за качеством подготовки специалистов и персонала, эксплуатирующих подъемные сооружения, в учреждениях образования и учебных центрах;

3. привлекать к персональной ответственности руководителей и специалистов предприятий (организаций), эксплуатирующих подъемные сооружения, за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, ужесточив применение дисциплинарных и административных мер воздействия;

4. в соответствии со статьёй 21 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» запланировать в течении февраля - марта текущего года проверки работниками, уполномоченными на осуществление производственного контроля, строительных объектов с интенсивным использованием грузоподъёмных кранов.


Приложение: краткое описание произошедших аварий, инцидентов и несчастных случаев на 8 л в 1 экз.


Начальник Госпромнадзора А.Н.Кудряшов


Краткое описание произошедших аварий,

инцидентов и несчастных случаев


17.01.2011 года при разгрузке мусора из шарнирно - раздвижного контейнера в кузов самосвала произошел несчастный случай со смертельным исходом с истопником ОАО «Передвижная механизированная колонна № 18» г. Пинска.

Шарнирно - раздвижной контейнер представляет собой сборную конструкцию из двух металлических полукубов (ящиков), у которых отсутствуют по одной боковой и верхней грани (плоскости). Ящики ребрами сторон без боковых плоскостей в закрытом для контейнера состоянии примыкают друг к другу, образуя емкость, предназначенную для штучных и сыпучих материалов, открытую сверху. Габариты контейнера -2,5 х 2,0 х 1,5 м. Боковые соприкасающиеся ребра ящиков имеют выступающие за габариты ящика в сторону смежного ящика цапфы с осевыми отверстиями. Продолжением цапф являются осевые проушины, предназначенные для строповки контейнера за крюк грузоподъемного крана. При этом способе строповки ящики сходятся боковыми гранями и обеспечивают общую целостность контейнера. По центру наружных частей внешних граней контейнера приварены боковые проушины, при поднятии за которые ящики расходятся до положения, когда их днища становятся вертикально, а ребра, бывшие в закрытом состоянии контейнера верхними боковыми противоположными, смыкаются в верхнем положении и находящийся в контейнере груз высыпается.


Основное назначение указанного контейнера состояло в сборе золы и шлака от работы отопительных котлов котельной предприятия. В зависимости от интенсивности работы котлов контейнер наполнялся в течение одного - двух месяцев. После чего производилась его очистка путем погрузки с помощью грузоподъемного крана в кузов грузового автомобиля и дальнейшего опорожнения.

Утром 17 января, после того как контейнер с помощью автомобильного крана КС-2571 был помещен в кузов самосвала МАЗ, перезацеплен за боковые проушины и поднят на высоту около 1 метра от дна кузова, створки контейнера открылись только на 25 - 30°, так как под воздействием влаги и низких температур золошлаковая масса в контейнере образовала твердые глыбы, смерзшиеся и слипшиеся как между собой, так и со стенками контейнера. Оставив частично опорожненный контейнер в подвешенном состоянии, крановщик выключил крановую установку, заглушил двигатель крана и покинул место производства работ.

В это время истопник котельной залез на борт кузова самосвала и попытался лопатой освободить контейнер от мусора. Когда эти меры не дали результата, он переместился в кузов и продолжил попытки очистки контейнера, разместившись внутри его. Особо следует отметить, что за происходящим наблюдал инженер по охране труда ОАО «ПМК-1.8», который даже посчитал возможным передать истопнику в кузов автомобиля кувалду, для того чтобы тот использовал ее для ударов по стенкам контейнера. В результате освобождения контейнера от значительной массы золы произошло полное раскрытие его створок и сомкнувшиеся вверху грани зажали истопника в районе грудной клетки. Контейнер остался на весу и некоторое время раскачивался вместе с зажатым человеком. Экстренно вызванный машинист крана запустил крановую установку и опустил контейнер в кузов самосвала. Прибывшие на место медицинские работники констатировали смерть пострадавшего.

31.01.2011 года на строительном объекте «Пожарное депо на 10 автомобилей в микрорайоне № 19 г. Гомеля» произошел групповой несчастный случай с работниками ООО «Бел-ЮТстройсервис».


