shkolakz.ru 1
ГБОУ АО "Няндомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"



«Озеленение класса.

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»


(проект, выращивание цветущих красивых комнатных растений,

учащиеся 7 класса, 13-14 лет)


Париенко Татьяна Валентиновна

воспитатель


г. Няндома, 2012 год

Тема: «Озеленение класса. Комнатные растения»


Цель: Формирование экологического мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья через выращивание комнатных растений и озеленение класса.


Задачи:

1.Образовательная:

Расширить и углубить знания детей о комнатных растениях. 2.Развивающая:

Развивать навыки правильного ухода за комнатными растениями. 3.Воспитывающая:

Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.


Возраст учащихся: 13 -14 лет

Время работы над проектом: 3-я и 4-я четверти (февраль, март, апрель, май).


Режим работы:

1. Практическая работа в библиотеке с книгами, журналами.

2. Практическая работа с посадкой и уходом за комнатными растениями.


В суровом климате России, когда зима длится четыре – пять месяцев, весна часто неприветлива и осень надоедает слякотью, мы особенно ценим комнатные растения и по возможности украшаем ими своё жилище. Они не только радуют нас своей красотой, но очищают воздух в классе от пыли

и грязи, обогащают его кислородом, насыщают приятными ароматическими веществами, благотворно влияющими на нашу жизнедеятельность и психику. Чтобы по чаще радовать себя, мы научились выращивать любимые цветы и растения в комнатных условиях. Человек, привыкший с детства заботиться о растениях, переносит это чувство на своё отношение ко всему окружающему миру. Скромный цветок на подоконнике даст ему ощущение контакта с природой, наглядно покажет её ранимость, хрупкость и беззащитность. Никакие достижения различных технологий не заменят верного глаза, пытливого ума и умелых рук. Настоящий цветовод умеет понимать язык растений, по внешнему виду определять его потребности. Отчего у одного растения листья мягкие и пушистые, а у другого – гладкие и жёсткие? У детей с ограниченными возможностями здоровья возникает масса вопросов о комнатных растениях. И на каждый из них надо найти ответ…Недостаточно знать название и происхождение растения. Чтобы оно росло здоровым и красивым, за ним надо ухаживать. Растения нуждаются в чистоте. Для лучшего роста их периодически подкармливают удобрениями. Важно соблюдать режим полива растений. Надо учитывать индивидуальные особенности растений, их состояние, возраст, принимать во внимание время года, освещённость и температуру в помещении.


Мы выбрали эту тему потому, что в домашних условиях или в классе, где мы проводим много времени, есть больше возможности изучить растения для того, чтобы уметь их выращивать, научиться ухаживать за ними. Это конечно, кропотливая работа. Теперь на нашем подоконнике есть возможность создать чудесный райский сад, который постоянно, в любую минуту, будет очаровывать своей неповторимой красотой.

Этапы работы:


1.Организационный:


Воспитатель знакомит с проектом, в котором дети могут принять участие. Определяем содержание работы, планируем деятельность, роль воспитателя – направляющая.


2. Поисково – исследовательский:




s6303811
s6303808


Воспитатель предлагает ребятам найти в библиотеке материал о комнатных растениях, то есть изучить литературу: журналы, книги, газеты. Происходит знакомство учащихся с комнатными растениями, правильным уходом за ними. Идёт сбор информации, учащиеся работают самостоятельно, роль воспитателя – наблюдающая.


3.Практический:

s6300752 s6300745

На протяжении четырёх месяцев дети наблюдали за ростом и развитием растений. Ребята протирали листья от пыли, рыхлили землю, систематически поливали, лечили от болезней, пересаживали цветы. Подготовили доклады о комнатных растениях (приложение 2). Составили памятку «Как ухаживать за комнатными растениями?» (приложение 1), роль воспитателя – обучающая с помощью консультаций.

4.Презентационный (показ выращенных цветов):


фото 014
Заслушивание и обсуждение докладов одноклассников о выращенных цветах в своём классе, роль воспитателя – сотрудничество. проекты 041

В процессе подготовки проекта у детей с ограниченными возможностями здоровья расширились знания о разнообразии комнатных растений, они поняли, какую великую роль комнатные растения играют в нашей повседневной жизни, научились беречь, правильно ухаживать и заботиться о своих «зелёных друзьях».

Приложение 1

Памятка «Как ухаживать за комнатными растениями?»

1.Поливай растения водой комнатной температуры летом каждый день, зимой – реже, но следи, чтобы почва в горшках была влажной. Поливай из лейки, сбоку, а не сверху.

2.Палочкой рыхли поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.

3.Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с мелкими и опушёнными листьями опрыскивай водой.

