shkolakz.ru 1 2 ... 15 16


Ело Ринпоче


КОММЕНТАРИИ

К ТЕКСТУ «ЛАМА ЧОДПА»


Ответственный за издание

геше-лхарамба Тензин Лама


Улан-Удэ

Издательство БЦ «Ринпоче-багша»

2006

УДК 294.321

Е 961


Ответственный редактор

С.В. Дамбаева


Научный консультант

А.М. Донец

канд. ист. наук ИМБиТ СО РАН


Ело Ринпоче

Е 961 КОМММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ «ЛАМА ЧОДПА»/ Пер. с тиб. Ж. Урабханов: В 2 ч. – Улан-Удэ: Изд-во БЦ «Ринпоче Багша», 2006.


Книга является практическим руководством к выполнению ритуала Гуру-йоги. В отличие от других книг по этой практике, изданных в последнее время, дается комментарий, в котором объясняются основные понятия и особенности их понимания в контексте данной практики. Кроме того, в книге описан весь ход аналитической медитации, необходимой при выполнении практики. Предназначена для людей, имеющих посвящение и практикующих Гуру-йогу.


ISBN 5-902493-01-3


Это произведение распространяется на условиях Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 3.0 License.


Источник: http://yelo-rinpoche.ru/





СОДЕРЖАНИЕ


Комментарии к тексту «Лама Чодпа»

Введение …………………………..…………………………..…4

Подготовительная часть ………………….……………….……8

Основная часть ...……………………………………………....37





Комментарии

к тексту «Лама Чодпа»

ВВЕДЕНИЕ




Успех в реализации Дхармы полностью зависит от Учителя. Важность почитания Учителя отмечается в практических руководствах по Малой Колеснице, в наставлениях по Большой Колеснице и тем более в разделах тайной тантры. Последователи Будды, такие как Арьядева, Асанга, Васубандху, Дигнага, Чандракирти и Нагендра – «шесть украшений Джамбудвипы», Маудгальяна и Шарипутра – «двое высших», восемьдесят четыре махасиддха в Индии, Учителя старой и новой Кадампы в Тибете, – все они, следуя именно правильному вверению себя Учителю – Благому Другу, обретали высшие постижения пути. Почему почитание Учителя столь важно? Иногда думают, что идам важнее Учителя. В тайной тантре сначала рассматривается Учитель, затем идам, затем собственное сознание – все это является единым. Также говорится о том, что какое бы божество-идам из четырех разделов тантры вы ни созерцали в своей практике, нужно видеть его как нераздельную сущность с Коренным Учителем.

Почитание Учителя осуществляется созерцанием перед собой Учителя, выполнением перед ним семеричного ритуала. Ежедневное выполнение практических наставлений Учителя является обязательным условием почитания.

Гуру-йога – это состояние, когда силой медитации объединены сознание Учителя, идама и практикующего. Так, например, в тексте «Чогчен сольдев» есть строки обращения практикующего к Учителю с просьбой проявить к нему сострадание посредством устранения цепляния за самость. Практикующий обращается к Учителю: «Прошу Вас взрастить во мне объединенность сознания Учителя, идама и моего и породить тем самым во мне быстрее доброту и сострадание».

Вообще, существует множество различных гуру-йог. Среди них есть практики, имеющие и не имеющие такое название, но по сути являющиеся гуру-йогой.

Истинно совершенный Будда Шакьямуни достиг Просветления ради того, чтобы трижды повернуть Колесо Учения. Совершая три поворота Колеса Учения, Будда передал в разных мирах восемьдесят четыре тысячи Учений. Общее в них – это необходимость почитания Учителя. Таким образом, практика почитания Учителя идет по: 1) традиции широкого действия - от Будды Шакьямуни к Майтрее, далее к индийским учителям; 2) традиции глубокого взгляда - от Будды Шакьямуни к Манджушри, затем к индийским учителям. Практика почитания Учителя выполняется в обеих традициях, в нее включены обе традиции.


