shkolakz.ru 1
Секция: культурное наследство


Тема работы: «Архитектура Антонио Гауди. Философия формы и стиля».

Участник: Печникова Оксана

Научный руководитель: Учитель МХК Гребенщикова Ирина Николаевна

Обоснование выбора темы: Путешествуя по Испании, автору данного исследования особенно запомнились и понравились в облике современной Барселоны архитектурные шедевры Антонио Гауди. Поэтому особый интерес вызвал его авторский почерк, почему он так строил, его время и тенденции, которые существовали в это время. Данный материал может быть использован на уроках МХК.

Объект и предмет исследования: архитектура Испании конца ХIХ – начала ХХ века.

Цель исследования: изучить характерные черты авторского стиля испанского архитектора Антонио Гауди. Поэтому в работе ставятся следующие задачи: исследовать те качественные изменения в творческом методе архитектора и стремительную эволюцию архитектуры «католонского модернисимо»; выявить особую индивидуальную специфику его архитектурного принципа и композиционного построения в гражданской и культовой архитектуре; изучить философско-символический язык архитектурной формы;

Ведущая идея: Появление и развитие искусств постмодернизма и признание новыми мастерами таланта Антонио Гауди привело к развитию созданных испанским архитектором способов художественного изображения в испанском зодчестве.

В связи с этим необходимо упомянуть о возникшей в середине ХХ столетия в Барселоне проектной группе, называвшейся «Архитектурная мастерская». В 60-70-е годы ХХ века участники группы представили на суд общественности свои произведения, которые отличались от созданных ранее работ фантастичностью, изобразительностью и литературностью.В 1977 году в свет вышла работа главного идеолога и сторонника постсовременного искусства Чарльза Дженкинса. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он сделал попытку представить читателям и ценителям зодчества образ некоего последователя идей постмодернистского искусства.Как ни странно, символом нового художественно направления в архитектуре стал… Антонио Гауди. Дженкинс писал: «Если бы я был принужден указать на совершенно явного постмодерниста, я бы привел в пример Антонио Гауди. Но это невозможно, потому что он был предмодернистом. Я все же считаю Гауди именно пробным камнем для постмодернизма, образцом, с которым нужно сравнивать любые недавно построенные здания, чтобы увидеть, действительно ли они метафоричны, «контекстуальны» и богаты в точном смысле этого…» Казалось бы, родоначальник постмодернизма оговорился или несколько поспешил с подобной оценкой творчества Гауди. Однако и в заключение своей работы Дженкинс говорил о знаменитом мастере не только как об основоположнике, прародителе нового течения в искусстве ХХ века, но и как о художнике, опередившем свое время на несколько десятилетий. Начиная с конца XVIII века, зодчество Испании перестало быть ярким национальным явлением в культуре Европы. Постепенно оно утрачивало свой колорит и своеобразие и все более напоминало архитектуру Европы. Кризис архитектурного искусства Пиренейского полуострова, по замечаниям современных критиков, наступил в середине ХIХ столетия.В конце ХIХ века в архитектуру Испании пришел европейский модернизм, получивший на национальной почве название «модернизмо». Казалось, в испанском искусстве наконец настало время для существенных изменений. Но не тут-то было. В течение еще достаточно длительного периода в архитектуре Испании будут господствовать распространенные в начале ХIХ столетия стилевые вариации. Испанский модерн можно охарактеризовать как хаос и внезапность элементов архитектурного декорирования, а также смешение разнообразных стилей и форм архитектурного искусства. К тому же все это наблюдалось при минимальном применении тех достижений в строительстве и зодчестве, которыми владели западноевропейские мастера. При этом необходимо заметить, что единственным материалом для испанских архитекторов долгое время оставался железобетон, из которого создавались различные конструкции. Для жилых построек, созданных в то время, характерны лоджии, украшенные майоликой. В Барселоне такие лоджии, получившие название «трибуны», декорировали с помощью рельефов, сделанных в виде цветочных чашечек или женских фигур. А их ограждение часто изготавливали из позолоченного или посеребренного металла.Необходимо сказать, что модернизм стал наиболее интересным и развитым направлением в искусстве Испании рубежа ХIХ-ХХ столетий.Наибольшего выражения модернизм нашел в Барселоне, втором по величине городе Испании, где жил и работал крупнейший мастер испанского зодчества Антонио Гауди. В настоящее время многие испанские теоретики искусства считают Антонио Гауди представителем испанского модерна. В других же городах искусство ориентировалось на эклектику, основывавшуюся на применении форм различных традиционных испанских стилей.


