shkolakz.ru 1




Модуль 1. Табличные расчеты и электронные таблицы.

Урок 1 Дата проведения -___/___/___

Тема: Знакомство с электронными таблицами. Просмотр и редактирование текста.

Цель урока: Познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы.

Содержание: назначение и структура электронной таблицы (ЭТ). Табличный процессор: среда, режимы работы. Информация в ячейках таблицы.


План урока.

Теория. Знакомство с электронными таблицами (25 минут).

Изучаемые вопросы:

  • Назначение электронных таблиц.

  • Структура электронной таблицы.

  • Данные в ЭТ.

  • Режимы отображения ЭТ.

Практика. Просмотр электронной таблицы, изменение данных, режим отображения формул. Выполнение практического задания №1 (20 минут).

Приобретаемые умения и навыки:

  1. редактирование ячеек электронной таблицы,

  2. изменение ширины столбца таблицы,

  3. удаление строк и столбцов таблицы,

  4. очистка содержимого клеток таблицы,

  5. смена режимов отображения формул и отображения значений.

Домашнее задание:

  • Читать: /1/ - §31;

  • Выполнить: домашнее задание №1.


Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 2 Дата проведения -___/___/___

Тема: Ввод информации в электронные таблицы: тексты, числа, формулы.

Цель урока: Обучить основным приемам работы с табличным процессором.


Содержание: Правила записи формул. Принцип относительной адресации. Организация табличных вычислений.


План урока.

Теория. Ввод информации в электронные таблицы: тексты, числа, формулы (45 минут)

Изучаемые вопросы:


  • Правила заполнения ЭТ.

  • Представление чисел в ЭТ (с фиксированной и плавающей точкой).

  • Правила записи формул.


Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - §32;

  • Выполнить: домашнее задание №2.


Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 3 Дата проведения -___/___/___

Тема: Разработка электронной таблицы.

Цель урока: Научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц.

Содержание: Организация табличных вычислений. Сортировка данных в ЭТ. Графическая обработка данных.

План урока.

Практика. Разработка электронной таблицы. Выполнение практического задания №2 (45 минут).

Приобретаемые умения и навыки:

  1. ввод и редактирование формул ЭТ,

  2. добавление строк и столбцов.


Методические замечания: Главная задача для учащегося на минимальном уровне изучения данной темы: научиться основным методам организации расчетов с помощью электронных таблиц. Учащиеся должны знать:

    • осуществлять перемещение табличного курсора,

    • вводить данные: числа, тексты, формулы.



Урок 4 Дата проведения -___/___/___

Тема: Фрагменты таблицы, относительная адресация, функция суммирования.

Цель урока: Научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц.

Содержание: Абсолютная адресация.

План урока.

Теория. Фрагменты таблицы, относительная адресация, функция суммирования (45 минут).

Изучаемые вопросы:


  • Понятие фрагмента таблицы.

  • Действия с фрагментами.

  • Принцип относительности адресации.

  • Функция суммирования.


Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - §33;

  • Выполнить: домашнее задание №3.


Методические замечания: Учащиеся должны знать:

  • Редактировать данные в ячейках.

  • Копировать информацию в ячейках.

  • Вставлять и удалять строки и столбцы.



Урок 5 Дата проведения -___/___/___

Тема: Разработка электронной таблицы с использованием копирования клеток, функции суммирования и сортировки.

Цель урока: Научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц.

Содержание: Практическая работа..


План урока.

Практика. Относительная адресация, функция суммирования, копирование клеток, сортировка таблицы. Выполнение практического задания №3 (45 минут).

Приобретаемы умения и навыки:

  1. копирование содержимого ячеек ЭТ,

  2. использование функции суммирования,
  3. сортировка таблицы по значению одного столбца



Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 6 Дата проведения -___/___/___

Тема: Графическая обработка данных.

Цель урока: Научить учеников основным методам организации расчетов с помощью ЭТ.

Содержание: Типы диаграмм. Построение диаграмм. Легенда.


План урока.

Теория. Графическая обработка табличных данных (25 минут).

Изучаемые вопросы:

  • Графический режим работы табличного процессора.

  • Типы диаграмм.


Практика. Построение диаграмм. Выполнение практического задания №4 (20 минут).

