shkolakz.ru 1 2 ... 22 23

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра общего и классического языкознания



И. П. С у с о в

ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Учебное пособие для студентов старших курсов и аспирантов

Тверь 1999




ОГЛАВЛЕНИЕ УЧЕБНИКА

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В КУЛЬТУРАХ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА

1.1. Представления о языке в культурах древнего Ближнего Востока (3-е — 1-е тыс. до н.э.) 1.2. Китайская языковедческая традиция 1.3. Индийская языковедческая традиция 1.4. Арабская языковедческая традиция 1.5. Языкознание в Японии 1.6. Лингвистическая мысль в Бирме, Тибете, Индонезии и Малайзии 1.7. Языкознание в Иране

2. ГРЕКО-РИМСКАЯ ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ФУНДАМЕНТ ЕВРОПЕЙСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

2.1. Лингвофилософская и грамматическая мысль в древней Греции 2.2. Философия языка и языкознание в древнем Риме

3. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДНОХРИСТИАНСКОМ МИРЕ

3.1. Проблемы философии языка в патристике (2—8 вв.) 3.2. Становление письменности на родных языках в западноевропейском культурном ареале 3.3. Разработка лингвистических проблем в раннесредневековой Западной Европе 3.4. Разработка лингвистических проблем в Западной Европе позднего Средневековья

4. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОМ МИРЕ

4.1. Византийское языкознание (4—15 вв.) 4.2. Создание собственных систем письма в восточнохристианском культурном ареале 4.3. Формирование и развитие знаний о языке у южных и западных славян 4.4. Формирование и развитие знаний о языке в средневековой Руси 4.5. Формирование лингвистической мысли в Армении 4.6. Развитие лингвистической мысли в Грузии


5. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ 16—18 вв.

6. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 в.

6.1. Наследование старых традиций и беспрерывные поиски новых путей: в языкознании 19—20 вв. 6.2. Лингвистический компаративизм и образующие его области исследований 6.3. Подготовка лингвистического компаративизма 6.4. Западноевропейский лингвистический компаративизм конца 10-х — начала 50-х гг. 6.5. Сравнительно-историческое языкознание в России первой половины 19 в. 6.6. Вильгельм фон Гумбольдт

7. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 в.

7.1. А. Шлайхер и натурализм в историческом языкознании 7.2. Х. Штайнталь и психологизм в историческом языкознании 7.3 А.А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа 7.4. Младограмматический период развития сравнительно-исторического языкознания

8. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 20 в.

8.1. И.А. Бодуэн де Куртенэ и Казанская лингвистическая школа 8.2. Ф.Ф. Фортунатов и фортунатовское течение в языкознании 8.3. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра

9. ОСНОВНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ, СФОРМИРОВАВШИЕСЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 в.

9.1. Петербургская лингвистическая школа 9.2. Женевская лингвистическая школа 9.3. Школа А. Мейе и социологический подход к изучению языка 9.4. Лингвистический структурализм: претензии и результаты 9.5. Пражская школа лингвистического структурализма 9.6. Датский структурализм (глоссематика) 9.7. Американский структурализм и его направления 9.8. Лондонская школа структурализма 9.9. Сравнительно-историческое языкознание в 20 в.

10. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В ЯЗЫКОЗНАНИИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ 20 в.

10.1. Генеративное (порождающее) языкознание 10.2. Современные исследования в области функциональной лингвистики 10.2.1. Лингвистическая семантика 10.2.2. Коммуникативно-деятельностные теории языка 10.2.3. Психолингвистика и нейролингвистика 10.2.4. Язык и этнос 10.2.5. Язык и социум


следующая страница >>