shkolakz.ru 1


АЛМАЗ - ШКОЛЬНИКУ

Руководство для юного алмазоискателя.

Составил доктор физико-математических наук

Галиулин Равил Вагизович

e-mail: galiulin@ns.crys.ras.ru

тел. 135-35-10 Fax: (095)-135-10-11

Главным профессорам моим:

маме, дочкам Аленушке и Людочке

и женщинам, которые меня любили,

посвящаю.



Когда я начал работать над этой книгой, я имел весьма смутные представления об алмазе. Я даже в руках его до этого не держал. Но мне страшно хотелось знать это. И страшно не хотелось рыться по книгам, собирая по крупинкам эти знания. Поэтому я решил писать только о том, что знал. А если не знал, то домысливал, а если домысливать не удавалось, то искал случая увидеть это, поговорить с людьми, которые это видели, познакомиться с художественными и научными произведениями, которые это описывали. И только в самых крайних случаях лез в учебники, монографии, справочники. Но то, что я в них находил, я не переписывал, а излагал своими словами. Если и там ничего подходящего не встречал, то проводил научные исследования. Даже однажды поехал в геологическую экспедицию наАрхангельское месторождение алмазов. Результаты таких исследований и составляют основную часть книги. Так в этой детской книге оказались почти все научные достижения, мои и моих соавторов. Это своего рода отчет перед человечеством, которое оказывало мне духовную и финансовую поддержки. Люди могут жить только вместе, только поддерживая друг друга. Только в таких условиях проявляются их истинные людские качества. Стремление сделать такую работу и определило мой жизненный путь.


1. Полевой шпат, арифметика и топор.

В четвертом классе, за хоpоший ответ на уpоке "Неживая пpирода", моя учительница, Анна Алексеевна, подаpила мне из школьной коллекции маленький кусочек pозового полевого шпата, горящего как угли в костре. Но каково было мое удивление, когда я узнал его в глыбе гранита, невесть откуда взявшейся на школьном дворе. Цвет у него был, конечно поскромнее, но зернышки также были гладко сколоты. И в душе моей зародилась мысль, что учат нас не чему-то выдуманному, а настоящей Природе! Может быть, и арифметика с ее целыми числами, положительными и даже отрицательными не выдумка, а по жизни нужна, и не только считать копейки.


Как я был тогда прав! Однако суровый быт подавил во мне эту гениальную мысль. Надо было каждый день колоть дрова и решать задачи про то, как через один кран вода вливается в бассейн и тут же через другой выливается. Ну, колоть дрова ясно было зачем. Мне до сих пор это занятие очень нравится. И я жалею городских мальчишек и даже девочек, которых не научили держать топор в руках.




А жаль мне их совсем не потому, что они замерзнут, не сумев растопить печь, когда у них отключат электричество. А потому, что неумение пользоваться топором ведет к непониманию всей истории человечества, которая с топора то и начиналась! Миллион лет назад!



Вместе с ножом, стрелой и иглой. Они же почти не изменились! Ну, разве что вместо кремня их из металла стали делать всего каких-нибудь 5 тысяч

лет назад. И если вы не можете пользоваться этими инструментами, считайте себя питекантропами. Посмотрите на моего друга, художника из Байкита! Он же себя без топора вообще не мыслит! Как он любовно топор вырисовал. На 50-гралусном морозе. Прямо костер второй, а не топорище! Я своих дочек, не говоря уж о сыне, топор тоже, естественно, научил в руках держать. А вот зачем воду переливают, так и не смог им внятно объяснить. Говорят, что таким путем к законам сохранения приобщают, т.е. если вы съели конфеты, то они не пропали, они в животике лежат. Потом тоже никуда не денутся, а перейдут в свою противоположность. Но забывают при этом, что мы живем открыто. И что нам Космос посылает, что отбирает, одному Богу известно.

2. А нужны ли дроби?

К гениальной мысли своей я смог вернуться только через 50 лет,

Просто, наконец, решил, что пора и делом заняться, то есть тем, что больше всего нравится. К счастью, ровно в это же время, к такому же выводу пришел и Д.Д.Иваненко (это тот, который еще в 1932-м году первым догадался, что ядра атомов не шарики, а что-то вроде протон--нейтронного фарша в пельменях). Вместе мы и построили модель Вселенной, пользуясь только целыми числами. Даже дроби не понадобились! Зачем только их учил? Д.Д. же надоело микрочастицами заниматься. Решил на десятом десятке с чем-нибудь покрупнее повозиться, с супергалактиками, т.е. с кластерами из галактик. Что? Я непонятное слово использовал? Да что вы! Его каждая домохозяйка понимает. Которая английский чуть-чуть знает. Вот почему все свои открытия надо на родном языке излагать.

Есть у меня друг, аварец, Асхабом зовут. Асхаб на арабском языке означает сподвижник Мухаммеда, пророка мусульман. Так вот, придумал он новую теорию про то, как кристаллы растут. Все думают, что они поочередно атом за атомом присоединяют. Оказывается, это не так. Сначала кластеры образуются, грозди из атомов. Асхаб Мухаммедович кватаронами их назвал. Чувствуете, слово то, какое звучное! Это вам не кварки! Само по себе слово кварк просто выдумано и ничего не значит. А назвали им предполагаемые самые маленькие частицы. Они меньше атома примерно настолько, настолько атом меньше всей Солнечной системы со всеми ее планетами. Но их теория до сих пор не построена. Возможно потому, что слово-то пустое. А Асхаба за кватароны сразу же и избрали в Академию Наук потому, что по аварский это просто мячик и, скорее всего тряпочный, который Асхаб по Хуштаде своей гонял.

Что же касается Д.Д., то в академики его не избрали, хулиганистым был. Рассказывал он мне как вместе с двумя своими сокурсниками (у одного из них фамилия Гамов была, а у другого – Ландау, вы можете узнать их на нижеследующей фотографии) шли они на день рождения к сокурснице, в которую, естественно, все трое были




влюблены. А по дороге сочиняли подарок - свои сиюминутные рассуждения о том, что произойдет с Вселенной, если чуть-чуть пошевелить Мировые константы, например, скорость света немножко уменьшить. Ничего хорошего из этого не получилось. Такая Вселенная сразу развалится. А сокурсница без всяких рассуждений это поняла и избрала совсем другого физика.

После нашего успеха Д.Д., конечно же решил, что он все уже сделал. Оставалось только предложить мне подумать насчет написания детской книги о целочисленной Вселенной, что он и сделал. А на следующий день его уже не стало. Вот я один и заколачиваю мысли в эту книжку. Почему детскую? Д.Д. давно уже понял, что все гениальное так просто, что воспринимается только в детстве, пока человека не испортили всякими там спецшколами и университетами. Став взрослыми, мы только и делаем, что возвращаемся к своим детским выдумкам. Для этого и детей заводим, чтобы они нам помогали. Без них ничего интересного и сделать нельзя. Даже я это понял только после того, как написал первый вариант этой книжки. Написал и удивился, сколько же интересных мыслей пришло в голову во время этого писания! Я отложил книжку и стал статьи писать. Написал, разнес по журналам и снова вернулся к книжке и к внукам за новыми идеями. Вот одна из них.


3. Как образуются горы

Только недавно я понял, какой бесценный подарок сделала мне тогда Анна Алексеевна.