shkolakz.ru 1 2 ... 4 5


Министерство образования и науки Российской Федерации


ПРОГРАММА - МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности


09.00.03 – «Истории философии»

по философским наукам


Программа-минимум


содержит 48 стр.


2007

Введение


Программа предназначена для подготовки и сдачи кандидатского минимума по философии аспирантами по специальности "история философии", а также аспирантами и соискателями по философским специальностям, но не имеющими базового философского образования. Тематический и структурный формат программы, развернутый список основной и дополнительной литературы, ориентировочный перечень контрольных вопросов по истории философии, как и примерный перечень заголовков реферативных работ, призваны способствовать системному и в то же время творческому освоению аспирантами и соискателями информационного и концептуально-смыслового состава историко-философского курса. Авторы программы попытались охватить всё многообразие историко-философского материала в его ключевых проблемах и представлениях. Методическая установка составителей программы – обозначить разнообразие и разнородность типов и направлений философской мысли как мировой историко-философский процесс, связанный единством его предметной и целевой ориентации. При этом фиксируется самобытная особенность отношения философии к её истории. подчёркивается непреходящая актуальность проблем, выдвинутых в древности. Особое внимание обращается на культурно-исторический контекст в эволюции философской мысли; отмечаются точки соприкосновения философского умозрения с пограничными областям духовной культуры: религией, наукой, художественным творчеством. Цивилизационная антиномия «Восток-Запад» в предлагаемой программе смягчается применительно к специфике и историческим судьбам философского сознания; на всём протяжении исторического пространства от древности до современности отмечаются факты и события диалогического общения, синкретизма или топологического сходства (и даже родства) философских идей и умонастроений Запада и Востока.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

Философия и мировоззрение. Философия как специфическая форма мировоззрения. Философия и специальные науки о природе и обществе. Проблема возникновения философии. Соотношение философии с мифологией, религией и наукой. Социокультурные предпосылки генезиса философии. Соотношение философии и её истории. Предмет истории философии. Изменение предмета философии в ходе ее развития. История философии как история решения философских проблем. Условность дисциплинарных границ истории философии как науки. Прогресс и преемственность философских знаний. Проблема метода в истории философии. Аналитический и оценочный подходы к осмыслению историко-философского процесса. Системное изложение и интерпретация. Специфика историко-философской рефлексии.

I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА


Особенности происхождения философии в различных странах древнего мира. Мифология и зачатки научного знания как предпосылки философии. Предфилософские, переходные от Мифа к Логосу формы мировоззрения. Историческая реальность как основание и мотив возникновения философии. Выделение философии из религиозно-мифологического комплекса в самостоятельную область знания. Рождение философии в акте самосознающей мысли. Взаимоотношения восточной и западной философских культур. Синхронное происхождение философии на Востоке и Западе. Понятие “осевого времени”.


Философия в Древней Индии

Соотношение понятий: "история индийской философии" и "индийское философское наследие". Особенности философского наследия Индии. Периодизация истории индийской философии. Ведический комплекс. Мифо–магическое мировоззрение и предфилософия Вед. Интерпретации ведической литературы. Предфилософский статус брахманизма.

Постведическая литература. Текстуальная разнохарактерность и многослойность Упанишад. Основные философемы в Упанишадах. Различные толкования Брахмана-атмана. Натуралистические тенденции. Познавательные установки. Проблема идентификации философского содержания Упанишад ("пара-философия" или "гипер-философия"?).


Эпический период истории индийской философии. Литература классического периода и философские школы: локаята, джайнизм, вайбхашика, саутрантика, йогачара, мадхьямика, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Основные онтологические тенденции. Полемика вокруг достоверности различных праман (источников познания) в индийской гносеологии. Антиномичность индийской мысли: виджняна-, шунья-, майя-вады, с одной стороны, и параману-, пракрити-, бхута-, свабхава-вады, – с другой.

Сопряжение религиозных и философских элементов в буддизме. Роль религиозно-мистического мировоззрения в индийской философии. Проблема атеизма в индийской мысли. Соотношение понятий атеизм и богоборчество в контексте древнеиндийской мысли.

