ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Этнология
Цикл ГСЭ
Специальность: 02.07.00. – История
АВТОРЫ: доктор исторических наук, профессор Столярова Г.Р.; доктор исторических наук, профессор Титова Т.А., кандидат исторических наук, старший преподаватель Козлов В.Е.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ: Цель курса – изучение и освоение студентами методологических подходов и теории этнологической науки, основных категорий и понятий, представления об этнической картине мира, ее структуры и механизмов изменения.
Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Этнология».
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
- понимать сущность этнических образований, формы и направленность этнических процессов;
- обладать теоретическими знаниями об этнической картине мира и классификациях народов;
- ориентироваться в особенностях этнологии как науки и ее месте в системе научного гуманитарного и естественного знания;
- приобрести навыки методов сбора и анализа этнологических материалов.
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Форма обучения: очная
Количество семестров: 1
Форма контроля: 2 семестр – экзамен
№
п/п
|
Виды учебных занятий
|
Количество часов
|
1 семестр
|
2 семестр
|
1.
|
Всего часов по дисциплине
|
|
54
|
2.
|
Самостоятельная работа
|
|
|
3.
|
Аудиторных занятий,
|
|
54
|
|
в том числе, лекций
|
|
36
|
|
семинарских (или лабораторно-практических
|
|
18
|
Часть 1. Технологический макет курса «Этнология»
1.1.Распределение баллов по видам занятий
Текущая работа (посещение лекций, семинаров, выступления на семинарах)
|
20
|
Проверочные (тестовые) контрольные работы
|
2*15=30
|
Экзамен
|
50
|
Общее количество по курсу «Этнология» на одного студента
|
100
|
1.2.О критериях оценок (баллов) за проверочную (контрольно-тестовую) работу
При проведении проверочно-тестовой работы (за семестр не менее двух) студенту предлагается ответить на 30 заданий. За каждый правильный ответ студент получает 0,5 балла.
Таким образом, за 30 выполненных заданий –1 5 баллов. Пропуск студентом контрольного опроса по уважительной причине служит поводом для выполнения работы в другое время, которое назначается преподавателем.
Если за семестр студент набирает менее 26 баллов, то он не допускается к сдаче экзамена.
1.3.О критериях экзамена
Экзамен проводится в соответствии с требованиями программы, содержание которой доводится до студентов в начале семестра. К экзамену допускаются студенты, набравшие 26 и более баллов за текущую работу в семестре (посещение лекций, семинаров, выступления на семинарах, контрольно-тестовые опросы (не менее двух в семестр). На экзамене студент может набрать максимум 50 баллов. К этим баллам добавляются баллы, набранные студентом в течение семестра, после чего в ведомости проставляется общее количество баллов, набранных студентом за семестр (рейтинговый показатель), а в зачетке проставляется оценка.
В случае неудовлетворительной оценки во время экзамена студенту предоставляется возможность пересдать экзамен в течение дополнительной сессии (но не более двух раз).
Часть 2. Содержание курса «Этнология».
2.1. Требования государственного образовательного тандарта к обязательному минимуму содержания программы.
Индекс
|
Наименование дисциплины и ее основные разделы
|
Всего часов
|
ОПД.Ф.08
|
Этнология
Наука о народах-этносах; этнос, его структура, этническое сознание, механизмы символизации этнической культуры, этносоциальный организм, типология этнических общностей; принципы классификации народов мира; проблемы этногенеза и основные этапы этнической истории; этнический фактор в мировой истории, современные тенденции этносоциального развития.
|
|
2.2.Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Название темы и ее краткое содержание
|
Количество часов
|
лекции
|
семинарские
занятия
|
1.
|
Тема: Этнология как наука. Объект и предмет этнологии, цель и задачи, методы, теоретическое и прикладное значение. Связь этнологии с другими науками.
|
2
|
4
|
2.
|
Тема: Современная наука о сущности этноса и этничности. Примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы в объяснении этничности. Признаки этноса. Типология этнических процессов.
|
6
|
4
|
3.
|
Тема: Этническая культура. Понятие «культура», этнические функции культуры. Материальная культура. Соционормативная культура. Духовная культура. Архаичная и традиционная культура. Модернизации этнокультуры.
|
2
|
2
|
4.
|
Тема: Принципы и типы классификации народов. Понятие о классификации и типологии в науке. Географические классификации. Основные подходы в антропологической классификации. Языковые классификации. Мировые и региональные религии. Понятие о хозяйственно-культурных типах и историко-этнографических областях.
|
8
|
4
|
5.
|
Тема: История этнологической науки. Период накопления этнографических знаний и становление этнологии как науки в России и за рубежом. Теоретические концепции ХΙХ – первой половины ХХ вв. (эволюционизм, диффузионизм, функционализм, социологическая школа, этнопсихологическая школа, структурализм, культурный релятивизм). Новейшие концепции в этнологии.
|
8
|
|
6.
|
Тема: Методы сбора и анализа этнографического материала. Этнографические экспедиции: подготовка, методы полевых исследований, первичная обработка материала. Общенаучные и специальные методы анализа.
|
4
|
|
7.
|
Тема: Этнография современности: узловые проблемы изучения народов Мира. Возникновение этнографии современности и выделение ее в отдельную отрасль. Особенности источниковой базы и методики изучения современных процессов. Основные направления в изучении современного состояния народов Мира: этнические контакты и их результаты, межэтническое взаимодействие в современном мире, природа этнических конфликтов и способы их урегулирования.
|
6
|
4
|
|
Итого часов:
|
36
|
18
|
2.2.Планы семинарских занятий.