Для выполнения погрузочно-разгрузочных, а также монтажных и строительных работ на объекте использовался башенный кран КБ-405-1А, принадлежащий генподрядной организации ОАО «Гомельпромстрой» Минархстроя Республики Беларусь. Около 14 часов 30 минут с помощью указанного крана производилось перемещение (подача) пеногазосиликатных блоков в зону работы каменщиков. Груз перемещался непосредственно над зоной, где согласно полученному заданию двое рабочих (арматурщик и стропальщик) ООО «Бел-ЮТстройсервис» армировали ригель железобетонного каркаса перекрытия 2-го этажа строящегося здания. Вопреки вывешенной на месте производства работ схеме строповки грузов одновременно были застроплены и перемещались два поддона с блоками. Крановщик, находясь в состоянии алкогольного опьянения (3,6 %о), допустил неадекватные действия при управлении башенным краном, а именно: при одновременном перемещении крана и повороте стрелы производил опускание поддонов с блоками ПГС. При этом поддоны задели за опорнуьо колонну кровли, наклонились и блоки посыпались на людей, находящихся на перекрытии 2-го этажа. Один из работников от полученных травм скончался, второй -с тяжелыми травмами был госпитализирован.

03.03.2011 года на строительном объекте «Реконструкция присоединенного к СРУП «Бобруйский ДСК» КДПУП «Бобруйский завод ЖБИ» произошла авария стрелового самоходного крана на гусеничном ходу МКГ-25БР, принадлежащего Бобруйскому филиалу ОАО «Белорусское управление механизации» Минархстроя Республики Беларусь.

Кран был смонтирован в башенно-стреловом исполнении (высота башни 28,5 м, длина гуська 15 м) на площадке демонтажа растворобетонного узла. После подъема металлического бункера на высоту, соответствующую вылету в 7,4 м, когда грузоподъемность крана составляет 7 тонн, крановщик включил механизм поворота. Во время поворота кран стал наклоняться и опрокинулся.

В ходе технического расследования причин аварии установлено следующее:

кран эксплуатировался с неисправными приборами безопасности;


вес поднимаемого груза составлял 8,72 т;

по указанию специалиста, ответственного за безопасное производство работ, кран был установлен на площадке, имеющей подземные коммуникации. Под одной из гусениц был расположен люк колодца, который после подъема опрокинувшегося крана оказался проломан.

18.03.2011 года на сборочно - сварочном участке (далее - участок) цеха № 1 филиала «Минский завод технологических металлоконструкций» (далее - МЗТМК) ОАО «Промтехмонтаж» Минархстроя Республики Беларусь в результате опрокидывания стапеля, задетого кантуемым с помощью мостового крана свальцованным листом металла, произошел несчастный случай с тяжелым исходом с электросварщиком указанного предприятия.

Участок расположен в первом пролете производственного корпуса № 1 филиала МЗТМК ОАО «Промтехмонтаж». В пролете установлено 3 мостовых крана. В середине пролёта на бетонной монтажной площадке шла сборка и сварка фрагмента теплообменника, представляющего собой сложную металлическую конструкцию в виде усеченного конуса максимальным диаметром 7 м и высотой 1,5 м. После вальцовки второй лист металла размерами 10 х 1,5 м был с помощью двух мостовых кранов помещен на монтажную площадку рядом с собираемым фрагментом. Для придания нужной формы требовалось повернуть его на 90°, приподнять над полом и установить в положение «на ребро». Во время кантовки в результате удара свальцованного листа металла о металлический стапель длиной 2,5м и высотой 0,7м последний опрокинулся и упал на ногу электросварщика, рабочее место которого находилось в непосредственной близости.

24.03.2011 года при выполнении работ на строительстве технологической линии по производству цемента РУП «Белорусский цементный завод» в Костюковичском районе Могилёве кой области произошло падение стрелы самоходного стрелового крана МКГС-100, принадлежащего ОАО «Белорусское управление механизации» Минархстроя Республики Беларусь. При падении был повреждён такой же кран, принадлежащий ОАО «УМ-12» и тяжело травмирован прораб ГМУ № 1 ОАО «Гомельтехмонтаж».


В ходе расследования возникла необходимость в проведении силами специалистов головной организации по краностроению технической экспертизы и дополнительных исследованиях для определения причин падения стрелы. Основной причиной происшедшего стала эксплуатация грузоподъемного крана с нарушением требования ПНР, в части выполнения строительно-монтажных работ при скорости ветра, значительно превышающей требования указанного документа (порывы ветра до 19-21 м/с), а также с отсутствующем на кране анемометром.