Исторические судьбы духовного наследия Древней Индии. Основные направления индийской философии Нового времени. Современная индийская философия в её отношении к традиции. История индийской философии и современность.

Философия в Древнем Китае

Особенности древнекитайского социума и мифологии. Культ первопредков и Неба. Древнейшие литературные памятники Китая "И цзин" ("Книга перемен"), "Ши цзин" ("Стихотворный канон"), "Шу цзин" ("Канон предания"). Их предфилософская значимость. Своеобразие перехода древнекитайской мысли от религиозно-мифологического комплекса к философской рефлексии. Культурно-исторический контекст этой трансформации. Типология древнекитайской рациональности.

Начало китайской философии. Этико-социальная доктрина Конфуция(551-479 гг. до н.э.). Исходная мировоззренческая ориентация Конфуция – архаизирующий консерватизм. "Лунь юй" ("Суждения и беседы") как первоисточник конфуцианской философии. Проблематика конфуцианства. Имплицитный характер конфуцианской онтологии. Аксиома Неба (тянь) как верховой и непостижимой мироуправляющей силы. Предопределение обусловленных ею вещей и событий. Её непознаваемость. Этизация конфуцианской гносеологии: знать – значит справедливо поступать. Антропологический аспект конфуцианского мировидения. Идеал человеческого совершенства. Образ "благородного мужа" в конфуцианстве. Этическое содержание понятия "дэ" в учении Конфуция. "Благородный муж " как предпосылка и орудие "гуманизации" Поднебесной. Этический принцип конфуцианства - "золотая середина". Приоритет моральных ценностей сравнительно с политико-правовыми нормативами регуляции общественной жизни.


Конфуцианские школы. "Ортодоксальная" доктрина Мэн-цзы: обоснование тезиса об изначальной доброте человеческой природы. "Неортодоксальная" доктрина Сюнь-цзы: обоснование тезиса об изначально злом в человеческой природе. Систематизация учения Конфуция в эпоху Хань (IIв.н.э.). Неоконфуцианские вариации в истории китайской культуры.

Философия даосизма. Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) – протогонист учения даосов. Философские и религиозные начала в даосизме. Генезисные истоки даосской философии. "Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы" – канонические памятники даосской письменности. Исходные методические установки даосизма: отказ от рационального дискурса как средства обретения истины; эмансипация от всех условностей социокультурной жизни как искусственных и извращенных; приоритет природно-естественного над искусственно-человеческим. Доктринальные убеждения даосской философии. Дао – фундаментальное понятие – символ даосизма. Этическое (человеческое) и онтологическое (небесное) измерения Дао. Преобладание онтологической ипостаси Дао в учении даосов. Дао как аналог древнегреческого "архэ". Сходство и различие Дао и античного Логоса. Словесная и понятийная невыразимость Дао. Смысловая антиномичность Дао: Дао как запредельное небытие (сверхбыте) и как источник (семя) проявленного мира вещей. Циклическая модель Дао (порождение вещей и возврат последних к породившему их началу) как гармонизация этой антиномичности. Познавательное отношение к Дао. Постижение Дао как сверхсознательное приобщение к нему (включая аскезу и психосоматическую практику). Практическое отношение к Дао. Даосская доктрина "недеяния". Исторические судьбы даосской философии.

Философская школа легизма ("законничества"). Культурно-исторические предпосылки формирования школы. Предметная ориентация легизма: общество, государство, закон. Монархическая модель государства легистов. Концепция неограниченной власти правителя. Сведение сословной структуры общества к упрощенной схеме: правитель-подчиненный (народ). Преобладание закона над моральными нормами в государственном проекте легистов. Легизм в функции официальной идеологии империи Цинь (III в. до н.э.). Рецидивы легистского учения в истории Китая.



Философия Древней Греции и Рима

Античное общество и его характерные признаки (начиная с VI в. до н.э.). Эллинская культура и ее связь с культурами стран Ближнего Востока: Лидии, Вавилона, Ирана, Финикии, Египта. Автохтонные истоки эллинской духовности. Мифопоэтические предпосылки античной философии. Предфилософия древних греков. Эпос Гомера. Поэма Гесиода "Труды и дни". Орфическое мировоззрение. Этика и религия "семи мудрецов". Соотношение философии и зачатков естествознания. Зарождение культуры самосознания и нормативного мышления. Важнейшие этапы научной разработки истории античной философии.