План работы:

Введение

I глава Дворцовая и ландшафтная деятельность А.Гауди.

1.1 Стилистика архитектурной формы.

1.2 Усадьба Гуэль

1.3 .Парк Гуэль

1.4 Дворец Гуэль

II глава Культовые постройки Антонио Гауди

2.1Собор Саграда Фамилиа (собор Святого Семейства)

2.2 Символический язык А.Гауди

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1. Творческий путь Антонио Гауди.

Основные результаты и выводы: Разработанные Гауди на рубеже ХIХ-ХХ веков особенная творческая манера и способы архитектурных решений выбивались из общего строя создавшихся в то время сооружений. Произведения талантливого мастера были настолько самобытны и оригинальны, что оказались невостребованными в этот период развития европейского зодчества. Впервые всерьез о таланте Антонио Гауди, его новаторстве и связи его творчества с предыдущими поколениями художников заговорили постмодернисты, которые считали мастера основоположником нового течения, значительно опередившим свое время. Действительно, невозможно не согласиться с тем, что творчество Гауди возникло несколько преждевременно.Долгое время мастера, работавшие в первой половине ХХ века, не принимали творчество Гауди. Не раз со стороны архитекторов-функционалистов и академистов в адрес мастера звучали обвинения в бесталанности и сумбурности.Однако среди функционалистов находились такие, кто видел в творчестве Антонио Гауди будущее архитектурного искусства. Так, известный зодчий Хосе-Луис Серт, опубликовавший в 1955 году работу, посвященную анализу художественных принципов Гауди, писал: «Вполне вероятно, что при дальнейшем развитии современной архитектуры последние опыты Гауди приобретут все большее значение и будут по достоинство оценены. Тогда будет признано величие его роли пионера и зачинателя…» В 60-70-е годы ХХ столетия столь же противоречивым было и отношение к творчеству Гауди советских зодчих. Творческую манеру испанского мастер чаще всего определяли как иррационалистическую (в негативном понимании слова). Советские искусствоведы говорили о том, что произведения Гауди носят «мрачно-фантастический характер», а образы, им созданные, заключают «крайне субъективистскую трактовку художественных проблем архитектуры».Несмотря на столь противоречивое отношение модернистов к творчеству Гауди, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что созданные им произведения имеют огромное значение для развития мирового архитектурного искусства ХХ столетия. На самом деле явление неприятия творческой манеры Антонио Гауди в первой половине ХХ столетия достаточно легко объяснить: слишком уж отличны созданные им произведения от всех тех архитектурных сооружений, что появлялись в то время. Творения испанского мастера никак не могли вписаться в рамки, как тогда говорили, «правильного, нормального и магистрального» в искусстве. Значимость и глубина творений Гауди по-настоящему открылись любителям и мастерам архитектурного искусства только во второй половине ХХ века. По праву оценить творчество испанского зодчего смогли только европейские живописцы. Многие критики часто говорят о художниках ХХ века како преемниках Гауди. Действительно, синтетичные и вместе с тем необычайно гармоничные творения архитектора стали провозвестниками такого направления в изобразительном искусстве, как сюрреализм.Впервые творчество Антонио Гауди попало в круг внимания критиков в 50-е выгоды ХХ столетия. Это было обусловлено в основном общественно-политической ситуацией, сложившейся в то время в Западной Европе. Тогда Испании удалось освободиться от франкистского режима. В результате – работы испанских мастеров разных направлений и жанров оказались открытыми для европейских ценителей искусства.