shkolakz.ru 1 2 3 ... 28 29

Оглавление

«Введение в курс «История Мамадышского края». 4

§ 2.География Мамадышского района. 5

§3.Основные археологические памятники Мамадышского района, относящиеся к булгарской культуре. 12

§ 4.«Легенды и были о городе Мамадыш» 18

§ 5.Позднее Булгарское княжество в Западном Предкамье Город Кирменчук в XIII-XIV в.в. 20

§6.Кладбище ханов («Ханнар зираты»). 24

§ 7.Крестьянские волнения XVIII в.в. Мамадышском крае. Мамадышцы в Пугачевском восстании. 28

§8.Уездный Мамадыш в конце XVIII – XIX в.в. В ранге российских городов. 31

§9.Мултанское дело 34

§10.Мамадышский уезд в период отмены крепостного права 35

§ 11.«Железная Вера» - Вера Николаевна Фигнер. 36

§12-13.Купеческие династии Мамадышского уезда XIX века. 38

§14.«Культурная жизнь Мамадыша во второй половине XIX- начале XXвека» 41

§15.Развитие религии в Мамадышском крае. 45

§16.Участие наших земляков в военных кампаниях начала XX века. 51

§17-18. «Февральская революция в Мамадыше. За власть Советов 1917 год. Политика «Военного коммунизма» 53

§19.«Гражданская война и интервенция» 56

§20-21.«Коллективизация и индустриализация в нашем крае» 61

§22.«Наш край накануне Великой Отечественной войны. 64

§23-24.Мамадыш в годы Великой Отечественной войны. 66

§25.Первые послевоенные пятилетки 68

§26.«Мамадышский край во второй половине XX века» 70

§28.Литературные вершины края. 73

§28.Музыкальные вершины края. 77

§29-30.Ими гордится земля Мамадышская. 82

§ 31.В жизни всегда есть место подвигу. 89

§32. Мамадыш сегодня и завтра. 95

Приложение 1. 99

Приложение 2. 100

Литература 103

Источники 103


«Введение в курс «История Мамадышского края».


Это, удивительный мир, история родного края...

Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы всегда пишем с большой буквы, ведь ими мы называем свою Родину. Эти слова мы произносим с большой гордостью.

Слово Родина звучит из наших уст, как родной дом, где мы сделали первые шаги и произнесли первые слова; она начинается с близких нам людей; Родина -родной дом.

Для многих Родина берет начало с отчего дома. Отчий, значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.

Каким был наш отчий дом, где бы он не находился, он всегда нам будет дорог и близок. Родные, с детства знакомые места, которые запали в сердце – это наша малая Родина, наш родной край.

Родной край – это тропа от родительского дома; это люди, те, кто здесь жил до нас, и те, кто живет сейчас рядом с нами; это зеленеющее всходами зерна ,бескрайние поля и шумный, многолюдный наш город Мамадыш.

В нашем крае своя природа, свой климат, свой животный и растительный мир, свои названия сел и незабываемый город. Свои живописные уголки: дали неоглядные, леса и перелески, долины рек, холмы и горы.

Скоро ты откроешь для себя удивительный мир истории. Ты узнаешь, какой трудный и долгий путь через столетия прошел наш край, какой он был и какой он стал.

У каждого народа есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты».

История – наука, которая изучает прошлое народов: прошедшие события, жизнь людей, их занятия и культуру. А культура в свою очередь – это достижения людей в области науки и техники, образования и искусства.

История – помогает жить. Узнать прошлое. В те далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, невзгоды и лишения. Многие из них погибли во время разорительных воин и других бед. Но, несмотря на все тяготы, жизнь продолжалась. Годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.


История – это дорога времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. Тогда еще не умели писать и читать. И все же многое о них мы знаем.

Прежде всего, много интересного хранит земля. В ней ученые находят остатки поселков и даже целых городов, в которых когда-то жили люди. В этих городах сохранились не только дома, но и некоторые вещи. О занятиях, одежде, обычаях людей узнают по черепкам глиняных горшков и кувшинов, сохранившимся кусочкам кожи, обломками игл, ножей и других предметов. О многом могут рассказать проржавевшие мечи шлемы, щиты и кольчуги. Встречаются даже пролежавшие в земле сотни лет зерна и косточки фруктов.

Соприкоснуться с историей можно не только в залах музея, у стен древней крепостей или у памятника погибшим героям. История живет в нас, в нашей речи, в наших именах и фамилиях, в наших привычках, в любимых книгах и фильмах, в народных песнях, в названиях города и сел, улиц. Она всюду и везде.

«Береги честь смолоду» - гласит народная пословица. Честь – это уважение человека самому себе, это уважение тех людей, которые его окружают. И еще честь – это доброе имя человека. Если человек любит свою семью, родных и близких, он постарается сделать все от него зависящее, чтобы быть достойным своей фамилии, своей родословной. Поэтому мы должны бороться за чистоту экологии нашего края, сохранить исторические памятники, живописные уголки родного края. Этим мы поможем сохранить неповторимую красоту и историю нашего родного края.


В этой книге вы узнаете, какой путь через столетия прошел наш Мамадышский край, какой он был и какой стал. У каждого края есть свое настоящее и прошлое.

В книге содержатся рассказы о знаменательных событиях истории, о подвигах людей нашего края.

А теперь о том, как правильно работать с книгой. Сначала весь текст надо прочитать целиком, стараясь понять в нем самое главное, узнать смысл новых слов, терминов. Затем текст, следует читать по абзацам, выделяя в каждом из них самое главное. Потом необходимо нимательно посмотреть иллюстрации к параграфу и прочитать подписи к ним. Иллюстрации дадут дополнительные сведения, помогут лучше понять прочитанный вами текст.


В истории Мамадышского края встречается много самых разных названий сел и деревень и т.д. Чтобы представить, где они находятся, надо обратиться к картам Мамадышского края. Рассматривая карту, сначала надо посмотреть легенду и ознакомиться с условными обозначениями, обратить внимание на раскраску и прочитать подписи. После этого без труда найдешь на карте все, что нужно.

При работе с картой, а так же чтении учебника вы увидите выделенные жирным шрифтом важнейшие исторические даты. Вам надо их хорошо запомнить. В тексте встречаются обозначения веков. Век - это промежуток времени, равный ста годам. Например, век, в который вы начали жить, или вы родились (двадцатый), начался 1 января 1901 года, а закончился 31 января 2000 года. А сейчас идет двадцать первый век. Этот век начался 1 января 2001года, а закончится 31 января 2100 года. Века обозначают не арабскими цифрами, а римскими (XXI век).

Чтобы убедиться, что вы хорошо поняли прочитанное, ответьте на вопросы и выполните задания, помещенные в конце параграфов. Отвечая на них, вы сможете проверить, насколько хорошо знаете основные события истории и важнейшие даты, умеете составлять рассказ и многое другое.

Этой учебной книгой вам придется пользоваться весь учебный год. И вы, конечно, постараетесь сохранить ее как можно лучше. Отнеситесь к ней аккуратно и бережно: ведь после вас она перейдет к другим ученикам.

Желаем вам успехов в изучении нового интересного и увлекательного предмета – истории родного края!

Домашнее задание:

Вопросы
:


  1. Что такое Родина?

  2. Что объясняет слово «Отечество»?

  3. Дайте объяснение понятия Родной край?

  4. Объясните понятие – «история» Что она изучает?

  5. Что для вас Мамадыш и Мамадышский край?



<< предыдущая страница   следующая страница >>