17.12.2010 года (расследование проводилось по поручению Прокуратуры и приказу по Госпромнадзору от 31.03.2011 года № 54) произошёл тяжёлый н/сл. со стропальщиком филиала ОАО «Гомельдрев» Гомельского леспромхоза концерна «Беллесбумпром» при погрузке подвижного состава (двух железнодорожных вагонов) лесоматериалом и подаче лесоматериала в цех переработки низкосортной древесины. При выполнении этой работы, после увязки стропальщиком стропами грузоподъёмного крана пакета древесины, его подняли и при перемещении задели другой пакет древесины, при этом бревно из второго пакета ударило находящегося рядом стропальщика. При расследовании были установлены следующие причины:

невыполнение стропальщиком требований безопасности в части того, что он не отошёл на безопасное расстояние при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

подача сигнала на перемещение груза краном с находящимся в опасной зоне работником;

отсутствие контроля за выполнением работ на строительной площадке машинистом башенного крана.

Ответственными в данном несчастном случае были определены стропальщики и машинист башенного крана.

1.04.2011 года, в 11 часов 10 минут произошла авария с автомобильным краном КС-5 5727-7 Столинского районного отдела по чрезвычайным ситуациям на объекте «Строительство сельскохозяйственных зданий» в д. Коротичи Столинского района Брестской области. Авария автомобильного крана произошла при выполнении работ по перемещению железобетонной полурамы Г - образной формы.


Технические причины аварии:

установка крана с нарушением требований завода-изготовителя в части использования деревянных подкладок размером 560x490 мм вместо предусмотренных: для данного типа грунта подкладок размером 1120x1050 мм, неправильный выбор места установки крана;

работа крана с превышением грузовых характеристик.

Организационными причинами явились - не выполнение машинистом крана обязанностей по установке грузоподъёмного механизма в соответствии с характером производственной площадки и грузовыми характеристиками, производство работ в режиме превышения грузоподъёмности для данного вылета и длины стрелы.

4.05.2011 года, в 11°° произошёл несчастный случай с тяжёлым исходом с Коротким Н.Ф., электрогазосварщиком ООО «Лотос» на арматурном участке ЗСК «Унибуд» (д. Прудок, Мозырский район Гомельской области) при подтаскивании, без распоряжения, металлических швеллеров мостовым краном.

Причинами явились:

нарушение машинистом мостового крана требований безопасности труда, выразившееся в выполнении не порученной работы по перемещению швеллеров мостовым краном методом подтаскивания, выполнение команды лица, не являющегося стропальщиком, перемещение швеллеров при нахождении человека в опасной зоне работы крана;

не выполнении руководителями и специалистами ЗСК «Унибуд» ООО «Лотос» обязанностей по охране труда и промышленной безопасности, выразившиеся в допуске к эксплуатации мостового крана, не зарегистрированного в органах Госпромнадзора и не прошедшего техническое освидетельствование, не осуществлении постоянного контроля за соблюдением работниками инструкций по охране труда, не принятии мер, исключающих использование мостового крана, не зарегистрированного в Госпромнадзоре и не прошедшего технического освидетельствования.

18.05.2011 года произошёл несчастный случай с тяжёлым исходом с машинистом автомобильного крана 6 разряда участка № 2 филиала «Механизированная колонна № 85» ОАО «Западэлектросетьстрой» ГПО «Белэнерго», при выполнении работы по установке железобетонной опоры ПСБ 110-1 (СК 26.1-1.1) на объекте «Строительство ВЛ-110 кВ в п/с ПО кВ «Михеевичи» в городе Кричеве на поле в районе д. Сокольничи.


После выдачи задания на выполнение этой работы прораб уехал на другой объект. Стропальщик застропил опору канатным кольцевым стропом на расстоянии 12,4 метра от основания. Опора располагалась в пяти метрах от оси вращения крановой, установки. По команде стропальщика начался подъём опоры и когда груз был поднят на высоту 15-20 см. машинист крана приостановил подъём. Убедившись в том, что тормоза работают нормально и строповка надёжная, машинист начал опускать опору в котлован, придав ей при этом вертикальное положение. В это время конструкцию повело в сторону грузоподъёмного механизма и она травмировала выпрыгнувшего из кабины крана машиниста.