4.Регулярно ножницами срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

5.Любой культуре, растущей в комнатных условиях, необходимо дополнительное питание, удобрения. В зависимости от того, насколько прихотливым является растение, регулируется количество подкормок и их состав.

6.Чтобы комнатные растения не росли кривыми, однобокими, не забывайте поворачивать их раз в три дня всеми сторонами к свету


Приложение 2

ГВОЗДИКА


фото 4

Гвоздика - дикорастущее растение. Декоративность гвоздике придают цветки, имеющую самую разнообразную окраску: от белой до бордовой. Это сильноветвящийся куст, достигающий в высоту 50 см. Листья и стебли довольно ломкие. Гвоздика – светолюбивое растение, не переносит высыхания, полив должен быть регулярным, подкармливают минеральными удобрениями. Размножается семенами, иногда делением куста. Часто гибнет из – за серой гнили, которая поражает стебель, Выносит заморозки до -5.



БЕГОНИЯ


фото 103

фото 002


Родиной этого растения являются тропики Южной Америки, Африки и Азии. Своё название получила в 17 веке благодаря коллекционеру М.Бекону, который занимался изучением травянистых и кустарниковых растений. Некоторые цветоводы подразделяют бегонии на 4 группы: декоративно – лиственные, кустовые, цветущие и клубневые. Поливают бегонию обильно, но зимой и в пасмурные дни реже, очень аккуратно, так как капли воды, попавшие на листья, образуют бурые пятна. Зимой бегонию содержат в светлом помещении.

ГЕРАНЬ


фото 5


фото 001


Растение неприхотливое, цветёт с весны до осени и даже зимой. Побег прямой, ветвистый. Листья округлые. Цветки собраны в крупное соцветие. Они бывают красные, розовые, белые. Хорошо растёт на окнах с южной стороны здания, где много солнца. Её нужно ежедневно поливать, Стирать с листьев пыль. По-

желтевшие и засыхающие листья необходимо отрезать. Осенью перед наступлением морозов герань нужно выставить на светлые окна прохладных комнат. Зимой поливать 1-2 раза в неделю. Хорошо размножается черенками от молодых побегов.

ХЛОРОФИТУМ


s6303878

Это распространённое, неприхотливое пёстролистное растение. Сохраняет красивую пёструю окраску листьев, когда находится на светлом месте, близ окна. Ранней весной из густой шапки начинают тянуться цветоносные стрелки, на концах которых образуются детки с воздушными корнями. Детки (розетки листьев) можно отделить для размножения. Пересаживают хлорофитум жела-


тельно каждые 2 года. Лучшее время для этого - март – апрель. Растения летом надо хорошо поливать и опрыскивать 3 – 4 раза в неделю, а зимой 1 – 2 раза.


МОНСТЕРА


s6303879


Слово «монстера» означает удивительная, причудливая. Это растение привезено из Южной Америки. Листья крупные, с глубокими вырезами. По ним можно узнать, какая будет погода дождливая или сухая. Перед дождём на концах листьев появляются капли воды. Они падают вниз, точно растение плачет, поэтому растение в народе называют «плаксой». Летом монстеру надо

хорошо поливать, а зимой один раз в три дня. Если правильно ухаживать, она может зацвести. Цветки её – длинный початок. У плодов монстеры вкус и аромат ананаса.


АСПИДИСТРА


s6303882


Аспидистра, или «дружная семейка» одно из самых выносливых растений.

Она переносит слабое освещение, недостаток воды, сухость воздуха.

Растение везде хорошо растёт, даже в дали от светлых окон. Аспидистра – бесстебельное растение с удлинёнными широкими кожистыми зелёными листьями на длинных черешках. Листья тесно прижимаются друг к другу, дружно растут из земли, поэтому называют «дружная семейка». Листья похожи

на листья ландыша. Размножают делением куста. Поливают умеренно, водой комнатной температуры. Раз в семь дней мягкой тряпкой смывают с листьев оседающую пыль. На лето растение полезно выставлять на балкон.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Журнал «Антошка», №35, №41, «Комнатные растения. Как ухаживать?», 2006г.

  2. В.В. Воронцов «Уход за комнатными растениями»

  3. Журнал «Воспитание школьников», №7, «Скромный цветок на подоконнике», 2007г.

  4. Журнал «Здоровье детей», №5, «Украсим школу цветами», » 2007г. 5. З.А. Клепинина «Природоведение».


6. З.А. Клепинина «Уроки природоведения».

7. М. Миллер «Лучшие комнатные растения».

8.«Начальная школа» 1996г.,1998г. №6 « Изучение комнатных растений»,

2004г. «Комнатные растения», 2005г. №7 «Осторожно! Ядовитые комнатные растения», 2006г. №1 «Уход за комнатными растениями».

9. «Шик» 2008г. №1 Комнатные растения.