Приобретаемые умения и навыки:

  1. построение диаграмм различных типов для готовой ЭТ,

  2. использование легенды, меток и заголовков осей при создании диаграммы.

Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - §33;

  • Выполнить: домашнее задание №4.


Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 7 Дата проведения -___/___/___

Тема: Табулирование функции и построение графика.

Цель урока: Научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц.

Содержание: Практическая работа..


План урока.

Практика. Решение математических задач с помощью ЭТ: табулирование функции и построение графика. Выполнение практического задания №5 (45 минут).


Приобретаемы умения и навыки:


  1. табулирование функции на заданном отрезке с указанным шагом табуляции,

  2. построение графика для заданной функции.


Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 8 Дата проведения -___/___/___

Тестирование. Тест №1 по теме "Табличные расчеты и электронные таблицы" (45 минут).

Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Модуль 2. Модели знаний и искусственный интеллект. Базы знаний и экспертные системы. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Графический учебный исполнитель


Урок 9 Дата проведения -___/___/___

Тема: Понятие об искусственном интеллекте.

Цель урока: Познакомить учащихся с разделом информатики под названием "Искусственный интеллект".

Содержание: Искусственный интеллект: цели и задачи.


План урока.

Теория. Понятие об искусственном интеллекте и базах знаний. (45 минут).

Изучаемые вопросы:

  • Искусственный интеллект как раздел информатики.

  • Области применения искусственного интеллекта.

  • Понятие базы знаний.

  • Назначение экспертных систем.


Домашнее задание:

  • Читать: /1/ - §34;
  • Выполнить: домашнее задание №5.


Методические замечания:




Урок 10 Дата проведения -___/___/___

Тема: Понятие логической модели знаний.

Цель урока: Дать представление о базах знаний, о логической модели знаний.

Содержание: Что такое база знаний. Логическая модель знаний


План урока.

Теория. Понятие логической модели знаний. (45 минут).

Изучаемые вопросы:

  • Логическая модель знаний.

  • Понятие фактов и правил.


Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - §35;

  • Выполнить: домашнее задание №6.


Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 11 Дата проведения -___/___/___

Тема: Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Цель урока: Дать представления о кибернетике

Содержание: Кибернетика. Модель управления.


План урока.

Теория. Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

(45 минут).

Изучаемые вопросы:

  • Кибернетика как раздел информатики.

  • Понятия управляющего и управляемого объектов.

  • Схема управления без обратной связи.

  • Схема управления с обратной связью.

  • Понятие алгоритма управления.


Домашнее задание:

  • Читать: /1/ - §36;


  • Выполнить: домашнее задание №7.


Методические замечания: -______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок 12 Дата проведения -___/___/___


Тема: Системы управления с использованием ЭВМ: АСУ и САУ.

Цель урока: Познакомить учащихся с основами кибернетики, с кибернетической моделью процессов управления. Дать представление о применении ЭВМ для автоматизации процессов управления.

Содержание: Алгоритм управления. Автоматизированные системы управления.

План урока.

Теория. Системы управления с использованием ЭВМ: автоматические и автоматизированные системы. (45 минут).

Изучаемые вопросы:

  • Автоматизированные системы управления (АСУ).

  • Системы автоматического управления (САУ).

  • Цифрово - аналоговый и аналогово-цифровой преобразователи (ЦАП и АЦП), их назначение.

  • Режим реального времени.


Домашнее задание:

  • Читать: /1/ - §37;

  • Выполнить: домашнее задание №8.


Методические замечания: ______________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________


Урок 13 Дата проведения -___/___/___


Тема: Определение и свойства алгоритма.

Цель урока: Ввести понятие алгоритма управления, определить свойства алгоритма.


Содержание: Алгоритм управления. Автоматизированные системы управления.

План урока.

Теория. Определение и свойства алгоритма. (45 минут).

Изучаемые вопросы:


  • Понятие алгоритма.

  • Исполнители алгоритмов.

  • Система команд исполнителя (СКИ).

  • Свойства алгоритма.

  • Понятие программы.


Домашнее задание:

  • Читать: /1/ - §38;

  • Выполнить: домашнее задание №9.


Методические замечания: ________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок 14 Дата проведения -___/___/___


Тема: Графический учебный исполнитель алгоритмов. Линейные алгоритмы.

Цель урока: Познакомить учащихся со способами описания алгоритмов; обучить составлению алгоритмов для управления учебным исполнителем.