Причинами несчастного случая явились нарушение требование проекта производства работ, типовой технологической карты, выразившихся в:

выдаче распоряжения по установке опоры без ознакомления стропальщика и машиниста крана со схемой строповки, и отсутствия контроля за производством работ;

проведении работ по установке опоры грузоподъёмным краном с длиной стрелы 14 м., вместо предусмотренного ГШР и тех. картой пневмоколёсного крана К255 с длиной стрелы 20 метров;

отсутствие контроля за безопасным выполнением работ;

выполнение работ (машинист крана, стропальщик) без схем правильной строповки,

26.05.2011 года произошёл несчастный случай с тяжёлым исходом с монтажником строительных конструкций филиала Специализированное строительное управление № 86 ОАО «Трест № 26 Железобетонмонтаж», Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на строительном объекте «Жилой дом № 2 в микрорайоне Спутник г. Могилёв». Происшествие произошло при монтаже балконной плиты, когда монтажник находился между плитой и колонной здания, в результате чего был прижат к колонне.

Причинами явились:

нарушение потерпевшим локальных нормативных актов по охране труда, в части не применения в данном случае предусмотренных оттяжек;

нарушение требований безопасности крановщиком, который перемещал балконную плиту, не подняв её выше встречающихся на пути предметов и при нахождении потерпевшего в опасной зоне работы крана;


не обеспечение безопасного производства работ в соответствии с требованиями ППР;

не осуществления контроля за соблюдением рабочими норм.и правил по охране труда.

2.06.2011 года произошёл несчастный случай с тяжёлым исходом со штукатуром филиала «Столбцрвское ремонтно-строительное управление» ОАО «Универсалремстрой», зарегистрированным в Минском областном исполнительном комитете. В начале рабочего дня бригадир выдал задание штукатуру на выполнение вместе с ним штукатурных работ на фасаде здания между 4-ым и 5-ым этажами на строительном объекте «Добрянка - 20» в г. Столбцы. Для производства работ была использована самодельная площадка. Данная конструкция не была зарегистрирована, не поставлена на инвентарный учёт, не проведено техническое освидетельствование, не определено её функциональное назначение. Находясь на площадке, бригадир и штукатур произвели строповку её четыхветвевым стропом. После чего бригадир дал команду машинисту крана на подъём. Во время подъёма, достигнув уровня между 4 и 5 этажами, произошло отцепление двух крюков и опрокидывание площадки. Бригадир руками ухватился за стропы, а штукатур упала на землю с высоты 13 метров.

В ходе расследования были определены следующие причины:

применение самодельной площадки для подъёма работников с использованием для этого автомобильного крана, отсутствие оформленного наряда - допуска для проведения работ на высоте, проведение работ без ответственного, отсутствие на объекте схем строповки, графического изображение схем строповки и т. д.

26.07.2011 года произошла авария башенного крана КБМ-40Ш, изготовленного РПУП «Могилёвский завод «Строммашина» в 2009 году, на складе готовой продукции филиала «Гомельский завод ЖБИ - № 3» ЧПТУП «Гомельское УПТК» ОАО «Гомельоблстрой». При выполнении работ по распалубке перемычек башенным краном, из-за разрушения узла стрелового расчала, произошло падение стрелы и получил смертельную травму формовщик предприятия. Расследование аварии проводилось на основании экспертизы по определению причин падения стрелы, которую провел Белорусский национальный технический университет. Были установлены причины данной аварии, которые заключались в не проведении технического обслуживания, согласно инструкции завода - изготовителя, не проведении осмотров крана пред началом работы обслуживающим персоналом, не выполнение руководством предприятия требований Правил, в части не организации содержания кранов в исправном состоянии, безопасных условий работы.


4.08.2011 года произошёл тяжёлый несчастный случай с плотником -бетонщиком СУ-105 ОАО «Стройтрест № 3» Министерства архитектуры и строительства Республики . Беларусь. Происшествие произошло при выполнении работ по подаче к месту установки сварного металлического каркаса на объекте «Спортивно-развлекательный центр в г. Молодечно» башенным краном SOIMA SGT 7018 TL при нахождении работника в опасной зоне работающего грузоподъёмного механизма. При опускании каркаса в проём кровли здания, от воздействия ветра на него, произошло отклонение конструкции от вертикального положения и при дальнейшем опускании она зацепилась арматурным стержнем за нижнюю полку двутавровой балки кровли здания, из-за чего произошло ослабление натяжения ветвей стропов и расстроповка петли текстильного стропа с крюком цепного стропа и свободное падение каркаса. Падающая конструкция поворачиваясь одним концом ударилась о кирпичную стену, а другим концом, задев находящегося рядом плотника-бетонщика, столкнула его с высоты 3,3 метра. При расследовании установлены причины:


  • стропальщик не убедился в надёжности строповки груза и допустил нахождении работников в опасной зоне работы башенного крана;

  • отсутствие контроля за соблюдением рабочими инструкций по охране труда.