Однако указанная причина повышенного внимания к творчеству Антонио Гауди была далеко не единственной. Одной из них стал профессиональный интерес к художественной манере, использующейся испанским мастером, со стороны европейских зодчих, которых удивляли и восхищали произведения, обладающие одновременно динамизмом, пластичностью и живописностью.В середине ХХ века наиболее прогрессивные художники ставили своей задачей выработать множество новых архитектурных форм, которые противоречили бы основным принципам современного искусства. Именно такой целью и был обусловлен интерес к произведениям Гауди, которые отличались необычайной внешней пластичностью и выразительностью. Столь же богатой почвой для создания новых способов архитектурного изображения оказалось и разнообразие и используемых испанским зодчим конструкций. С течением времени произведения Гауди все более привлекали внимание архитекторов второй половины ХХ столетия. Интерес к его работам касался прежде всего основного, выработанного испанским зодчим художественного принципа, который заключался в формальном уподоблении того или иного архитектурного сооружения какому-либо субъекту природы. В 70-е годы ХХ века становится едва ли не правилом хорошего тона восхищаться работами Гауди. Искусствоведы, начавшие работать в 70-е годы ХХ столетия, по-новому высветили художественный метод Антонио Гауди. По существу, искусство Гауди с его разносторонностью работ и вседозволенностью стало своеобразным толчком для развития постмодернистского течения. Его произведения невольно оказались подтверждением лозунга, выдвинутого постмодернистами: «Больше значит больше», появившегося словно бы в противовес ставшему афоризмом выражению знаменитого архитектора Л.Миса Ван дер Роэ: «Меньше значит больше».Среди деталей и черт, делающих работы молодых испанских мастеров похожими на произведений Гауди, можно выделить следующие: гиперболизация и эмоционально напряженная образность, экспрессия и пластичность форм. Использование нового, до той поры никем из зодчих не применявшегося. Необычное сочетание материалов, включение в композиции новых для того времени индустриальных конструкций.Несомненно, использование в работе художественных методов и приемов архитектурного изображения, разработанных Гауди, только подчеркивало признание новым поколением зодчих таланта испанского мастера. Итак, связь искусства постмодернизма с творческим наследием Антонио Гауди очевидна. Однако говорить о том, что творчество Гауди каким-либо образом повлияло только на становление идеологии этого течения в архитектуре, было бы несправедливо. Произведения испанского архитектора были признаны новаторскими в европейском искусстве конца ХIХ – первой четверти ХХ столетия, а также в национальной испанской культуре.Все созданные Антонио Гауди конструкции значительно опередили свое время. При этом можно говорить о том, что именно необычное решение геометрических линий позволило мастеру сделать шаг вперед на пути создания нового художественного метода.


Предвосхитив наступление новой эпохи в искусстве, Гауди с присущим ему мистицизмом и аскетизмом смог в то же время в своих произведениях отразить и свое время, период развития предмодернизма и зарождения современной культуры. В свойственной только ему манере он выразил все те идеи, которые ознаменовали наступление новой эры в искусстве. Оригинальный, индивидуальный, эмоционально наполненный, близкий к природе, необычайно экспрессивный и гиперболичный, понятный и доступный любому зрителю, свободный и фантазийный - именно такой стиль выработал Антонио Гауди. Словом, можно согласиться с теми исследователями, которые считали творчество Гауди вестником рождения нового направления в искусстве ХХ столетия – постмодернизма.

Информационные источники:


  1. Пульсон Клариса Каменные сны Антонио Гауди. М.,2001.

  2. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2004.

  3. Цербст Райнер Антони Гауди. М.: Слово, 2002.