shkolakz.ru 1

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Становление неклассической философии

во второй половине XIX — начале ХХ века


Разработчик – д.ф.н., проф. Евлампиев И.И.


1. Организационно-методический раздел


1.1. Цели изучения дисциплины:

В спецкурсе «Становление неклассической философии во второй половине XIX — начале ХХ века» предполагается изучить идеи, выдвинутые в переломный для европейской философии период, когда были отвергнуты основные концепции классической философии и выдвинуты совершенно новые представления об Абсолюте и человеке.


1.2. Задачи изучения курса:

На протяжении лекционного курса решаются следующие задачи:

1. Выявляются истоки неклассической философии внутри классической традиции, начиная с позднеантичной философии (в гностической и мистической традиции);

2. Рассматриваются основные пункты критики классической традиции (особенно классического рационализма) в трудах философов второй половины XIX – начала ХХ века;

3. Детально анализируются новые представления об Абсолюте и человеке, составившие основу неклассической философской традиции.


1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Предполагаемый спецкурс читается на 5 курсе для специализации «история философии». Спецкурс позволяет понять логику развития европейской философии в самый сложный и неоднозначный период ее развития. В современной литературе существуют разные оценки философского развития в данный период, в соответствии с этим предполагается дискуссионная подача материала, предполагающая активное отношение студентов к разбираемым проблемам, выработку собственной позиции в ключевых вопросах. При этом предполагается использование студентами всех полученных ранее знаний в области истории философии. Спецкурс может быть использован по следующим специальностям:

История философии;

Онтология и теория познания;

Философская антропология;

Религиоведение.


1.4. Требования к уровню освоения курса «Становление неклассической философии во второй половине XIX — начале ХХ века»:

— знать историю философии второй половины XIX – начала ХХ века; уметь излагать ключевые концепции философов этого периода;

— понимать логику развития классической европейской философии до середины XIX века, описывать основные тенденции, присутствующие в ней, начиная с античности;

— уметь осуществлять сравнительные анализ различных философских текстов и концепций на предмет их взаимного влияния.


2. Объем дисциплины, виды учебной работы,

формы текущего, промежуточного и итогового контроля.


Всего аудиторных занятий

34 часа

Из них: - лекций

34 часа

- практических занятий




Самостоятельная работа студента (в том числе на курсовую работу по дисциплине)

1 час

Итого (трудоемкость дисциплины)

35 часов



Изучение дисциплины по семестрам


2 семестр: лекции 34 часа

Зачет


3. Содержание дисциплины


3.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий


Тема 1 (10 часов). Истоки неклассической традиции в истории европейской философии

Лекция 1. Понятие «неклассического» в науке, искусстве и философии. Принципы неклассической науки и общая характеристика неклассической философии.


Лекция 2. Проблема Абсолюта и проблема человека в греческой философии. Основные принципы платоновской метафизики и ее определяющая роль в развитии европейской философии. Проблема Абсолюта и проблема человеческого творчества в платоновской метафизике.

Лекция 3. Античный гностицизм и гностическая мировоззренческая парадигма. Человек как центральный «персонаж» мировой трагедии. Гностическая идея «неудачи Творения» и концепция становящегося Абсолюта.

Лекция 4. Конкуренция метафизической парадигмы христианского платонизма и гностической парадигмы в истории философии. Оформление гностической парадигмы в метафизическую систему в философии Николая Кузанского.

Лекция 5. Развитие парадигмы христианского платонизма в философии Нового времени. Концепция человека в философии Лейбница и Беркли и ее противоречия. «Гностические» элементы в философии Канта, Фихте. Шеллинга и Гегеля.


Тема 2 (12 часов). Формирование основных принципов неклассической философии


Лекция 6. Критика Шопенгауэром классической философии. Попытка преодоления классической оппозиции субъекта и объекта в понятии «представления». Новый подход к описанию Абсолюта. Понятие воли и проблема индивидуума в философии Шопенгауэра.

Лекция 7. Концепция воли Шопенгауэра и ее противоречия. Эстетика и этика Шопенгауэра. Идеал святости человека и «космический пессимизм».

