shkolakz.ru 1 2 ... 32 33
Правительство Российской Федерации



Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет права


Программа дисциплины: «Уголовный процесс»


для специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалиста,

для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра


Автор программы:

Ковтун Николай Николаевич, д.ю.н., профессор; kovtunnnov@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры

уголовного права и уголовного процесса

«___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой Панченко П.Н.


Рекомендована секцией УМС «Право»

«___»____________ 2012 г

Председатель Клепоносова М.В.


Утверждена УМС НИУ ВШЭ Нижний Новгород

«___»_____________2012 г.

Председатель Петрухин Н.С.


Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов и определяет содержание и виды (текущих) учебных занятий и (промежуточной и итоговой) отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную учебную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки 030900.62. Юриспруденция»; уровень подготовки: бакалавр, изучающих дисциплину «Уголовный процесс».


Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», уровень подготовки бакалавр;


Примерными программами по дисциплине «Уголовный процесс» для высших учебных заведений по направлению 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалистов;

Примерными программами по дисциплине «Уголовный процесс» для высших учебных заведений по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра;

Рабочими учебными планами НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по специальности 030501.65 подготовки специалиста, специализаций: «гражданское право» и «уголовное право», утвержденными в 2012 г.;

Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по направлению 030900.62 «Юриспруденция», уровень подготовки бакалавр, утвержденным в 2012 г.

2. Цели освоения дисциплины



Целями освоения дисциплины «Уголовный процесс» являются:

– овладение глубокими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для эффективного применения уголовно-процессуального законодательства в целях обеспечения конституционных прав, свобод и законных интересов личности, интересов государства и общества в сфере уголовного судопроизводства, а также задач правосудия в целом;

– оказание помощи студентам в овладении глубокими и системными знаниями теории, нормативного регулирования и практики уголовного процесса, сущности и содержания уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры, суда и иных участников уголовного судопроизводства;

– формирование у студентов устойчивых навыков и умений по применению уголовно-процессуального законодательства в обнаружении, раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, обеспечении основных прав и свобод граждан, интересов государства и общества.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



В результате освоения изучаемой дисциплины студент должен:

Знать:

– генезис, современное состояние и основные тенденции (направления) развития уголовного судопроизводства России;


– основные положения теории уголовно-процессуального права, исходные понятия и категории российской уголовно-процессуальной доктрины;

– основные положения, характеризующие структуру уголовного судопроизводства России, функции и компетенции его основных участников, юридические и фактические основания принятия основных процессуальных решений;

– порядок законного, обоснованного и эффективного осуществления деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследования преступления, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел, в контрольно-проверочных производствах и стадиях.

Уметь:

– методологически точно определяться в иерархии источников российского уголовно-процессуального права;

– правильно определять субъектный состав и компетенцию основных участников уголовно-процессуальных отношений, их целевые функции;

– принимать законные и обоснованные решения в стадии возбуждения уголовного дела;

– эффективно организовывать деятельность по расследованию и раскрытию преступлений или защите (обеспечению) конституционных прав и свобод участников процесса в стадии предварительного расследования;

– правильно (в зависимости от выполняемой функции) определять стратегию и тактику деятельности по достижению своих интересов в стадии судебного разбирательства и в контрольно-проверочных производствах.


Иметь навыки (приобрести опыт):

– обнаружения, фиксации, проверки и оценки доказательств в целях эффективного выполнения возложенной функции или для обеспечения своих интересов, прав и свобод;

– анализа и оценки юридических и фактических оснований для законного и обоснованного принятия основных процессуальных решений или реализации института обжалования и ходатайств;

– подготовки/составления основных актов (процессуальных документов) в стадии возбуждения уголовного дела, стадии предварительного расследования, в судебных стадиях и производствах.


– законного и обоснованного производства основных следственных и процессуальных действий; эффективного участия в судебном разбирательстве (в соответствии с выполняемой функцией).


