shkolakz.ru 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«КАЙЕРКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ».


Методическая разработка: «Использование линии на уроках ИЗО»


Составитель: Орешкина Т.А.


г. Норильск

2012 г.

Содержание.

Содержание ___________________________________ 2

Пояснительная записка___________________________ 3 -4

Конспект урока-практикума «Рак отшельник»_________ 4

План урока______________________________________ 5

Ход урока_______________________________________ 6

Этапы проведения занятия_________________________ 7 -10

Список литературы________________________________ 10

Приложения:


  1. «Разнообразие форм ракушек». Плак_________ 11

  2. « Рак-отшельник». Плакат_____________ ______ 12

  3. Детские работы____________________________ 13



Пояснительная записка.

Методическая разработка урока предназначена для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств, в системе дополнительного образования. Составлена на основе модифицированной программы опирающейся на программу для детских художественных школ и отделений изобразительных искусств МК РФ 2003г.

Разработка апробирована в отделении ИЗО Кайерканской Детской Искусств и ориентирована на группу детей 1 – 2 классов класса (средний школьный возраст 12 – 14 лет), сформированных по 8-10 человек в группе.

К концу срока обучения в ДХШ И ДШИ предполагается набор теоретических и практических знаний в области предметов: классический «Рисунок», «Живопись»; «Станковая композиция», « Декоративно-прикладное искусство», «Скульптура» и «История искусств».

Представленное задание может быть использовано на предмете «рисунок» при знакомстве не только с линией, но и с тоном, или например, при построении эллипсов.

На уроке «Живопись» - при знакомстве с разными техниками письма, цветовыми гаммами и пр.


На декоративно-прикладном искусстве - при знакомстве с фактурами, при заполнении плоскости орнаментом.

Цель разработки: Воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и понимать искусство и самостоятельно быть причастным к творческому процессу.

Важным моментом в психологическом развитии детей является потребность в общении с взрослыми, возникающая с самого раннего возраста. Поднимаясь по ступеням взросления, ребёнок ощущает потребность в совместной деятельности с взрослыми. По мнению В.С. Кузина общение служит основой для формирования у него нервных связей и образований. Они, постепенно совершенствуясь и усложняясь, определяют поведение детей в обществе.

Предлагаемое задание даёт возможность почувствовать общность с коллективом, развивает навыки работы в группе, поскольку от его индивидуальной работы зависит продвижение всей группы к конечному результату.


Конспект открытого урока-практикума по рисунку

« Рак «Отшельник»».

(1 урок равен 3 педагогическим часам. 1 час равен 40 минутам + 30 астрономических минут для оформления результатов в виде выставки).

Тема урока: «Рак отшельник».

Цель: познакомить детей с понятиями: линия, общая геометрическая форма как основа рисунка.

Задачи:

- Развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, способствовать формированию детского коллектива.

- Развить внимательность и твёрдость руки.

-Научить пользоваться линией разной толщины.

-Научить рассматривать сложную форму через совокупность простых форм.

-Научить заполнять форму линией, точкой.

-Стимулировать фантазию.

-Научить ведению рисунка используя линию, выполненную от «плеча», «локтя» и «кисти».

-Закрепить понятие о композиции в листе.

Оборудование и материалы для детей: мольберт, табурет, широкая пластиковая банка для карандашей, цветные карандаши, точилка, бумага формат А-3, малярный скотч.


Оборудование и материалы для педагога: высокий мольберт, 1 фломастер, 1 маркер, бумага формат А-2, малярный скотч, фотографии ракушек и рака «Отшельника»».

План урока:


  1. Организационный момент – 5 мин.

  2. Объяснение общей задачи урока - 5 мин.

  3. Выполнение работы с 1этапа по 6 этап – 25 мин.

  4. Обсуждение результата – 5 мин.

  5. Перемена – 10 мин.

  6. Выполнение работы с 7этапа по 10 этап – 35 мин.

  7. Обсуждение результата – 5мин.

  8. Перемена – 10 мин.

  9. Выполнение работы с 11 этапа по 15этап – 10 мин.

  10. Выполнение среды обитания рака линией – 10 мин.

  11. Выделение главного при помощи более чёткой линии – 5 мин.

  12. Сочинение названия работы – 5 мин.

  13. Оценка работы.

  14. Приведение в порядок рабочего места – 5 мин.



Ход урока.

Проверить готовность детей к уроку (лист прикрепить скотчем горизонтально на уровне глаз, точилка, а также цветные карандаши, во избежание падения на пол расположенные в баночке, находятся на табурете справа от ребёнка).

Преподаватель располагает лист формата А-2 на высоком мольберте и убеждается, что всем учащимся его хорошо видно.