ТЕМА 1. ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
1.Термины «этнология», «этнография»: история происхождения, сходство и различия в употреблении.
2.Цель и задачи этнологической науки.
3.Значение этнологии.
4.Место этнологии в системе наук.
5.Объект и предмет этнологической науки.
Рекомендуемая литература.
Бусыгин Е.П. Этнография (этнология). – М., 2001
Садохин А.П.Этнология: Учебный словарь. – М., 2000
Сикевич З.В.Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999
Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.
ТЕМА 2.ТЕОРИЯ ЭТНОСА.
1.Основные подходы к пониманию сущности этноса:
А)примордиализм;
Б)инструментализм;
В)конструктивизм.
2.Признаки этноса:
А)этническое самосознание;
Б)этнонимы;
В)национальный язык;
Г)этническая культура;
Д)национальный характер;
Е)общность территории и происхождения.
Рекомендуемая литература.
Артановский С.Н.Этноцентризм и «возврат к этничности». Концепции и действительность //Советская этнография. – 1992. - №3.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.Этносоциология. – М., 1998.
Идентичность и толерантность. – М., 2002.
Коротеева В.В.Теории национализма в зарубежных социальных науках. – М., 1999.
Кочетков В.В.Психология межкультурных различий. – М., 2002.
Сикевич З.В.Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999
Стефаненко Т.Г.Этнопсихология. – М., 1999.
Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.
Чешко С.В.Человек и этничность //Этнографическое обозрение. – 1996. - №6
Этнонимы. – М., 1970
ТЕМА 3.ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
1.Понятие «культура», этнические функции культуры.
2. Архаичная и традиционная культура.
3.Модернизации этнокультуры.
Рекомендуемая литература.
Арутюнов С.А.Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989
Бусыгин Е.П. Этнография (этнология). – М., 2001
Столярова Г.Р.Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. – Казань, 2004
Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - №1.
ТЕМА 4. КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДОВ МИРА.
1.Географическая классификация.
2.Антропологическая классификация.
3.Этнолингвистическая классификация.
4.Роль религии в истории народов мира.
Рекомендуемая литература.
Аксянова Г.А. 100 народов Российской Федерации. – М.,2001
Бусыгин Е.П. Этнография (этнология). – М., 2001
Народы и религии мира. Энциклопедия. – М., 1998.
Народы мира. Историко-этнографический справочник. – М., 1988.
Народы России. Энциклопедия. – М., 1994.
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2000.
Токарев С.А.Религия в истории народов мира. – М., 1976.
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А.Расы, народы, культуры. – М., 1971.
ТЕМА 5.ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ, МАЛЫХ НАРОДОВ И ДИАСПОР.
1.Правовое положение и статус различных групп этнических меньшинств в современном обществе.
2.Особенности этнокультурного развития и проблема сохранения национального языка этнических меньшинств в условиях инонационального окружения.
3.Основные принципы взаимодействия этнических меньшинств с этническим большинством.
Рекомендуемая литература.
Конструирование этничности. – СПб., 1998.
Кочетков В.В.Психология межкультурных различий. – М., 2002.
Куропятник А.И.Мультикуль турализм: проблема социальной стабильности полиэтнических обществ. – СПб., 2000
Левин З.И.Менталитет диаспоры. – М., 2001.
Попков В.Д.Феномен этнических диаспор. – М., 2003
Старовойтова Г.В.Этническая группа в современном советском городе. Социологические очерки. – Л., 1987.
Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. - Казань, 2007.
Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.
Факторы устойчивости малых национальных групп. – Новосибирск, 2000.
Этнополитология: Учебник-хрестоматия. – М., 2001.
ТЕМА 6.ПРИРОДА ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
1.Специфика и причины этнической напряженности и конфликтогенности.
2.Факторы этнического риска.
3.Динамика и типологии этнических конфликтов.
4.Формы и способы урегулирования этнических конфликтов.
5.Толерантность как форма мирного взаимодействия в условиях полиэтничного общества.
Рекомендуемая литература.
Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991.
Дробижева Л.М.Социальные проблемы межэтнических отношений. – М., 2003
Здравомыслов А.Г.Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. – М., 1997
Мукомель В.И.Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери, экономический ущерб и социальные последствия //Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. – М., 1997
Нетерпимость в России: старые и новые фобии. – М., 1999.
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2000.
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998
Социальное неравенство этнических групп: представление и реальность. – М., 2002.
Социология конфликта. – М., 1998.
Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.
Тишков В.А.Этнология и политика. – М.:
Этнополитология: Учебник-хрестоматия. – М., 2001.
ТЕМА 7. ЭТНОГРАФИЯ СОВРЕМЕННОСТИ.
1.Возникновение этнографии современности и выделение ее в отдельную отрасль.
2.Особенности источниковой базы и методики изучения современных процессов.
3.Основные направления в изучении современного состояния народов Мира: этнические контакты и их результаты, межэтническое взаимодействие в современном мире.
Рекомендуемая литература.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998.
Бромлей Ю.В.Современные проблемы этнографии. – М.: Наука, 1981.
Бусыгин Е.П.Этнография (этнология). – М., 2001.
Кокшаров Н.В.Диалог культур и этнополитика. – СПб., 2001.
Столярова Г.Р.Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. – Казань, 2004.
Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. - Казань, 2007.
Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.