01.10.2011 в г. Иваново Брестской области на объекте «Расширение элеватора на 1000000 тонн в г. Иваново» при погрузке с использованием стрелового самоходного крана опалубочного щита в кузов самосвала, произошел несчастный с тяжелым исходом с бетонщиком ОДО «Поли -Сервис». В ходе погрузочных работ груз зацепил потерпевшего, находящегося в кузове самосвала, в результате чего бетонщик упал на землю с высоты 2,5 метра.

11.10.2011 в д. Сосновка Сморгонского района Гродненской области при погрузке, с использованием стрелового самоходного крана, шифера на кровлю строящейся молочнотоварной фермы, произошел несчастный случай со смертельным исходом с плотником ОАО «Строительно-монтажный трест № 41». После установки груза на кровлю строящегося здания произошло разрушение кровли, и груз упал вместе с находившемся на кровле плотником.


14.10.2011 в г. Минске на объекте «Строительство 12-17 этажного жилого дома по ул. Матусевича, 2» при выполнении строительных работ с использованием башенного крана, произошел несчастный случай с тяжелым исходом со стропальщиком УП «Строительное управление № 20» ОАО «Минскпромстрой». Стропальщик получил тяжелую травму правой ноги в результате удара крюковой подвеской башенного крана.

17.11.2011 года произошёл несчастный случай со смертельным исходом с электрогазосварщиком ОАО «УМ № 88» Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь при выполнении работ по возведению железобетонного силоса для цемента на объекте строительства «2-я очередь цементного завода» УП «Белорусский цементный завод» в г. Костюковичах, Могилёвской области. В результате несогласованных действий ответственного за безопасное производство работ и рабочих произошло нарушение требований безопасности в части небезопасной строповки и нарушений при выводе их из ёмкости силоса с применением грузоподъёмного крана, в результате чего упавшие щиты смертельно травмировали, находившегося в зоне их падения электрогазосварщика. Расследованием были установлены следующие причины:


  • выполнение не порученных работ по строповке, перемещению груза с нарушением локальных нормативных правовых актов;

  • нарушение требований инструкции по охране труда для крановщика в части выполнения работ по горизонтальному перемещению груза грузоподъёмным краном на расстоянии менее 0,5м, над встречающимися на пути предметами;

  • нарушение требования ППР а части допуска к выполнению работ работников, не имеющих смежной профессии «стропальщик»;

  • ненадлежащий контроль за выполнением работниками требований, изложенных в Инструкциях по охране труда и ППР;

  • выполнение работ грузоподъёмным краном без получение на это разрешение Госпромнадзора.

24.12.2011 года на опасном производственном объекте «Участок сборного железобетона Осиповичского завода железобетонных конструкций» ОАО «Дорстроймонтажтрест», Министерства транспорта и коммуникаций, где эксплуатируются стационарно установленные мостовые краны, при выполнении работ на линии по производству ж/б шпал мостовым краном общего назначения г/п 20/5 т., изготовленным Дзержинским опытно-механическим заводом в 2009 году, произошёл инцидент. 22.12.2011 года машинист крана, проработав рабочую смену, в 17 часов обнаружила неисправность, когда защита начала отключать кран при подъёме крюковой подвески. Не доложив о неисправности ответственному специалисту, она поставила в известность электриков. После ремонтных работ, главный и вспомогательный подъёмы на кране начали работать, но на главном подъёме не срабатывал концевой выключатель ограничения высоты подъёма. Следующие дни машинист продолжала работать с неисправным концевым выключателем.


В 13°° 24.12.2012 года при опускании крюковой подвески вспомогательного подъёма для строповки бадьи, крановщица решила поднять крюковую подвеску главного подъёма, при этом она была поднята до крайнего верхнего положения, концевой выключатель не сработал в результате чего произошёл обрыв каната главного подъёма и падение крюковой подвески, в результате чего получил травму, не относящуюся к тяжёлой, формовщик, который готовил бадью для последующей строповки.

Установлены следующие причины инцидента:

- выполнение работ с неисправными приборами безопасности и использование при этом одновременно двух механизмов подъёма;


  • не качественное выполнение ремонтных работ;

  • отсутствие должного контроля за выполнением ремонтных работ и не принятия необходимых мер по предупреждению работы с нарушением требований безопасности.