Урок проходит в виде игры под названием «Угадайте, что мы рисуем?». Учащиеся не должны иметь представление о том, что они будут изображать, а лишь пытаться угадать, продвигаясь к конечному результату.

При поэтапном выполнении, преподаватель следит за правильностью его устных и наглядных рекомендаций всеми детьми. На листе показывает этапы выполнения задания, используя для тонкой линии фломастер, а для широкой – маркер.

В конце каждого урока преподавателем записывается по одному предположению от каждого ребёнка о предмете, который они изображают. Например: « Инопланетный корабль», «Радиоактивный ёжик» и пр. Частично верные версии не считаются правильными (например, ракушка или актиния). Правильным считается только ответ: «Рак отшельник».


После полного окончания работы прочитать детям ранние версии изображаемого.

В конце занятия провести оценку работ, критериями которой является: скорость, аккуратность исполнения, правильность организации формата и решение поставленных задач.


Этапы проведения занятия.

1 Этап. Поставить точку в центре листа. Нарисовать вокруг неё небольшой овал (если целью урока является построение элепсов – построить элепс).

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1425.jpg

2 Этап. Нарисовать тонкой линией два полуовала в центральном овале и один маленький овал внизу рисунка.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1426.jpg

3 Этап. Уплотнить линию в местах показанных педагогом.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1427.jpg

4 Этап. Наметить орнамент или узор на панцире (в зависимости от предмета и задачи он может носить любой характер).

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1428.jpg

5 Этап. В правой части листа нарисовать два овала разной величины тонкой линией. Овалы не должны выходить за рамки формата.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1429.jpg

6 Этап. Вокруг нижнего овала нарисовать щупальца актинии в виде волнистых линий, удлинённых капелек и пр. в зависимости от фантазии ребёнка.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1430.jpg


7 Этап. Разделить полуовал осью симметрии.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1431.jpg

8 Этап. Дополнить деталями, ориентируясь на ранее отмеченную ось.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1432.jpg

9 Этап. Дополнить работу деталями, следуя инструкции.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1433.jpg

10 Этап. Дополнить работу деталями, следуя инструкции.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1434.jpg

11 Этап. Перевернуть лист. Дополнить работу деталями, следуя инструкции.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1435.jpg

12 Этап. Дополнить работу деталями, следуя инструкции.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1436.jpg

13 Этап. Дополнить работу деталями, следуя инструкции.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1437.jpg

14 Этап. Дополнить работу деталями, следуя инструкции.

c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1438.jpg

15 Этап. Дополнить работу деталями, следуя инструкции. Изобразить среду обитания животного.


c:\users\4\desktop\открытый урок\img_1439.jpg


Список литературы.

1.Авторская программа в системе дополнительного образования. Содержание, конструкция, оформление: Методические рекомендации./ Сост. Т.В. Саляева. Магнитогорск: МаГУ, 2001. – 49 с.

2.Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное. – М.: Советская Россия. - 1961. – 183 с.Ил.


Приложение № 1. Разнообразие форм ракушек.


c:\users\4\desktop\img_1423.jpgc:\users\4\desktop\img_1424.jpg


Приложение №2. «Рак отшельник».


c:\users\4\desktop\рисунок рака плакат\img_1422.jpgc:\users\4\desktop\рисунок рака плакат\img_1422.jpg


Приложение №3.Рисунки детей.

c:\users\4\desktop\детские работы\img_1410.jpg c:\users\4\desktop\детские работы\img_1411.jpg c:\users\4\desktop\детские работы\img_1409.jpg

c:\users\4\desktop\детские работы\img_1413.jpg c:\users\4\desktop\детские работы\img_1414.jpg c:\users\4\desktop\детские работы\img_1417.jpg


c:\users\4\desktop\детские работы\img_1418.jpg c:\users\4\desktop\детские работы\img_1420.jpg c:\users\4\desktop\детские работы\img_1415.jpg c:\users\4\desktop\img_2487.jpg c:\users\4\desktop\детские работы\img_1421.jpg

1.Черкас Ольга,11 лет «Поселился в новый дом». 2.Кицул Александра,11лет, «Самочка».

3. Панасов Егор,11 лет, «Жывущий в море». 4. Домаева Александра,11лет, «Ачху».

5.Романушко Валерия, 11 лет «Рак отшельник на глубине». 6.Осокина Полина, 12 лет «Это моё дно!».

7.Павлова Татьяна, 12 лет «Синий». 8.Карайман Полина, 12 «Крабик».

9.Кондратьева Алина, 11 лет «Подводный мир крабушки». 10.Кузнецова Марина,10 лет «Крабик на пузырьках».

11.Чикурова Юлия, 12 лет «Покушал!».