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

ПК-4

- раскрывает ключевые определения учебного курса, понимает их суть и назначение;

- свободно ориентируется в структуре и содержании уголовного судопроизводства как отрасли государственной деятельности; понимает субъектный состав, процессуальную компетенцию и порядок участие в процессе основных его субъектов;

- грамотно оценивает юридические и фактические основания принятия основных процессуальных решений и производства следственных или процессуальных действий;

- верно оценивает результаты процессуальной деятельности, излагает и обосновывает полученные выводы, владеет навыками работы с доказательствами и процессуальными документами;

- правильно применяет нормативный материал для решения задач практической уголовно-процессуальной деятельности;

- демонстрирует способности быть самостоятельным и компетентным участником уголовно-процессуальных отношений.

Основной лекционный курс;

Семинарские занятия по изучению теоретических и нормативных положений курса;


Выполнение практических заданий в ходе самостоятельной подготовки; решение практических задач, как форма контроля;

Решение тестовых (проверочных) заданий;

Выполнение письменной контрольной работы;

Написание и защита рефератов на семинарских/практических занятиях;

Научно-исследовательская составляющая деятельности студентов;

Индивидуальные и групповые консультации, отработки пропусков и неудовлетворительных оценок;

Самоконтроль обучаемых.


Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом

ПК-6

- юридически грамотно и обоснованно осуществляет проверку заявления/сообщения о преступлении, проводит анализ и оценку исходных фактических данных необходимых для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела или отказа в этом;

- с учетом и на основе выполняемой функции грамотно применяет необходимые процессуальные средства, участвуя в производстве следственных и процессуальных действий или организуя законное и обоснованное их производство;

- самостоятельно определяет необходимые средства защиты посредством использования процессуального института обжалования, института внесения ходатайств, судебного контроля или ведомственного контроля и прокурорского надзора;

- устанавливает, исходя из обстоятельств уголовного дела перечень релевантно значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию, определяет легитимные средства такого доказывания, этапы и формы их представления в процесс;

- эффективно и системно использует предоставленные процессуальные компетенции для решения общего назначения уголовного судопроизводства России или для обеспечения своих или представляемых интересов и прав.

Основной лекционный курс;

Семинарские занятия по изучению теоретических и нормативных положений курса;


Выполнение практических заданий в ходе самостоятельной подготовки; решение практических задач, как форма контроля;

Решение тестовых (проверочных) заданий;

Выполнение письменной контрольной работы;

Написание и защита рефератов на семинарских/практических занятиях;

Научно-исследовательская составляющая деятельности студентов; Индивидуальные и групповые консультации, отработки пропусков и неудовлетворительных оценок;

Самоконтроль обучаемых.


Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления

ПК-7

- в состоянии самостоятельно обнаруживать, фиксировать, оценивать и использовать в доказывании релевантно значимую информацию;

- анализа и оценки юридических и фактических оснований для законного и обоснованного принятия процессуальных решений, применения мер процессуального принуждения, производства следственных и судебных действий;

- составление основных процессуальных документов, отражающих ход и результаты собирания доказательств по делу или принятия основных процессуальных решений; анализ и оценка данных документом на предмет их законности, фактической обоснованности и достаточности для реализации непосредственных процессуальных задач;

- оптимальной организации деятельности по проверке заявлений и сообщений о преступлении, производству предварительного расследования, судебному рассмотрению и разрешению дел в соответствии, как с общим назначением процесса, так и непосредственными процессуальными задачами стадии или производства;

- методологически точного определения тактики и стратегии деятельности в качестве представителя заинтересованного лица, имея в конечном итоге эффективную защиту представляемых интересов и прав.