Лекция 7. Проблема веры в творчестве Достоевского. Преломление гностико-мистической традиции в мировоззрении Достоевского. Новое понимание человека. «Равноправие» Бога и человека. Личность как Абсолют.

Лекция 9. Неканонический смысл идеи бессмертия и воскресения в творчестве Достоевского. Образ Иисуса Христа в романах Достоевского. Диалектика Богочеловечества и человекобожества. Любовь и свобода как метафизические основы личности. Достоевский и начало европейского экзистенциализма.


Лекция 10. Понятие личности в ранних работах Ницше («Шопенгауэр как воспитатель», «О пользе и вреде истории для жизни», «Рождение трагедии»). Понятия «Первоединого» и «жизни» — попытка нового осмысления Абсолюта; Абсолют как имманентно-трансцендентное начало. Взаимоотношение Первоединого (жизни) и личности. Этика раннего Ницше, цели человеческой жизни — раскрытие уникальности личного бытия.

Лекция 11. Подход к новой метафизике человека в зрелых работах Ницше. Идея сверхчеловека как выражение потенциальной абсолютности личности. Представление о бесконечном творческом развитии человека и культуры. Критика христианства у Ницше и ее «внешний» и «внутренний» смысл. Амбивалентное отношение к Иисусу Христу в «Антихристе». Влияние Достоевского на Ницше. Образ Христа у Ницше и Достоевского.


Тема 3 (12 часов). Основные концепции неклассической философии


Лекция 12. А. Бергсон и переворот в понимании места человека в мире. Критика классической психологии. Идея цельности внутреннего мира человека.

Лекция 13. Определяющее значение идей Бергсона в формировании новых философских концепций начала ХХ века. Идея взаимодополнительности внутреннего мира (личности) и внешнего мира (природы) (работы Бергсона «Материя и память» и «Творческая эволюция»). Концепция становящегося Абсолюта.

Лекция 14. Э. Гуссерль и рождение феноменологической философии. Истоки феноменологической философии в истории; идеи Ф. Брентано как одного из предшественников феноменологии. Значение феноменологии как философского метола.

Лекция 15. «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера и ее итоги. Основной принцип «фундаментальной онтологии» - «онтология как феноменология человеческого бытия». Зависимость идей Хайдеггера от философии Ницше, Бергсона, Дильтея. Влияние Хайдеггера на последующее развитие европейской философии.

Лекция 16. Неокантианство и формирование принципов неклассического рационализма. Проблема соотношения естественных и гуманитарных наук в трудах Г. Риккерта и Э. Кассирера.


Лекция 17. Философия символических форм Э. Кассирера. Анализ культуры, концепция человека как творца культуры.


3.4. Темы курсовых работ


1. Гностическая мировоззренческая парадигма в истории европейской философии.

2. Гностическая традиция и неклассические концепции человека (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон).

3. Истоки неклассической метафизики в философии Шопенгауэра.

4. Концепции человека Ницше и Достоевского: сходство и различие.

5. Человек, мир и Абсолют в философии А. Бергсона.

6. Философия культуры Э. Кассирера.


3.5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:

1. Понятие «неклассического» в науке, искусстве и философии.

2. Основные принципы классической философии.

3. Платоновская концепция человека и ее определяющая роль в развитии европейской философии.

4. Античный гностицизм; гностическая мировоззренческая парадигма и ее судьба в европейской культуре.

5. Философия Николая Кузанского как выражение гностической парадигмы.

6. Рационалистическая модель человека как развитие платоновской традиции и ее кризис в XIX веке.

7. «Гностические» элементы в философии Канта, Фихте. Шеллинга и Гегеля.

8. Критика Шопенгауэром классической философии. Новый подход к Абсолюту.

9. Эстетика и этика Шопенгауэра.

10. Новый подход к человеку в творчестве Ф. Достоевского. Переосмысление традиционного понимания соотношения человека и Бога. Личность как Абсолют.

11. Проблема бессмертия у Достоевского. Диалектика абсолютного и относительного в человеке. Достоевский и начало европейского экзистенциализма.

