shkolakz.ru 1
Учитель: Картушина Е.В. Урок окружающего мира в 4 классе УМК «Гармония»

ТЕМА: Природная зона. Суровая арктика

 Цель: познакомить детей с особенностями зоны арктических пустынь.

Задачи:

– ввести понятие «природная зона»;

– формировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике;

– рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

– развивать умения выявлять причинно-следственные связи, умение читать карту;

– воспитывать понимание красоты и мудрости природы, экологического мировоззрения, коммуникативной культуры.


Оборудование: карта «Природные зоны России»;презентация, тестовые задания, карточки схемы

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

ТЕСТ. (ТЕМА: «Полезные ископаемые».)

1. Полезными ископаемыми называют…

А) горные породы земли.

Б) горные породы, которые добывают из глубины земли и

используют для нужд человека.

2 Месторождения – это…

А) места залегания полезных ископаемых;

Б) место, где добывают полезные ископаемые.

3. Приведи примеры видов полезных ископаемых:

1)Горючие: __________________________________________;
2) Рудные: __________________________________________;

3) Нерудные: ________________________________________;

Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы отправляемся в большое путешествие по природным зонам России. Мы будем знакомиться с климатом, растительным и животным миром каждой природной зоны; узнаем, чем занимается человек.


Но сначала нам предстоит выяснить, что такое природная зона.

IV. Изучение нового материала.


  1. Сделайте предположение, что такое природная зона.

( ответы детей)

  1. Обобщение:– Одинаковые почвы тянутся на сотни и тысячи километров, на них образуется одинаковый растительный покров. В результате на больших территориях Земли с близкими климатическими условиями и почвами вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. Такие территории получили название природные зоны. Здесь возникает цепочка связей, в которой почвы выступают связующим звеном между неживой и живой природой. Если в местности меняется климат, меняются почвы, следом меняется растительность. Например, где-то климат стал теплее и суше – начинают пересыхать болота и превращаться в луга. Болотные растения исчезнут, появятся луговые. Изменится растительность – изменится и животный мир.

Показ карты

– Основные природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, степи, пустыни. Названия им даны по преобладающей в них растительности. Природные зоны закономерно сменяются от полюса к экватору и от экватора к полюсу.

– Каждую природную зону будем изучать по плану:

карточка

1. Географическое положение природной зоны.

2. Положение Солнца над горизонтом и длительность освещения земной поверхности летом и зимой.

3. Описание климатических условий летом и зимой.

4. Рельеф, водоемы, особенности почвы.

5. Растения, животные и их приспособленность к природным условиям, пищевые цепи.

6. Жилища, занятия и промыслы коренного населения, возделываемые культуры, домашние животные.

7. Экологические проблемы каждой природной зоны, природоохраняемая деятельность.

– Сегодня мы начинаем путешествие по природным зонам и наша первая остановка – Арктика.


2. Природа Арктики. Презентация 1 кадр

– К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. Наш путь проходит через льдины.

– Почему данную природную зону называют арктической пустыней? (Бедная растительность и животный мир.)

– Верно. Оказывается, пустыня – это не только места с жарким засушливым климатом, но и районы, где очень холодно.

2 кадр

-Арктическая пустыня занимает острова в Северном Ледовитом океане и частично заходит на материк.)

    Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина льда достигает от 1 до  25—30 м. Арктика — край удивительной природы, край контрастов, царство снега и льда. Лишь кое-где на островах его нет. Суша промерзает на много метров в глубину. Почва почти не образуется.

– Северный Ледовитый океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Зимой часто бушуют метель, свирепствуют морозы. В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звезд да луны, а иногда полярного сияния освещает бескрайние снежные просторы.

Найдите в учебнике как описывает северное сияние путешественник


На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лед взламывается и начинает таять.

Учащиеся читают статью «Чем особенна зона арктических пустынь» на с. 108–110 учебника.

Кадр КЛИМАТ( №3)

– Составьте карточки погоды летнего и зимнего дня в Арктике после прочтения текста (карточки)



Делаем вывод о неживой природе этого района:


Низкие температуры.

Вечная мерзлота.

Почвы очень мало и она очень бедна. 