Древнегреческая философия

Милетская школа. Роль Милета в развитии греческой культуры ионийского побережья. Связи с Востоком и первые шаги греческой философии и научной мысли. Милетская натурфилософия. Космоцентрическое мировосприятие милетцев. Учение об "архэ".

Фалес (624-547 гг. до н.э.): соединение практической деятельности с теоретической, философии с опытной наукой. "Вода" как архэ. Астрономические, математические, физические воззрения Фалеса. Учение о живом характере вещества (гилозоизм). Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) – ученый и философ. Космология и космогония Анаксимандра. "Беспредельное" (апейрон) как вселенское первоначало. Обособление вещей из "беспредельного" и возвращение в него. Идея о постепенном происхождении форм органической жизни. Натурфилософия Анаксимена (585-526 гг. до н.э.). Воздух Анаксимена как первопричинное основание (архэ). Новые идеи в его космологии. Учение о "вдыхании" миром воздуха. Воздух как мировая душа. Изоморфизм микрокосмоса и макрокосмоса в натурфилософии Анаксимена. Общие черты космогонии и антропологии в милетской школе. Значение милетской школы для становления философии в Древней Греции.

Гераклит Эфесский (530- 470 гг. до н.э.): личность и мировоззрение. Социальный и интеллектуальный аристократизм Гераклита. Философия мирового процесса. Учение об огне как вещественном первоначале. Несотворенность мирового порядка. Ритмика вселенских процессов. Циклический генезис бытия. Антиномизм гераклитовского мышления: а) относительность всего сущего; б) переход всякого свойства в свою противоположность; в) борьба и единство противоположностей. Учение Гераклита о Логосе, отражение в нем первых представлений об имманентном характере природных процессов. Связь учения о Логосе с мифологическими представлениями. Человеческое познание. Различие между "многознанием" и умом. Познание как "вслушивание" в ритм бытия. Отношение мышления к традиционным представлениям: критика Гераклитом мифопоэтики Гомера и Гесиода.


Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) и ранние пифагорейцы. Пробуждение религиозных настроений в VI в. до н.э. и его причины. Распространение мистерий орфиков и культа Вакха – Диониса. Переселение Пифагора из Самоса в Южную Италию и организация там пифагорейского союза. Религиозно–этическое учение раннего пифагореизма. Представления о душе, ее предсуществовании и перевоплощении. Религиозно-эсхатологические истоки философского умозрения. Занятия математикой и их влияние на мировоззрение Пифагора. Учение о "числах" как о первоначалах. Характеристика числа как архэ. Учение о мире, об окружающей мир "пустоте" и о "дыхании мира". "Гармония сфер", ее культовые и эстетические предпосылки. Категориальный лексикон пифагорейцев.

Ксенофан из Колофона (ок. 565-473 гг. до н. э.). Критика политеистической мифологии древних греков. Элементы философского монотеизма у Ксенофана. Концепция единого божества. Пантеистические черты в натурфилософии Ксенофана. Единый Бог в его отношении к миру и к человеку. Космогония Ксенофана. Биологические наблюдения и догадки Ксенофана.

Элейцы: Парменид (р. ок. 515 г. до н. э.), Зенон (ок. 490- ок. 430 гг. до н. э.), Мелисс (V в. до н.э.). Возникновение философской школы в Элее. Влияние идей Ксенофана на возникновение элейской школы. Парменид и его учение о бытии. Бинарная оппозиция бытия и становления, знания и мнения, времени и вечности."Апории" Зенона и их философская значимость. Современное прочтение зеноновских парадоксов. Кризис раннегреческой натурфилософии и возможности его преодоления.


Философия классического периода

Расцвет древнегреческого общества после греко-персидских войн. Утверждение гражданского миропорядка. Прогресс в области культуры, науки, философии. “Младшие физики”.

Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н. э.): жизнь и деятельность. Связь Эмпедокла с пифагорейцами и Парменидом. Четыре вещественных начала Эмпедокла. Учение о физических элементах и Сфайросе. Мировой процесс по Эмпедоклу, его периодичность и повторяемость. Основные фазы и движущие силы космогонического процесса. Судьба души в мировом процессе. Эсхатология Эмпедокла. Биологические гипотезы Эмпедокла. Идея макро- и микрокосмоса и решение вопроса о познаваемости природы человеком.


Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.): учение о гомеомериях и движущей силе ("Уме"). Космогония Анаксагора. Направление и судьба мирового процесса. Аллегорическое объяснение мифов. Просветительское толкование наблюдаемых небесных и метеорологических явлений. Новые черты в учении Эмпедокла и Анаксагора сравнительно с натурализмом ионийских ученых: 1) рационализация мифа; 2) обоснование мотивов мирового процесса; 3) плюрализация представлений об архэ.

Древнегреческий атомизм. Левкипп (ок. 500-440 гг. до н. э.) – основатель атомистической школы. Исходные постулаты Левкиппа об атомах и пустоте, о бесконечности вселенной и бесчисленности миров. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.) из Абдер. Источники его учения. Общность учения Демокрита и Левкиппа. Атомы и пустота как онтологическая антиномия бытии и небытия. Физические (объективные) свойства атомов. Космогония и космология Демокрита. Учение о познании. Два рода знания. Истина и ее критерий. Чувства как основа опытного знания. Умозрение и подлинное знание. Понимание Демокритом качественного многообразия вещей. Отрицание беспричинности и случайности. Логика Демокрита и ее математическая тенденция. Взгляды Демокрита на общество и государство. Представления о развитии общества. Учение о языке и искусстве. Этика Демокрита.

Пифагорейцы второй половины V–IV вв. до н. э. Новая фаза в развитии пифагореизма. Филолай и Архит, их учение о сопряжении "беспредельного" (неоформленного вещества) с "пределом" (началом оформления). Числовая метафизика пифагорейцев. Число как законодательствующий принцип вселенной. Вопрос о соотношении геометрических и арифметических величин. Объяснение числами любых свойств вещей и явлений. Теологическое и психологическое измерения чисел. Познавательная функция числа. Учение о гармонии противоположностей. Астрономия пифагорейцев и отрицание ими геоцентрических представлений. Музыкальная акустика и "гармония сфер". Прекращение в IV в. до н.э. деятельности пифагорейцев.


Софистика как умственное течение классической эпохи. Развитие политической жизни и просвещения. Возникновение профессионального преподавания. Этимология и генезис термина "софисты". Философия софистов. Старшие софисты. Протагор из Абдер. Учение Протагора о текучести сущего и об относительности познания и оценок. Горгий и его рассуждение о небытии сущего. Аргументы против бытия и познания сущего. Общественно-политические взгляды старших софистов. Учение софистов о праве. Религиозный скептицизм и натуралистическое истолкование мифов. Младшие софисты. Выступление Ликофрона и Алкидаманта против социальных различий и учение Антифонта о преимуществе природы над установлениями культуры. Учение Фразимаха о природе государственной власти.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) и сократические школы. Возникновение оппозиции против софистов в Афинах. Сократ как продолжатель и как критик учений софистов. Жизнь и деятельность Сократа. Круг учеников Сократа. Сократ и вожди афинской демократии. Процесс над Сократом. Источники учения Сократа. Этика и теория познания в философии Сократа. Учение о знании как искусство определения общих понятий. Сократический метод и его составные элементы. Диалектика и ирония Сократа. Понимание Сократом назначения философии. Философия как опыт самопознания. Отрицание традиционного натурализма. Рационализм и утилитаризм этики Сократа. Последователи и ученики Сократа. Имплицитная онтология (теология) Сократа.

Мегарская школа (IV в. до н.э.). Учение Эвклида из Мегар о высшем благе или добре, как о едином и неподвижном бытии. Элидо-эритрейская школа (IV-III вв. до н.э.). Взгляды Менедема на общие свойства вещей.