Основной лекционный курс;

Семинарские занятия по изучению теоретических и нормативных положений курса;


Выполнение практических заданий в ходе самостоятельной подготовки; решение практических задач, как форма контроля;

Решение тестовых (проверочных) заданий;

Выполнение письменной контрольной работы;

Написание и защита рефератов на семинарских/практических занятиях;

Научно-исследовательская составляющая деятельности студентов;

Индивидуальные и групповые консультации, отработки пропусков и неудовлетворительных оценок;

Самоконтроль обучаемых.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой (профессиональный цикл).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Уголовное право;

Криминалистика;

Гражданское право и гражданский процесс;

Правоохранительные и судебные органы Российской Федерации.

Для освоения учебной дисциплины, обучаемые должны владеть следующими (исходными) знаниями и компетенциями:

приступая к изучению курса, студенты должны иметь базовый уровень знаний по системе правоохранительных и судебных органов Российской Федерации, уголовному и административному праву, криминалистике; знать понятия правонарушения, преступления и гражданско-правового деликта, состава правонарушения, преступления и их элементов, иметь знания по общей теории права; четко понимать систему и структуру правоохранительных и судебных органов Российской Федерации, их назначение и компетенцию.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Уголовное право;

Криминалистика;

Гражданское право

Гражданский процесс;

Юридическая психология;

Судебная медицина

Судебная психиатрия.

5. Тематический план учебной дисциплины «Уголовный процесс» (для бакалавров)







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Раздел 1. Общая часть курса


1

Понятие и сущность уголовного судопроизводства: введение в курс «Уголовный процесс»


10


2


2


6

2

Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальный закон


12


2


2


8

3

Принципы уголовного судопроизводства

4

-

-

4

4

Участники уголовного судопроизводства

10

2

2

6

5

Гражданский иск в уголовном процессе. Реабилитация



10


2


2


6

6

Процессуальные документы, процессуальные сроки, процессуальные издержки


10


2


2


6

7

Доказательства и доказывание в уголовном процессе


10


2


2


6

8

Виды источников доказательств

10

2

2

6

9

Использование результатов ОРД в уголовном процессе

6

-


-

6

10

Меры процессуального принуждения. Меры пресечения

10

2

2

6

Раздел 2. Досудебное производство (Особенная часть)


11

Возбуждение уголовного дела

10

2

2

8

12


Предварительное расследование: виды и формы. Общие условия предварительного расследования


10


2


2


6

13

Следственные действия: понятие, виды, система

14

4

2

6

14

Привлечение в качестве обвиняемого. Изменение обвинения

10

2

2

6

15

Приостановление и возобновление предварительного расследования

10

2

2

6

16

Окончание предварительного расследования: виды и формы. Обвинительное заключение

10

2

2

6

17

Самостоятельные части уголовного судопроизводства

6

-

-

6

Раздел 3. Судебные стадии и производства в уголовном процессе


18

Стадия подготовки дела к судебному разбирательству (назначение судебно разбирательства)


10

2

2

6

19

Общие условия судебного разбирательства. Порядок и части судебного разбирательства

10

2

2

6

20

Особый порядок судебного разбирательства. Досудебное соглашение обвиняемого о сотрудничестве с прокурором

10

2

2

6

21

Производство у мирового судьи

10

2

2

6

22

Производство в суде с участием присяжных заседателей

10

2

2

6

23

Производство в суде второй инстанции: апелляционное производство

10

2

2

6

24

Исполнение приговора

6

-

-

6

25

Производство в суде кассационной и надзорной инстанции


10

2

2

6

26

Возобновление производства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств

10

2

2

6

Раздел 4. Особые производства в уголовном процессе


27

Производство в отношении несовершеннолетних обвиняемых

10

2

2

6

28

Производство о применении принудительных мер медицинского характера

8

2

2

4

29


Особенности производства в отношении отдельных категорий лиц


8


2


2


4

30

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

4

-

-

4

31

Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России.