Содержание: Свойства алгоритма. Учебный исполнитель. Алгоритмы управления учебным исполнителем.


План урока.

Теория. Учебный исполнитель алгоритмов (рассматриваются исполнители типа ГРИС, реализованные на компьютере: Кенгуренок, Чертежник и т.п.). Режим работы. Линейные алгоритмы. (45 минут).

Изучаемые вопросы:

  • Графический исполнитель алгоритмов (ГРИС).

  • Режимы управления ГРИС.

  • Команды ГРИС.


Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - §39;

  • Выполнить: домашнее задание №10.

Методические замечания: ___________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок 15 Дата проведения -___/___/___


Тема: Графический учебный исполнитель алгоритмов. Разработка линейных алгоритмов.

Цель урока: Познакомить учащихся со способами описания алгоритмов; обучить составлению алгоритмов для управления учебным исполнителем.

Содержание: Свойства алгоритма. Учебный исполнитель. Алгоритмы управления учебным исполнителем.


План урока.

Практика. Учебный исполнитель алгоритмов. Режимы работы. Простые команды. Линейные алгоритмы. Выполнение практического задания №6 (45 минут)

Приобретаемые умения и навыки:


  1. запуск программы ГРИС,

  2. смена командного и программного режимов работы,

  3. разработка линейного алгоритма для поставленной задачи,

  4. набор и редактирование текста программы,

  5. начальная установка исполнителя,

  6. запуск программы на исполнителе,

  7. работа в режиме отладки.



Методические замечания: _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок 16 Дата проведения -___/___/___


Тема: Вспомогательные алгоритмы. Последовательная детализация.

Цель урока: Обучить составлению алгоритмов для управления учебным исполнителем.


Содержание: Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.


План урока.

Теория. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Последовательная детализация (45 минут).

Изучаемые вопросы:


  • Понятие вспомогательного алгоритма и причины его использования.

  • Описание и вызов вспомогательного алгоритма на алгоритмическом языке.

  • Метод последовательной детализации.


Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - §40;

  • Выполнить: домашнее задание №11.


Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 17 Дата проведения -___/___/___


Тема: Учебный исполнитель алгоритмов. Последовательная детализация.

Цель урока: Обучить составлению алгоритмов для управления учебным исполнителем.

Содержание: Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.


План урока.

Практика. Учебный исполнитель алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Последовательная детализация. Выполнение практического задания №7 (45 минут).

Приобретаемые умения и навыки:

  1. использование метода пошаговой детализации при написании алгоритма.



Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 18 Дата проведения -___/___/___

Тема: Команда цикла. Циклические алгоритмы.


Цель урока: Обучить составлению алгоритмов для управления учебным исполнителем.

Содержание: Команда цикла. Блок-схемы алгоритмов.


План урока.

Теория. Команда цикла. Циклические алгоритмы (45 минут).

Изучаемые вопросы:


  • Команда цикла и ее запись на алгоритмическом языке.

  • Блок - схемы алгоритмов.


Домашнее задание:

  • Читать: /1/ - §41;

  • Выполнить: домашнее задание №12.


Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 19 Дата проведения -___/___/___

Тема: Учебный исполнитель алгоритмов. Команда цикла. Циклические алгоритмы.

Цель урока: Получение представления о программе на машинном языке, машинной команде, автоматическом исполнении программы процессором.

Содержание: Циклы.

План урока.

Практика. Учебный исполнитель алгоритмов. Команда цикла. Циклические алгоритмы.

Выполнение практического задания №8 (45 минут).

Приобретаемые умения и навыки:

  1. Использование циклов при написании алгоритма



Урок 20 Дата проведения -___/___/___


Тема: Ветвления. Циклы в сочетании с ветвлениями.

Цель урока: Обучить составлению алгоритмов для управления учебным исполнителем.

Содержание: Команды ветвления.


План урока.

Теория. Ветвления. Циклы в сочетании с ветвлениями.(45 минут).


Изучаемые вопросы:


  • Команды ветвления (полного и неполного).

  • Многошаговая детализация.


Домашнее задание:

  • Читать: /1/ - §42;

  • Выполнить: домашнее задание №13.


Методические замечания: __________________________-__

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок 21 Дата проведения -___/___/___


Тема: Учебный исполнитель алгоритмов. Ветвления. Циклы в сочетании с ветвлениями.