Киническая школа (вторая половина V – первая половина IV вв. до н.э.). Основатель школы Антисфен и его полемика против учения о постигаемых умом "видах" или "идеях". Отрицание реальности общего и невозможность применения общих понятий к отдельным предметам. Этика киников. Мудрость как познание блага. Мораль аскетизма и проповедь опрощения. Диоген из Синопа, его отношение к религии и государству. Космополитизм Диогена. Развитие кинической школы в III в. до н.э.


Киренская школа (IV – начало III вв. до н. э.). Ее основатель Аристип и его продолжатели. Учение о наслаждении как критерий блага. Свобода как средство к достижению счастья. Господство мудреца над удовольствиями.

Формирование умозрительной метафизики. Платон (427-347 гг. до н. э.): жизнь и деятельность. Основание школы в Афинах (Академия). Сочинения Платона. Социальные и теоретические источники философии Платона. Понимание Платоном сущности и назначения философии. Учение Платона о бестелесных "видах" ("идеях"). "Бытие" ("идеи"), "небытие" ("становление сущего") и мир чувственных вещей. Теологический характер учения Платона об идеях и его противоположность физическому детерминизму. Учение о чувственном мире как о промежуточной инстанции между миром бестелесных "видов" и миром "небытия". Учение Платона о знании. Теория "припоминания" как форма эпистемологического априоризма. Диалектика Платона. Истинное познание как "припоминание". Метод проверки гипотез. Диалектика познания в диалоге "Парменид". Космология и космогония Платона. Учение о душе. Эсхатология Платона. Учение о государстве и воспитании. Аналогия между разрядами граждан и частями души. Социальное учение Платона в различных интерпретациях.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Пребывание в школе Платона. Организация Аристотелем в Афинах собственной школы (Ликей). Аристотелевская классификация наук. Понятие 1-ой и 2-ой философии. Критика Аристотелем платоновской теории идей. Проблема первоначал. Учение о четырех причинах, "действительности" и "возможности". Телеология Аристотеля. Учение о перводвигателе. Космология Аристотеля. Теория познания и логика как наука о доказательстве. Психология Аристотеля. Структура души и место в ней разумной способности. Общественно–политические и экономические воззрения Аристотеля. Этика Аристотеля. Учение о добродетели. Виды добродетели.


Философия в эпоху эллинизма

Социально-экономические и политические изменения в жизни народов восточного Средиземноморья в эпоху эллинизма. Мировоззренческие приоритеты эпохи эллинизма. Обособление и самоопределение специальных наук. Научные достижения эллинистического периода. Возникновение новых центров грекоязычной культуры (Александрия, Пергам). Усиление интереса к вопросам этики. Главные школы эллинистической философии: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.


Скептицизм (IV – III вв. до н.э. и I в. до н.э. – II в. н.э.), его своеобразие. Пиррон (ок. 360-270 гг. до н.э.) – родоначальник греческого скептицизма. Счастье как цель. Философия как средство обретения счастья. Учение о равносильности всех противоположных утверждений и заповедь воздержания от всех суждений. Невозмутимость как следствие воздержания от суждений. Скептицизм в римскую эпоху. Секст–Эмпирик (II в. н.э.)

Эпикур и его школа. Деятельность Эпикура (341-270 гг. до н.э.) в Афинах, основание им школы ("Сад"). Цель философии и ее деление на физику, канонику и этику. Переработка Эпикуром атомистической физики Демокрита. Отклонение Эпикура от Демокрита в вопросе о количестве форм атомов и их движении. Тяжесть как внутреннее свойство атома и его способность к самопроизвольному отклонению от прямой. Самоотклонение атома как метафора человеческой свободы. Космогония Эпикура.Исключение всех противоречащих причинности сверхприродных объяснений явления. Учение о душе и психология Эпикура. Каноника. Чувственное восприятие как критерий истины и блага. Истинность ощущений и объяснение возможности заблуждений. Логическое мышление как деятельность обобщения. Этика Эпикура и чувство удовольствия как критерий счастья. Страхи, препятствующие счастью, и доказательства их несостоятельности. Философия Эпикура в ее отношении к религии.