10

-

2


8

ИТОГО:

288

52

52

184



5. Тематический план учебной дисциплины «Уголовный процесс» (для специалистов)







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Раздел 1. Общая часть курса


1

Понятие и сущность уголовного судопроизводства: введение в курс «Уголовный процесс»


6


2


2


2

2

Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальный закон


6


2


2


2

3

Принципы уголовного судопроизводства

2

-

-

2

4

Участники уголовного судопроизводства


8

2

2

4

5

Гражданский иск в уголовном процессе. Реабилитация


8


2


2


4

6

Процессуальные документы, процессуальные сроки, процессуальные издержки


6


2


2


2

7

Доказательства и доказывание в уголовном процессе


8


2


2


4

8

Виды источников доказательств

6

2

2

2

9

Использование результатов ОРД в уголовном процессе

4

-


-

4

10

Меры процессуального принуждения. Меры пресечения

8

2

2

4

Раздел 2. Досудебное производство (Особенная часть)



11

Возбуждение уголовного дела

6

2

-

4

12

Предварительное расследование: виды и формы. Общие условия предварительного расследования


8


2


2


4

13

Следственные действия: понятие, виды, система

12

4

4

4

14

Привлечение в качестве обвиняемого. Изменение обвинения

8

2

2

4

15

Приостановление и возобновление предварительного расследования

8

2

2

4

16

Окончание предварительного расследования: виды и формы. Обвинительное заключение

8

2

2

4

17

Самостоятельные части уголовного судопроизводства

4

-

-

4


Раздел 3. Судебные стадии и производства в уголовном процессе


18

Стадия подготовки дела к судебному разбирательству (назначение судебно разбирательства)

8

2

2

4

19

Общие условия судебного разбирательства. Порядок и части судебного разбирательства

6

2

2

2

20

Особый порядок судебного разбирательства. Досудебное соглашение обвиняемого о сотрудничестве с прокурором

8

2

2

4

21

Производство у мирового судьи

8

2

2

4

22

Производство в суде с участием присяжных заседателей

8

2

2

4

23

Производство в суде второй инстанции: апелляционное производство

8

2

2

4

24

Исполнение приговора


4

-

-

4

25

Производство в суде кассационной и надзорной инстанции

8

2

2

4

26

Возобновление производства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств

8

2

2

4

Раздел 4. Особые производства в уголовном процессе


27

Производство в отношении несовершеннолетних обвиняемых

8

2

2

4

28

Производство о применении принудительных мер медицинского характера

8

2

2

4

29


Особенности производства в отношении отдельных категорий лиц


8


2


2


4

30

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

4

-


-

4

31

Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России.

6

-

2

4

ИТОГО:

216

52

52

112



6 Формы контроля знаний студента





Тип контроля

Форма

контроля

1 год

Параметры

1

2

3




Текущий:

(4 неделя, 12 неделя, 20 неделя)



Контрольная работа

*







Решение 2 задач Дифференцированная оценка: - 0-10 баллов

Эссе




*




3-4 тыс. слов

Дифференцированная оценка: - 0-10 баллов

Реферат







*

15-20 тыс. слов

Дифференцированная оценка: - 0-10 баллов




Домашнее задание







*

Дифференцированная оценка: 0-10 баллов

Промежуточный

Зачет




*







Итоговый

Экзамен








*

Дифференцированная оценка: - 0-10 баллов


6.1. Критерии оценки знаний, умений, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Для получения положительной оценки на текущем контроле в форме теста студент должен демонстрировать усвоение не менее чем 60% изученного материала.

Для получения положительной оценки по контрольной работе студент должен демонстрировать навыки самостоятельной аналитической работы с нормативным материалом, литературными источниками, процессуальными документами (протоколами следственных действий, процессуальными решениями, заключениями эксперта и др.) и материалами (обобщениями) судебно-следственной практики.

При написании реферата (эссе, научной работы) студент должен демонстрировать способность провести самостоятельное исследование актуальной, теоретически и практически значимой проблемы, сделать теоретически и практически значимые выводы на основе сведений, полученных из эмпирических источников и научной литературы. Обязательным требованием к письменным работам является самостоятельность выполнения, грамотность оформления, наличие научно-справочного аппарата и наличие эмпирических данных о практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений или судебному рассмотрению (разрешению) уголовных дел.

