shkolakz.ru 1
План по теме «Основы Экологии»


Цель курса: Экология - довольно молодая наука. Однако значение знаний её основ, в современном обществе, велико. Школьная программа очень скомкано дает общие представления о том, как происходит взаимодействие между природой и человеком. В своём курсе я хочу дать детям не только теорию и общие представления об этой науке, но и на примерах показать как важна Экология в современной биологии и в смежных науках (физике, химии, экономике и др)

Требование к детям: Наверное, наиболее интересной эта пара будет для 10- классников, т.к в основном экология - эта тема выпускных классов. Особого знания теории я не требую, школьники при прохождении данного курса должны научиться свободно оперировать понятиями экологии и понимать причинно-следственные связи во взаимодействиях природных абиотических факторов, разных групп живого и человека.


План.

Тема 1-ой лекции.


Экология, как наука и её роль в современном обществе. Среда и местообитания живых организмов и её факторы (абиотические, биотические, антропогенные, лимитирующие). Адаптация организмов. Местообитание и экологические ниши.

Тема 2-ой лекции.

Основные типы экологических взаимодействий:

- Нейтральные (нейтрализм);

- Взаимополезные (Протокооперация, симбиоз, мутуализм);

- Полезнонейтральные (комменсализм);

- Полезновредные (паразитизм, хищничество);

- Взаимовредные (конкуренция);

- Вреднонейтральные (аменсализм)

Тема 3-ей лекции

Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций и её факторы.

Тема 4-ой лекции

Экологические сообщества (биоценоз, Экосистема, биогеоценоз, биосфера, Искусственные экосистемы, агробиоценоз). Структура сообществ (видовая, морфологическая, трофическая). Пищевая сеть. Взаимосвязь организмов в обществах.

Тема 5-ой лекции

Пищевые цепи. Круговорот веществ. Биогенные элементы. Экологические пирамиды (пирамида биомассы, численности). Экологическая сукцессия.

Тема 6-ой лекции

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Контроль:

В течение всей недели дети будут делать творческие задания по темам лекций. За каждое выполненное задание будет даваться по 1-2 балла. Соответственно к «зачетному дню» у каждого будет определённая сумма баллов. Тем самым для детей, у которых будет достаточно баллов -зачёта не будет. И поэтому я читаю 6 дней свою пару вместо 5-ти. Однако, вопрос о баллах будет решаться с каждым индивидуально. Плюс к творческим домашним заданиям я буду проводить маленькие тесты по пройденным темам.