12. Новая философская модель человека в творчестве Ф. Ницше. Представление о целях человеческой жизни у раннего Ницше.

13. Представление о человеке и его судьбе у зрелого Ницше. Критика христианства и ее мотивы.


14. Критика классической психологии в философии А. Бергсона. Целостность душевной жизни, взаимодополнительность личности и мира.

15. Концепция памяти Бергсона. Человек и становящийся Абсолют.

16. Э. Гуссерль и рождение феноменологической философии. Значение феноменологии как метода изложения неклассической метафизики.

17. Метафизическая система М. Хайдеггера. Идея «фундаментальной онтологии».

18. Неокантианство и формирование идеи неклассической рациональности.

19. Философия культуры Э. Кассирера.


3.6. Вопросы для самостоятельной работы:


1. Соотношение христианского и гностического мировоззрений в качестве оснований европейской философии.

2. Основные общие черты неклассических концепций человека.

3. Религиозный аспект неклассической философии и причины ее критического отношения к традиционному христианству.

4. Развитие принципов и идей неклассической философии второй половины XIX века в философии ХХ века.

5. Соотношение западных и русский философских концепций в конце XIX – начале ХХ века.

6. Перспективы развития идеи неклассической рациональности в современной науке и философии.


4. Учебно-методическое обеспечение курса.


Литература

4.1. Основная


Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания//Бергсон А. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. М.: «Московский клуб, 1992. С. 50—159.

Бергсон А. Материя и память//Там же. С. 160—316.

Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-Пресс, 1998.

Брентано Ф. Избранные работы. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998.

Евлампиев И. И. Становление европейской неклассической философии во второй половине XIX – начале ХХ века. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2008.


Йонас Г. Гностицизм. СПб.: Лань, 1998.

Кассирер Э. Познание и действительность. М., 2006.

Кассирер Э. Философия символических форм. В 3 т. М., 2001.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. М.: Мысль, 1990.

Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: REFL-book, 1994.

Ницше Ф. Странник и его тень. М.: REFL-book, 1994.

Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL-book, 1994.

О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881—1931 гг. [Сб.] М.: Книга, 1990.

Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб.: Наука, 1997.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: Высшая религ.-филос. школа, 1997.

Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Критика кантовской философии В 2 т. М.: Наука, 1993.


4.2. Дополнительная


Блауберг И. И. Анри Бергсон. М., 2003.

Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры (Критика философии М. Хайдеггера). М.: Высшая школа, 1963.

Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997.

Гайденко П. П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева//Вопросы философии. 1998 № 4. С. 75—84.

Делез Ж. Ницше. СПб.: AXIOMA, 1997.

Дудкин В. В. Достоевский—Ницше (Проблема человека) Петрозаводск: Изд-во Карельского гос. пед. ин-та, 1994.

Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX-ХХ веках. русская философия в поисках Абсолюта. В 2-х тт. СПб.: Алетейя, 2000.

Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.


Марков Б. В. Трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля (Интерпретация)//Ступени. 1991. № 3. С. 174—186.

Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб., 2005.

Михайлов А. В. Мартин Хайдеггер: человек в мире. М.: Московский рабочий, 1990.

Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер. Между феноменологией и философией жизни. М.: Прогресс-Традиция, 1999.

Михайлов М. Н. Великий катализатор: Ницше и русский неоидеализм//Иностранная литература. 1990. № 4. С. 190—203.

Немировская Л. З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». М.: Знание, 1991.

Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века [Сб. ст.]. М.: Наука, 1984.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука, 1991.

Очерки феноменологической философии/[Б. В. Марков, Я. А. Слинин, В. Ю. Сухачев и др.]. Под ред. Я. А. Слинина и Б. В. Маркова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

Подорога В. А. Выражение и смысл: Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка. М.: Изд. фирма «Ad Marginem», 1995.

Философия Мартина Хайдеггера и современность [Сб. ст.]. М.: Наука, 1991.

Фридрих Ницше и философия в России. СПб.: РХГИ, 1999.

Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Московский филос. фонд: Медиум, 1994.

Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб., 2004.