При выполнении домашних практических заданий (разработаны в Практикуме и предложены в качестве заданий «на дом», учитываются как самостоятельная работа) студент должен продемонстрировать уровень усвоения теоретических положений соответствующих тем курса, уровень овладения навыками работы с нормативным материалом, литературными источниками и эмпирическим материалом.


На зачете и экзамене студент должен демонстрировать усвоение не менее 70% изученного материала: Знание генезиса, современного состояния и основных направлений развития уголовного судопроизводства как отрасли государственной деятельности; основных положений российской уголовно-процессуальной доктрины, ее исходных понятий и категорий; структуры уголовного судопроизводства России, его основных функций, субъектов выполнения указанных функций, их процессуальной компетенции; основных положений теории доказательств, правил их собирания, проверки и оценки; юридических и фактических оснований для законного и обоснованного принятия основных процессуальных решений; процессуальной компетенции основных субъектов уголовного судопроизводства, порядка ее реализации на различных этапах и стадиях уголовного судопроизводства России. Умение определять субъектный состав и компетенцию основных участников уголовно-процессуальных отношений, их целевые функции; понимать характер и содержание деятельности по приему и проверке заявлений и сообщений о преступлении; принимать законные и обоснованные решения в стадии возбуждения уголовного дела; эффективно организовывать деятельность по расследованию и раскрытию преступлений или защите (обеспечению) конституционных прав и свобод участников процесса в стадии предварительного расследования; правильно (в зависимости от функции) определять стратегию и тактику деятельности по достижению целей правосудия или защите своих или представляемых интересов в стадии судебного разбирательства; определять оптимальную тактику и стратегию деятельности в контрольно-проверочных производствах уголовного судопроизводства России

Владение навыками работы с нормативными источниками, регламентирующими уголовное судопроизводство России (в контексте определения их иерархии и конкуренции); с доктринальными источниками, отражающими генезис, современное состояние и тенденции развития изучаемой отрасли права и деятельности; по определению процессуального статуса субъектов в уголовном процессе, выполняемой функции, процессуальной компетенции; по обнаружению, фиксации и использованию в доказывании полученных данных в своих интересах; по эффективному осуществлению уголовного судопроизводства в публичных интересах или в интересах обеспечения своих (представляемых) интересов и прав; при производстве следственных и процессуальных действий на каждом из этапов уголовного судопроизводства и в различных его стадиях; по анализу и оценке процессуально значимой информации, связанной с принятием основных процессуальных решений; по составлению и использованию в процессе основных процессуальных документов.



6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает уровень написания письменных работ (эссе, реферата, контрольной работы). Результирующая оценка именуется – О текущая.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: уровень подготовки докладов и выступлений, качество и правильность выполнения домашних работ, конспектов.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.


О накопленная 1= 0,4 × О текущая1 +0,3 × О аудиторная + 0,3 × О сам. работа, где

Отекущая1 = 0,4 × О к/р + 0,6 × О эссе ;

О аудиторная =μ (О семинары);


О сам. работа = μ (О решение задач)


О промежуточная 1 =0,8 × О накопленная 1 + 0,2 × О зачет


О накопленная 2= 0,4 × Отекущая2 +0,3× О аудиторная + 0,3 × О сам. работа, где

Отекущая2 = 0,5 × О реферат +0,5 ×О д/з ;


О аудиторная =μ (О семинары);


О сам. работа = μ (О решение задач)


О накопленная итоговая = (О промежуточная 1 + О накопленная 2) : 2


О результирующая итоговая = 0,7 × О накопленная итоговая + 0,3×О экзамен


На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.




7. Содержание дисциплины


7.1. Раздел 1. Общая часть курса



следующая страница >>