Так, эта практика дошла до Чже Цонкапы и далее она делится на три (иногда говорят - на четыре) ветви. Все это пошло от учеников ламы Цонкапы - Шейрап Сенге и Кхедрубдже. От Шейрап Сенге идет линия передачи Сегьют. Другая ветвь – это линия передачи Энса ненгьют. Чже Цонкапа передал ее Кхедрубдже, Кхедруб-ринпоче – своему младшему брату, младший брат - махасиддху Дубчен Чойжи, а от него традиция перешла к Энсапе, затем к Хайдув Сандже, потом к первому Панчен-ламе, который составил текст ритуала почитания Учителя. Далее эта практика передавалась как тайная - от Учителя к ученику, и в конце концов этот текст дошел до нас. Есть ветвь Кейдуб чик гьют, которую лама Цонкапа передал только Кхедруб-ринпоче. Эта ветвь более философского, теоретического направления. От Шейрап Сенге была передана ветвь «Уйгьют» в соответствии с тантрой Гухьясамаджи. В настоящее время эту традицию поддерживают два монастыря: Гьюдмед и Гьюто в Индии.

Согласно первой ветви – линии передачи Сегьют - практикуется гуру-йога «Гаден лхагьяма» (Сто божеств Тушиты). По тексту «Гаден лхагьяма» можно практиковать гуру-йогу без специальных посвящений и наставлений, в том числе и без посвящения в высшую - ануттарайогатантру. Однако есть некоторые особенности в созерцаниях при начитывании мигземы для имеющих посвящение в ануттарайогатантру, их могут выполнять только они, поэтому в этой практике различаются созерцания для имеющих и не имеющих посвящение в высшую тантру.

По второй ветви – линии передачи Энса ненгьют – практикуется гуру-йога «Лама Чодба». Для следования этой традиции недостаточно иметь посвящения в низшие тантры (крия-, чарья-, йога-тантры), необходимо иметь посвящение в высшую ануттарайогатантру. Гуру-йога «Лама Чодба» является практикой, в которой нашли отражение все основные концепции сутр и тантр. Учителя прошлого говорили, что в этом тексте собраны все основополагающие положения Ламрима и Нагрима. Также в нем содержится учение Лочжон – тренировки ума, здесь отражается все разнообразие восьмидесяти четырех тысяч видов учений, переданных Буддой. Поэтому этот текст имеет важное и неоценимое значение. В данной гуру-йоге более детально рассматривается начальный этап Ламрима – вверение себя Благому Другу. Это включает в себя вверение наставнику мыслями и делами, осознавание его достоинств и оказание почтения, помощь в повседневных делах, подношение материальных даров и выполнение его наставлений. Также рассматривается нераздельность Учителя с божеством-идамом. Созерцается мандала Тела Учителя. Ему совершаются внешние, внутренние подношения и подношения таковости. Затем у Учителя испрашивается благословение на порождение понимания в практике пути сутр и тантр.


Гуру является более милосердным, чем все будды. Каким же образом? То, что Гуру может быть добрее, чем все остальные будды, или нет, зависит от его отношения к вам. И, возможно, найдется такой человек, который подумает, что его Гуру является обладателем более высоких достоинств, чем все остальные будды, но это не так. В противном случае получается, что Будда не полностью обладает достоинствами отбрасывания омрачений и постижения мудрости. Здесь оцениваются не качества Учителя, а его милосердие по отношению к вам. Достоинства Учителя и достоинства Будды нераздельны. Но с точки зрения доброты лично к вам Гуру превосходит будд. Когда Будда Шакьямуни пришел в этот мир, у нас не было благой кармы, чтобы встретиться с ним. Если бы не Учитель, мы не узнали бы всего того, что передавал в своих Учениях Будда. Даже сами эти Учения мы не смогли бы практиковать. Изучая их, мы ничего не поняли бы, а если что-то и поняли, это не окажется полезным для нашего сознания. Именно Учитель через передачу Учения изменяет наш ум в лучшую сторону. Поэтому Учитель, хотя и является равным по достоинствам Будде, по доброте своей превосходит его. Когда много говорится о почитании Учителя, не следует думать, что Учитель старается возвеличивать себя и вызывать к себе уважение.



следующая страница >>