Цель урока: Обучить составлению алгоритмов для управления учебным исполнителем.

Содержание: Команды ветвления.


План урока.

Практика. Учебный исполнитель алгоритмов. Ветвления. Циклы в сочетании с ветвлениями.

Выполнение практического задания №9 (45 минут).

Приобретаемые умения и навыки:

  1. использование ветвлений в написании алгоритма.


Методические замечания: _________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок 22 Дата проведения -___/___/___

Тестирование. Тест №2 по теме "Кибернетика. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры "

(45 минут).

Методические замечания:_______________________________


_______________________________________________

_______________________________________________


Модуль 3. Двоичная система счисления и двоичная арифметика. Понятие о программном управлении компьютером. Язык машинных команд. Алгоритмы работы с величинами. Введение в языки программирования высокого уровня.


Урок 23 Дата проведения -___/___/___


Тема: Двоичная система счисления и двоичная арифметика. Связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления.

Цель урока: Продолжение изучения архитектуры ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора.

Содержание: Двоичная машинная арифметика. Представление целых чисел в памяти ЭВМ.


План урока.

Теория. Двоичная система счисления и двоичная арифметика. Связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. (45минут).

Изучаемые вопросы:


  • Связь двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления.

  • Двоичная арифметика



Домашнее задание:

  • Читать: /1/ - §43;

  • Выполнить: домашнее задание №14.


Методические замечания: __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок 24 Дата проведения -___/___/___


Тема: Учебный компьютер "НЕЙМАН". Представление целых чисел в памяти компьютера.

Цель урока: Получение представления о программе на машинном языке, машинной команде.


Содержание: Язык машинных команд. Структура программы на машинном языке.


План урока.

Теория. Учебный компьютер "Нейман". Представление целых чисел в памяти компьютера (45минут).

Изучаемые вопросы:


  • Ячейка как структурная единица памяти, адрес ячейки.

  • Понятие машинного слова.

  • Представление положительных целых чисел в памяти компьютера.



Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - §44;

  • Выполнить: домашнее задание №15.


Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 25 Дата проведения -___/___/___


Тема: Учебный компьютер "Нейман". Зык машинных команд.

Цель урока: Получение представления о программе на машинном языке, машинной команде.

Содержание: Язык машинных команд. Структура программы на машинном языке.


План урока.

Теория. Учебный компьютер "Нейман". Язык машинных команд. Устройство и работа процессора (45минут).

Изучаемые вопросы:

  • Назначение процессора.

  • Состав процессора.

  • Цикл работы процессора.

  • Понятие языка машинных команд.

  • Структура машинной команды.



Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - §45,46;

  • Выполнить: домашнее задание №16.

Методические замечания:_______________________________


_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 26 Дата проведения -___/___/___


Тема: Учебный компьютер "Нейман". Язык машинных команд.

Цель урока: Получение представления о программе на машинном языке, машинной команде.

Содержание: Язык машинных команд. Структура программы на машинном языке.


План урока.

Практика. Учебный компьютер "Нейман". Язык машинных команд. Выполнение практического задания №10 (45 минут).

Приобретаемые умения и навыки:


        1. запуск программы УК "Нейман".

        2. редактирование программы,

        3. запуск программы на выполнение,

        4. пошаговая отладка программы,

        5. разработка линейного алгоритма на ЯМК,

        6. объяснение правильности полученного результата.



Методические замечания: ______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 27 Дата проведения -___/___/___


Тема: История ЭВМ (самостоятельно). Алгоритмы работы с величинами. Ввод, вывод, присваивание. Линейные алгоритмы.

Цель урока: Познакомить учащихся с разделом информатики "Программирование". Обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке высокого уровня (Бейсике)

Содержание: Программирование как раздел информатики. Алгоритмы работы с величинами. Построение вычислительных алгоритмов разной структуры.


План урока.

Теория. История ЭВМ (самостоятельно). Алгоритмы работы с величинами. Присваивание, ввод, вывод. (45минут).


Изучаемые вопросы:


  • Программирование как раздел информатики.

  • Понятие языка программирования.

  • Понятие величины.

  • Формат команды присваивания, свойства присваивания.

  • Ввод и вывод величин.

  • Понятие трассировочной таблицы.

  • Типы переменных.



Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - §47,12.1 - 12.2;

  • Выполнить: домашнее задание №17.


Методические замечания: __________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________


Урок 28 Дата проведения -___/___/___


Тема: Знакомство с языком Бейсик. Линейные программы.

Цель урока: Обучить начальным навыкам работы с системой программирования.

Содержание: Знакомство с языком программирования Бейсик. Назначение систем программирования.


План урока.

Теория. Знакомство с языком Бейсик. Линейные программы. (20минут).

Изучаемые вопросы:

  • Бейсик как язык программирования.

  • Структура программы на Бейсике.

  • Операторы ввода, вывода, присваивания.


Практика. Знакомство с системой программирования Бейсик. Линейные программы. Выполнение практического задания №11 . (20 минут).

Приобретаемые умения и навыки:

              1. запуск системы Бейсик,
              2. редактирование текста программы,


              3. компиляция программы,

              4. запуск программы на выполнение,

              5. разработка линейного алгоритма,

              6. просмотр результатов работы программы,

              7. сохранение программы в файле.


Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - §12.3;

  • Выполнить: домашнее задание №18.


Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 29 Дата проведения -___/___/___


Тема: Ветвящиеся алгоритмы и их программирование на Бейсике.

Цель урока: Обучить начальным навыкам работы с системой программирования.

Содержание: Знакомство с языком программирования Бейсик. Назначение систем программирования. Освоение приемов работы с системой программирования на Бейсике.

План урока.

Теория. Ветвящиеся алгоритмы и их программирование на Бейсике (45минут).

Изучаемые вопросы:

  • Команда ветвления на Бейсике.

  • Вложенные ветвления.



Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - §12.4 - 12.5;

  • Выполнить: домашнее задание №19.


Методические замечания: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок 30 Дата проведения -___/___/___

Тема: Ветвящиеся алгоритмы и их программирование на Бейсике.

Цель урока: Обучить начальным навыкам работы с системой программирования.


Содержание: Знакомство с языком программирования Бейсик. Назначение систем программирования. Освоение приемов работы с системой программирования на Бейсике.


План урока.

Практика. Ветвящиеся алгоритмы и их программирование на Бейсике. Выполнение практического задания № 12.

(45минут).

Приобретаемые умения и навыки:


        1. разработка алгоритма с ветвящейся структурой на языке Бейсик.

        2. отладка и тестирование программы.



Методические замечания: __________________________________

___________________________________________________________________________________________________________


Урок 31 Дата проведения -___/___/___


Тема: Циклические алгоритмы и программирование циклов на Бейсике.

Цель урока: Обучить начальным навыкам работы с системой программирования.

Содержание: Назначение систем программирования. Освоение приемов работы с системой программирования на Бейсике.

План урока.

Теория. Циклические алгоритмы и программирование циклов на Бейсике. (45минут).

Изучаемые вопросы:

  • Технология решения задач на ЭВМ.

  • Команда цикла на Бейсике.

  • Использование ручной трассировки.

  • Алгоритм Евклида.



Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - 12.6 - 12.7;

  • Выполнить: домашнее задание №20.


Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


Урок 32 Дата проведения -___/___/___


Тема: Циклические алгоритмы и программирование циклов на Бейсике.

Цель урока: Обучить начальным навыкам работы с системой программирования.

Содержание: Назначение систем программирования. Освоение приемов работы с системой программирования на Бейсике.

План урока.

Практика. Циклические алгоритмы и их программирование на Бейсике. Выполнение практического задания №13 (45 минут).

Приобретаемые умения и навыки:


        1. разработка алгоритма с циклической структурой на языке Бейсик.

        2. использование пошаговой отладки программы с одновременным просмотром значений переменных.


Методические замечания: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок 33 Дата проведения -___/___/___


Тема: Языки программирования: классификация, трансляция, история.

Цель урока: Самостоятельное составление программ: их отладка ввод и редактирование текста программы. Запуск программы.

Содержание: Классификация, трансляция, история.


План урока.

Теория. Языки программирования: классификация, трансляция, история. (45минут).


Домашнее задание:


  • Читать: /1/ - 12.8 - 12.9;

  • Выполнить: домашнее задание №21.


Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________


_______________________________________________


Урок 34 Дата проведения -___/___/___

Тестирование. Итоговое тестирование №4 (45 минут).

Методические замечания:_______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________