Работая в группах ,сделайте предположение каков:

1-растительный мир

2- животный мир

3-деятельность человека

Показ слайдов после ответов

(слайд №4) Растительный мир

- Какие растения встречаются  в Арктике можно увидеть на слайде.

- Здесь господствуют мхи и лишайники.

- Чаще всего лишайники поселяются на камнях и скалах. Некоторые отличаются исключительно яркими расцветками – оттенками желтого и оранжевого. Лишайники похожи на накипь, поэтому их называют накипными.

 Кроме мхов и лишайников здесь можно увидеть и другие растения. Арктические растения ютятся лишь в низинах, трещинах и других защищенных от ветра местах. Несмотря на очень суровые условия, здесь существует группа высших цветковых растений

Сделаем вывод:

- Как растения приспособились к суровым условиям Арктики?

Слайд №5

– Каков же животный мир арктических пустынь? (Очень беден.)

Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные, например тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лед. По ледяным просторам бродят белые медведи. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Медведь – прекрасный пловец, он охотится за рыбой и тюленями. Зимой у белых медведей рождаются детеныши. Через два месяца они выходят из заснеженной берлоги. Медведица приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.

На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагарки, тупики, чистики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах откладывают яйца и выводят птенцов. Гнезд эти птицы не устраивают. Одни из них откладывают яйца на голых карнизах скал (кайры), другие – в нишах (гагарки), третьи – в щелях между камнями (чистики). Подстилки или нет вовсе, или это просто тонкий слой сухой травы.


На зиму птицы улетают к незамерзающим морям.

Заранее подготовленные учащиеся делают сообщения о некоторых животных Арктики ( медведь, морж, тюлень)

– Прочитайте статью «Какие растения и животные обитают в Арктике на с. 110–113 учебника.

– Составьте пищевые цепи, используя текст учебника:

 водоросли  рачки  рыбы  тюлени  белый медведь;

 водоросли  рачки  рыбы  гагарка.

– Как животные приспособились к суровым условиям Арктики? (Толстый слой жира, теплый мех, пух.)


Слайд№6


– Чем же занимаются люди в Арктике?

На берегах островов в суровых условиях живут и работают люди. Они ловят рыбу, охотятся на морского зверя. На многих островах, даже на льду океана созданы научные полярные станции, на которых ученые изучают суровую природу Севера: погоду, воды океана, животный мир, движение льдов.

Арктика имеет очень большое влияние на погоду всей страны, и поэтому ее необходимо изучать. С 1937 г. началось регулярное изучение этого района путем организации станций «Северный полюс», которые располагаются на льдах океана и движутся вместе с ними. Кроме того, на островах и берегах морей живут зимовщики, ведущие постоянные наблюдения за погодой Арктики. Вдоль берегов Северного Ледовитого океана проложен морской путь, который называют Северным морским путем. Суда проходят его с помощью мощных ледоколов.

Далее учащиеся читают статью «Жизнь людей в Арктике» на с. 111–116 учебника.

– Чем занимаются коренные жители Арктики? (Рыболовством, охотой.)

– Что изучают полярники? (Погоду, воды океана, животный мир, движение льдов.)

– Какой вред наносит Арктике хозяйственная деятельность людей? (Истребление животных.)

– Какие животные Арктики занесены в Красную книгу? (Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка.)

V. Закрепление знаний.



Тест «Арктика»

Обозначьте правильные ответы

1.Природная зона арктических пустынь расположена на островах:

а). Тихого океана

б). Северного Ледовитого океана

в). Индийского океана

2. Территория зоны:

а). Густо населена людьми

б). Не имеет коренного населения

в). Кратковременно живут учёные, исследователи, геологи.

3. В Арктике для растений и животных сложились:

а). Благоприятные условия

б). Комфортные условия

в). Суровые условия

4. В Арктике обитают животные:

а). Львы, слоны, бегемоты

б). Бурые медведи, зайцы, кабаны.

в). Белые медведи, тюлени, моржи.


VI. Итог урока.Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

– Какие территории на Земле географы называют природными зонами?

– Почему на территории России разные природные зоны?

– Каковы климатические условия в Арктике?

Домашнее задание: учебник (с. 107–116)-ответить на вопросы, составить цепи питания.