Стоическая философия. Зенон (340 – 265 гг. до н.э.) – основатель стоицизма. Система философских наук в стоицизме: логика, физика и этика. Теория познания и логика стоицизма. Чувственные восприятия как источник знания. Искусство "диалектики" как условие правильной деятельности ума. Физика стоиков и ее зависимость от Аристотеля и Гераклита. Учение об огненной пневме. Циклическая модель мирового процесса. Теология стоиков. Этика и идеал мудреца в стоицизме.

Экспансия Рима в эллинистическую эпоху. Соприкосновение римского общества с культурой Древней Греции и Ближнего Востока. Возникновение философии в Древнем Риме. Проникновение в Рим просветительских идей эпикурейцев. Школа Филодема (I в. до н.э.) и связь с ней поэтов Вергилия и Горация. Логика Филодема и вопросы индукции и аналогии. Полемика Филодема против теологии стоицизма.


Лукреций Кар (99-45 гг. до н.э.) и его поэма "О природе вещей". Лукреций как римский пропагандист и продолжатель эпикурейского атомизама. Задача философии – победа над страхаом перед загробным возмездием. Просвещение, знание, философия как условие преодоления страхов. Необходимость истинного познания природы, человека и души. Физика как условие и как основа этики. Философский постулат всякого возможного объяснения явлений. Статус и место богов во вселенной. Доказательство неспособности богов к вмешательству в жизнь людей. Теория атомарного строения души. Отличие Лукреция от Эпикура во взглядах на общественную жизнь.

Эклектизм и стоицизм в Древнем Риме. Эклектизм в воззрениях Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.), его жизнь и деятельность. Цицерон как создатель латинской философской прозы. Скептицизм Цицерона в философских вопросах бытия и познания. Догматическое решение вопросов этики и религии. Учение об общности мнений многих народов и о существовании врожденных общих понятий. Политические убеждения Цицерона.

Виднейшие представители римского стоицизма. Луций Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.), его жизнь и труды. Особенности позднего стоицизма в его произведениях: ослабление интереса к натурфилософии (физике) и почти полное исчезновение интереса к логике. Понятие о мудреце как о гражданине мира (Космоса). Подчинение личного интереса требованиям общего блага. Выдвижение разумной части человеческой души как средства борьбы против присущей человеку слабости и греховности.

Неопифагореизм, его отличие от древнего пифагореизма. Религиозные и мистические элементы неопифагореизма. Неопифагорейцы I в. до н.э. и I в. н.э. Аполлоний из Тианы. Учение о существовании между Богом и миром посредника или целой серии посредствующих начал. Философия Филона Александрийского (ок. 20 г. до н.э. – 54 г. н.э.). Пифагорейские и платонические идеи и настроения в его учении.

Неоплатонизм. Плотин (204-270 гг.), его жизнь и деятельность. "Эннеады". Цель философии по Плотину. Порядок происхождения всего сущего из Единого. Толкование происхождения как инволюционного процесса (эманация). Нисходящая градация степеней бытия. "Душа мира". Происхождение из единой души отдельных душ. Обращение души вовне и материя ("небытие"). Материя как условие образования мира, как безусловно бескачественное и неопределенное, злое и несуществующее ("мэон"). Образующие мир разумные силы. Учение Плотина о порядке событий в чувственном мире как о наилучшем "подражании" миру идей. Борьба и антагонизм элементов – средство осуществления единства. Учение Плотина об "очищении", необходимом для высшего совершенства. Путь восхождения к первоединому. Мистическое учение об экстазе.


Порфирий (ок.232-304 гг.) – логик неоплатонизма. "Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля и поставленная в нем проблема отношения общего к особенному и единичному. Ямвлих (ум.ок.330 г.) и усиление религиозных и фантастических элементов неоплатонизма. Прокл (410-485 гг.) – систематизатор учения неоплатонизма. Его философская школа в Афинах. Сочетание идей неоплатонизма с диалектикой (учение о триаде). Опыт синтеза учений Платона, Аристотеля и Плотина в диалектике Прокла. Завершение круга идей неоплатонизма в системе Прокла.

Крушение Западной Римской империи. Указ императора Восточной Римской империи Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах.



следующая страница >>